Безработица: понятие, причины, виды, формы, последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 00:49, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие сущности безработицы, изучение ее видов и особенностей.
Задачей курсовой работы является изучение теоретических основ безработицы:
выявить основные показатели безработицы, причины ее возникновения;
проанализировать развитие безработицы в Республике Беларусь;
найти пути снижения безработицы в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Безработица: понятие, причины и виды…………………………………..…..5
1.1. Понятие безработицы………………………………………………………......5
1.2. Причины безработицы………………………………………………………….9
1.3. Виды безработицы и её показатели………………………………………….14
2. Особенности безработицы в Республике Беларусь……………...…….…….20
2.1. Причины безработицы в Республике Беларусь……………………………..20
2.2 Анализ уровня безработицы в Республике Беларусь……………….………22
3. Пути снижения безработицы в Республике Беларусь…………………...….28
3.1. Основные направления по снижению уровня безработицы в РБ………….28 Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованных источников…………………………………………..….34
Приложения……………………………………………………………………..…..36

Файлы: 1 файл

ГЛАВА 1.doc

— 310.50 Кб (Скачать файл)

Что касается тех, кто  длительное время уклоняется от общественно  полезного труда, то предусматривается  организовать их выявление и учет в целях оказания им содействия в трудоустройстве.

Довольно острой проблемой  является трудоустройство длительно  неработающих граждан, отметили в министерстве. Этой категории граждан необходимо обеспечить первоочередное направление  на профессиональное обучение и переобучение под конкретные заказы нанимателей с гарантией последующего трудоустройства. Для длительно неработающих граждан планируется активно организовывать трудовую реабилитацию на субсидированных рабочих местах.

Важной задачей является не только увеличение количества трудовых ресурсов, но и повышение их качества. В этих целях необходимо оптимизировать объемы и структуру подготовки кадров для отраслей экономики с учетом перспектив и направлений их развития. Безработные выпускники школ будут в первоочередном порядке направляться на профобучение по интегрированным специальностям, наиболее востребованным на рынке труда, и под конкретные заявки нанимателей. А в целях повышения мотивации школьников к трудовой деятельности по рабочим специальностям будет усовершенствована система профориентации. Увеличатся объемы временной трудовой занятости студенческой молодежи, чтобы молодые люди получали дополнительный опыт и навыки практической работы.

Предусмотрена подготовка нормативного правового акта, регламентирующего вопросы организации непрерывного профессионального обучения по профессиям рабочих в учреждениях образования и в организациях. За ПТУ планируется закрепить базовые организации. Продолжится опережающее профобучение работников, подлежащих высвобождению в результате реформирования, реструктуризации, технического перевооружения и модернизации производства.

Рабочим планом предусмотрен пересмотр порядка организации  и условий проведения оплачиваемых общественных работ. Право самостоятельно утверждать перечень таких работ, определять продолжительность участия в них безработных (исходя из реальной ситуации на рынке труда) будет предоставлено местным исполнительным и распорядительным органам. Запланировано существенное увеличение объемов оплачиваемых общественных работ в лесном, сельском и жилищно-коммунальном хозяйствах по оказанию социальных услуг населению малых городов и сельской местности. [18]

Для снижения безработицы в РБ вышеперечисленные меры можно представить следующим образом: организация работы отраслевых органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, нанимателей по созданию новых рабочих мест, в том числе с использованием средств государственного фонда содействия занятости; развитие и повышение качества и мобильности трудовых ресурсов через организацию профессионального обучения безработных и развитие системы профессиональной ориентации молодежи, безработных и незанятого населения; содействие развитию предпринимательской инициативы безработных; развитие системы оплачиваемых общественных работ; содействие территориальному перемещению рабочей силы; содействие организации временной трудовой занятости учащейся и студенческой молодежи в свободное от учебы время и в период летних каникул, а также информационное обеспечение населения о возможностях занятости и трудоустройства; социальная поддержка безработных путем выплаты им пособий по безработице и материальной помощи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

На основе проведенного в курсовой работе исследования необходимо отметить, что отношение к безработице, как к социально-экономическому критерию состояния общества, с течением времени менялось. Так, в начале XX века, когда размеры безработицы в мировом масштабе были достаточно велики, длительное время считалось, что безработица - это социальное зло, с которым необходимо бороться всеми силами и методами, в том числе и с обязательным использованием методов государственного регулирования. Позже, в середине XX веков, в условиях дальнейшего развития социально-трудовых отношений и построения обществ с социальной рыночной экономикой сложился принципиально новый взгляд на безработицу - она рассматривалась уже как социальное явление, которое носит эпизодический характер и не представляет серьезных проблем для государства. В настоящее время большинство экономистов считают, что безработица, являясь устоявшейся социально-экономической категорией, бывает краткосрочной, долгосрочной и застойной. Причем последняя наносит обществу значительный экономический, моральный и социальный ущерб, в силу чего необходимы исследования и принятие активных мер для недопущения застойной безработицы или сокращения ее уровня. [14, с.32]

Несмотря на объективный  характер безработицы, социально-экономические  потери, которые она порождает, очевидны. Во-первых, не производится какая-то часть товаров и услуг, которые могли бы быть произведены, если бы человек работал. Во-вторых, снижаются налоговые поступления: работающий получает доход (заработную плату), который облагается налогом. В-третьих, снижается уровень жизни семьи безработного, так как пособие по безработице меньше, чем заработная плата. В-четвертых, ухудшается психологическое состояние безработного, становятся частыми конфликты в семье и т. д.

