Безработица и ее проблемы в переходной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 12:48, курсовая работа

Описание работы

Изучение безработицы позволяет определять ее причины, а также совершенствовать меры государственной политики, которые влияют на занятость. По мнению многих экономистов, безработица даже необходима, т.к. это объективное явление, присущее рынку труда, является его особенностью, поэтому ее нельзя однозначно оценивать как социальное зло. Она повышает производительность труда, стимулирует заинтересованность в качественном труде, повышении образовательного уровня и квалификации работников.
Цель данной работы выяснить причины безработицы, объяснить ее масштабы, проследить возможные пути преодоления данного явления и пути совершенствования занятости, основываясь как на опыте других стран, так и на достижениях нашей республики в данной сфере экономических отношений.

Содержание работы

Введение 3
1. Причины, сущность, виды безработицы 4
1.1. Причины безработицы 4
1.2. Сущность и виды безработицы 7
1.3. Социально-экономические последствия безработицы 11
2. Особенности безработицы в постсоциалистических странах 13
2.1. Прогнозирование уровня безработицы в период перехода к рынку 13
2.2. Особенности состояния и регулирования занятости в
постсоциалистических странах 16
3. Тенденции безработицы в Республике Беларусь 22
3.1. Особенности безработицы в Республике Беларусь 22
3.2. Динамика безработицы 24
3.3. Государственное регулирование безработицы 27
Заключение 30
Список использованных источников 32

Файлы: 1 файл

0377941_1824B_bezrabotica_i_ee_problemy_v_perehodnoy_ekonomike.doc

— 332.00 Кб (Скачать файл)

В то же время некоторые страны указанной группы не смогли добиться значительных успехов на рынке труда. Ярким примером служит Польша. На развитие негативных тенденций в ее социально-трудовой сфере повлияли следующие факторы: глубокий экономический спад, снижение потребительского и инвестиционного спроса, чрезмерный рост импорта, а также структурные изменения и увеличение скрытой безработицы.

Наиболее тяжелые  последствия принесла политика, проводимая на рынке труда. Экономическая политика, направленная на форсированное разгосударствление, оказалась неэффективной в отношении использования производственных факторов. В итоге Польша имеет массовую безработицу, главным образом среди высококвалифицированных рабочих при одновременном простое производственных мощностей в промышленности и других отраслях. Рекордный уровень безработицы в Польше был достигнут в 2002 г. – 18% [11, с.42].

Ко второй группе стран с переходной экономикой можно  отнести Болгарию, Румынию, Словакию. В них трансформационные процессы идут достаточно активно, но без резких (шоковых) изменений в экономических устройствах. Сокращение занятости в государственном секторе здесь значительно, рост частного сектора – слабый. В итоге возросла безработица. В проведении приватизации в этих странах, несмотря на детальные его планы, была достигнута лишь малая приватизация преимущественно в розничной торговле. Общий итог развития в этих странах – отставание от стран 1-ой группы по темпам роста ВВП, умеренный рост инфляции.

Наибольших  успехов в регулировании социально-трудовой сферы в этой группе стран достигла Болгария. Здесь главной чертой политики занятости в переходный период явилось создание институциональных и финансовых условий для решения проблем растущей безработицы. Из-за отсутствия законодательно установленных обязательств по реализации государственной политики занятости местные органы власти долгое время не оказывали заметного влияния на состояние местных рынков труда. Сейчас по инициативе бюро по труду они начинают подключаться к выполнению программ по снижению уровня безработицы. Вопросами рынка труда занимаются правительство и его специальные органы, а также подразделения, входящие в структуру Национального совета трехстороннего сотрудничества. Техническую и методическую помощь органам по труду, оказывают Германия, Бельгия, Великобритания, США, Франция, а также международные организации, в том числе МОТ и Всемирный банк.

К третьей группе можно отнести страны СНГ. Объединяет их значительное падение ВВП, инфляция и низкие уровни безработицы. Объяснение указанных явлений – в характере и динамике проводимых преобразований: непоследовательная приватизация, сохранение мягких бюджетных ограничений, высокая субсидируемость промышленного и особенно сельскохозяйственного производства, тяжелые условия для развития самозанятости и предпринимательства, поддержание избыточной занятости на предприятиях.

Таким образом, начав процессы перехода к рыночным отношениям приблизительно в одно и то же время и с однотипной сущностной моделью занятости, к 1994 г. страны с переходной экономикой пришли к различным результатам. Цена оттягивания и формализации рыночных преобразований достаточно высока – в странах III группы уровень бедности населения выше, заработная плата ниже, привлекательность этих стран для ведения бизнеса существенно ниже.

