Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 12:48, курсовая работа
Изучение безработицы позволяет определять ее причины, а также совершенствовать меры государственной политики, которые влияют на занятость. По мнению многих экономистов, безработица даже необходима, т.к. это объективное явление, присущее рынку труда, является его особенностью, поэтому ее нельзя однозначно оценивать как социальное зло. Она повышает производительность труда, стимулирует заинтересованность в качественном труде, повышении образовательного уровня и квалификации работников.
Цель данной работы выяснить причины безработицы, объяснить ее масштабы, проследить возможные пути преодоления данного явления и пути совершенствования занятости, основываясь как на опыте других стран, так и на достижениях нашей республики в данной сфере экономических отношений.
Введение 3
1. Причины, сущность, виды безработицы 4
1.1. Причины безработицы 4
1.2. Сущность и виды безработицы 7
1.3. Социально-экономические последствия безработицы 11
2. Особенности безработицы в постсоциалистических странах 13
2.1. Прогнозирование уровня безработицы в период перехода к рынку 13
2.2. Особенности состояния и регулирования занятости в
постсоциалистических странах 16
3. Тенденции безработицы в Республике Беларусь 22
3.1. Особенности безработицы в Республике Беларусь 22
3.2. Динамика безработицы 24
3.3. Государственное регулирование безработицы 27
Заключение 30
Список использованных источников 32
Количественно безработица характеризуется уровнем и продолжительностью.
Уровень безработицы – это доля безработной части трудовых ресурсов общества. Для определения официального уровня безработицы необходимо количество безработных, зарегистрированных официальными службами, соотнести с количеством рабочей силы и выразить это в процентах по формуле (1.3.):
Безработица в системе социальных и экономических проблем занимает ведущее место и вместе с показателями уровня жизни выступает своеобразным индикатором социальных процессов. Она является одним из наиболее сильных социально-экономических дестабилизаторов. В связи с незанятостью в производстве определенной части работников общество теряет потенциально возможный выпуск продукции: повышение уровня безработицы на 1% дает отставание ВВП в среднем на 2,5%. Еще большие экономические потери, чем общество в целом, несут граждане, особенно безработные. Нередко она оборачивается материальным крахом семьи.
Безработица – это и социальная катастрофа для человека. Потеря работы вызывает психологический стресс, уступающий, как свидетельствуют социологические обследования, только стрессу, вызванному смертью ближайшего родственника или заключению в тюрьму. Безработица ведет к бездеятельности, потере квалификации и моральных устоев, деградации личности, преступности, наркомании и алкоголизму. Люди чувствуют себя выброшенными из привычного жизненного ритма, растет заболеваемость и смертность, увеличивается количество самоубийств. Особенно болезненно безработица влияет на молодежь: наблюдаются отклонения в ее поведении и здоровье, депрессия, утрата жизненных ориентиров, рост преступности, алкоголизма и наркомании.
Углубление бедности и социальной нестабильности, вызванные безработицей, относятся к наиболее значимым угрозам демографической безопасности. Неслучайно для оценки социально-экономического положения стран широко используется индекс нищеты, представляющий собой сумму уровней безработицы и инфляции.
Исходя из этих сведений, можно предложить следующую развернутую классификацию наиболее значимых социальных и экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения как отрицательного, так и положительного влияния на систему:
Социальные последствия безработицы
1. Отрицательные:
2. Положительные:
Экономические последствия безработицы
1. Отрицательные:
2. Положительные:
Переходная экономика – экономика стран, переходящих от централизованно управляемой системы хозяйствования к системе, основанной на рыночных принципах.
В условиях планово-административной системы численность работающих и фонды заработной платы в этих странах (постсоветские страны, страны Центральной и Восточной Европы) централизованно устанавливались вышестоящей организацией, причем, как правило, исходя из фактической численности и сложившегося уровня производительности труда. Такая практика приводила к тому, что руководители предприятий были объективно заинтересованы решать свои производственные задачи преимущественно за счет экстенсивных факторов: путем создания новых рабочих мест и должностей, увеличения числа рабочих и служащих. В результате на многих предприятиях постоянно содержалась излишняя рабочая сила на уровне примерно 18 % общего числа занятых. Таким образом, скрытая безработица сложилась и искусственно поддерживалась независимо от перехода к рынку, который лишь существенно способствовал ее выявлению и обострил проблему эффективного использования работников на предприятиях.