В этой связи одной  из функций государства становится регулирование занятости, устранение негативных последствий безработицы. В частности, в каждом городе или районе созданы центры занятости, которые выполняют следующие функции: выплачивают пособия по безработице, помогают безработным найти работу, ведут переобучение новым, пользующимся спросом профессиям. В этих центрах оказывается и психологическая помощь людям, оставшимся без работы.

Понятно, что безработица  была, есть и будет и поэтому  задача   государственных органов  занятости должна состоять в том, чтобы не допустить длительной безработицы конкретного человека. Следовательно, основной упор должен быть сделан на профориентационную работу со школьниками, переквалификацию специалистов, содействие в предпринимательской деятельности.

Как было отмечено выше, безработица представляет собой макроэкономическую проблему, которую оценить, как социально-экономическое явление, однозначно невозможно. С точки зрения безработного это весьма негативное явление, так как потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Однако с точки зрения экономической динамики данное явление является просто объективной необходимостью. Другое дело, что государство должно регулировать занятость, устранять негативные последствия безработицы, а работники в свою очередь должны быть готовы к профессиональной и трудовой мобильности ради получения работы, что позволит им не остаться в рядах безработных и продолжить свою трудовую деятельность.

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1.   Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда./ Под ред. А. И. Рофе.- М.: Издательство “МИК”, 1997.

2.    Экономическая энциклопедия.-М., 1972.

3. Вишневская Н. Рынок рабочей силы в ретроспективе XX столетия.//Мировая экономика и международные отношения. №9, 2001.

4. Макконнелл К. Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Т. 2-М., 1993.

5.   Макроэкономика./Под ред. Л.П. Зеньковой.-Мн.: Новое знание, 2002.

6. Экономика труда./Под общей ред. В.В. Адамчука. -М.: ЗАО “Финстатинформ”, 1999.

7. Самуэльсон П.А., Нордхаус В. Д. Экономика.-М.: “Издательство Биноли”,1997.Гл.29.

8.   Слезингер Г. Э. Труд в условиях рыночной экономики. - М.: ИНФРА-М, 1996.

9.   Ивашковский С. Н. Экономика: микро- и макроанализ. - М.: Дело, 1999-360 с.

10. Экономика труда./Под ред. Проф. А.И.Рофе.-М.: Издательство”МИК”, 2000.

11. Никифорова А.А. Рынок труда, занятость и безработица. – М. , 2004. – С. 280.

12. Ванкевич Е. В. Экономические отношения занятости: закономерности развития и регулирования. - Мн.: БГЭУ, 2000.

13. Мониторинг рынка труда Республики Беларусь.2000 г. Мн.: Комитет по занятости населения при министерстве труда Республики Беларусь, 2001.

14. Безработица, структурная перестройка экономики и рынок труда  Восточной Европе и России.- М., 1995.

15. www.communist.ru

16. www.belstat.gov.by

17. www.mintrud.by

18. www.belta.by

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

Таблица П.А.1

Численность экономически активного населения Республики Беларусь

 

2000

2002

2004

2006

2008

Тыс. человек

Экономически активное население –  всего

4537,0

4500,3

4428,2

4466,1

4638,1

мужчины

2151,5

2103,8

2066,9

2099,7

2188,7

женщины

2385,5

2396,5

2361,3

2366,4

2449,4

Из общей численности экономически активного населения занятые – всего

4441,0

4380,8

4316,3

4401,9

4594,4

мужчины

2113,9

2056,9

2029,0

2078,1

2172,7

женщины

2327,1

2323,9

2287,3

2323,8

2421,7

В процентах  от экономически активного населения

Экономически активное население – всего

100

100

100

100

100

мужчины

47,4

46,8

46,7

47,0

47,2

женщины

52,6

53,2

53,3

53,0

52,8

Из общей численности  экономически активного населения  занятые – всего

97,9

97,3

97,5

98,6

99,1

мужчины

46,6

45,7

45,8

46,5

46,9

женщины

51,3

51,6

51,7

52,1

52,2


Таблица П.Б.1

Распределение численности занятого населения

по формам собственности, в % к итогу

 

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Всего занято

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

государственная

59,8

57,2

57,2

55,1

52,9

52,4

51,7

51,2

50,5

50,0

частная

40,1

42,4

42,2

44,0

46,1

46,4

47,0

47,4

48,0

48,4

смешанная с иностранным  участием

0,5

1,4

1,6

1,8

2,2

2,5

2,6

2,7

2,9

3,2

иностранная

0,1

0,4

0,6

0,9

1,0

1,2

1,3

1,4

1,5

1,6


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица П.В.1

Уровень официально зарегистрированной безработицы по областям,         на конец года; в % к экономически активному населению

 

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Республика Беларусь

2,9

2,1

2,3

3,0

3,1

1,9

1,5

1,2

1,0

 

0,8

Области:

                   

Брестская

3,0

1,7

2,0

3,1

3,8

2,1

1,8

1,5

1,2

1,0

Витебская

3,0

2,6

3,1

4,1

4,0

2,3

2,0

1,5

1,3

1,1

Гомельская

3,3

2,6

2,7

3,3

3,5

2,2

1,7

1,3

1,2

1,0

Гродненская

3,1

2,2

2,4

2,9

3,1

1,9

1,6

1,4

1,3

1,0

г. Минск

1,6

1,5

1,5

1,8

1,6

1,0

0,8

0,5

0,4

0,4

Минская

3,9

1,9

2,0

2,7

2,9

1,9

1,5

1,1

0,9

0,8

Могилевская

3,4

2,6

2,8

3,6

3,6

2,2

1,8

1,5

1,1

0,8

Информация о работе Безработица: понятие, причины, виды, формы, последствия