Безработица и ее виды. Социально- экономические последствия безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 14:12, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в рассмотрении явления безработицы.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие частные задачи:
1. рассмотреть виды безработицы;
2. выявить социально-экономические последствия безработицы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава I…………………………………………………………………………………………….4
Сущность и структура занятости……………………………………………………………….4
Виды и формы занятости………………………………………………………………………..6
Глава II……………………………………………………………………………………………8
Понятие безработицы……………………………………………………………………………8
Виды безработицы……………………………………………...………………………………10
Социальные последствия………………………………………………………………………14
Экономические последствия…………………………………………………………………..16
Глава III………………………………………………………………………………………….20
Направления государственной политики занятости в РФ…………………………………..20
Особенности безработицы в России…………………………………………………………..24
Методы борьбы с безработицей в России…………………………………………………….27
Заключение……………………………………………………………………………………..29
Список литературы……………………………………………………………………………30

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)

 

Оценивая материальное положение безработных, нельзя не отметить, что у них появляются и новые статьи расходов. От человека требуются определенные затраты для восстановления своего статуса, для поиска подходящей работы. Сюда можно от нести расходы на сбор информации о вакансиях (покупка газет, работа в Интернете, отклик на объявления), на подачу информации о поиске работы; расходы на самостоятельную переподготовку, если она требуется при смене специальности или для повышения квалификации; на составление и рассылку резюме: транспортные расходы; а также на обращение в специализированные фирмы по подбору кадров и т.п.

 

Последствием безработицы является и усиление конкуренции на рынке труда за наиболее престижные рабочие места. Ее высокий уровень может привести к тому, что отдельные и достаточно значимые группы населения будут вынуждены замещать неинтересные для них рабочие места. В этом случае трудовая деятельность для них будет носить "вынужденный" характер, а такой труда, как известно, не может быть высокоэффективным и обеспечивать необходимое качество работ.

 

Более того, в таких условиях не представляется возможным сформировать стабильные производственные коллективы, необходимость которых очевидна. Кроме того, безработица убивает инициативу человека, порождает у него неуверенность в завтрашнем дне, и своих силах и возможностях, снижает его трудовой и гражданский потенциал.

 

Экономические последствия безработицы для отдельного человека могут выразиться и в понижении цены рабочей силы, особенно в условиях увеличения продолжительности безработицы.

 

Известны случаи, когда работодатели, особенно на малых предприятиях, устанавливают более продолжительную, по сравнению с установленной законом, рабочую неделю, сокращают продолжительность отпуска, не оплачивают больничные листы, в том числе в связи с родами, отказывают в приеме на работу женщинам. Они могут расторгнуть договор о найме без каких-либо веских оснований.

 

В конечном итоге рост безработицы свидетельствует об общем неблагополучии в экономике, ошибках в экономическом курсе правительства.

 

Однако вряд ли правомерно говорить о том, что все последствия безработицы в равной степени и всегда выступают исключительно как отрицательные и проявляются как потери. Безусловно, существует и позитивный аспект безработицы, который, как и многие негативные последствия, изучен недостаточно.

 

Безработица, ее рост дают весьма точный и эффективный "сигнал" работнику о том, что его профессия, специальные знания, навыки труда устарели, уровень квалификации не соответствует требованиям сегодняшнего дня. Все это определенным образом стимулирует работника к систематическому повышению своего профессионального мастерства. Для отдельного человека безработица в этом случае может стать "трамплином" для получения новой профессии (специальности), как сегодня иногда происходит и в России, и за рубежом. Она может "побудить" человека повысить свою квалификацию, получить знания по второй, третьей профессии. Зачастую именно она "заставляет" человека получить высшее образование.

 

В этом случае безработный в определенной степени моральных потерь не несет, а материальные затраты зачастую просчитаны и с его точки зрения оправданы. Соответственно они и воспринимаются им по-другому, т.е. если эффект этих затрат положителен (или они "окупятся" в будущем), то нет основания говорить о каких-либо потерях.