С переходом к рынку к уже имевшейся излишней рабочей силе, обусловленной потерями рабочего времени по причинам, зависящим от работников и от администрации предприятий, добавились потери, вызванные нарушением хозяйственных связей между поставщиками и потребителями, отсутствием заказов на производство продукции, хроническими перебоями в поставках сырья, материалов и комплектующих изделий, несвоевременным поступлением платежей за отправленную заказчику продукцию, в результате чего персонал предприятия оказывался частично или полностью незанятым. Эта незанятость по внешним для предприятия причинам, в отличие от незанятости по внутренним причинам, поддается более строгому учету, поскольку она отражается в документах, фиксирующих предоставляемые работникам административные неоплачиваемые или частично оплачиваемые отпуска. Если суммировать внутренние и внешние причины возникновения скрытой безработицы, то можно установить, что общая оценка числа лиц, являющихся частично или полностью «безработными по месту работы», составит в среднем не менее 20-25% от списочного состава работников.
Исходя из этого, можно составить прогноз изменения уровня безработицы в период перехода к рынку, который отражается рисунком 2.1.
Рисунок 2.1. Изменение уровня безработицы
Критерием оценки уровня безработицы является его отнесение к одной из трех зон. Первая зона – естественный уровень безработицы. Принадлежность к этой зоне характеризует нормальное состояние рынка труда. Границы этой зоны могут быть дифференцированы в сравнительно узких пределах (1,0 – 2,0%) в зависимости от экономической, социальной и демографической структуры региона, а также от проводимой политики в отношении стабилизации и текучести персонала предприятий. Вторая зона – допустимый уровень безработицы, характеризуется наличием инфляционных процессов на рынке труда, т.е. снижением цены на рабочую силу по мере увеличения разрыва между предложением рабочей силы и платежеспособным спросом на нее, но в пределах сохранения общей экономической стабильности путем институционального регулирования. Третья зона – социально опасный уровень безработицы, который приобретает характер неуправляемой гиперинфляции рабочей силы, ее обесценения, обвальной безработицы.
На момент начала реформы экономики внутренние рынки труда предприятий обременены значительным объемом скрытой безработицы, который по мере перехода к рыночным отношениям имеет тенденцию планомерно снижаться. Этот процесс носит детерминированный характер (графически он выражен прямой линией), обусловленный неотвратимостью постепенного сокращения скрытых безработных из-за отсутствия у предприятий средств на их содержание, достигая естественного уровня по окончании цикла перехода к рынку. Таким образом, рыночный механизм выполняет очистительную миссию, позволяя выявить и устранить лишних или неэффективно используемых работников.
Одновременно с процессом уменьшения скрытой безработицы происходят изменения в уровне занятости, зависящие от общего состояния экономики. Эти изменения носят стохастический характер, обусловленный слабо предсказуемой и еще слабее поддающейся управлению экономической ситуацией на макроуровне. Поэтому динамика изменения уровня безработицы под влиянием внешних (по отношению к предприятию или региону) факторов предположительно может быть выражена кривой нормального распределения, нижние точки которой соответствуют естественному уровню безработицы, а верхняя критическая точка – максимальному уровню. Эта кривая с переходом от фазы спада экономики к фазе стабилизации пересекает график снижения скрытой безработицы, причем нижняя точка соответствует достижению естественного уровня безработицы, верхняя характеризует предельное значение допустимого уровня. Суммарный уровень безработицы представлен соответствующим графиком.
