Безработица ее виды и особенности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 21:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является систематизация и обобщение знаний по проблеме безработице. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
• раскрыть сущность понятия «безработица»;
• проанализировать причины безработицы;
• выявить социально-экономические последствия безработицы;
• рассмотреть меры государственной политики в целях снижения уровня безработицы в России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.1 Понятие, формы безработицы и их специфика 4
1.2 Причины безработицы в переходной экономике 9
1.3 Определение уровня безработицы 14
2.1 Экономические последствия безработицы 16
2.2 Социальные последствия безработицы 22
3.1Факторы, способствующие безработице в России. Минимизация их воздействия 24
3.2 Методы борьбы с безработицей 27
3.3 Государственная служба занятости населения и ее функции 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

Файлы: 1 файл

Экономическая система ''Безработица''.docx

— 66.80 Кб (Скачать файл)

Экономические последствия  безработицы не ограничиваются только этим. Она может позволить предпринимателям понизить цену рабочей силы, особенно если безработица продолжается долго. Известны случаи, когда работодатели, особенно на малых предприятиях, устанавливают  более продолжительную, чем определено законом, рабочую неделю, сами определяют длительность отпуска, не оплачивают больничных листов, в том числе в связи  с родами, отказывают в приеме на работу женщинам, могут расторгнуть  договор о найме без каких-либо веских оснований и т.д.

Безработицу как сложное  социально-экономическое явление  невозможно оценить однозначно. Однако она имеет не только негативное значение. Безработица – одно из важнейших  условий нормального и бесперебойного функционирования экономики. Она обеспечивает формирование резерва рабочей силы как важнейшего фактора развития рыночной экономики, которая постоянно  предъявляет спрос на труд. Это  обусловлено необходимостью ввода  в действие новых объектов хозяйственной  деятельности. Их комплектование кадрами  не может быть обеспечено только за счет естественного прироста экономически активного населения. В этом случае пришлось бы открывать многие новые  предприятия, учреждения и организации  только в летние месяцы, когда молодежь заканчивает обучение и начинает трудовую жизнь. В то же время действующее производство систематически предъявляет спрос на дополнительную рабочую силу в связи с пополнением естественной убыли и текучестью кадров. Удовлетворить этот спрос можно лишь за счет резервирования рабочей силы, поскольку многие из уволенных работников нуждаются в переподготовке, повышении квалификации и т.д., часто с отрывом от производства.

Безработица обеспечивает необходимое  производству перераспределение кадров, их сосредоточение в тех видах  деятельности, которые сегодня нужны  потребителям. Правда, такие переливы кадров не всегда проходят безболезненно  для отдельного человека. И здесь  весьма велика роль государства, которое  должно смягчить негативную сторону  этих позитивных для производства и  населения процессов.

Безработица, ее рост, дают весьма эффективный «сигнал» работнику  о том, что его профессия, специальные  знания, навыки труда устарели, уровень  квалификации не соответствует требованиям  сегодняшнего дня. Все это определенным образом стимулирует работника  к систематическому повышению своего профессионального мастерства.

 

2.2 Социальные последствия безработицы

Помимо чисто экономических  последствий нельзя сбрасывать со счетов и значительные социальные и моральные  последствия безработицы, ее негативное влияние на общественные ценности и  жизненные интересы граждан. Вынужденная  бездеятельность значительной массы  трудоспособного населения и  каждого человека в отдельности  ведет к появлению жизненной  депрессии, потери квалификации и практических навыков; снижаются моральные устои, растет преступность, теряется самоуважение, распадаются семьи, растет социальная напряженность в обществе, которая  характеризуется также повышением числа самоубийств, психических  и сердечно-сосудистых заболеваний. В конечном итоге подрывается  и физическое здоровье общества.

В связи с потерей работы многие семьи оказались за чертой бедности.

Бедность – это такое  экономическое состояние людей, которые не имеют минимума (по нормам страны) средств к существованию. Количество бедного населения в  нашей стране резко увеличилось  после 1991 года и в течение 15 лет  неумолимо продолжает расти.

Число бедных изменяется с  изменением экономической фактуры  в стране. В России, по некоторым  данным, число бедных семей превышает 25% их общей численности, и в это  число не входят семьи алкоголиков  и наркоманов, дети которых практически  живут на улицах городов.

Беспризорность – это  еще одно негативное влияние безработицы. Чтобы хоть как-то мог прокормить свою семью несознательные родители пускают своих детей на преступление, как уголовного, так и морального направления. И в связи с этим увеличивается число самоубийств  среди молодежи. А молодые мама боятся рожать более одного ребенка. В связи с этим прослеживается в России отрицательная ситуация - смертность превышает над рождаемостью.

