Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 00:49, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие сущности безработицы, изучение ее видов и особенностей.
Задачей курсовой работы является изучение теоретических основ безработицы:
выявить основные показатели безработицы, причины ее возникновения;
проанализировать развитие безработицы в Республике Беларусь;
найти пути снижения безработицы в Республике Беларусь.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Безработица: понятие, причины и виды…………………………………..…..5
1.1. Понятие безработицы………………………………………………………......5
1.2. Причины безработицы………………………………………………………….9
1.3. Виды безработицы и её показатели………………………………………….14
2. Особенности безработицы в Республике Беларусь……………...…….…….20
2.1. Причины безработицы в Республике Беларусь……………………………..20
2.2 Анализ уровня безработицы в Республике Беларусь……………….………22
3. Пути снижения безработицы в Республике Беларусь…………………...….28
3.1. Основные направления по снижению уровня безработицы в РБ………….28 Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованных источников…………………………………………..….34
Приложения……………………………………………………………………..…..36
Что касается тех, кто длительное время уклоняется от общественно полезного труда, то предусматривается организовать их выявление и учет в целях оказания им содействия в трудоустройстве.
Довольно острой проблемой является трудоустройство длительно неработающих граждан, отметили в министерстве. Этой категории граждан необходимо обеспечить первоочередное направление на профессиональное обучение и переобучение под конкретные заказы нанимателей с гарантией последующего трудоустройства. Для длительно неработающих граждан планируется активно организовывать трудовую реабилитацию на субсидированных рабочих местах.
Важной задачей является не только увеличение количества трудовых ресурсов, но и повышение их качества. В этих целях необходимо оптимизировать объемы и структуру подготовки кадров для отраслей экономики с учетом перспектив и направлений их развития. Безработные выпускники школ будут в первоочередном порядке направляться на профобучение по интегрированным специальностям, наиболее востребованным на рынке труда, и под конкретные заявки нанимателей. А в целях повышения мотивации школьников к трудовой деятельности по рабочим специальностям будет усовершенствована система профориентации. Увеличатся объемы временной трудовой занятости студенческой молодежи, чтобы молодые люди получали дополнительный опыт и навыки практической работы.
Предусмотрена подготовка нормативного правового акта, регламентирующего вопросы организации непрерывного профессионального обучения по профессиям рабочих в учреждениях образования и в организациях. За ПТУ планируется закрепить базовые организации. Продолжится опережающее профобучение работников, подлежащих высвобождению в результате реформирования, реструктуризации, технического перевооружения и модернизации производства.
Рабочим планом предусмотрен пересмотр порядка организации и условий проведения оплачиваемых общественных работ. Право самостоятельно утверждать перечень таких работ, определять продолжительность участия в них безработных (исходя из реальной ситуации на рынке труда) будет предоставлено местным исполнительным и распорядительным органам. Запланировано существенное увеличение объемов оплачиваемых общественных работ в лесном, сельском и жилищно-коммунальном хозяйствах по оказанию социальных услуг населению малых городов и сельской местности. [18]
Для снижения безработицы в РБ вышеперечисленные меры можно представить следующим образом: организация работы отраслевых органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, нанимателей по созданию новых рабочих мест, в том числе с использованием средств государственного фонда содействия занятости; развитие и повышение качества и мобильности трудовых ресурсов через организацию профессионального обучения безработных и развитие системы профессиональной ориентации молодежи, безработных и незанятого населения; содействие развитию предпринимательской инициативы безработных; развитие системы оплачиваемых общественных работ; содействие территориальному перемещению рабочей силы; содействие организации временной трудовой занятости учащейся и студенческой молодежи в свободное от учебы время и в период летних каникул, а также информационное обеспечение населения о возможностях занятости и трудоустройства; социальная поддержка безработных путем выплаты им пособий по безработице и материальной помощи.
