Безработица и пути преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 16:49, курсовая работа

Описание работы

Одной из основных черт рыночной экономики выступает конкуренция, которая распространяется на различные сферы, в том числе и на рынок труда. Следствием конкуренции и ограниченности рабочих мест является безработица, которая выступает как неизбежное явление общественной жизни. Безработица представляет собой сложное социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения не занята в общественном производстве товаров и услуг и не может реализовать свои способности при помощи рынка труда по тем или иным причинам.
Показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, уровня жизни населения, для оценки эффективности экономической деятельности государства. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая границ своих производственных возможностей.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Экономическая теория.doc

— 176.00 Кб (Скачать файл)

      По  данным статистики в 90-е годы безработица  в России носила массовый характер. Самый высокий уровень безработицы в стране был зафиксирован в 1995-2000 гг. - до 7 млн чел. имели официальный статус безработных. В период с 2002 по 2007 год уровень безработицы в РФ ежегодно снижался. А в 2007 году была достигнута минимальная отметка -4,2 млн чел. [3]

     Трудоспособный  возраст в России для мужчин отсчитывается от 16 лет и заканчивается в 59 лет, для женщин – 16-54 года. Но не все граждане, входящие в эту возрастную категорию трудоспособны. При этом средний российский мужчина до этой планки не дотягивает, умирая в 58 лет (а по данным ВОЗ – даже в 53 года). Впрочем, и те, кто доживает, совсем не всегда способны работать; в России сегодня около 20 млн. хронических алкоголиков. По экспертным оценкам, общее число наркоманов в стране – около 4 млн. Не менее 4 млн. человек, по официальным данным, – инвалиды трудоспособного возраста; около 1 млн. человек на данный момент находится в заключении.

     Одна  из особенностей российского рынка  труда – известная замкнутость региональных рынков труда, расположенных на огромной территории, слабо обеспеченными коммуникациями, современными средствами связи и информации. Сказывается и неразвитость инфраструктуры рынков труда, в том числе недостаточность материально-технического обеспечения служб занятости.

     Характерной чертой рынка труда России является наличие в достаточно широких масштабах скрытой (неформальной) занятости.

     Всех  занятых в экономике можно условно разделить на три группы: занятые в формальном государственном, формальном негосударственном (частном), неформальных секторах. К последнему относятся незарегистрированная в соответствии с законодательством экономическая деятельность, занятые которой не платят налогов. В России неформальный сектор чрезвычайно разнообразен, внутри него выделяется несколько разновидностей занятости: по профессионально - квалификационному уровню и уровню доходов выделяется квалифицированная, достаточно хорошо оплачиваемая работа (частные уроки, медицинские услуги, пошив одежды, ремонт бытовой техники, строительные работы), работа, не требующая квалификации (мелкая торговля, челночный “бизнес”). Это так называемые “ларечники”, “челночники”, и другие граждане, не платящие налогов от своих теневых доходов. Таким образом, рынок труда как бы раскололся на две части: формальную и неформальную, при этом масштаба скрытой (неформальной) занятости достигают 5,7 – 6,4% занятых в народном хозяйстве.

     По  некоторым оценкам, в настоящее время более половины экономически активного населения имеют отношение к неформальному сектору экономики, т.е. получают неучтенные доходы. В неформальном секторе занято около 12 млн. человек (19,2% экономически активного населения).

     Следует обратить внимание на феномен фиктивной безработицы. Случаи, когда граждане, официально получившие статус безработного имеют не контролируемые доходы от индивидуально-трудовой и не трудовой деятельности, преимущественно торгово-посреднической.

     Можно выделить следующие особенности современной безработицы в России:

  1. наличие наряду с открытой безработицей значительных массивов скрытой безработицы как в форме излишков рабочей силы на предприятиях, так и в форме частичной и неполной занятости;
  2. наличие наряду с официально регистрируемой безработицей незарегистрированной, но реальной безработицы, размеры которой в несколько раз превышают масштабы официальной безработицы;
  3. наличие значительной фиктивной безработицы (скрытая занятость на неформальных рынках труда);
  4. неразвитость инфраструктуры рынка труда, затрудняющая трудоустройство безработица, вследствие чего усиливаются тенденции к образованию достойных форм безработицы;
  5. наличие больших разрывов в уровнях безработицы по регионам, отраслям и сферам народного хозяйства, обусловленное спецификой транзитивной экономики России и особенностями рыночных форм.

