Безработица как социально-экономическое явление рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 00:21, курсовая работа

Описание работы

Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе раскрываются теоретические аспекты безработицы, т.е. что такое безработица, её виды, причины безработицы, как осуществляется в мире борьба с безработицей. Во второй главе анализируется рынок труда РФ, его структура и его особенности в России. В третьей главе описываются перспективы развития рынка труда РФ.

Содержание работы

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Безработица: содержание, явления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.1. Понятие и виды безработицы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.2. Причины безработицы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
1.3. Мировой опыт в борьбе с безработицей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
1.4. Анализ динамики уровня безработицы Самарской области . . . . . . 15
Глава 2. Анализ рынка труда РФ и Самарско й области . . . . . . . . . . . . . 23
2.1. Анализ и структура рынка труда . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
2.2. Регулирование рынка труда и его особенности в России. . . . . . . . . . 27
Глава 3. Перспективы развития рынка труда РФ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 81.88 Кб (Скачать файл)

       Разумеется, огромную роль в подобных различиях играют особенности методологии подсчета. Из тех, кто признал себя безработным по методологии МОТ, 500 тыс. человек даже при желании не могли бы встать на учет на бирже труда, так как 33,4% из этих людей проходят очный курс обучения в различных учебных заведениях, а 66,6% являются пенсионерами. Однако, главный источник разрыва в численности зарегистрированных и незарегистрированных безработных - это, по мнению Росстата, субъективные предпочтения российских безработных в способах поиска работы: 55,5% из них полагают, что работу можно найти только через родственников и друзей, но никак не через службу занятости.

         Уровень безработицы в Самарской области, по методологии МОТ, составил 8,3% экономически активного населения, что ниже, чем в РФ (8,8%) и ПФО (9,1%). Но как нам кажется и эта информация недостаточно  объективна.  

          Несовершенное трудовое законодательство в России привело к тому, что в РФ существует высокий уровень скрытой безработицы. Достаточно часто сотрудников  переводят  на неполную рабочую неделю и отправляют в вынужденные бессрочные отпуска. Численность граждан, работавших неполное рабочее время в июне 2009 года составляла около 9% по официальным данным. Реально же эта цифра гораздо больше. Кроме того, процедура постановки на учет безработных, безверие в помощь государства по трудоустройству, а так же ничтожный размер пособия по безработице (в России пособия по безработице составляют: максимальное - 4900 рублей, минимальное - 850 рублей), значительно сокращает количество желающих регистрироваться в статусе безработного. Поэтому  проблема получения объективной информации по уровню безработицы,  стоит не только перед  Самарской областью, но и в целом по России.  Не обладая точными данными, невозможно разработать и реализовать эффективную программу по сокращению безработицы.

 

Глава 2. Анализ  рынка  труда РФ и Самарской области

2.1. Анализ и структура рынка труда

       Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица – как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом.

       В рыночной экономике и  в системе экономических отношений рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Занятость населения, ее особенности, масштабы и формы в России играют весомую роль как параметр рынка труда, так как достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Достижение полной и эффективной занятости способствует удовлетворению всех потребностей субъектов рынка труда.

       Добиться того, чтобы занято было все трудоспособное население невозможно. Ведь одни вступают в рабочую силу, другие выходят из ее состава, третьих увольняют или они сами увольняются, четвертые находятся в поисках работы, т.е. происходит нормальное движение рабочей силы, часть которой на какой-то промежуток времени остается без работы. Так численность экономически активного населения в сентябре 2010 г. составила, по итогам обследования населения по проблемам занятости, 76,1 млн. человек, или около 54% от общей численности населения страны, в их числе 71,1 млн. человек, или 93,4% экономически активного населения были заняты в экономике и 5,0 млн. человек (6,6%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные). В государственных учреждениях службы занятости населения зарегистрировано в качестве безработных 1,6 млн. человек.  Исходя из представленных данных, можно сделать вывод, что число безработных с каждым годом снижается, а численность занятых постепенно растет. Так, с 1995 года число безработных сократилось на 1325 тыс. человек, а занятых увеличилось на 6548 тыс. чел.

       По данным выборочного обследования населения по проблемам занятости, проведенного по состоянию на вторую неделю сентября 2010 г., уровень занятости населения (доля занятого населения в общей численности населения в возрасте 15-72 лет) составил 63,8%, то есть работают почти две трети экономически активного населения.