Заключение
На основе проведенного в курсовой работе исследования необходимо отметить, что отношение к безработице, как к социально-экономическому критерию состояния общества, с течением времени менялось. Так, в начале XX века, когда размеры безработицы в мировом масштабе были достаточно велики, длительное время считалось, что безработица - это социальное зло, с которым необходимо бороться всеми силами и методами, в том числе и с обязательным использованием методов государственного регулирования. Позже, в середине XX веков, в условиях дальнейшего развития социально-трудовых отношений и построения обществ с социальной рыночной экономикой сложился принципиально новый взгляд на безработицу - она рассматривалась уже как социальное явление, которое носит эпизодический характер и не представляет серьезных проблем для государства. В настоящее время большинство экономистов считают, что безработица, являясь устоявшейся социально-экономической категорией, бывает краткосрочной, долгосрочной и застойной. Причем последняя наносит обществу значительный экономический, моральный и социальный ущерб, в силу чего необходимы исследования и принятие активных мер для недопущения застойной безработицы или сокращения ее уровня. [14, с.32]
Несмотря на объективный характер безработицы, социально-экономические потери, которые она порождает, очевидны. Во-первых, не производится какая-то часть товаров и услуг, которые могли бы быть произведены, если бы человек работал. Во-вторых, снижаются налоговые поступления: работающий получает доход (заработную плату), который облагается налогом. В-третьих, снижается уровень жизни семьи безработного, так как пособие по безработице меньше, чем заработная плата. В-четвертых, ухудшается психологическое состояние безработного, становятся частыми конфликты в семье и т. д.
В этой связи одной из функций государства становится регулирование занятости, устранение негативных последствий безработицы. В частности, в каждом городе или районе созданы центры занятости, которые выполняют следующие функции: выплачивают пособия по безработице, помогают безработным найти работу, ведут переобучение новым, пользующимся спросом профессиям. В этих центрах оказывается и психологическая помощь людям, оставшимся без работы.
Понятно, что безработица была, есть и будет и поэтому задача государственных органов занятости должна состоять в том, чтобы не допустить длительной безработицы конкретного человека. Следовательно, основной упор должен быть сделан на профориентационную работу со школьниками, переквалификацию специалистов, содействие в предпринимательской деятельности.
Как было отмечено выше, безработица представляет собой макроэкономическую проблему, которую оценить, как социально-экономическое явление, однозначно невозможно. С точки зрения безработного это весьма негативное явление, так как потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Однако с точки зрения экономической динамики данное явление является просто объективной необходимостью. Другое дело, что государство должно регулировать занятость, устранять негативные последствия безработицы, а работники в свою очередь должны быть готовы к профессиональной и трудовой мобильности ради получения работы, что позволит им не остаться в рядах безработных и продолжить свою трудовую деятельность.
Список использованных источников
1. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда./ Под ред. А. И. Рофе.- М.: Издательство “МИК”, 1997.
2. Экономическая энциклопедия.-М., 1972.
3. Вишневская Н. Рынок рабочей силы в ретроспективе XX столетия.//Мировая экономика и международные отношения. №9, 2001.
4. Макконнелл К. Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Т. 2-М., 1993.
5. Макроэкономика./Под ред. Л.П. Зеньковой.-Мн.: Новое знание, 2002.
6. Экономика труда./Под общей ред. В.В. Адамчука. -М.: ЗАО “Финстатинформ”, 1999.
7. Самуэльсон П.А., Нордхаус В. Д. Экономика.-М.: “Издательство Биноли”,1997.Гл.29.
8. Слезингер Г. Э. Труд в условиях рыночной экономики. - М.: ИНФРА-М, 1996.
9. Ивашковский С. Н. Экономика: микро- и макроанализ. - М.: Дело, 1999-360 с.
10. Экономика труда./Под ред. Проф. А.И.Рофе.-М.: Издательство”МИК”, 2000.
11. Никифорова А.А. Рынок труда, занятость и безработица. – М. , 2004. – С. 280.
12. Ванкевич Е. В. Экономические отношения занятости: закономерности развития и регулирования. - Мн.: БГЭУ, 2000.
13. Мониторинг рынка труда Республики Беларусь.2000 г. Мн.: Комитет по занятости населения при министерстве труда Республики Беларусь, 2001.
