Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 00:21, курсовая работа
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе раскрываются теоретические аспекты безработицы, т.е. что такое безработица, её виды, причины безработицы, как осуществляется в мире борьба с безработицей. Во второй главе анализируется рынок труда РФ, его структура и его особенности в России. В третьей главе описываются перспективы развития рынка труда РФ.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Безработица: содержание, явления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.1. Понятие и виды безработицы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.2. Причины безработицы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
1.3. Мировой опыт в борьбе с безработицей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
1.4. Анализ динамики уровня безработицы Самарской области . . . . . . 15
Глава 2. Анализ рынка труда РФ и Самарско й области . . . . . . . . . . . . . 23
2.1. Анализ и структура рынка труда . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
2.2. Регулирование рынка труда и его особенности в России. . . . . . . . . . 27
Глава 3. Перспективы развития рынка труда РФ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Разумеется, огромную роль в подобных различиях играют особенности методологии подсчета. Из тех, кто признал себя безработным по методологии МОТ, 500 тыс. человек даже при желании не могли бы встать на учет на бирже труда, так как 33,4% из этих людей проходят очный курс обучения в различных учебных заведениях, а 66,6% являются пенсионерами. Однако, главный источник разрыва в численности зарегистрированных и незарегистрированных безработных - это, по мнению Росстата, субъективные предпочтения российских безработных в способах поиска работы: 55,5% из них полагают, что работу можно найти только через родственников и друзей, но никак не через службу занятости.
Уровень безработицы в Самарской области, по методологии МОТ, составил 8,3% экономически активного населения, что ниже, чем в РФ (8,8%) и ПФО (9,1%). Но как нам кажется и эта информация недостаточно объективна.
Несовершенное трудовое законодательство в России привело к тому, что в РФ существует высокий уровень скрытой безработицы. Достаточно часто сотрудников переводят на неполную рабочую неделю и отправляют в вынужденные бессрочные отпуска. Численность граждан, работавших неполное рабочее время в июне 2009 года составляла около 9% по официальным данным. Реально же эта цифра гораздо больше. Кроме того, процедура постановки на учет безработных, безверие в помощь государства по трудоустройству, а так же ничтожный размер пособия по безработице (в России пособия по безработице составляют: максимальное - 4900 рублей, минимальное - 850 рублей), значительно сокращает количество желающих регистрироваться в статусе безработного. Поэтому проблема получения объективной информации по уровню безработицы, стоит не только перед Самарской областью, но и в целом по России. Не обладая точными данными, невозможно разработать и реализовать эффективную программу по сокращению безработицы.
Глава 2. Анализ рынка труда РФ и Самарской области
2.1. Анализ и структура рынка труда
Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица – как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом.
В рыночной экономике и в системе экономических отношений рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Занятость населения, ее особенности, масштабы и формы в России играют весомую роль как параметр рынка труда, так как достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Достижение полной и эффективной занятости способствует удовлетворению всех потребностей субъектов рынка труда.
Добиться того, чтобы занято было все трудоспособное население невозможно. Ведь одни вступают в рабочую силу, другие выходят из ее состава, третьих увольняют или они сами увольняются, четвертые находятся в поисках работы, т.е. происходит нормальное движение рабочей силы, часть которой на какой-то промежуток времени остается без работы. Так численность экономически активного населения в сентябре 2010 г. составила, по итогам обследования населения по проблемам занятости, 76,1 млн. человек, или около 54% от общей численности населения страны, в их числе 71,1 млн. человек, или 93,4% экономически активного населения были заняты в экономике и 5,0 млн. человек (6,6%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные). В государственных учреждениях службы занятости населения зарегистрировано в качестве безработных 1,6 млн. человек. Исходя из представленных данных, можно сделать вывод, что число безработных с каждым годом снижается, а численность занятых постепенно растет. Так, с 1995 года число безработных сократилось на 1325 тыс. человек, а занятых увеличилось на 6548 тыс. чел.
По данным выборочного обследования населения по проблемам занятости, проведенного по состоянию на вторую неделю сентября 2010 г., уровень занятости населения (доля занятого населения в общей численности населения в возрасте 15-72 лет) составил 63,8%, то есть работают почти две трети экономически активного населения.
