Безработица и пути преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 16:49, курсовая работа

Описание работы

Одной из основных черт рыночной экономики выступает конкуренция, которая распространяется на различные сферы, в том числе и на рынок труда. Следствием конкуренции и ограниченности рабочих мест является безработица, которая выступает как неизбежное явление общественной жизни. Безработица представляет собой сложное социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения не занята в общественном производстве товаров и услуг и не может реализовать свои способности при помощи рынка труда по тем или иным причинам.
Показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, уровня жизни населения, для оценки эффективности экономической деятельности государства. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая границ своих производственных возможностей.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Экономическая теория.doc

— 176.00 Кб (Скачать файл)

      Основными направлениями деятельности бирж труда  являются:

      1) регистрация безработных; 

      2) регистрация вакантных мест;

      3) трудоустройство безработных и  других лиц, желающих получить  работу;

      4) изучение конъюнктуры рынка труда  и предоставление информации о ней;

      5) тестирование лиц, желающих получить  работу;

       6) профессиональная ориентация и  профессиональная переподготовка  безработных; 

      7) выплата пособий. [1]

      Следует подчеркнуть, что в современных  условиях в развитых странах большинство  граждан трудоустраиваются не через биржи груда, а обращаясь непосредственно в кадровые службы предприятий и организаций или с помощью частных посреднических агентств.

      Законодательное регулирование занятости и безработицы  в России осуществляется в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г., а также Положением о порядке регистрации безработных граждан и условий выплаты пособий по безработице, принятым Правительством РФ 17 ноября 1992 г.

      В соответствии с российским законодательством центр занятости, где зарегистрирован безработный, обязан в течение 10 дней со дня обращения по возможности предложить ему два варианта подходящей работы, а впервые ищущему работу, не имеющему профессии — два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы в пределах транспортной доступности.

      В случае невозможности предоставления указанным гражданам подходящей работы из-за отсутствия необходимой профессиональной квалификации им может быть предложено пройти профессиональную подготовку или повысить квалификацию по направлению службы занятости. Кроме того, гражданам, ищущим работу, может быть предложено участие в общественных работах на добровольной основе.

      Решение о признании граждан безработными принимается центром занятости не позже 11 календарных дней со дня предъявления всех необходимых документов. При этом безработными не признаются те, кто отказался от двух предложенных вариантов работы, а также впервые ищущие работу, отказавшиеся от двух вариантов профессиональной подготовки.

      Решение о назначении пособия по безработице  принимается центром занятости  одновременно с решением о признании  гражданина безработным. Размеры пособий  по безработице дифференцируются в  зависимости от категорий граждан, признанных в установленном порядке безработными:

      • уволенным с предприятий по любым  поводам, имевшим до увольнения оплачиваемую работу не менее 12 календарных недель на условиях полного рабочего дня пособие выплачивается в течение первых трех месяцев в размере 75% среднего заработка за последние два месяца работы, в течение следующих четырех месяцев — 60%, в дальнейшем — 45%, но во всех случаях не ниже минимального размера заработной платы, установленного законодательством РФ, и не выше средней заработной платы в данной республике, крае или области;

      • уволенным с предприятий на любых  основаниях, но не имевшим за последний  год 12 недель оплачиваемой работы пособие  выплачивается в размере минимальной  заработной платы;

      • гражданам, ищущим работу впервые, а  также стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, пособие по безработице выплачивается только в размере установленной законодательством минимальной заработной платы.

      Продолжительность периода выплаты пособия по безработице  не может превышать двенадцати календарных месяцев в суммарном исчислении. Выплата пособия прекращается в случаях трудоустройства безработного, прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки с выплатой стипендии, назначения ему пенсии. [3]

      Государственное регулирование проблем занятости  и безработицы в Российской Федерации  осуществляет Министерство труда и  социального развития России, а также  его органы на местах — центры и  службы занятости (биржи труда). Это же ведомство разрабатывает и реализует общую государственную политику в области труда, развития трудовых отношений на основе социального партнерства, предотвращения и разрешения трудовых конфликтов, охраны труда, подготовки и переподготовки кадров.

      Большинство экономистов полагают, что проблема безработицы и других диспропорций на рынке труда может быть смягчена только с помощью комбинации различных средств: стимулирования экономического роста, сокращения рабочей недели, создания эффективной системы переподготовки кадров.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Заключение

      Безработица - это один из главных макроэкономических индикаторов, который непосредственно  отражает текущее состояние экономики страны. Рост уровня безработицы приводит к снижению доходов населения, а, следовательно, и снижению покупательской способности. Вследствие падения внутреннего спроса на товары длительного пользования, падают доходы компаний, ориентированных на внутренний рынок. Кроме того, рост безработицы влияет на снижение заработной платы по конкурентным рабочим местам, так как предложение превышает количество вакансий, а соискатели готовы работать и за меньшую заработную плату. Хотя это и приводит к снижению издержек предприятий, но это не меняет общую экономическую ситуацию. Безработица также снижает кредитование физических лиц, кредитование снижается в частности из-за того, что возрастает доля "плохих" кредитов, кредитов по которым существенно задержаны выплаты.

     В настоящее время в Российской Федерации особенную тревогу  вызывают следующие проблемы: во-первых, увеличение скрытой безработицы; во-вторых, рост обращающихся в службу занятости; в-третьих, быстрое развитие занятости в теневой экономике. А также население плохо информировано о территориальном расположении центров занятости. Сегодня эта деятельность государства не соответствует требованиям рынка труда.

     Весьма  перспективным направлением решения  этой задачи является и развитие малого предпринимательства. Однако эта организационная  форма пока не заняла подобающего  ей места. Численность малых предприятий  за последние годы выросла, однако суммарная численность их работников сократилась, к тому же их доля в общей численности занятых существенно ниже, чем в странах с развитой рыночной экономикой.

     В мировой практике выделяют два основных типа воздействия на уровень занятости: активную и пассивную государственную политику. Постепенно основным направлением перемен становится смещение акцентов с пассивного возмещения потери доходов безработных и индивидуальной помощи через посредничество в трудоустройстве к расширению “активных” мер вмешательства в рынок труда, таких как создание новых рабочих мест, содействие малому  и среднему бизнесу (самозанятость), подготовка и переподготовка кадров, субсидированная занятость, миграционная политика и общественные работы.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Список  используемых источников

  1. Вечканов  Г.С. Экономическая теория. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 448с.
  2. Занятость, рынок труда и социально-трудовые отношения. / Под.ред. Р.П. Колосовой, Г.Г. Милиньяна: Учебно-методическое пособие. – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2008. – 458с.
  3. Курс экономики: Учебник / Под ред. Б.А.Райзберга. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 672 с.
  4. Экономика: Учебник, 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. — М.: Экономистъ, 2003. — 896 с.
  5. Экономическая теория: Учебник/ Под. Ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой. – М.: ИНФРА,  2003 – 714с.
  6. Экономическая теория. Экспресс-курс: учебное пособие / под ред. А.Г.Грязновой, Н.Н.Думной, А.Ю.Юданова. – М.: КНОРУС, 2005. – 608 с.
  7. www.gks.ru Федеральная служба государственной статистики

Информация о работе Безработица и пути преодоления