Безработица: сущность, причины, социально-экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 19:01, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – проанализировать анализ безработицы в Российской Федерации и в Мурманской области 2000 – 2011 гг.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
проанализировать изучение сущности проблемы;
виды и причины безработицы;
выявление социально-экономических последствий безработицы

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы безработицы.......................................................5
Безработица как экономическая категория…………………………..5
Уровень безработицы. Закон Оукена...................................................7
Виды безработицы................................................................................10
Социально-экономические последствия безработицы…………......14
Глава 2. Сравнительный анализ безработицы в РФ и Мурманской области 2000 – 2011 гг.……………………………………………………………………16
Особенности безработицы в РФ. Анализ уровня безработицы в РФ в 2000 – 2011 гг. Причины возникновения безработицы в РФ и государственная защита населения в условиях безработицы…………16
Анализ безработицы в Мурманской области. Уровень безработицы в Мурманской области. Методы борьбы с безработицей в Мурманской области………………………………………….........................................26
Сравнительный анализ безработицы в РФ и Мурманской области….32
Заключение.............................................................................................................36
Источники и литература………….......................................................................38
Приложения……………………………………………………………………...40

Файлы: 1 файл

Bezrabotitsa_suschnost_prichiny_sotsialno-ekonom.docx

— 172.48 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Рисунок 1. Уровень безработицы в России по месяцам, %

 

Итоги обследований свидетельствуют, что, благодаря реализации в 2009-2010гг. программ по стабилизации ситуации на рынке труда, удалось сдержать нарастание кризисных явлений на рынке труда  и снижение занятости населения в феврале 2009г. (когда был отмечен самый высокий уровень безработицы за период кризиса).

В I квартале 2011г. численность безработных  по сравнению с I кварталом 2010г. сократилась, но вместе с тем была выше докризисного уровня февраля 2008г. на 0,3 млн. человек (на 5,8%), численность занятого населения была почти на уровне февраля 2008г. (99,9%).

В среднем за 2010г. численность занятого населения превысила среднегодовые  данные 2009г. на 0,5 млн. человек (на 0,7%). Численность безработных в этот период сократилась на 0,7 млн. человек, или на 11,4%.

Вместе с тем, к уровню 2008г. численность  занятых в среднем за 2010г. была ниже (на 1,6%), численность безработных - выше (на 17,8%).

В I квартале 2011г. уровень безработицы составил 6,6% и был ниже, чем в I квартале 2010г. (на 0,87 процентного пункта) и феврале 2009г. (на 1,82 процентного пункта), но, тем не менее, он еще выше докризисного (на 0,4 процентного пункта).

В среднем за 2010г. уровень безработицы  составил 7,47% и был ниже, чем в  среднем за 2009г. (на 0,95 процентного  пункта), и выше, чем в среднем  за 2008г. (на 2,1 процентного пункта). В 2008г. уровень безработицы составлял 6,32% и был выше, чем в среднем за 2007 г. (на 0,21 процентного пункта), и ниже, чем в среднем за 2006 г. (на 0,84%). В среднем за 2005 г. уровень безработицы составил 7,17% и был ниже, чем в среднем за 2004 г. (на 0,61%). В 2003г. Уровень безработицы составлял 8,23% и был выше, чем уровень безработицы в 2002г. (на 0,35%), и ниже, чем в среднем за 2001г. (на 0,75%). А в 2000г. был очень высокий уровень безработицы и составлял 10,58%.

 

Рисунок 2. Уровень безработицы в Российской Федерации по годам, % 1

 

Безработица среди  мужчин и женщин. До кризиса в 2008г. показатели уровня безработицы среди мужчин и женщин отличались незначительно: на 0,2-0,4 процентного пункта уровень безработицы среди мужчин превышал уровень безработицы среди женщин. В феврале 2009г., когда был отмечен самый высокий уровень безработицы за период кризиса, этот разрыв увеличился до 1,6 процентного пункта. В среднем за 2009г. уровень безработицы среди мужчин и женщин отличался на 1,2 процентного пункта, за 2010г. - на 1 процентный пункт.

