Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 00:21, курсовая работа
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе раскрываются теоретические аспекты безработицы, т.е. что такое безработица, её виды, причины безработицы, как осуществляется в мире борьба с безработицей. Во второй главе анализируется рынок труда РФ, его структура и его особенности в России. В третьей главе описываются перспективы развития рынка труда РФ.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Безработица: содержание, явления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.1. Понятие и виды безработицы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.2. Причины безработицы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
1.3. Мировой опыт в борьбе с безработицей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
1.4. Анализ динамики уровня безработицы Самарской области . . . . . . 15
Глава 2. Анализ рынка труда РФ и Самарско й области . . . . . . . . . . . . . 23
2.1. Анализ и структура рынка труда . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
2.2. Регулирование рынка труда и его особенности в России. . . . . . . . . . 27
Глава 3. Перспективы развития рынка труда РФ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Экономическая наука
неоднократно предпринимала попытки выяснить
причины безработицы. Объяснение причин
безработицы дал К. Маркс. По его мнению,
причиной безработицы является не рост
заработной платы, не быстрые темпы роста
народонаселения, а накопление капитала
в условиях роста технического строения
промышленного производства. Переменный
капитал, авансируемый на покупку рабочей
силы, растет более медленными темпами
по сравнению с постоянным капиталом,
авансируемым на покупку средств производства.
Другой причиной является банкротство
предприятий в условиях рынка. Факторами,
усиливающими безработицу, являются кризисы
и спады, миграция сельского населения
в город. Выведение безработицы из циклического
развития экономики стало после Маркса
устойчивой традицией в экономической
теории. Если экономика развивается циклически,
когда подъемы и спады сменяют друг друга,
следствием этого становится высвобождение
рабочей силы и свертывание производства,
увеличение армии безработных. Общий вывод по вопросу
о причинах безработицы состоит в том,
что сама рыночная форма организации хозяйства
неизбежно порождает безработицу, ибо
она неизбежно предполагает:
1)разорение части
предприятий;
2) накопление капитала
в условиях технического и научного прогресса;
3) диспропорциональность
в динамике потребления, сбережений и
инвестиций;
4) циклический характер
производства;
5) несовершенство
конкуренции на современном рынке в целом
и прежде всего на рынке труда.
К безработным, согласно стандартам Международной Организации Труда (МОТ), относят лиц 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:
• не имели работы (доходного занятия);
• занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия (работодателю), использовали личные связи и т.д. или предпринимали шаги к организации собственного дела;
• были готовы приступить к работе.
Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются органами статистики как безработные, если они занимаются поиском работы и готовы приступить к ней. Статистические органы выделяют также показатель числа безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости.
Многообразие типов безработицы
делает задачу ее сокращения чрезвычайно
сложной. Поскольку единого способа борьбы
с безработицей не существует, любой стране
для решения этой проблемы приходится
использовать различные методы. Уровень
фрикционной безработицы может быть снижен
за счет:
а) улучшения информационного обеспечения
рынка труда. Во всех странах эту функцию
выполняют организации по трудоустройству
(биржи труда). Они собирают у работодателей
информацию о существующих вакансиях
и сообщают ее безработным;
б) устранения факторов, снижающих мобильность
рабочей силы. Для этого необходимо прежде
всего:
- создание развитого рынка жилья;
- увеличение масштабов жилищного строительства;
- отмена административных преград для
переезда из одного населенного пункта
в другой.
Сокращению структурной
безработицы более всего способствуют
программы профессионального переобучения
и переквалификации. Такого рода программы
должны привести к тому, чтобы рабочая
сила наилучшим образам соответствовала
имеющимся рабочим местам. Эта задача
достигается программой профессиональной
подготовки, информацией о рабочих местах.
Программы профессиональной подготовки
обеспечивают как подготовку на рабочих
местах, так и в специальных учебных заведениях
для безработных, молодежи, а также для
рабочих старших возрастов, чья профессия
оказалась устаревшей.
Наиболее трудно
бороться с циклической безработицей.
Для решения такой задачи наиболее эффективными
являются следующие меры:
Создание условий
для роста спроса на товары. Так как
спрос на рынке труда производный и зависит
от ситуации на рынках товаров и услуг,
то занятость возрастет, а безработица
упадет в том случае, если товарные рынки
предъявят больший спрос и для его удовлетворения
надо будет нанять дополнительных работников.
Способами увеличения спроса являются:
· стимулирование роста экспорта. Это
может привести к росту объемов производства
и, соответственно, - занятости на них;
· поддержка и поощрение инвестиций в
реконструкцию предприятия с целью повышения
конкурентоспособности продукции.
Создание условий
для сокращения предложения труда.