Контингент стран, находящихся в состоянии переходной экономики, достаточно многолик. Это страны Центральной Европы (Чехия, Словакия, Польша, Венгрия, Румыния, Хорватия, Болгария, Македония, Албания, Югославия), Балтии (Латвия, Литва, Эстония), Восточной Европы и Азии (Россия, Беларусь, Украина, Молдова, Армения, Киргизия, Казахстан, Грузия, Азербайджан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан).
Анализ в развитии занятости и безработицы в странах с переходной экономикой позволяет выделить некоторые общие тенденции.
Так, с начала 1990-х годов во всех странах обозначилось снижение численности занятых. В Венгрии уменьшение общей занятости в 1990 г. составило 0,5%, в 1992г. – 7, 3%, в т.ч. в промышленности – 11, 6%; в Польше – 6,4%, в 1990 г.; в 1992 г. – 13,6%, в т.ч. в промышленности – 16,3%; в Чешской Республике в 1992 г. – 2,6%, в Словакии – 5,3%; в промышленности России в 1993 г. – 6,5%; в Болгарии в 1991г. – 13%, в 1992 г. – 12%.
Общим для всех транзитивных экономик оказалось существенное снижение ВВП. В Венгрии падение реального ВВП в 1991 г. составило 11,9%, в Болгарии – 11,7%, Чешской Республике – 14,2%, Польше в 1990г. – 11,6%, в Румынии в 1991 г. -13,7%, Словакии – 14,0%, России – 12,5%, СНГ – 11,5%, Балтийских государствах – 8-13%.
Такое значительное снижение объемов производства сопровождалось соответствующим ростом безработицы, то есть переходный период в рассматриваемых странах сопряжен с появлением официальной безработицы и ее увеличением. В 1993 г. уровень безработицы в Болгарии составил 16,4%, Венгрии – 12,1%, Польше – 15,7%, Словакии – 14,4%. Практически во всех транзитивных экономиках, за исключением Чешской Республики и стран СНГ, уровень безработицы составил к 1994г. свыше 10% при нулевом уровне до трансформационных процессов. [4, с.80]
По оценкам исследователей МОТ, по сравнению с колоссальными потерями в промышленном производстве, рост открытой безработицы представляется довольно незначительным. Данное обстоятельство можно объяснить следующим:
В целом, по динамике трансформационных процессов в сфере занятости четко различимы три группы стран.
К первой можно отнести Польшу, Венгрию, Чешскую Республику, Словакию, Эстонию, Латвию и Литву. В них переходные процессы начались активно, с четкой целевой рыночной ориентацией, проведением приватизации, последовательным ужесточением внешней среды функционирования государственных предприятий и реальным поощрением развития частного сектора. В итоге, кризисные явления в данных странах были глубоки и разрушительны, но непродолжительны (в среднем 3 года). Спад промышленного производства в Польше до 40 %, в Венгрии – 31%, Чехии – 25% в 1990-1991 гг. начиная с 1992 г. был остановлен с последующим реальным ростом промышленного производства уже новой структуры, с иным уровнем занятости. В Польше в 1994г. темпы роста ВВП составили 4,5%, в Чехии – 1,5%, Словении – 4%, Эстонии – 6%, Латвии – 4,1%, Венгрии – 1%. Характерным для этих стран является снижение темпов инфляции и достаточно высокие уровни безработицы (за исключением Чехии, балтийских государств) [4, с.83-84].
Наиболее успешную политику в сфере труда проводит Чехия. Здесь удалось относительно быстро и без особых социальных потерь провести экономические реформы. Этому способствовали следующие объективные факторы: географическая близость к развитым странам Запада, высокий уровень экономического развития страны, сравнительно небольшие размеры государства и рынка труда, высокий уровень жизни населения (в сравнении с бывшими социалистическими странами), научного потенциала экономики и производства, а также образования работников, исторические и культурные особенности населения, отсутствие значительных региональных различий. Значительную роль сыграла активная государственная политика на рынке труда. В отличие от других стран этой группы, которые тратили на последнюю менее 10% финансовых средств, направляемых на рынок труда, Чехия на эти цели выделяла более 50% [11, с. 40].
Информация о работе Безработица и ее проблемы в переходной экономике