Естественная убыль населения  сопровождается падением производства.

В России существенно уменьшилась  средняя продолжительность жизни  населения. Если в 1992 году ожидаемая  продолжительность жизни при  рождении составила 67,9 года (в том  числе мужчины 62,0 и женщины – 73,8), то в 1999 году продолжительность  жизни снизилась до 65,9 года (в  том числе мужчины 59,8 и женщины – 72,2).

Неустойчивая ситуация на рынке труда, экономические реформы, безработица, социальная незащищенность особенно молодежи влечет рост преступлений, наркомании и алкоголизма относительно молодого населения нашей страны. По данным Госкомстата число преступлений, совершенных несовершеннолетними, неумолимо растет. В 2005г. было возбуждено 132,6 тыс. уголовных дел, о преступлениях несовершеннолетних. Это включает в себя как мелкие хулиганства, так и кража имущества. Но нередко, за всеми этими преступлениями стоят более взрослые люди.

Многие семьи, оказавшиеся  на грани бедности, в связи с  потерей работы, а, следовательно, единственного  источника дохода, искали средства к существованию в теневом  бизнесе. Одним из таких является распространение наркотических  средств, а также их распространение, среди молодежи, что негативно  складывается на умственном и физическом развитии детей.

Таким образом, социальные последствия  безработицы поражают как своими масштабами, так и своей жестокостью, как на молодежь, так и на людей  предпенсионного возраста. Борьба с  наркоманией, беспризорностью, алкоголизмом должна быть выдвинута на первый план, если мы хотим вырастить здоровую нацию

 

3 Государственное регулирование занятости в России

3.1Факторы, способствующие безработице в России.

Минимизация их воздействия

Проблему безработицы усугубляет трудное материальное положение,толкающее искать работу домохозяек, пенсионеров, учащихся.

В соответствии с уже накопленным  службой занятости опытом и мнением  экспертов увеличение числа безработных  в РФ будет способствовать наличие  следующих факторов:

  • подавление безработицы (досрочные проводы на пенсию мужчин в 58, женщин в 53);
  • частичная принудительная безработица (сокращенный рабочий день, сокращенная рабочая неделя, удлинение отпусков);
  • условная безработица (непостоянная работа);
  • временная безработица (декретный отпуск, уход за ребенком, за инвалидами детства, тяжелобольными и стариками, отпуск без сохранения содержания);
  • потенциальная безработица (в связи с выходом на инвалидность);
  • безработица в связи с высвобождением женщин из производства с вредными и опасными условиями труда;
  • безработица структурная (переориентация, закрытие, банкротство);
  • вынужденная безработица (вследствие отсутствия сырья, энергии, комплектующих, приведшего к остановке предприятия);
  • безработица вследствие повышения производительности труда и его интенсификации;
  • безработица вследствие демобилизации, увольнения в запас и структурной перестройки в армии;
  • безработица членов семей военнослужащих и военных советников, возвращающихся в РФ из-за рубежа;
  • безработица в закрытых городах в связи с конверсией и городах заводах вследствие остановки предприятий;
  • первичная безработица (выпускники школ, ПТУ, техникумов, ВУЗов);
  • безработица молодежи, отчисленной из учебных заведений или прекратившей обучение по собственному желанию;
  • безработица вследствие недостаточной профессиональной квалификации;
  • безработица субъективная вследствие нежелания или неспособности переквалифицироваться и получить иную профессию;
  • безработица вследствие вынужденной миграции (беженцы)
  • безработица специалистов работавших по долгосрочным контрактам за рубежом;
  • безработица возвращающихся из мест лишения свободы;
  • безработица тех, кто после длительного перерыва хочет возобновить работу;
  • безработица вследствие стихийных бедствий и экстремальных ситуаций (аварии, землетрясения, наводнения, разрушение предприятий и учреждений в результате взрывов или военных действий);
  • безработица в связи с невозможностью без нарушения паспортного режима и утраты жилья перемещаться из мест с избытком трудовых ресурсов в регионы с избытком рабочих мест.

Здесь перечислены далеко не все реально существующие пути пополнения армии потенциальных  безработных. Под неучтенными источниками  подразумеваются несколько групп  населения. Как и в каждом государстве  в России есть определенная часть  населения не желающая работать. Эта  группа постоянный иждивенец государства, на биржу труда не пойдет и не будет зарегистрирован в качестве безработных. Однако эта масса людей, достигающая по некоторым оценкам  несколько миллионов человек, не оказывая давления на рынок труда, тем не менее будет постоянно оказывать давление на бюджет, особенно когда войдет в силу закон о пособиях на бедность. Вторая группа - прямо или косвенно связанные с криминальным миром. По мере борьбы государства с преступностью, люди входящие в преступные группировки пополнят ряды безработных. Третья группа - люди состоятельные, но официально нигде не работающие, тоже формально являются безработными.

