Безработица: понятие, причины, виды, формы, последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 00:49, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие сущности безработицы, изучение ее видов и особенностей.
Задачей курсовой работы является изучение теоретических основ безработицы:
выявить основные показатели безработицы, причины ее возникновения;
проанализировать развитие безработицы в Республике Беларусь;
найти пути снижения безработицы в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Безработица: понятие, причины и виды…………………………………..…..5
1.1. Понятие безработицы………………………………………………………......5
1.2. Причины безработицы………………………………………………………….9
1.3. Виды безработицы и её показатели………………………………………….14
2. Особенности безработицы в Республике Беларусь……………...…….…….20
2.1. Причины безработицы в Республике Беларусь……………………………..20
2.2 Анализ уровня безработицы в Республике Беларусь……………….………22
3. Пути снижения безработицы в Республике Беларусь…………………...….28
3.1. Основные направления по снижению уровня безработицы в РБ………….28 Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованных источников…………………………………………..….34
Приложения……………………………………………………………………..…..36

Файлы: 1 файл

ГЛАВА 1.doc

— 310.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

В системе рыночных отношений  важное место занимает рынок одного из основных факторов производства-труда. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, представляющих государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер, они затрагивают насущные потребности большинства населения страны. Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда. Существенным следствием процессов, происходящих на рынке труда, становится безработица - в целом негативное, но практически неизбежное явление общественной жизни.

Занятость населения  составляет необходимое условие  для его воспроизводства, так  как от нее зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, на их трудоустройство, на материальную поддержку людей, лишившихся работы. Поэтому такие проблемы, как занятость населения, безработица, ресурсы для трудовой деятельности и, в целом, рынок труда, актуальны для экономики страны. 

Безработица представляет собой сложное, многоаспектное, социально-экономическое  явление, когда часть экономически активного населения не занята в  общественном производстве товаров и услуг, не может реализовать свои физические и умственные способности при помощи рынка труда.

Актуальность темы заключается, прежде всего, в серьезных экономических  и социальных издержках, которые  влечет за собой безработица. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих местах для всех, кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов к ней приступить, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных  возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта.

Помимо чисто экономических  издержек, нельзя сбрасывать со счетов и значительные социальные и моральные последствия безработицы, ее негативное влияние на общественные ценности и жизненные интересы граждан. Массовая длительная безработица трудоспособного населения могут привести к серьезным политическим и социальным переменам в государстве. В конечном итоге, подрывается моральное и физическое здоровье общества. [1, с. 95]

Экономисты же изучают  безработицу для определения  ее причин, а также для совершенствования  мер государственной политики, влияющих на занятость. Выявляя нежелательные побочные последствия той или иной государственной политики. Экономисты могут помочь политикам оценить альтернативные варианты решения различных проблем.

Целью курсовой работы является раскрытие сущности безработицы, изучение ее видов и особенностей.

Задачей курсовой работы является изучение теоретических основ  безработицы:

    • выявить основные показатели безработицы, причины ее возникновения;
    • проанализировать развитие безработицы в Республике Беларусь;
    • найти пути снижения безработицы в Республике Беларусь.

 

ГЛАВА 1. Безработица: понятие, причины и виды

 

    1. Понятие безработицы

 

Безработица – неотъемлемое свойство рыночной системы хозяйствования. Об этом свидетельствует история развития рыночной экономики. Уже во второй половине XVIII века в Англии были массовые выступления рабочих против применения машин, использование которых в производстве сопровождалось формированием армии лишних людей. В последующие два века - XIX и XX – число безработных непрерывно возрастало и в 1995 г. только в промышленно развитых странах оно достигло рекордного уровня - 635 млн. человек.

Число безработных в  каждый конкретный период развития экономики  зависит от темпов экономического роста  и эффективности труда, от степени  соответствия профессионально-квалификационной структуры работников существующему на них спросу, от конкретной демографической ситуации, политики занятости, осуществляемой государством.

Как показывает статистика, число  безработных значительно возрастает в периоды кризисов. Так, во время мирового экономического кризиса 1857 года в английской металлообрабатывающей промышленности безработица превышала 12%, тогда как в бескризисном 1853 году - лишь 2%. Резкое увеличение числа безработных наблюдалось в 1857 году и в США: в Нью-Йорке, например, число безработных превысило 150 тыс. человек [2, с. 142].

