Безработица и занятость: состояние, проблемы и пути регулирования (Россия, регион, город)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 11:10, дипломная работа

Описание работы

Именно изучение и анализ проблемы безработицы в региональной экономике России и является целью данной работы. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
• сравнительная характеристика занятости и безработицы в регионах;
• анализ показателей занятости и безработицы;
• рассмотрение основных тенденций на российском рынке труда и обозначение наиболее актуальных направлений борьбы с безработицей;
• изучение влияния отраслевой структуры и демографических факторов на динамику занятости и безработицы.

Содержание работы

Введение...............................................................................................................................3
1. Теоретические аспекты занятости и безработицы. Проблемы безработицы............5
1.1. Социально-экономическая сущность рынка труда. Занятость и безработица: основные понятия.........................................................................................5
1.2. Система основных показателей рынка труда и методы их исчисления и анализа................................................................................................................................20
2. Состояние, проблемы и пути регулирования безработицы и занятости в современной России..........................................................................................................26
2.1. Анализ современного состояния безработицы и занятости в Российской Федерации..........................................................................................................................26
2.2. Анализ состояния безработицы и занятости на рынке труда в Волгоградской области.....................................................................................................35
2.3. Мировой финансовый и экономический кризис. Антикризисная программа Правительства по регулированию безработицы и занятости в России........................40
Заключение.........................................................................................................................48
Глоссарий...........................................................................................................................52
Список сокращений...........................................................................................................55
Список использованных источников...............................................................................56

Файлы: 1 файл

Безработица и занятость - состояние, проблемы и пути регулирования (Россия, регион, город).doc

— 811.50 Кб (Скачать файл)

 

На конец января 2009г наибольшее количество безработных граждан зарегистрировано в Красноармейском (1302 чел.) и Тракторозаводском (1041чел.) районах города, наименьший - в Кировском (621 чел.), Советском (650 чел.).

Рынок труда Волгоградской области характеризуется следующими проблемами:

- высоким уровнем безработицы граждан, проживающих в сельской

местности;

- значительной неравномерностью социально-экономического развития

муниципальных образований  области, влияющей на рынок труда;

- низкой трудовой мобильностью безработных граждан;

- образованием дефицита квалифицированной рабочей силы на предприятиях Волгоградской области.

Для решения всех этих проблем необходимо:

-  изменить трудовые мотивации, как молодежи, так и взрослого населения;

- систематизировать работу в части профессиональной ориентации, обучения, переобучения и повышения квалификации трудоспособного населения, в первую очередь молодежи;

- привлекать на подготовку квалифицированных работников дополнительные средства работодателей;

- создавать условия для развития трудовой миграции, в первую очередь внутриобластной;

- формировать при реализации значимых инвестиционных проектов работающие схемы кадрового обеспечения новых рабочих мест;

- решить вопросы, связанные с квотированием рабочих мест для инвалидов и молодежи, выпускников профессиональных образовательных учреждений;

- сформировать правовую среду, которая определит механизмы реализации перечисленных мер.

В Волгоградской области  одобрена программа дополнительных мероприятий по снижению напряжённости на рынке труда.3 Она была разработана управлением государственной службы занятости населения при участии ряда структурных подразделений областной администрации.

Областная программа  содержит несколько направлений, по которым, в случае её принятия, региону будет оказываться на условиях софинансирования федеральная поддержка в виде субсидий. Прежде всего, это опережающее профессиональное обучение работников, под которым предусматриваются расходы работодателя, связанные с обучением персонала, находящегося под риском увольнения.

Второе направление  программы - организация общественных работ, временного трудоустройства  для граждан, не имеющих работы и  тех, кто сохраняет трудовые отношения  с предприятиями, но находится на неполной рабочей неделе или временно не получает работу.

Третье направление  программы по борьбе с безработицей - оказание адресной поддержки гражданам, включая организацию их переезда в другую местность для замещения  рабочих мест, в том числе создаваемых  в рамках федеральных целевых программ и инвестиционных проектов.

Четвертое направление - содействие развитию малого предпринимательства  и самозанятости безработных  граждан. Важно отметить, что человек обязательно должен состоять на учёте в службе занятости. Только в этом случае он может получить годовое пособие по безработице на организацию собственного дела. Напомним, с 1 января 2009 года максимальное ежемесячное пособие по безработице составляет 4.900 рублей, а минимальное - 850 рублей.