Общими чертами  безработицы в переходных экономиках является сходство ее структуры:

    1. значительный удельный вес молодежи;
    2. увеличение длительной безработицы;
    3. основным источником пополнения рядов безработных являются высвобожденные с производства и выпускники;
    4. низкая оборачиваемость состава безработных. В переходных экономиках ежемесячное выбытие из состава безработных колеблется в пределах 0,6-0,85 к численности рабочей силы, а приток в состав безработных – 0,6-1,1%, в то время как во Франции эти показатели составляют 1,3-1,45, Норвегии -1,6% [4, с. 86]

Значимыми выводами, вытекающими из опыта регулирования занятости в странах с переходной экономикой, представляются следующие:

    • эффективность регулирования занятости производна от реальности и последовательности рыночных преобразований;
    • необходимы конкретные шаги по снижению уровня государственной монопсонизации занятости и уменьшению уровня избыточной занятости на государственных предприятиях до экономически целесообразного;
    • легализация скрытой безработицы является менее безболезненным способом обеспечения экономически целесообразного уровня занятости и разрешима в более короткие сроки, нежели ее длительное поддержание и консервация на убыточных предприятиях;
    • условия оказания пассивной помощи не должны быть слишком мягкими, чтобы не стимулировать рост долговременной безработицы, но и не должны быть чрезмерно жесткими, иначе основные потоки безработных пойдут за пределами официально контролируемого рынка труда;
    • активная политика на рынке труда должна быть направлена на развитие инфраструктуры рынка труда;
    • реализация общественных работ эффективнее на локальном уровне;
    • субсидирование создания рабочих мест должно быть ориентированным на прирост занятости не на убыточных государственных предприятиях, а на новых, частных (для осуществления структурной перестройки экономики);
    • содействие повышению мобильности рабочей силы (особенно в молодом возрасте);
    • трудоустройство на экономически неэффективных рабочих местах не способствует повышению эффективности занятости и структурной перестройке, создаваемые рабочие места должны быть экономически или социально необходимы, иначе это определяет недолговременность их существования;
    • трудоустройство длительно безработных должно быть одним из основных направлений регулирования занятости, поскольку длительная безработица является достаточно высокой, находится в динамике постоянного увеличения и способствует маргинализации охваченных ею лиц.
    •  

3. ТЕНДЕНЦИИ БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

3.1. Особенности безработицы в Республике  Беларусь.

С началом трансформационных  преобразований возникло противоречие между теорией и практикой изучения и управления безработицей в Беларуси. Вопросы сущности, видов, причин и последствий безработицы, способов ее регулирования, разработанные для развитой рыночной экономики в трудах классиков экономической теории, широко известны и распространены в нашей экономической среде. Однако использование такой основы регулирования безработицы в практике переходной экономики Республики Беларусь оказывается малорезультативным.

В отечественной  экономике безработица является результатом накопления избыточной рабочей силы в пределах предприятий в условиях экстенсивного развития огосударствленной экономики. Отсюда основной потенциал безработицы сконцентрирован внутри предприятий и институционально поддерживается вплоть до настоящего времени. Уровень и структура безработицы не могут быть полностью объяснены ни закономерностями рыночной экономики (испытывающей структурную и циклическую безработицу), ни закономерностями переходной экономики (испытывающей массовую безработицу по причине снижения высокого уровня занятости и реструктуризации экономики). Существующий уровень безработицы в Беларуси связан с административным контролем за количественными параметрами и отражает состав безработных на вторичном рынке труда.

При анализе  безработицы в Беларуси недостаточно проработанным является вопрос о видах безработицы. Появление безработицы в Беларуси связано с началом перехода к рыночной экономике. Поэтому ее главная причина, а, следовательно, и преобладающий вид, – это вынужденная (циклическая) безработица, обусловленная общим спадом объемов производства и необходимостью предприятий, получивших расширение экономической самостоятельности, избавиться от части собственного персонала.

Второй вид безработицы, имеющий место в Беларуси, можно отнести к структурной безработице. Это проявляется в общих диспропорциях по профессиям, квалификации, территориальному размещению свободных рабочих мест и безработных. Прослеживается общая избыточность юристов, библиотекарей, психологов, экономистов, техников-технологов, педагогов; недостаточность высококвалифицированных прорабов и мастеров строительных работ, ветврачей. Большой спрос также предъявляется на рабочих строительных и сельскохозяйственных специальностей, работников сферы торговли и общественного питания, а также на неквалифицированный рабочий труд (грузчики, дворники, разнорабочие).

Территориальные диспропорции в республике проявляются в основном в отраслевом разрезе, а не в региональном. Существуют заметные структурные несоответствия: в сельской местности не хватает рабочих рук, в городах – их избыток. Структурная безработица проявляется на уровне небольших городов (с численностью населения не выше 100 тыс. чел.), где в годы БССР в рамках общесоюзного разделения и кооперации труда были сформированы крупные предприятия общесоюзного значения.

Еще один источник роста структурной безработицы в Беларуси – уволенные из состава Вооруженных Сил кадровые военные, которым в гражданской жизни необходимо приобретать новые профессии.