Средний уровень безработицы существенно  различается между странами. Например, в 1985 году он колебался от 20% в Испании  до 2,6% в Японии. В 90-е в некоторых  европейских странах (Англия, Германия, Франция, Италия) безработица достигала 10-12%, в США - 5-6%, в Японии -2,3-3%, в Швейцарии - менее 1% [3, с. 53]. Такие различия отчасти объясняются разными подходами правительств тех или иных стран к макроэкономическому регулированию, отчасти связаны с расхождениями в определениях безработицы в разных странах. Поэтому перейдем к более подробному анализу сущности безработицы и ее измерения.

Население любой страны подразделяется на три большие группы:

  • в первую группу включены  лица, которые не считаются потенциальными компонентами рабочей силы. В нее входят лица, не достигшие 16 лет (возрастная граница варьируется в связи с принятыми законами различных стран, так, например, в Республике Беларусь разрешено работать с 14 лет), а также лица, находящиеся в специализированных учреждениях, например в психиатрических больницах или в исправительных заведениях.
  • вторую группу, которая называется “выбывшие из состава рабочей силы”, составляют взрослые, потенциально имеющие возможность работать, но по какой-то причине не работающие и ищущие работу.
  • третья группа - это рабочая сила. В эту группу входят все лица, которые могут и хотят работать [4, с. 159].

В свою очередь рабочая  сила состоит из тех людей, которые  заняты, то есть это люди, выполняющие  любую оплачиваемую работу, а также те, кто имеет работу, но не работает по причине болезни, забастовки или отпуска; и тех, кто не имеет работы, но хотел бы трудиться. Именно последние входят в число безработных.

Понятие безработицы в некотором  роде двусмысленно, поскольку теоретически каждый хотел бы работать за приемлемую плату. Экономисты стремятся решить эту дилемму, определяя безработицу с точки зрения желания личности получить работу за некую преобладающую на рынке труда заработную плату. Международной организацией труда (МОТ) безработица определяется как наличие контингента лиц старше определенного возраста, не имеющих работы, пригодных в настоящее время к работе и ищущих работу в рассматриваемый период. Таким образом, человека можно считать безработным только при соблюдении всех трех условий. Искать работу - значит, предпринимать действия в этом направлении. Такие действия включают регистрацию на бирже труда; обращение к работодателям; помещение объявлений в газетах; попытки приобрести или взять в аренду землю, здание, машины или оборудование, чтобы открыть свое дело и т. п. [5, с. 74].

В мировой практике уровень безработицы  представляет собой удельный вес  числа безработных в общей  численности экономически активного  населения и рассчитывается по формуле

(u = U / L · 100%),

где, u - уровень безработицы;

U - численность безработных;

L - численность рабочей  силы.

Уровень безработицы  обычно рассчитывается за определенный период т.е. продолжительность поиска работы (промежуток  времени, в течение  которого лицо ищет работу, с момента начала поиска работы и до рассматриваемого периода времени). В этом случае берутся среднемесячные (среднегодовые) показатели численности рабочей силы и безработных [6, с. 84].

Однако наличие общего подхода к определению безработицы  не гарантирует одинаковые методы измерения безработицы в разных странах. Так, в США безработным считается тот, кто не имеет оплачиваемой работы и ищет ее в течение последних четырех недель.

Как показывает статистика, в развитых странах в среднем  безработица немного выше среди женщин, чем среди мужчин. Значительно больше различия наблюдаются по отдельным возрастным группам. Так, безработица среди тинэйджеров (подростки в возрасте от 13 до 19 лет) почти в 3 раза выше, чем среди взрослых. Это относится, правда не ко всем странам. В Германии, например, уровень безработицы среди тинэйджеров намного ниже, чем в США или Великобритании, что объясняется высокоразвитой системой профессионального обучения и профессиональной ориентации школ.