Очевидно, что чем меньше людей претендуют
на рабочие места, тем легче найти работу
даже при том же числе свободных рабочих
мест. Сократить число претендентов на
эти места и, более того высвободить дополнительные
вакансии для безработных вполне реально.
Некоторое облегчение
может принести, например, предоставление
возможности досрочного выхода на пенсию
работникам, еще не достигшим пенсионного
возрасти. В России, например, при упразднении
органов управления союзного уровня работавшим
в их штатам мужчинам позволяли уйти на
пенсию в 57-58 лет, а женщинам – в 53-54 года.
Без этого пожилым служащим пришлось бы
искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство
в этом возрасте у них было немного, то
они увеличили бы армию безработных. Досрочная
пенсия позволила предотвратить такое
развитие событий. Вместе с тем этот способ
может использоваться только в очень ограниченных
масштабах, так как он влечет существенное
увеличение пенсионных выплат.
Создание условий
для роста самозанятости. Смысл такого
рода программ состоит в том, что людям
помогают открыть собственное дело, чтобы
они могли прокормить себя и свою семью,
даже если им не удается найти работу по
найму.
Реализация программ
поддержки молодых работников. Тяжелее
всего безработица ударяет по пожилым
(их уже никто не хочет брать на работу
из-за падающей производительности труда
и ухудшения здоровья) и самым молодым
(их еще никто не хочет брать на работу
из-за низкой квалификации и отсутствия
опыта).
Для помощи молодежи
могут использоваться различные методы:
- экономическое стимулирование молодежной
занятости;
- создание специальных фирм, предлагающих
работу именно молодежи
- создание центров обучения молодых людей
тем профессиям, шансы на занятость в которых
наиболее высоки.
Список программ сокращения безработицы
можно продолжать еще долго, но важно понимать,
что все эти программы не могут полностью
ликвидировать или существенно сократить
циклическую безработицу. Такой результат
достигается лишь при общем улучшении
экономической ситуации в стране.
Проанализировав первую главу можно сделать вывод, что статистика по безработице постоянно меняется и отношение к безработице, как к социально-экономическому критерию состояния общества тоже менялось в течение времени. Несмотря на объективный характер безработицы, социально-экономические потери, которые она порождает, очевидны. Во-первых, не производится какая-то часть товаров и услуг, которые могли бы быть произведены, если бы человек работал. Во-вторых, снижаются налоговые поступления: работающий получает доход (заработную плату), который облагается налогом. В-третьих, снижается уровень жизни семьи безработного, так как пособие по безработице меньше, чем заработная плата. В-четвертых, ухудшается психологическое состояние безработного, становятся частыми конфликты в семье и т.д. Безработица была, есть и будет и поэтому задача государственных органов занятости должна состоять в том, чтобы не допустить длительной безработицы конкретного человека. Следовательно, основной упор должен быть сделан на профориентационную работу со школьниками, переквалификацию специалистов, содействие в предпринимательской деятельности.
Уровень безработицы — отношение численности безработных определенной возрастной группы к численности экономически активного населения соответствующей возрастной группы, %.
Уровень безработицы — это доля безработных в общей величине рабочей силы.
Уровень безработицы измеряется в процентах и рассчитывается по формуле:
, где
Состояние безработицы характеризуется двумя показателями, которые дополняют друг друга. Такими показателями являются уровень безработицы и продолжительность безработицы. Уровень безработицы определяется отношением числа безработных к общему числу зарегистрированных рабочих и служащих. По другому определению под уровнем безработицы понимают отношение количества безработных к количеству лиц, представляющих рабочую силу, которое выражается в процентах. С помощью показателя уровня безработицы можно наглядно представить состояние рынка труда в той или иной стране. Однако сам по себе показатель уровня безработицы не позволяет получить достоверное представление о состоянии рынка труда с точки зрения занятости. Это вызвано тем, что данный коэффициент, отражая долю безработных в экономически активном населении, не учитывает фактора времени, т. е. продолжительности пребывания людей без работы. Другими словами, мы не можем считать уровень безработицы абсолютным критерием неблагополучия экономики. Это связано также и с возможными неточностями при его определении. Споры по поводу определения уровня безработицы при полной занятости усугубляются тем, что на практике трудно установить фактический уровень безработицы.
Точная оценка уровня безработицы осложняется из-за следующих факторов:
Частичная занятость. В официальной статистике все занятые неполный рабочий день входят в категорию полностью занятых. Считая их полностью занятыми, официальная статистика занижает уровень безработицы.
Ложная информация. Уровень безработицы может быть завышен в том случае, когда некоторые неработающие утверждают, что они ищут работу, хотя это и не соответствует действительности, а также теневая экономика способствует завышению официального уровня безработицы.