В белорусской  экономике природа структурной безработицы отлична от стран с рыночной экономикой. Она обусловлена разрывом прежних хозяйственных связей, сокращением объемов производства, когда незадействованный в силу этих причин человеческий капитал вынужден менять свои характеристики – профессию, квалификацию, форму занятости – для обеспечения условий самовоспроизводства.

Особенностью  Республики Беларусь является наличие скрытой безработицы, оценку которой проводят по размерам вынужденной неполной занятости. Накопление скрытой безработицы на производстве происходит в основном за счет перевода работников на неполный рабочий день (неделю) и предоставления отпусков по инициативе администрации. Многие экономисты высказывают свое мнение о наличии скрытой безработицы на уровне 8%. Неадекватное отражение численности безработных обусловлено спецификой расчета уровня безработицы (для получения статуса безработного в Республике Беларусь необходима обязательная регистрация в службе занятости);недостаточной эффективностью реализуемых программ занятости, ослаблением стимулов к регистрации в качестве безработного из-за незначительного размера пособия, малой вероятностью предоставления нового места работы, небольшого числа вакансий.

В Беларуси можно выявить еще один вид безработицы, существенно влияющий на эффективность занятости – фрикционную безработицу. Статистически этот вид безработицы в республике на сегодняшний момент можно оценить по численности безработных, находящихся в данном состоянии менее 1 месяца, либо по обследованию домашних хозяйств.

3.2. Динамика безработицы

Как уже отмечалось выше, появление безработицы в  Беларуси связано с началом перехода к рынку. Официальная регистрация безработных началась с 1991 г. С момента регистрации до середины 1990-х годов уровень регистрируемой безработицы увеличился с 0,5% в 1992 г. до 4,0% к экономически активному населению в 1996 г. Рост безработицы в этот период во многом был обусловлен тем, что она стала неизбежным следствием трансформационного кризиса экономики [13, с 132].

Позитивные  изменения на рынке труда появились  начиная с 1996 г. Результатом экономического подъема стало увеличение спроса на рабочую силу, наметилась тенденция к снижению безработицы и относительной ее стабилизации в период 1998-2001 гг. на уровне 2,1-2,3% к экономически активному населению. В 2002-2003 гг. следствием структурной перестройки производства, сопровождаемой оптимизацией численности кадрового персонала, стало более активное высвобождение рабочей силы и увеличение масштабов ее поступления на рынок труда, что обусловило рост уровня безработицы до 3,1% в 2003 г. В 2004 г. наметился перелом этой тенденции в связи с активизацией работы службы занятости по трудоустройству безработных граждан. В результате уровень безработицы снизился до 1,9% в 2004 г. и 1,5% в 2005 г. Эта тенденция прослеживается и в 2006г., на конец которого был зафиксирован уровень безработицы в 1,2% [см. ПРИЛОЖЕНИЕ А]. На конец первого полугодия 2007г. уровень безработицы достиг отметки в 1,0% [15, с. 140].

Такая же тенденция  прослеживается и по численности  безработных. С 1996 г. по 2001 г. численность безработных снижалась с отметки в 182,5 до 95,8 тыс. человек соответственно. В 2000-2003 гг. наблюдается рост числа безработных в пределах 102,9-136,1 тыс. человек. Но уже начиная с 2004 г. в республике наблюдается уменьшение численности безработных. По состоянию на начало второго полугодия 2007г. в органах государственной службы занятости состояло на учете 46,3 тыс. человек [15, с. 140], что на порядок меньше, чем в предшествующие годы.

На современном  этапе ситуация на рынке труда  характеризуется устойчивой тенденцией роста спроса на рабочую силу при снижении ее предложения, что позволило существенно уменьшить напряженность на рынке труда. Так, если в 1995 г. на одно вакантное рабочее место претендовало 11,6 безработных, то в 2005 г. – 1,9, а в 2006 – 1,2.Основной причиной безработицы является несоответствие профессионально-квалификационной структуры предлагаемых свободных рабочих мест (спрос) и безработных (предложение). За годы реформ структура спроса на рабочую силу существенно не изменилась. Рынок труда по прежнему ориентирован на рабочие профессии, доля которых составляет около 81% свободных рабочих мест, в то время как среди безработных каждый третий – служащий [см. ПРИЛОЖЕНИЕ А].

Безработица в  Беларуси с момента ее легализации  по-прежнему преимущественно женская, поскольку рынок труда в основном ориентирован на применение мужской рабочей силы. Однако по сравнению с 1991 г. удельный вес женщин в общей численности безработных снизился с 80% до 68,9%. В наиболее сложном положении на рынке труда оказываются женщины, имеющие малолетних детей, выпускницы учебных заведений, не имеющие опыта работы, женщины предпенсионного возраста, а также женщины, имеющие профессии, по которым при приеме на работу преимущество отдается мужчинам [см. ПРИЛОЖЕНИЕ Б].

Информация о работе Безработица и ее проблемы в переходной экономике