Также необходимо отметить, что во многих развитых странах, в частности в США, на безработицу оказывает значительное влияние национально-этнический фактор. Так, в США уровень безработицы среди цветного населения в несколько раз выше, чем среди белых. При этом наивысший уровень безработицы в этой категории американского населения приходится на подростков – в последние годы он достигал 30-50%. [7, с. 606]

Таким образом, безработица усиливается во время экономических кризисов и последующих депрессий в результате резкого сокращения спроса на рабочую силу. Также безработица имеет закономерные и случайные черты, сущностные и поверхностные характеристики, позитивные и негативные стороны. Их интенсивность зависит от масштабов, уровня, региональной специфики, формы безработицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Причины безработицы

 

Экономическая наука  неоднократно предпринимала попытки  выяснить причины безработицы. Например, известный английский экономист Томас Мальтус считал, что причину безработицы надо искать в чрезмерно быстром росте населения, т.к. они превышают темпы роста производства, что сокращает личные доходы, а,  следовательно, и спрос на труд.

Наибольшее распространение в  западной экономической науке получили неоклассическая и кейнсианская теории безработицы.

Неоклассическая концепция безработицы  в наиболее последовательном виде была представлена известным английским экономистом А. Пигу в его книге “Теория безработицы”, вышедшей в 1933 году.

Рассмотрим более подробно данную концепцию, используя для ясности  графическую иллюстрацию (рис.1).

  Уровень  заработной  платы (PL)


                                                           Кривая  предложения  труда   (SL)   


 

 

                         Е


               Кривая спроса на труд  (DL)                     


                                                            


                                     Количество  труда

Рисунок 1. Рынок труда в неоклассической модели. [8, с.35]

    Равновесие на рынке труда в неоклассической модели определяется через функцию спроса на рабочую силу и функцию ее предложения, где в качестве цены труда выступает реальная заработная плата PL. Кривая функции спроса на труд DL имеет убывающий характер, поскольку фирмы, предъявляющие спрос на этот фактор производства, смогут нанять на работу большее число работников при более низкой заработной плате. Если же уровень заработной платы будет повышаться, то количество привлекаемой рабочей силы уменьшится. Таким образом, спрос на рабочую силу - функция реальной заработной платы:

DL= f (PL)

     Предложение труда на рынке рабочей силе SL также зависит от реальной заработной платы: чем выше PL, тем больше работников предложат на рынке свой труд, и, напротив, чем ниже заработная плата, тем меньше их число будет желать устроиться на работу. Поэтому предложение труда рассматривается как возрастающая функция от реальной заработной платы и кривая предложения труда имеет положительный наклон:

SL= f (PL)

Соединив графики спроса и предложения, получим неоклассическую  модель рынка труда, показывающую, что  все желающие работать могут найти работу при сложившейся равновесной ставке заработной платы E.

Полная занятость в  данном случае означает, что каждый желающий продать определенное количество труда по сложившейся в данный момент ставке заработной платы может  осуществить свое желание. Если же заработная плата установится выше рыночного равновесного уровня (при государственном вмешательстве), то это приведет к тому, что спрос на труд будет значительно меньше предложения труда и определенная часть работников окажется без работы. Поэтому, по мнению неоклассиков, в рыночной экономике может быть только добровольная безработица, то есть такая, которая вызывается требованиями высокой заработной платы. Работники сами выбирают безработицу ради более высоких заработков.

Также Ф. Хайек видел причины безработицы как раз в той государственной политике, которую развитые страны проводили «по рецептам» Кейнса. Так Ф. Хайек считал, что безработица «есть прямой результат близорукой политики полной занятости, которую ты проводили в течение последних двадцати пяти лет».

Согласно Ф. Хайеку, рост государственных расходов неизбежно  ведет к инфляции, которая, достигнув  критической отметки, сама становится причиной увеличившейся безработицы. Выход из этого замкнутого круга  он видел в том, чтобы прекратить инфляционную политику полной занятости. Конечно, на первом этапе это приведет к резкому скачку безработицы, но  именно это, по идее Хайека, даст возможность выявить все пороки в размещении труда, разработать и осуществить неинфляционными методами программу обеспечения высокого и стабильного уровня занятости.

Неоклассическая концепция  добровольной безработицы, изложенная в названной выше книге А. Пигу, стала предметом серьезной критики  Дж. Кейнсом в его фундаментальной  работе “Общая теория занятости, процента и денег”. Как подчеркивают П. Самуэльсон и У. Нордхаус, “одна из величайших заслуг Кейнса состоит в том, что он позволил фактам разрушить эту красивую, но ошибочную теорию” [7, с. 603].

Информация о работе Безработица: понятие, причины, виды, формы, последствия