       Многообразие социально-экономических процессов, протекающих в рамках рынка труда, порождает существование различных форм занятости. В качестве критериев классификации видов и форм занятости выступают:

- тип собственности - занятость  в государственных, коллективных  и частных предприятиях. Анализируя  статистические данные, на сентябрь 2010 года, можно увидеть, что   наибольший удельный вес представляет  частная собственность,  доля  занятых  здесь составляет 39110 тыс. человек (57,1%), государственная  и муниципальная 21530 тыс. чел  (31,5%), смешанная российская 4274 тыс.  чел (6,2%), совместная российская  и иностранная 3202 тыс. чел (4,7%). Анализируя ниже представленные статистические данные, можно сделать вывод, что за 15 лет, доля лиц, занятых на предприятиях частной собственности, заметно выросла - на 16360 тыс. чел, особенно в период 1995-2002 года, а на  других формах собственности почти не изменилась, за исключением только занятых, работающих на смешанной российской собственности, которая значительно уменьшилась - с 14736 тыс. человек до 4274 тыс. человек. Аналогичный спад фиксируется тоже в периоде 1995-2002 гг. С переходом на рыночную экономику роль государства заметно снижается, центральное место на рынке занимает частная собственность.  

- территориальный критерий - занятость в городе, на селе, в крупных городах, средних  и малых, в европейской части  и в  восточных частях страны. На сентябрь 2010 года численность  занятых в городе составляет 56314 тыс. человек, в селе 18302 тыс.  человек в возрасте 15-72 лет, что  говорит о достаточной урбанизации населения.

  - демографический (половозрастной) критерий - занятость мужчин и  женщин, молодежи, пенсионеров, школьников. На сентябрь 2010 года, число работающих женщин составляет 34734 тыс. человек, мужчин 35889 тыс. человек, молодежи 16494 тыс. человек, школьников 1081 тыс. человек, пенсионеров 2599 тыс. человек. Например, в 1995 году средний возраст занятых в экономике составлял 38,2 года  как у женщин, так и мужчин, а сейчас у женщин это 40,1 года, а у мужчин 39,3 года. Другими словами, стареет контингент занятых в экономике. Расчет показывает, что тенденция к увеличению числа незанятых прослеживается в возрастных группах до 20 лет и 45-72 лет, причем наиболее заметен этом процесс среди людей, принадлежащих группе 45-49 лет. Здесь этот показатель за 15 лет увеличился на 7%. В возрастной группе до 20 лет число незанятых стало увеличиваться только начиная с 2000 года, в период 2000-2004 года этот показатель увеличился на 3,4%, однако, по сравнению с 1995 годом он уменьшился на 6,4%. 

-  сферы производства - занятость в производственной  сфере и сфере услуг. В производственной сфере занято 56,2% работников, а в непроизводственной 43,8%. За последние 15 лет доля лиц занятых в сфере услуг неуклонно растет, еще в 1995 году этот показатель составлял незначительную долю от общего числа занятых. Российской экономике нужно время и тщательная перестройка экономики, чтобы достигнуть уровня развитых мировых держав.

- отрасль народного хозяйства  - занятость в промышленности,  строительстве, сельском хозяйстве  и т.д. Анализируя статистические  данные, представленные с 1995 года, доля лиц, занятых в сельском  хозяйстве значительно снизилась  на 2321 тыс. человек особенно в период с 2005 - 2010 года, скорее всего это связано с отсутствием работы в сельских районах и глобальным экономическим кризисом.  Доля лиц, занятых на обрабатывающих производствах тоже постепенно уменьшается, начиная с 2000 года, на сентябрь 2010 доля занятых достигла 11191 тыс. человек. Наметилась тенденция к увеличению численности занятых в оптовой и розничной торговле особенно в период с 2007-2010 года, так в 1995 году этот показатель составлял 8806 тыс. человек, а сегодня это 12020 тыс. человек. В таких значимых сферах, как здравоохранение, образование, транспорт и связь, государственное управление и обеспечение военной безопасности доля занятых, за исследуемый период практически не изменилась. 

   -  характер труда  - занятость физическим или умственным  трудом. Анализируя, представленные  выше статистические данные, можно  сделать вывод, что в России  значительную долю составляют  люди, занятые  физическим трудом. Но в последние годы наблюдается  тенденция роста занятых умственным  трудом, что говорит о росте  значения сферы услуг, по сравнению  со сферой производства.