 

Последствия безработицы могут иметь (и имеют) положительные результаты и для предприятий. Совершенно не обязательно, чтобы предприятие, сократившее или уволившее работника, оказалось в "минусе", наоборот, чаще всего оно выигрывает. В результате сокращения штатов предприятие может обеспечить себе увеличение прибыли - экономия на зарплате, на налогах (в частности, подоходном). Кроме того, уволив работника, предприятие может найти на рынке труда более квалифицированного сотрудника.

 

Позитивным результатом существования безработицы на уровне страны (при условии, что уровень безработицы не превышает ее естественного уровня в разы) является тот факт, что безработица - одно из условий нормального, бесперебойного функционирования экономики, обеспечивающая формирование резерва рабочей силы как важнейшего фактора развития рыночной экономики. Это обусловлено, в частности, и необходимостью ввода в действие новых объектов хозяйственной деятельности. Их комплектование кадрами не может быть обеспечено только за счет естественного прироста экономически активного населения.

 

В то же время действующее производство систематически предъявляет спрос на дополнительную рабочую силу и в связи с необходимостью пополнения естественной убыли, и в связи с так называемой текучестью кадров. Удовлетворить его в условиях современного рыночного механизма оказывается возможным лишь за счет резервирования рабочей силы, поскольку многие из уволенных работников нуждаются в переподготовке, повышении квалификации.

 

Осуществить это в целом ряде случаев возможно только с отрывом от производства.

 

Безработица обеспечивает необходимое производству перераспределение кадров, их сосредоточение в тех видах деятельности, которые сегодня нужны потребителям. Правда, такие переливы кадров не всегда проходят безболезненно для отдельного человека.

 

И здесь весьма велика роль государства, которое должно смягчить негативную сторону этих, в целом позитивных для производства и населения, процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III

Направления государственной политики занятости в РФ

 

 

Безработица в России приобрела вид крупного макроэкономического явления, превратившись в самостоятельный фактор развития экономики. Тем не менее в России до сих пор не выработано такой политики в области занятости, которая способствовала бы успешности реформ. Сегодня ясно, что роль безработицы как неизбежного последствия финансовой стабилизации была недооценена. Государство оказалось не в состоянии влиять на динамику рынка труда. Рабочая сила остается пассивной, условия ее воспроизводства ухудшаются.

 

В мире накоплен большой теоретический и практический опыт по регулированию занятости. Россия нуждается в особом, комплексном подходе. Сегодня результативная политика занятости должна идти впереди реального развития рынка труда и превентивно устранять те препятствия, которые могут подхлестнуть безработицу.

 

Нельзя жалеть средства на борьбу с безработицей. Во-первых, потому что ее предотвращение в начале потребует гораздо меньше затрат, чем в будущем. Во-вторых, потому что борьба с безработицей может быть достаточно эффективной. В-третьих, потому что финансовая стабилизация невозможна без продуманного предотвращения ее негативных последствий и приводит к дефициту госбюджета, для сокращения которого она и создавалась.

 

Государственная политика любой страны в области занятости решает два основных вопроса. Во-первых, удовлетворение потребности в труде имеющегося капитала: динамично и прибыльно функционирующий капитал - лучшее свидетельство эффективного использования трудотовара и рациональности трудозатрат. Во-вторых, обеспечение рабочими местами трудоспособного населения как условия нормального существования людей: забота о благосостоянии населения является традиционной функцией государства. Правительственная программа содействия занятости населения опирается на государственную политику занятости. Согласно российскому закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.

