Безработица: понятие, причины, виды, формы, последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 00:49, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие сущности безработицы, изучение ее видов и особенностей.
Задачей курсовой работы является изучение теоретических основ безработицы:
выявить основные показатели безработицы, причины ее возникновения;
проанализировать развитие безработицы в Республике Беларусь;
найти пути снижения безработицы в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Безработица: понятие, причины и виды…………………………………..…..5
1.1. Понятие безработицы………………………………………………………......5
1.2. Причины безработицы………………………………………………………….9
1.3. Виды безработицы и её показатели………………………………………….14
2. Особенности безработицы в Республике Беларусь……………...…….…….20
2.1. Причины безработицы в Республике Беларусь……………………………..20
2.2 Анализ уровня безработицы в Республике Беларусь……………….………22
3. Пути снижения безработицы в Республике Беларусь…………………...….28
3.1. Основные направления по снижению уровня безработицы в РБ………….28 Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованных источников…………………………………………..….34
Приложения……………………………………………………………………..…..36

Файлы: 1 файл

ГЛАВА 1.doc

— 310.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Особенности безработицы в Республике Беларусь

 

2.1. Причины безработицы в Республике Беларусь

 

Достижение высокого уровня занятости – одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей.

Основной причиной безработицы  в Республике Беларусь, является общий, постоянный спад национального производства, поддерживаемый экстенсивным развитием народного хозяйства, неблагоприятным инвестиционным климатом и т.д. Естественно, что в таких условиях невозможно формирование рабочих мест. Большинство белорусских предприятий на сегодняшний день являются убыточными. Особенно это относится как к промышленности, так и к сельскому хозяйству. Методы реанемирования убыточных предприятий в своем большинстве основаны на денежных подачках в виде кредитов. Однако, как показывает опыт, такие капиталовливания ни к чему хорошему не приводят. Без трансформации предприятий, без реорганизации управления предприятиями, без четкой синхронизации с состоянием рынка и с изменениями на рынке, выход из "долговой ямы" невозможен. К сожалению, руководители предприятий вынуждены тратить деньги, полученные по кредитным линиям не на стратегические нужды, а на выплату задолжностей по заработной плате, погашение предыдущих кредитов и т.д. В большинстве случаев для повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятий реального сектора экономики требуется полное переоборудование производства, закупка и внедрение новых технологий, закупка качественного сырья, изменение менталитета работников и т.д.  Все эти реформы невозможны благодаря только желанию руководящего аппарата. Требуются комплексные реформы всего народного хозяйства. С другой стороны, позиция "закрытых дверей" и все более явная изоляции Беларуси от западных соседей, приводит как к финансовому голоду (отсутствие инвестиций), так и к постепенной деградации научно-технического потенциала. К примеру, если совсем недавно мы могли гордиться тем, что у нас работают высокопрофессиональные программисты, то уже сегодня эта позиция дефицитна для коммерческого рынка труда (тем более, для государственного).

Процессы увеличения уровня безработицы тесно связаны  с системой образования. С одной  стороны, выступает низкий уровень  реакции образовательных институтов на изменения на рынке, с другой крайне низкий уровень профессионального  образования и переквалификации. Все это обуславливает все более отчетливую структурную безработицу. [12, с. 9]

Таким образом, низкая эластичность предложения на рынке труда и низкая эластичность заработных плат являются основным тормозом для процессов, способствующих формированию новых рабочих мест.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ уровня  безработицы в Республике Беларусь

 

Беларусь – страна, в которой теоретически нет безработицы.  Это тот случай, когда теория не совпадает с практикой.          