Ситуация в банковской сфере региона пока не вызывает серьёзных опасений. Более того, отмечен даже небольшой прирост выдачи кредитов по агропромышленному комплексу, транспорту и промышленности. Что касается вкладов населения, их количество постепенно растёт.

Постановлением губернатора состав антикризисной комиссии и рабочей группы расширен: в него вошли представители ещё четырех территориальных отделений крупнейших банков страны с государственным участием - Сбербанк, ВТБ, "Россельхозбанк", "Газпромбанк". Решением комиссии администрациям муниципальных образований и городских округов Волгоградской области рекомендовано до 20 января 2009 года создать такие же комиссии и рабочие группы. [4]

 

 

2.3. Мировой финансовый и экономический кризис. Антикризисная программа Правительства по регулированию безработицы и занятости в России

Мировой финансовый кризис изменил привычный уровень жизни  большинства людей. Крах финансовой системы пошел от побережий США и затронул все уголки земли.

В сильной мере пострадала банковская сфера, сфера торговли автомобилями. Кризис не обошел стороной даже туристический бизнес.

В связи с разразившимся  кризисом волна сокращений штата  сотрудников, докатилась и до государственных  банков России. С нового года идут сокращения работников банка, а уж о наборе новых сотрудников говорить не приходится

К группе риска, которая  в первую очередь пострадает, относятся дублированные должности. Наибольшая по численности волна сокращений, затронула также предприятия промышленности, управления, жилищно-коммунального хозяйства и крупные предприятия России.

Сокращение персонала - это одна из принятых мер на предприятии, так как для выживания в  условиях кризиса принимаются и  другие меры. Многие организации вынуждены  отправить своих работников в  отпуск за свой счет без сохранения заработной платы, либо сократить количество рабочих дней.

Цифры, взятые из опроса, проведенного в конце 2008го года фондом «Общественное мнение» показали, что волна сокращений уже затронула 11% россиян. Каждый десятый работник ожидает сокращения, из-за наступившего кризиса. Шестнадцать процентов населения эта проблема еще не коснулась. О задержках в заработной плате говорят всего лишь 8%. В 2009 году безработными могут стать 7 миллионов россиян. Спад производства практически во всех сферах российской экономики, естественно, уже сегодня отражается на росте количества безработных, а дальше этот процесс лишь ускорится.

Можно сказать, что финансовый кризис 2008 года, за последние десятилетия  является самым ощутимым. От него пострадало большая часть населения Земли.

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений.

Регулирующая роль государства  должна состоять в постоянном поддержании  сбалансированности экономических  приоритетов и приоритетов занятости  в программах экономических преобразований.

Процесс реформирования экономики России показал, что наряду со свойственными мировой цивилизации противоречиями, в частности, между научно-техническим прогрессом и снижением безработицы, характером, условиями труда и его оплатой, существуют чисто российские проблемы, связанные с высоким уровнем трудовой активности населения при низких уровне жизни и эффективности труда, с недостаточной территориально-отраслевой  мобильностью кадров, не всегда соответствующей  рыночным условиям системой подготовки и переподготовки кадров, неразвитостью инфраструктуры рынка труда.

Основная задача проводимой высшими органами власти России социальной политики - максимальное поддержание  уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы.

Чтобы обеспечить занятость населения в условиях растущей безработицы, власти собираются форсировать развитие инфраструктуры. Строительство спортивных объектов в предолимпийском Сочи, платных автодорог, мостов, подготовка Владивостока к саммиту АТЭС могут стать поистине народными стройками.

Федеральный центр готов  взять на себя расходы по переброске и обустройству трудовых ресурсов туда, где они окажутся нужны. А регионы  получат субсидии на привлечение  безработного населения к общественным работам, которые будут оплачиваться на уровне МРОТ. Минимальный размер оплаты труда с 1 января вырастет почти вдвое и составит 4,330 тысячи рублей4.