 

Современная политика российского государства в области занятости осуществляется по следующим направлениям:

 

1. Развитие трудовых ресурсов;

 

2. Обеспечение равных возможностей  граждан в реализации права  на добровольный труд и свободный  выбор профессии независимо от  национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии;

 

3. Поддержка трудовой и предпринимательской  инициативы граждан, осуществляемой  в рамках закона;

 

4. Обеспечение социальной защиты  в области занятости, особенно для граждан, нуждающихся в этом: инвалидов, молодёжи, лиц предпенсионного возраста, уволенных с военной службы, освобождённых из мест лишения свободы, многодетных родителей;

 

5. Поощрение работодателей, сохраняющих  действующие и создающих новые  рабочие места;

 

6. Предупреждение массовой и  сокращение длительной безработицы;

 

7. Осуществление программ содействия  занятости, включая инвестиционно-структурную  политику, регулирование роста и  распределение расходов, предупреждение  инфляции;

 

8. Координация деятельности государственных органов, профсоюзов и иных представительных органов работодателей и работников;

 

9. Международное сотрудничество  в решении проблем занятости  и др.

 

Российское государство гарантирует своим гражданам свободу выбора рода деятельности, охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или отказа в приёме на работу. В целях регулирования занятости государство осуществляет разработку мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда и других мер. Для осуществления политики занятости государство создаёт координационные комитеты содействия занятости населения из представителей профсоюзов, органов работодателей, служб занятости и др.

 

Механизм регулирования занятости населения реализуется через государственные органы исполнительной власти на федеральном уровне и уровне субъектов РФ, органы местного самоуправления путем изучения сложившихся условий, разработки и выполнения программ обеспечения занятости населения.

 

Меры государственного регулирования занятости включают разработку целевых и комплексных программ содействия занятости.

 

Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана Государственная служба занятости.

 

В России государственная служба занятости была впервые сформирована в 1991 году. В настоящее время в стране действует ФСЗ, 89 её региональных организаций в каждой области, крае, республике, городские и районные центры (бюро) занятости, их филиалы, учебно-методические центры, центры профориентации. В них работает почти 36 тыс. человек.

 

Организационная структура службы занятости представляет собой систему органов, охватывающих все уровни: федеральный, субъектов РФ и муниципальных образований.

 

К основным функциям службы занятости населения можно отнести:

 

* анализ состояния рынка труда, прогноз спроса и предложения  на рабочую силу;

 

* разработка и реализация целевых программ содействия занятости населения;

 

* учет незанятых граждан и  оказание им помощи в подборе  подходящей работы и трудоустройстве;

 

* организация профессиональной  ориентации и консультации населения, подготовка и переподготовка  безработных граждан;

 

* оказание помощи предприятиям  в подборе необходимых им работников;

 

* обеспечение населения информацией  о свободных рабочих местах;

 

* осуществление выплат пособий  по безработице, стипендий в период  обучения, оказание материальной  помощи безработным гражданам;

 

* осуществление контроля за  правильностью формирования и  использования средств государственного  фонда занятости населения, использования  предприятиями законодательства  о занятости.

 

Развитие рыночных отношений привело к созданию негосударственных структур занятости, занимающихся трудоустройством и профессиональной подготовкой. Это различного рода коммерческие агентства по подбору персонала, биржи труда, общества занятости, учебные центры и т.п.

Наиболее общими направлениями деятельности этих структур являются:

 

* продажа информации, содержащей  описания и общие данные о  профессиональных качествах работников;

 

* помощь предприятиям и фирмам  в работе с кадрами, заключавшаяся  в диагностике и подборе более  подходящих сотрудников;

 

* формирование групп из работников тех специальностей, которые не пользуются спросом, их переквалификация, обучение новым профессиям.

 

На современном этапе необходимое равновесие на рынке труда как элемент эффективной занятости достигается также путем сохранения имеющихся рабочих мест, а также создания новых. Целями Программы являются повышение уровня и изменение структуры занятости населения Российской Федерации на основе создания экономически эффективных рабочих мест в перспективных отраслях экономики.

 

В 2009 г. при содействии региональных служб занятости создано и сохранено 235 тыс. рабочих мест. Затраты на эти цели из средств ГФЗН РФ составили почти 524 млрд. руб.

Информация о работе Безработица и ее виды. Социально- экономические последствия безработицы