3.2 Методы борьбы с безработицей

 

При разработке федеральной и региональной программой обеспечения занятости населения необходимо учитывать определенную специфику России исходя при этом из неоднократно проверенного факта: предотвратить безработицу невозможно, но можно и нужно минимизировать ее, одновременно смягчая социальные, политические и нравственные последствия неполного обеспечения трудоспособного населения работой. 15И речь идет не только о соблюдении интересов отдельного гражданина, но и об интересах государства, поскольку при безработице в 8-10% только на выплату пособий безработным уйдет 2.5% валового национального продукта.

В социально - трудовой политике первоначально превалировали меры, направленные на выработку и реализацию механизмов, облегчавших институциональные  перемены в собственности и структурные  сдвиги в экономике. Важнейшими из них  были поддержание доходов на минимальном  уровне и гарантии занятости в  условиях спада производства и роста  безработицы. В русле демократизации общества было модернизировано законодательство о труде и занятости путем  приведения его в соответствии с международными правилами: сокращена рабочая неделя, увеличена минимальная продолжительность отпусков, расширены гарантии занятости безработных, началось реформирование социального страхования. Регулирование социально - страховых отношений способствовало их нормализации во время приватизации экономики, установлению перемирия между нынешними работниками и их будущими хозяевами.

Поддержание доходов на минимальном  уровне стало целью социальной защиты населения, пострадавшего от правительства                                                        «реформаторов». Государство на время отказалось от прямой регламентации в оплате труда (кроме его минимума), перейдя к косвенному регулированию через налоги. Понемногу росло реальное наполнение средней заработной платы, отставая, однако, от динамики потребительских цен на товары и услуги.

В связи с рыночными  изменениями наметился переход  от жестоких социалистических к более  гибким видам найма (срочным контрактам, неформализованным соглашениям  и т.п.). При этом почти сошла  на нет традиционная роль органов  труда как государственного надзирателя за использованием рабочего времени, дисциплины, производительностью, условиями и оплаты труда.

Вместе с тем увеличивалась  вынужденная безработица, порожденная  новыми условиями функционирования предприятий и формами найма. Высвобожденные по экономическим мотивам  составили более половины официально зарегистрированных безработных. Именно для них, квалифицированных работников со стажем и производственным опытом, были особенно нужны реальные гарантии занятости, альтернативные косметическим  мерам по трудоустройству социально  незащищенных маргиналов.

Неуклонный рост структурной  безработицы предопределял необходимость  преобразования фондов занятости в  полноценную систему социального  страхования. Безработица из негативного  явления превращалась в постоянно  действующий фактор развития рынка  труда и обострения конкуренции  за рабочие места. Надо было считаться  с ее объективным характером, обусловленностью процессами реформирования экономики, искать новые формы эффективной занятости.

Однако безработица оказалась  тем объектом, о котором пришлось подумать  ни одной команде реформаторов в России, многие проекты команд были утопией. Следуя правительственному курсу социальной защиты, служба занятости трансформировалась в организацию по борьбе с безработицей. Были продолжены раздачи гарантий ее клиентам по растущему числу специально проводимых мероприятий. Причем упор делался на выигрышные в глазах общественности проекты в пользу социально незащищенных. И наоборот, в программах содействия занятости сознательно принижалось значение трудового посредничества, задач повышения мобильности высвобождаемой рабочей силы и ее конкурентоспособности на открытом рынке труда.

Курс на обеспечение возможно полной занятости и предотвращение безработицы не решал важнейшую  задачу реформ - повышение эффективности  производства. Когда экономический  кризис усилился, обновленное к тому времени правительство увидело  выход из него в достижении финансовой стабилизации, фактически в ускоренном развитии финансово - промышленного  капитала путем мобилизации ресурсов накопления.16

В условиях катастрофической нехватки инвестиций, что вполне естественно  для системного кризиса, активного  вывоза из страны капиталов и сокращения возможностей инфляционного кредитования промышленности источником стабилизации экономики становились доходы населения. На смену социальным приоритетам и монетаристским моделям пришли узкопрогматические задачи перераспределения национального дохода в пользу крупнейших монополий, возникших в результате «народной» приватизации.

Информация о работе Безработица ее виды и особенности в РФ