14. Безработица, структурная перестройка экономики и рынок труда Восточной Европе и России.- М., 1995.
15. www.communist.ru
16. www.belstat.gov.by
17. www.mintrud.by
18. www.belta.by
Приложения
Таблица П.А.1
Численность экономически активного населения Республики Беларусь
2000 |
2002 |
2004 |
2006 |
2008 | |||
Тыс. человек | |||||||
Экономически активное население – всего |
4537,0 |
4500,3 |
4428,2 |
4466,1 |
4638,1 | ||
мужчины |
2151,5 |
2103,8 |
2066,9 |
2099,7 |
2188,7 | ||
женщины |
2385,5 |
2396,5 |
2361,3 |
2366,4 |
2449,4 | ||
Из общей численности экономически активного населения занятые – всего |
4441,0 |
4380,8 |
4316,3 |
4401,9 |
4594,4 | ||
мужчины |
2113,9 |
2056,9 |
2029,0 |
2078,1 |
2172,7 | ||
женщины |
2327,1 |
2323,9 |
2287,3 |
2323,8 |
2421,7 | ||
В процентах от экономически активного населения | |||||||
Экономически активное население – всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 | ||
мужчины |
47,4 |
46,8 |
46,7 |
47,0 |
47,2 | ||
женщины |
52,6 |
53,2 |
53,3 |
53,0 |
52,8 | ||
Из общей численности экономически активного населения занятые – всего |
97,9 |
97,3 |
97,5 |
98,6 |
99,1 | ||
мужчины |
46,6 |
45,7 |
45,8 |
46,5 |
46,9 | ||
женщины |
51,3 |
51,6 |
51,7 |
52,1 |
52,2 |
Таблица П.Б.1
Распределение численности занятого населения
по формам собственности, в % к итогу
1995 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 | |
Всего занято |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
государственная |
59,8 |
57,2 |
57,2 |
55,1 |
52,9 |
52,4 |
51,7 |
51,2 |
50,5 |
50,0 |
частная |
40,1 |
42,4 |
42,2 |
44,0 |
46,1 |
46,4 |
47,0 |
47,4 |
48,0 |
48,4 |
смешанная с иностранным участием |
0,5 |
1,4 |
1,6 |
1,8 |
2,2 |
2,5 |
2,6 |
2,7 |
2,9 |
3,2 |
иностранная |
0,1 |
0,4 |
0,6 |
0,9 |
1,0 |
1,2 |
1,3 |
1,4 |
1,5 |
1,6 |
Таблица П.В.1
Уровень официально зарегистрированной безработицы по областям, на конец года; в % к экономически активному населению
1995 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 | |
Республика Беларусь |
2,9 |
2,1 |
2,3 |
3,0 |
3,1 |
1,9 |
1,5 |
1,2 |
1,0 |
0,8 |
Области: |
||||||||||
Брестская |
3,0 |
1,7 |
2,0 |
3,1 |
3,8 |
2,1 |
1,8 |
1,5 |
1,2 |
1,0 |
Витебская |
3,0 |
2,6 |
3,1 |
4,1 |
4,0 |
2,3 |
2,0 |
1,5 |
1,3 |
1,1 |
Гомельская |
3,3 |
2,6 |
2,7 |
3,3 |
3,5 |
2,2 |
1,7 |
1,3 |
1,2 |
1,0 |
Гродненская |
3,1 |
2,2 |
2,4 |
2,9 |
3,1 |
1,9 |
1,6 |
1,4 |
1,3 |
1,0 |
г. Минск |
1,6 |
1,5 |
1,5 |
1,8 |
1,6 |
1,0 |
0,8 |
0,5 |
0,4 |
0,4 |
Минская |
3,9 |
1,9 |
2,0 |
2,7 |
2,9 |
1,9 |
1,5 |
1,1 |
0,9 |
0,8 |
Могилевская |
3,4 |
2,6 |
2,8 |
3,6 |
3,6 |
2,2 |
1,8 |
1,5 |
1,1 |
0,8 |
Информация о работе Безработица: понятие, причины, виды, формы, последствия