Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 00:21, курсовая работа
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе раскрываются теоретические аспекты безработицы, т.е. что такое безработица, её виды, причины безработицы, как осуществляется в мире борьба с безработицей. Во второй главе анализируется рынок труда РФ, его структура и его особенности в России. В третьей главе описываются перспективы развития рынка труда РФ.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Безработица: содержание, явления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.1. Понятие и виды безработицы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.2. Причины безработицы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
1.3. Мировой опыт в борьбе с безработицей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
1.4. Анализ динамики уровня безработицы Самарской области . . . . . . 15
Глава 2. Анализ рынка труда РФ и Самарско й области . . . . . . . . . . . . . 23
2.1. Анализ и структура рынка труда . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
2.2. Регулирование рынка труда и его особенности в России. . . . . . . . . . 27
Глава 3. Перспективы развития рынка труда РФ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Для решения всех этих задач государство должно прогнозировать рыночную ситуацию труда, находить и поддерживать, либо формировать «точки роста» в экономике, проводить соответствующую структурную, региональную и инвестиционную политику, регулировать внешнеэкономические связи, способствовать адаптации работников к требованиям рынка труда. Следует также учитывать, что возможности государства в области создания новых Рабочих мест меньше возможностей частного капитала. Очень важно избежать такого положения, при котором возобновление экономического роста будет происходить при высокой и застойной безработице. Обострение проблемы занятости населения в этом случае просто неизбежно. Во-первых, может увеличиться высвобождение рабочей силы на предприятиях. Для решения этих проблем понадобится коренной перелом в динамике инвестиций, активизация работы по переподготовке кадров, стимулирование частного предпринимательства, расширение помощи безработным. Вместе с тем по мере усиления экономической отдачи от рыночных преобразований будет увеличиваться инвестиционный потенциал, стабилизироваться экономический рост, расширяться потребность народного хозяйства в рабочей силе.
Глава 3. Перспективы развития рынка труда РФ
В последние годы Правительство Российской Федерации взяло курс на повышение гибкости рынка, что даёт работодателям возможность более свободно распоряжаться рабочей силой, исходя из своих бизнес-планов, но значительно снижает гарантии занятости работников. В итоге сокращаются объёмы постоянной и стабильной занятости, идёт замещение постоянных трудовых договоров срочными. Предлагаемые рабочие места нельзя в большинстве случаев назвать эффективными, так как они не обеспечивают достойную заработную плату, а более четверти рабочих мест имеют заработную плату ниже прожиточного минимума.
Низкое качество занятости в стране вызывает большую текучесть работников: на август 2010 года в общей численности принятых работников доля приема на дополнительно введенные рабочие места составила 7,5%, в том числе в организациях обрабатывающих производств - 9,4%, финансовой деятельности - 12,6%. Существенно ниже этот показатель в организациях оптовой и розничной торговли - 4,7%.
В октябре 2010г. численность принятых работников организаций превысила численность выбывших работников на 24,6 тыс. человек. В январе-октябре 2010 г., по сравнению с аналогичным периодом 2009 г., прием работников увеличился на 21,9%, увольнение работников сократилось на 6,3%. Самый высокий уровень выбывших работников наблюдается в декабре 2009 г. Так, исходя из статистических данных, численность занятого населения по сравнению с предыдущим годом увеличилась, что говорит о стадии оживления экономики.
Значительно лучшую перспективу в российских условиях могут, на наш взгляд, иметь активные меры, направленные на дальнейшее комплексное регулирование спроса и предложения труда, путем рационального использования гибких форм занятости. Распространение гибких форм занятости имеет большое значение и потому, что многовариантность занятости дает возможность совмещать работу по специальности, требующую соответствующей профессиональной подготовки, знаний и опыта, с работой в рамках неформального сектора, не требующей особой квалификации, но приносящей доход, позволяющий удержаться выше черты бедности. Это позволило бы, притормозить деградацию совокупной рабочей силы.
Основываясь на принципе преемственности стратегической цели, государственная политика в области регулирования рынка труда в 2008 - 2010 годах будет направлена на создание правовых, экономических и институциональных условий для повышения эффективности занятости. Основными задачами государственной политики в области регулирования рынка труда являются:
-содействие в реализации
прав граждан на свободное
распоряжение своими
-обеспечение реализации прав граждан на защиту от безработицы;
-обеспечение соблюдения прав в области охраны труда и его оплаты, а также предотвращение нарушений прав трудящихся, в том числе дискриминации в сфере труда;
-содействие обеспечению работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации.
Решение задач по содействию занятости и обеспечению экономики и социальной сферы квалифицированными трудовыми ресурсами предусматривается обеспечить путем повышения эффективности функционирования рынка труда при соблюдении трудовых прав и гарантий для граждан России. С этой целью предполагается проведение модернизации механизмов реализации государственной политики на рынке труда и внедрение инновационных методов государственного регулирования в области содействия трудоустройства.