Подсчетом безработицы в России занимаются следующие ведомства:
Федеральная служба государственной статистики;
Федеральная служба по труду и занятости;
Министерство здравоохранения и социального развития (Минздравсоцразвития) РФ.
Методика подсчета такова, что не учитывается скрытая и латентная безработица, а также все безработные, которые не получают пособия по безработице, то есть не состоят на бирже труда.
В Самарской области, как и в Российской Федерации в целом, безработица стала регистрироваться с 1992 года. На начало 1993 года уровень зарегистрированной безработицы "стартовал" с отметки 0,2% от экономически активного населения Самарской области. До 1999 года, на который пришелся пик зарегистрированного уровня безработицы - 4%, он неизменно возрастал, причем наиболее "динамичным" был 1996 год. 1999 год стал годом перелома ситуации на рынке труда Самарской области. Это выразилось в существенном сокращении масштабов зарегистрированной безработицы. Данная динамика сохранялась вплоть до 2002 года, когда её уровень снизился до 1,3%. Уменьшение безработицы обусловили как экономический фактор (оживление экономики и увеличение, вследствие этого, спроса на рабочую силу), так и причины институционального и организационного характера (законодательное установление более жесткого порядка регистрации и снятия с учета незанятых граждан).
Существенное сокращение масштабов зарегистрированной безработицы в стране наблюдалось вплоть до 2003 года, когда ее уровень снизился до 2,3%, а в нашей области безработица в это время, составив 1,5%, уже поползла вверх. В целом переломным в стране оказался 2004 год - уровень безработицы резко возрос, достигнув своего максимального значения в 2,6% в Российской Федерации, 1,9% - в Самарской области (имеется в виду уровень зарегистрированной безработицы на конец года). Возможно, данная ситуация была вызвана резким снижением миграционного прироста, а также ликвидацией и сокращением штатов предприятий (при этом одновременно увеличилась численность безработных, ранее имевших работу, и численность безработных, не имевших опыта работы). В 2005 году уровень безработицы снизился до 1,7%. Сокращение в структуре зарегистрированной безработицы доли граждан, уволившихся по собственному желанию, а также желающих сменить рабочее место, свидетельствует о более стабильной трудовой ситуации. Смягчилась ситуация на рынке труда молодежи и граждан с высшим и средним профессиональным образованием. В январе-июне 2007 года активность граждан в поиске работы почти не изменилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Количество обратившихся в службу занятости населения составило 49,5 тыс. человек, 55% из них ранее работали по рабочим профессиям. Граждане, высвобожденные в связи с реструктуризацией отдельных предприятий и организаций, среди ищущих работу составили 12% (в городах - 10%, в районах- 16%). В 2008 году был зарегистрирован минимальный уровень безработицы на конец года: 2,0% - в России, 1,3% - в Самарской области. На протяжении практически всего периода регистрации уровень безработицы в Самарской области, складывается ниже, чем в среднем по России, что говорит об относительной стабильности и отсутствии напряженности на региональном рынке труда. В 2009 году численность зарегистрированных безработных в Самарской области составляет 50,6 тыс. человек, уровень безработицы - 2,8%. При этом уровень общей безработицы остается заметно ниже, чем в среднем по России и в Поволжском федеральном округе. В последние месяцы 2010 года темпы роста безработицы существенно замедлились. Численность официально зарегистрированных безработных на 13 ноября составила по области 48,9 тыс. человек, уровень безработицы - 2,7%. Высокая же напряженность на рынке труда области обусловлена в основном сложностями отраслевых рынков труда, а не тотальным сокращением занятости населения. Для борьбы с безработицей в Самарской области служба занятости ввела в 2009 г. опережающее обучение новым профессиям готовящихся к увольнению, чтобы обеспечить их устройство на временную работу, помогать с открытием собственного дела, а также организовывать переезд в другую местность с трудоустройством и выплатой подъемных.
По данным мониторинга, сегодня численность официально зарегистрированных безработных Самарской области составляет 56,8 тыс. человек, уровень безработицы равен 3,35%. Для дальнейшего уменьшения этих показателей в регионе действуют две программы: ведомственная целевая программа по содействию занятости населения и региональная программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Самарской области на 2010 год. В настоящее время губернские центры занятости заключили более 1,5 тыс. договоров с предприятиями и организациями на сумму 25 млн. рублей. На работу направлено 27,5 тыс. человек (45,5% от годового контрольного показателя). В рамках реализации программы дополнительных мероприятий заключено уже около 3 тыс. договоров с 758 предприятиями и организациями губернии. Благодаря этому в мероприятиях будет занято 42,8тыс.человек.