  - степень механизации  труда - занятость в сфере автоматизированного,  механизированного и ручного  физического труда. Для российской  экономики свойственны отсталые  технологии, изношенная производственная  база, которая создавалась еще  в советское время. На территории  страны имеется больше половины предприятий,  основанных на использовании  ручного физического труда, как в промышленности, так и сельском хозяйстве.

 - уровень квалификации - занятость высококвалифицированным, квалифицированным, малоквалифицированным трудом,  по уровню образования в 2010 году доля занятых с высшим профессиональным образованием 27,9% (в 1995 году эта цифра составляла 18,4%), с неполным высшим профессиональным 1,6%, со средним профессиональным 26,5 %, с начальным профессиональным 19,3%, со средним (полным) общим 20,1%, с основным общим 4,1%, и не имеют основного общего 0,5%. Анализируя представленные статистические данные, можно сделать вывод о достаточно высоком уровне квалификации работников, так как наибольший вес имеют работники с высшим профессиональным образованием. В 1995 году большинство населения имело средне - профессиональное образование (33,2%), сегодня же эта цифра составляет 26,5%, это говорит о недостаточном развитии сферы услуг, о физическом труде многих работников. Удивительно, но в 1995 году среднее (полное) общее образование и основное общее получало больше населения, чем сегодня (33,2% и 12%). Однако, доля лиц, вообще не имеющих образования, значительно снизилась - с 1,8% до 0,5%.  

        На смену идеологии всеобщей занятости всего трудоспособного населения, подкрепляемой обязанностью человека участвовать в общественном производстве, приходит концепция обеспечения желаемой занятости и свободного выбора формы и вида занятости.

2.2. Регулирование рынка  труда и его особенности в  России

Серьезные социально-экономические  последствия безработицы обусловили необходимость государственного вмешательства  в сферу труда, которое способствует видоизменению трудовых отношений, регулирует их, ограничивает свободу  рыночных сил. Государство проводит целенаправленную политику регулирования рынка труда. Создана мощная система законодательства, регулирующая трудовые отношения (порядок найма и увольнения, продолжительность рабочего дня, безопасность труда, минимальную заработную плату, предоставление выходных дней и отпусков, разрешение трудовых конфликтов, проведение забастовок и пр.) на национальном и интернациональном уровне.

        Главными целями государственного регулирования безработицы является:

• обеспечение полной занятости, под которой понимается отсутствие циклической безработицы при сохранении «естественного уровня безработицы», определяемого размерами ее фрикционной и структурной форм;

• создание «гибкого рынка труда», способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики, сохранять управляемость и стабильность. Эта «гибкость» по сравнению с традиционным рынком труда, проявляется в гибком использовании работников на условиях неполного рабочего дня, временной занятости, сменяемости рабочих мест, изменения количества смен, расширения или добавления в зависимости от необходимости рабочих функций. Каждый желающий трудиться должен найти на таком рынке рабочее место, отвечающее его потребностям.

      В развитых странах финансовая помощь безработным осуществляется на основе систем страхования по безработице. Минимальная задача этих выплат – обеспечение текущих жизненных расходов безработных. Продолжительность – от нескольких месяцев, до бессрочного вспомоществования. Средства формируются главным образом за счет государства и предпринимателей.

 

       Политика регулирования рынка как составная часть экономической политики предусматривает достижения трех основных целей:

1.     стимулирование  структурной перестройки и ускорения  процесса

перераспределения высвобождаемых работников;

2.     наиболее  быстрое вовлечение безработных  в трудовую жизнь;

3.     предоставление  работы каждому, кто ее ищет.

       Меры государственной политики занятости дифференцируются по:

а) объекту воздействия (общие и специализированные меры);

б) источникам финансирования.

       К методам воздействия на занятость можно отнести:

  1. прямые (административные): законодательное регулирование, трудовое

законодательство, коллективные договоры;

  1. косвенные (экономические): финансовая, монетарная и фискальная

политика.

       Типы государственного воздействия на занятость:

  1. пассивный: социальная помощь незанятому населению;           
  2. активный: стимулирование предложения труда, стимулирование спроса на труд, меры по согласованию спроса и предложения (информация, консультативные услуги, профконсультации, разработка программ занятости для низкоконкурентных групп населения и т.д.), меры помощи регионам.

Информация о работе Безработица как социально-экономическое явление рыночной экономики