Приоритетными направлениями государственной политики в области регулирования рынка труда являются:
- совершенствование
- совершенствование системы мониторинга и прогнозирования коньюнктуры труда;
- обеспечение
- развитие региональных
рынков труда и повышение
- развитие кадрового потенциала;
- оптимизация привлечения иностранной рабочей силы;
- стимулирование экономической активности населения;
- повышение качества Рабочих мест.
Совершенствование законодательства России в области содействия трудоустройства должно отвечать современным тенденциям в социально-трудовой сфере в связи с углублением различий в содержании труда и формах его компании в различных секторах экономики, обусловленных диверсификацией производства, проведением структурных реформ, а также созданием высокотехнологичных производств и объектов инфраструктуры.
Расширение гибких форм фирмы труда, способствующее спросу на рабочую силу и сокращению неформального сектора экономики, предусматривается одновременно подкреплять мерами по обеспечению соблюдения законодательных норм.
Совершенствование законодательства России в области содействия занятости будет осуществляться по следующим приоритетным направлениям:
- гармонизация законодательства России в области содействия трудоустройства с международными нормами;
- совершенствование
- совершенствование
- совершенствование механизма
реализации государственных
- нормативно-правовое
- реформирование системы
государственной социальной
С учетом прогнозов спроса и предложения рабочей силы на рынке труда предусматривается осуществлять планирование мероприятий по реализации государственной политики в области регулирования рынка труда, включая мероприятия по повышению территориальной мобильности трудовых ресурсов страны и привлечению иностранных работников, уточнение стратегий и планов развития профессионального образования, разработку программ профессиональной ориентации населения.
Заключение
Проведение данного исследования по вопросу безработицы позволило прийти к следующим выводам:
Безработица представляет собой сложное социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения не занята в общественном производстве товаров и услуг и не может реализовать свои способности при помощи рынка труда.
Безработица является естественным сопровождением экономического развития в условиях конкуренции. Наличие различных видов безработицы требует минимизации в первую очередь, циклической, сезонной и структурной безработицы для поддержания полной занятости населения и достижения высокого уровня экономического развития.
Несмотря на разные причины возникновения, безработица является естественным сопровождением экономического развития в условиях конкуренции. Наличие безработицы является неизбежным, и, более того, необходимым для эффективного развития экономики государства. Безработица влечет за собой ряд положительных и негативных последствий, выступая и как фактор повышения эффективности труда, и, как фактор снижения уровня жизни населения. Показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, уровня жизни населения, а также для оценки эффективности экономической деятельности государства. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая границ своих производственных возможностей.
В целях снижения безработицы государство располагает различными методами, связанными с разработкой способов переподготовки безработного населения, социальной поддержкой безработных, содействием в создании дополнительных рабочих мест и т.д.
Предлагаемыми способами снижения уровня безработицы в России выступают: повышение доверия к службам занятости, более равномерное географическое распределение трудовых ресурсов, реализация программ поддержки молодых квалифицированных специалистов, развитие самозанятости населения, государственное содействие открытию новых предприятий и предоставление рабочих мест, информационная помощь безработным, содействие трудоустройству безработных с помощью бирж труда, содействие переподготовке безработного населения с помощью методов (частично или полностью за государственный счет).
Одним из способов снижения уровня безработицы является взаимодействие безработного населения с Государственной службой занятости, которая представляет структуру специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным.
При анализе безработицы в РФ можно выявить следующие негативные тенденции:
- безработица ведет к неполному использованию экономического потенциала общества. Незанятая рабочая сила не участвует в росте национального богатства, поэтому в стране возникают потери от неполного использования производственных возможностей.
- при продолжительной безработице теряется квалификация высвободившихся работников. Особенно ощутимы социально-экономические потери в связи с массовыми увольнениями и вынужденными переходами на малоквалифицированную работу специалистов и научных работников. Даже при последующем включении в производительный процесс, работник выходит на нормальную, устойчивую высоту производительности труда, примерно за полугодовой срок.
Проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, но не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики. Особенно остро проблема безработицы стоит сейчас перед Россией, что не удивительно, т.к. экономика России сейчас находится в глубоком кризисе. Огромный экономический спад, развалив промышленность, не мог не затронуть рынок труда.
Не менее тяжелы и социальные последствия безработицы. Американские специалисты вынуждены признать, что «безработица – это нечто большее, чем экономическое бедствие, это также и социальная катастрофа. Депрессия приводит к бездеятельности, а бездеятельность к потере квалификации, потере самоуважения, упадку моральных устоев, а также к общественным и политическим беспорядкам».
Список используемой литературы
Информация о работе Безработица как социально-экономическое явление рыночной экономики