Интересная ситуация с безработицей и в главном городе губернии - Самаре. По состоянию на 01.11.2010 г. положение на рынке труда городского округа Самара характеризовалось позитивными изменениями ситуации с занятостью населения. Число граждан, зарегистрированных в государственном учреждении Центр занятости населения городского округа Самара (далее - ГУ ЦЗН), составило 7690 чел., т.е. налицо уменьшение по сравнению с началом 2010 года на 6071 чел. (на 01.01.2010г.: 13761 чел. - пик роста безработицы), из них с официальным статусом безработного - 6712 чел., что означает уменьшение по сравнению с началом 2010 года на 6173 чел. (на 01.01.2010г. - 12885 чел.).
Гендерный состав безработных Самары характеризуется следующими параметрами: уменьшился удельный вес мужчин - 39% (декабрь 2009г. - 44%) и увеличился, соответственно, удельный вес женщин - 61% (декабрь 2009г. - 56%). В численности официально зарегистрированных безработных 21% составляет молодёжь в возрасте 16-29 лет (декабрь 2009г. - 29%); 12% - инвалиды (декабрь 2009г. - 8%).
Вместе с тем, безработица в Самаре по-прежнему
носит структурный характер, основной
профессионально-
Напряжённость на рынке труда (отношение численности граждан, не занятых трудовой деятельностью, к числу вакансий) уменьшилась, по сравнению с декабрём 2009 года, с 3,1 до 0,6 граждан на одну вакансию. Численность работников, подлежащих увольнению в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности, в октябре 2010г. уменьшилась и составила 229 чел. (декабрь 2009 года - 1151 чел.). Уровень официальной безработицы в городском округе Самара от численности населения в трудоспособном возрасте на 01.11.2010г. уменьшился до 0,93% (на 01.01.2010г. - 1,79%), что более чем в 3 раза ниже уровня официальной безработицы по Самарской области, установленного "Программой дополнительных мероприятий по снижению напряжённости на рынке труда Самарской области на 2010 год" (3,1% в среднем за 2010 год).
С целью улучшения ситуации на рынке труда городского округа Администрацией городского округа Самара совместно с ГУ ЦЗН (центр занятости населения) продолжалась работа по обеспечению занятости населения и снижению уровня безработицы в городском округе Самара в соответствии с "Программой дополнительных мероприятий по снижению напряжённости на рынке труда Самарской области на 2010 год" и "Ведомственной целевой программой содействия занятости населения Самарской области на 2010 год". Большую методологическую помощь при исследовании регионального рынка труда имеют материалы статистического управления министерства труда страны. Статистическое управление министерства труда пытается установить количество работающих и безработных, проводя в масштабе всей страны ежемесячные выборочные опросы примерно 60 тыс. семей. Обнародованные Росстатом данные выборочного обследования населения по проблемам занятости таковы. В октябре 2010 года по сравнению с сентябрем число безработных в России увеличилось на 80 тыс. человек - с 5,03 млн. до 5,11 млн. При этом для определения, кто безработный, а кто нет, применялась методология Международной организации труда (МОТ): у человека спрашивали, имеет ли он работу или доходное занятие; если нет, то искал ли он работу и готов ли немедленно к ней приступить. Такие же вопросы задавались и в ходе недавно завершившейся всероссийской переписи населения, так что перепись можно теоретически считать не выборочным, а поголовным обследованием населения по проблемам занятости. Отметим также, если человек при таком подходе отвечает, что не имеет работы или доходного занятия, но работу не искал и не готов немедленно к ней приступить, то он автоматически исключает себя из числа безработных.
Число занятых в России в октябре нынешнего года составляло 70,5 млн. человек (по сравнению с сентябрем оно сократилось на 619 тыс. человек). Соответственно, количество экономически активного населения (граждане, считающие себя занятыми, плюс граждане, полагающие себя безработными) в возрасте от 15 до 72 лет составляло 75,6 млн. человек, или 53% от общего населения России. В итоге в октябре уровень российской безработицы вырос с 6,6 до 6,8% экономически активного населения. При этом Росстат отмечает, что для отдельных возрастных групп уровень безработицы оказался значительно выше: например, для граждан в возрасте 15-19 лет он составил 32,6% от экономически активного населения в данной возрастной группе, а в возрасте 20-24 лет - 13,4%. Впрочем, средний возраст российского безработного заметно больше и составляет 35,3 года.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что количество безработных, подсчитанных по методологии МОТ, намного - в 3,3 раза - больше, чем тех, кто зарегистрирован в госучреждениях службы занятости населения. В конце октября 2010 года на биржах труда числилось в качестве безработных 1528 тыс. человек (на 70 тыс. человек меньше, чем в конце предыдущего месяца
Информация о работе Безработица как социально-экономическое явление рыночной экономики