Многообразие социально-экономических процессов, протекающих в рамках рынка труда, порождает существование различных форм занятости. В качестве критериев классификации видов и форм занятости выступают:
- тип собственности - занятость
в государственных,
- территориальный критерий
- занятость в городе, на селе,
в крупных городах, средних
и малых, в европейской части
и в восточных частях страны.
На сентябрь 2010 года численность
занятых в городе составляет 56314
тыс. человек, в селе 18302 тыс.
человек в возрасте 15-72 лет, что
говорит о достаточной
- демографический (
- сферы производства - занятость в производственной сфере и сфере услуг. В производственной сфере занято 56,2% работников, а в непроизводственной 43,8%. За последние 15 лет доля лиц занятых в сфере услуг неуклонно растет, еще в 1995 году этот показатель составлял незначительную долю от общего числа занятых. Российской экономике нужно время и тщательная перестройка экономики, чтобы достигнуть уровня развитых мировых держав.
- отрасль народного хозяйства
- занятость в промышленности,
строительстве, сельском
- характер труда
- занятость физическим или
- степень механизации
труда - занятость в сфере
- уровень квалификации - занятость высококвалифицированным, квалифицированным, малоквалифицированным трудом, по уровню образования в 2010 году доля занятых с высшим профессиональным образованием 27,9% (в 1995 году эта цифра составляла 18,4%), с неполным высшим профессиональным 1,6%, со средним профессиональным 26,5 %, с начальным профессиональным 19,3%, со средним (полным) общим 20,1%, с основным общим 4,1%, и не имеют основного общего 0,5%. Анализируя представленные статистические данные, можно сделать вывод о достаточно высоком уровне квалификации работников, так как наибольший вес имеют работники с высшим профессиональным образованием. В 1995 году большинство населения имело средне - профессиональное образование (33,2%), сегодня же эта цифра составляет 26,5%, это говорит о недостаточном развитии сферы услуг, о физическом труде многих работников. Удивительно, но в 1995 году среднее (полное) общее образование и основное общее получало больше населения, чем сегодня (33,2% и 12%). Однако, доля лиц, вообще не имеющих образования, значительно снизилась - с 1,8% до 0,5%.
На смену идеологии всеобщей занятости всего трудоспособного населения, подкрепляемой обязанностью человека участвовать в общественном производстве, приходит концепция обеспечения желаемой занятости и свободного выбора формы и вида занятости.
2.2. Регулирование рынка труда и его особенности в России
Серьезные социально-экономические
последствия безработицы
Главными целями государственного регулирования безработицы является:
• обеспечение полной занятости, под которой понимается отсутствие циклической безработицы при сохранении «естественного уровня безработицы», определяемого размерами ее фрикционной и структурной форм;
• создание «гибкого рынка труда», способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики, сохранять управляемость и стабильность. Эта «гибкость» по сравнению с традиционным рынком труда, проявляется в гибком использовании работников на условиях неполного рабочего дня, временной занятости, сменяемости рабочих мест, изменения количества смен, расширения или добавления в зависимости от необходимости рабочих функций. Каждый желающий трудиться должен найти на таком рынке рабочее место, отвечающее его потребностям.
В развитых странах финансовая помощь безработным осуществляется на основе систем страхования по безработице. Минимальная задача этих выплат – обеспечение текущих жизненных расходов безработных. Продолжительность – от нескольких месяцев, до бессрочного вспомоществования. Средства формируются главным образом за счет государства и предпринимателей.
Политика регулирования рынка как составная часть экономической политики предусматривает достижения трех основных целей:
1. стимулирование
структурной перестройки и
перераспределения высвобождаемых работников;
2. наиболее
быстрое вовлечение
3. предоставление работы каждому, кто ее ищет.
Меры государственной политики занятости дифференцируются по:
а) объекту воздействия (общие и специализированные меры);
б) источникам финансирования.
К методам воздействия на занятость можно отнести:
законодательство, коллективные договоры;
политика.
Типы государственного воздействия на занятость:
Информация о работе Безработица как социально-экономическое явление рыночной экономики