По прогнозу Минэкономразвития, число безработных в РФ за год  пополнится до шести миллионов человек (по методологии Международной организации труда). Власти ожидают и резкого увеличения зарегистрированной безработицы, а это значит, что возрастет финансовое бремя на бюджет. Максимальный размер пособия по безработице с 1 января также повышен до 4,9 тысячи рублей5.

Минздравсоцразвития РФ предлагает единовременно, на год вперед, выплачивать пособие по безработице (а это не больше 60 тысяч рублей) тем уволенным "в запас", кто хочет заняться предпринимательской деятельностью. На организацию самозанятости и переподготовки безработных в бюджете зарезервировано 43 миллиарда рублей.

Разработана Государственная  программа занятости населения, в которой предусмотрены организационные  и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами, отражена политика на рынке труда за очередной год, намечены совместные действия структур государственного управления разного территориального подчинения в решении конкретных задач.

Мне представляется, что  Правительственная программа содействия занятости населения должна опираться  на государственную политику занятости.

Согласно российскому  закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной  занятости путем обеспечения  профессиональной подготовки, повышения  квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан,  сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости  и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной  защиты граждан на рынке труда.

Формой реализации государственной  политики занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные и местные (городские, районные) программы.

В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости  в российском обществе должен стать  принцип достижения и поддержания  эффективной занятости, допускающий безработицу в социально приемлемых пределах. Реализации этого принципа может способствовать оптимальное сочетание экономической эффективности и социальных результатов, которое будет различным в российских  регионах, отличающихся своим экономическим потенциалом, структурой хозяйства, ресурсообеспеченностью и т.д.

Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест призвана обеспечить координацию долгосрочных и среднесрочных инвестиционных программ, федеральных целевых программ, связанных со структурной перестройкой экономики, программ социально-экономического развития отдельных регионов, иных программных решений, принимаемых органами исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, в целях повышения эффективности расходования финансовых и материальных ресурсов, направляемых на создание и сохранение рабочих мест.

Анализ ситуации в  сфере занятости в Российской Федерации в предшествующие годы показывает, что способность складывающегося  рынка труда к саморегулированию все еще незначительна, поэтому остается необходимость в использовании элементов государственного регулирования, которое предусматривается организовать в ходе реализации Программы. 

Главным направлением государственной  политики в социально-трудовой сфере является формирование эффективной системы создания и сохранения рабочих мест, сохранения кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы.

Разработанная Министерством  здравоохранения и социального  развития концепция развития рынка труда на ближайшие три года призвана помочь преодолеть нарастающий кризис на рынке труда и создать условия для притока квалифицированной рабочей силы в ключевые сектора экономики.

На ближайшие три  года план-минимум таков:

- перераспределение работников по территории страны, корректировка объема подготавливаемых специалистов по тем или иным профессиям;

- изменение отношения к высшему образованию;

- исправление дисбаланса в структуре занятости за счет корректировки числа и качества подготавливаемых специалистов, в первую очередь, по заказам работодателя;

- совершенствование трудового законодательства и законодательства о занятости;

- повышение минимального размера оплаты труда (на начало 2009 года он составил 4,9 тыс. рублей) до уровня прожиточного минимума для трудоспособного гражданина (на начало 2009 года он составил – 4693 рубля на душу населения, однако отмечается, что «резкое» повышение нежелательно, так как это может привести к краху отдельных предприятий и даже отраслей, в частности, в сельском хозяйстве);

- совершенствование системы мониторинга рынка труда, повышение территориальной мобильности работников, стимулирование экономической активности населения, развитие кадрового потенциала, оптимизация привлечения в Россию иностранной рабочей силы, повышение качества рабочих мест.

Гарантии государства  гражданам, потерявшим работу, могут  быть предоставлены в двух основных формах.

 Первая - гарантия  стабильного источника дохода  на определенное законом и  социально-экономической  необходимостью время.

Вторая - гарантия свободы  выбора способа своего существования  в период незанятости, в том числе  и зарегистрированной: работать или  не работать, искать работу или получать пособие в течение года, заниматься поиском работы самостоятельно  или через службу занятости, отказываться или соглашаться на работу с заработной платой ниже приемлемого для гражданина России уровня, менять профессию или нет и т.д.

Информация о работе Безработица и занятость: состояние, проблемы и пути регулирования (Россия, регион, город)