В январе 2011г. уровень безработицы среди мужчин составил 8,4% и был на 1,3 процентного пункта выше уровня безработицы среди женщин (7,1%). До начала кризиса в I полугодии 2008г.  разрыв между долей мужчин и женщин в общей численности безработных составлял 6 процентных пунктов (соответственно, 53% и 47%), в феврале 2009г. увеличился до 10 процентных пунктов (соответственно, 55% и 45%).


1 Уровень безработицы в РФ – режим доступа: http://xn----8sbcbbscql7bijpi7ac0eweh.xn--p1ai/  - (29.11.2012 г.)

Это явилось следствием более быстрых  темпов роста безработицы среди  мужчин, чем среди женщин. В феврале 2009г. численность безработных мужчин увеличилась по cравнению с февралем 2008г. на 39%, безработных женщин - на 26% (при общем увеличении численности безработных на 33%).

В среднем за 2009г. уровень доля мужчин и женщин в общей численности  безработных составила, соответственно, 54% и 46%, за 2010г. и в январе 2011г. - 55% и 45%.

 

 

Рисунок 3. Уровень безработицы среди мужчин и женщин

в % от экономически активного населения

 

Безработица среди  городских и сельских жителей. До кризиса в 2008г. уровень безработицы среди сельских жителей в 1,8 раза превышал уровень безработицы среди городских жителей. Кризис изменил это соотношение до 1,5 раз: за период с февраля 2008г. по февраль 2009г., когда был отмечен самый высокий уровень безработицы за период кризиса, численность безработных городских жителей увеличилась на 40%, безработных сельских жителей - на 22%. В январе 2010-2011гг. это соотношение составляло 1,7 раза.23

Средний возраст безработных в  сентябре 2009 г. составил 34,8 года, в том  числе безработных мужчин - 35,3 года, безработных женщин - 34,3 года. 

По данным на 2009 год, наибольшее количество безработных приходится на возрастные группы 20 - 24 лет, в результате высокой  степени неопределенности, с которой  сталкивается «новичок» на рынке  труда и частой сменой работы (высокий  уровень фрикционной безработицы). Наименьшее - 55-59 лет в результате того, что люди предпенсионного возраста не склонны менять работу.

 

 

Рисунок 4. Уровень безработицы городского и сельского населения

в % от экономически активного населения

 

Возникновение безработицы в России связано с развитием рыночных отношений и, прежде всего, рынка  труда. Предпосылкой безработицы выступают  спад производства и структурные  преобразования в экономике в  результате кризисных явлений 2008 года. На современное состояние безработицы в стране во многом повлиял кризис 2008 года. Реакцией на данный кризис стало сокращение затрат на персонал у 62 % опрошенных компаний (опрос проводила исследовательская компания HeadHunter, участие в котором приняли 222 российские компании). Самый распространенный способ сокращения затрат на сотрудников - сокращение штата. Треть компаний (33 %) уволили часть сотрудников.

Далее по популярности следуют такие  меры, как уменьшение заработной платы (22 %), сокращение рабочей недели (14 %), вынужденный отпуск (16 %). Также довольно распространенным способом является сокращение социального пакета (15 %).

Кризис не только привел к массовым увольнениям и безработице  в России, но и породил спрос  на ряд профессий, ранее не слишком  популярных: юрист, специализирующийся на банкротствах, слияниях и поглощениях, инновационный менеджер, специалист по сокращению персонала, антикризисный  управляющий, специалист в области  финансового мониторинга и кредитных  рисков и т.д.