     Численность экономически активного населения  в возрасте 15-72 лет в марте 2011г. составила, по итогам обследования населения  по проблемам занятости, 75,0 млн.человек, или около 53% от общей численности населения страны, в их числе 69,6 млн.человек, или 92,9% экономически активного населения были заняты в экономике и 5,4 млн.человек (7,1%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные). В государственных учреждениях службы занятости населения зарегистрировано в качестве безработных 1,6 млн.человек. [7]

     Уровень безработицы (отношение численности  безработных к численности экономически активного населения) в марте 2011г. составил 7,1%.

     

Рис. 1. Уровень безработицы

       Уровень занятости  населения (отношение численности  занятого населения к общей численности населения соответствующего возраста) в марте 2011г. составил 62,8%.

       В январе 2010г. общая численность безработных по сопоставимому кругу лиц (т.е. в трудоспособном возрасте без студентов, учащихся и пенсионеров по возрасту, выслуге лет или на льготных условиях, отнесенных к безработным) превышала численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости в 2,8 раза.

     Безработица по полу и месту проживания. Среди  безработных по методологии МТО в общей численности безработных 3053 тыс. человек, или 57,0% составляли мужчины и 2302 тыс.человек, или 43,0% - женщины. Сельские жители составляли среди безработных 1896 тыс.человек, или 35,4%.

     Безработица городского и сельского населения  характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В марте 2011г. это превышение составляло 1,6 раза.

     Возрастной  состав безработных. Средний возраст  безработных в марте 2011г. составил 35,4 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 26,2%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 5,2%, 20-24 лет - 20,9%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (33,0%) и 20-24 лет (14,8%).

     В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в  марте 2011г. составил 16,6%, в том числе  среди городского населения - 15,4%, среди  сельского населения - 19,5%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 2,9 раза, в том числе среди городского населения - 3,2 раза, сельского населения - 2,4 раза. [7] 

     

     Рис. 2. Уровень безработицы по возрастным группам

     Продолжительность поиска работы. Среди безработных 23,5% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 35,7% безработных (застойная безработица).

     Среди сельских жителей доля застойной  безработицы значительно выше, чем среди городских, и в марте 2011г. составила, соответственно, 39,5% и 33,6%.[7]

     Средняя продолжительность поиска работы безработными в марте 2011г. составила у женщин 8,7 месяца, у мужчин - 8,4 месяца.

     Наличие опыта работы. В численности безработных 24,9% составляют лица, не имеющие опыта  трудовой деятельности. В марте 2011г. их численность составила 1,3 млн.человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 16,9% составляет молодежь до 20 лет, 49,4% - от 20 до 24 лет, 18,8% - 25-29 лет.

     В марте 2011г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или  сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 22,6%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 23,7%.

     Безработица по федеральным округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе. [7]

Рис. 3. Уровень безработицы по федеральным  округам

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
6.Пути преодоления безработицы

      Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда.

      1. Программы по стимулированию роста занятости трудовых ресурсов и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе экономики.

      2. Программы по подготовке и  переподготовке работников.

      3. Программы содействия найму работников.

      4. Программы по социальному страхованию  безработных (пособия по безработице). [1]

      Существует комплекс мер косвенного регулирования рынка труда: налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика правительства. Кроме того, немалое влияние на рынок труда оказывает и законодательство в области социального обеспечения, трудовых отношений, гражданских прав и т.п. Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы одновременно являются мерами общеэкономического регулирования воздействия на динамику занятости и безработицы через конъюнктуру в стране. Таким образом, современное государственное регулирование рынка труда представляет собой комплекс экономических, административных, законодательных, организационных и иных мер.

     Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере является формирование эффективной системы создания и сохранения рабочих мест, сохранения кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы.

     Целями  Программы являются повышение уровня и изменение структуры занятости населения Российской Федерации на основе создания экономически эффективных рабочих мест в перспективных отраслях экономики.

     Основными задачами Программы являются:

  • обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах Российской Федерации;
  • регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы;
  • формирование эффективной структуры занятости населения; повышение качества создаваемых рабочих мест; развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы; создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения;
  • предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы; развитие системы общественных работ.

          Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когда средства Государственного фонда занятости населения используются в полной мере, а в структуре расходов преобладают финансирование затрат на сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для организаций собственного дела, покрытие затрат на профессиональное обучение и переподготовку.

      Особое  место в системе регулирования  рынка труда занимают биржи труда (служба занятости, служба трудоустройства, служба содействия найму), являющиеся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма. Они представляют собой специальные учреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке рабочей силы. В большинстве стран биржи труда являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа. Вместе с тем на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм, эффективность деятельности которых очень высока.

Информация о работе Безработица и пути преодоления