Естественно, благополучие на рынке труда определяется макроэкономическими показателями развития народного хозяйства. Вполне реально предполагать, что в условиях, когда инфляция практически уничтожена, а ВВП Беларуси за 5 лет увеличился более чем на 30%, рынок труда находится в благоприятных для развития условиях. Несмотря на эти официальные факты, на самом деле, так ли благополучен рынок труда Беларуси, как нам это представляют. [15]

Так какова же цифра реальной безработицы? По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь в январе-августе 2009г. в экономике было занято 4587,3 тыс. человек, 3536,6 тыс. человек составили работники организаций (за исключением субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности). За восемь месяцев 2009г. организациями (за исключением субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности) было принято на работу 585,4 тыс. человек, на дополнительно введенные рабочие места – 36,8 тыс. человек, уволено – 595,1 тыс. человек. 308,3 тыс. человек работали в режиме неполной занятости, в отпуск, без сохранения заработной платы по инициативе нанимателя пошли 15,1 тыс. человек.

 Как и любой рынок, рынок труда регулируется согласно законам спроса и предложения. Спрос на рабочую силу в РБ сегодня определяется следующими факторами: экстенсивный путь развития экономики; крайне низкая способность предприятий к формированию новых рабочих мест; не эластичность спроса способствует росту безработицы; превышение импорта над экспортом; низкая производительность труда; отсутствие инвестиционного климата; хаотические скачки спроса на рабочую силу, определяемые сезонностью, сектором экономики, регионом. Со стороны предложения: низкий уровень квалификации рабочей силы; низкая мобильность (прежде всего из-за проблем с жильем и личным транспортом); асинхронизация между рынком и системой образования. Становление рынка труда в Республике Беларусь происходит как логический результат объективного развития общества, застрявшего между демократическими преобразованиями (в данном случае - трансформацией экономической системы государства). В настоящее время переходный период белорусской экономики к рыночным отношениям обусловливает особенный, инфляционный тип поддержки занятости, при котором безработица носит скрытый характер. Совершенно ясно, что в случае отсутствия каких-либо изменений в лучшую сторону в народном хозяйстве страны, ситуация с безработицей будет только обострятся. Для примера можно отразить диаграмму 1 («Распределение численности занятого населения по отраслям экономики» за 2008г. по сравнению с 2000г. (в % к итогу)), а также диаграмму 2 ( «Отраслевая структура ВВП» (в % к итогу)):


 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

Диаграмма 1. «Распределение численности занятого населения по отраслям экономики»

 

Диаграмма 2. «Отраслевая структура ВВП»

 

Исходя из вышеприведенных данных видно, что количество людей, занятых в различных секторах экономики, а также отраслевая структура ВВП (в % к итогу) за период с 2000 по 2008г. особо не изменились. Данные о численности экономически активного населения, распределении численности населения, занятого по формам собственности и численности населения в странах СНГ можно увидеть в Приложении А и Приложении Б соответственно.

Что касается данных о  численности безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости  и социальной защите, по областям и г. Минску, то они приведены ниже, в таблице 2.1.:

 

 

 

 

 

 

 

Численность безработных

на конец сентября 2009г.

Сентябрь 2009г., тыс. чел.

Уровень безработицы  на конец сентября 2009г., в %

 

тыс. чел.

в % к

Зареги-стри-ровано

Устро-ено

09.2008г.

08.2009г.

РБ

42,2

106,1

94,7

20,4

11,8

0,9

Брестская область

 

7

 

94,7

 

92,4

 

3,2

 

2

 

1,1

Витебская область

 

6,3

 

95,7

 

91,8

 

2,8

 

1,9

 

1,1

Гомельская область

 

7,3

 

98,4

 

96,6

 

3,4

 

1,9

 

1,1

Гродненская область

 

5,5

 

109,1

 

96,7

 

2,6

 

1,7

 

1,1

 

Минск

 

4,9

 

142,1

 

97,6

 

1,9

 

6,6

 

0,5

Минская область

 

 

 

5,9

 

09,7

 

95,9

 

3,6

 

2

 

0,9

Могилевская область

 

5,3

 

116,7

 

92,6

 

2,9

 

7

 

1


 

В январе-сентябре 2009г. на учет поставлено 261,6 тыс. человек, трудоустроено  – 149,2 тыс. человек, средний размер пособия по безработице за сентябрь 2009г. составил 44,4 тыс. рублей.[16]

Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец апреля 2010 г. составила 43,1 тыс. человек, что на 2 процента меньше, чем в апреле 2009 г. и на 1,5 процента меньше, чем в марте текущего года. Уровень зарегистрированной безработицы составил 0,9 процента от экономически активного населения (на конец апреля 2009 г. – 1 процент), при прогнозе на 2010 год в интервале 1,2 – 1,5 процента. [17]

Год

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Уровень безработицы, %

1,9

1,5

1,2

1,0

0,8

0,9


Таблица 2.2. Статистические данные уровня безработицы в РБ 

 В целом различными  мероприятиями содействия занятости  в 2009 г. охвачено 330 тыс. человек.

Данные об уровне безработицы  по республике представлены в Приложении В.

В Республике Беларусь уже давно назрела необходимость  разработки программы мер по созданию и сохранению рабочих мест, главная цель, которой  изменение уровня и структуры занятости населения республики на основе создания экономически эффективных рабочих мест и сохранения кадрового потенциала  в перспективных отраслях экономики.

На мой взгляд, в  качестве инструмента государственного воздействия на структуру занятости  представляется правомерным предложить методику проведения изменений в структуре занятости, которая должна включать:

- обеспечение  правовых, экономических и организационных  условий для создания и сохранения  рабочих, развитие кадрового потенциала  в  различных отраслях экономики;

- регулирование  рынка труда и повышение конкурентоспособности  рабочей силы;

- развитие  профессиональной  и территориальной мобильности  рабочей силы;

- повышения  качества создаваемых рабочих  мест;

- предотвращение роста  и сокращение вынужденной неполной занятости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. Пути снижения безработицы в Республике Беларусь

 

3.1. Основные  направления по снижению уровня  безработицы в Республике Беларусь

 

Программой социально-экономического развития Республики Беларусь было предусмотрено повышение уровня занятости населения на 10-11% к уровню 2005 года.

Для вовлечения в экономическую  деятельность различных категорий  незанятого населения будет использоваться дифференцированный подход. Например, рабочим планом предусмотрено в  ближайшее время организовать выявление и учет выпускников школ, не поступивших в учреждения образования и не трудоустроившихся после окончания школы. Это позволит направлять такую молодежь на профессиональное обучение, что повысит их шансы обрести рабочее место.

Будут внесены изменения и дополнения в некоторые нормативные правовые акты. Так, запланированы меры по дальнейшему стимулированию граждан к переезду на новое место жительства и работы в регионы, испытывающие дефицит рабочей силы. В целях содействия предпринимательской деятельности расширится перечень видов самостоятельной занятости, при организации которых безработным может быть оказана финансовая поддержка (это коснется фермерских хозяйств, агроэкотуризма, ремесленной деятельности).

Одним из важнейших аспектов, обеспечивающих занятость населения, является создание рабочих мест. В госпрограмме занятости населения республиканским органам госуправления и иным государственным организациям, подчиненным правительству, облисполкомам и Мингорисполкому будут доведены задания по созданию рабочих мест. Предусмотрена разработка региональных программ по созданию и размещению новых предприятий, филиалов и цехов действующих производств в малых и средних городах.

Следует отметить, что  люди, работающие без оформления трудовых отношений, занятые нелегальной трудовой деятельностью, не участвуют в формировании бюджета страны, но в то же время они пользуются социальными благами. Рабочим планом предусмотрено ужесточение мер в отношении нанимателей, принимающих граждан на работу без должного оформления и обеспечения государственного социального страхования. Будут проводиться соответствующие целевые проверки нанимателей по соблюдению законодательства о труде и занятости. Среди мероприятий рабочего плана - и организация информационно-просветительской работы среди населения, особенно в молодежной среде, о преимуществах легальной трудовой деятельности. [13, с. 11]

Планируется подготовить  предложения о предоставлении гражданам  права самостоятельно уплачивать страховые  взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и соцзащиты. Это позволит им впоследствии получать выплаты по государственному социальному страхованию.

Информация о работе Безработица: понятие, причины, виды, формы, последствия