 2010 год был объявлен президентом как год по борьбе с безработицей. Принятая в 2009 году антикризисная программа президента, направленная на устранение последствий кризиса, напряженности на рынке труда и снижения уровня безработицы в стране действует и в 2010 г. Всего на поддержку региональных рынков труда в 2010 году из бюджета РФ было выделено 36,4 миллиарда рублей. Большую часть средств, отпущенных на политику занятости, расходует на меры пассивного характера - выплату пособий по безработице.

 

Программа включает следующие  пункты:

1. Общественные работы. В  регионах были организованы общественные  работы для тех, кто лишился  постоянного заработка. Самые  популярные виды социального  труда – уборка улиц, благоустройство  территорий, обслуживание общественного транспорта, ремонт памятников культуры. При этом наиболее важные и серьезные мероприятия, такие как строительство и ремонт дорог, по разным причинам отходят на второй план.

Вместо долгосрочных работ  власти пытаются занять безработных  хоть чем-нибудь. На общественные работы не рвутся, предпочитая получать пособие  по безработице. Как показал 2009 год, общественные работы мало помогают в  борьбе с безработицей. Люди не спешат заниматься «грязной» работой дворников  и уборщиков.

2. Создание новых рабочих  мест. Для этого 6,2 млрд. рублей  было выделено на стимулирование  среднего и малого бизнеса.  Это единственная системная мера  правительства, не только направленная  на снижение социального недовольства, но и оздоровляющая экономику.  В результате программы 95 тыс.  человек (из 6,5 млн. человек безработных)  нашли работу по программе  поддержки малого бизнеса.

3. Кредит на собственный  бизнес. На открытие собственного дела безработные смогли получить более 100 тысяч рублей (в 2009 г. выдавали 58 800 рублей.). Ключевое условие для этого - создание рабочих мест не только для себя, но и для других официальных безработных. Программа самозанятости населения стала одной из наиболее востребованных среди безработных.  

Между тем недоступность  кредитов для малого и среднего предпринимательства  остается одной из основных проблем  в России. Согласно опросу «Исследования  сегмента обеспеченных россиян, владельцев малого и среднего бизнеса», проведенному совместно Российским микрофинансовым центром и Ситибанком, только 25 % бизнесменов получали кредиты и использовали их в целях бизнеса.

В результате 95 тыс. человек  нашли работу по программе поддержки  малого бизнеса.

4. Пособия по безработице.  В 2009 году был увеличен размер  социальных выплат. Минимальное  пособие по безработице составило  850 рублей (для тех, кто ранее не числился работающим), максимальное – 4300 рублей. На последнее могли претендовать граждане, уволенные в течение года и трудившиеся не менее 26 недель на последнем месте работы. Такие меры снижают социальное напряжение в обществе, но не помогают бороться с безработицей, наоборот, снижают стимул к труду. Увеличенные пособия перекладывают нагрузку на более экономически активную часть населения, ведь именно из их налоговых отчислений формируются социальные выплаты.

5. Помощь студентам. Одной  из мер снижения напряженности  на рынке труда – организация стажировок для выпускников вузов. Однако данная мера не востребована у выпускников, так как работодатели платят стажерам традиционно мало, а иногда и не платят вообще.

6. Переобучение. В 2009 году  около 200 тысяч человек прошли  переобучение. Этого не достаточно, поскольку по данным Центра социальной политики, в переобучении в России нуждаются 10 млн. человек. Но рассчитывать на перепрофилирование могут только граждане, зарегистрированные в центре занятости, а их чуть больше 2 млн.

Все эти меры хоть и имеют  определенные недостатки и требуют  их доработки, однако, они уже дали положительные результаты в форме снижения уровня безработицы на 2,8 % в 2010 году и напряженности на рынке труда.24

 

 

 

 

2.2 Анализ безработицы в Мурманской области. Уровень безработицы в Мурманской области. Методы борьбы с безработицей в Мурманской области

 

После очень напряженных 2009-го и 2010 годов, когда из-за кризиса на многих заполярных предприятиях шло высвобождение  и северяне не были уверены в своем  будущем, наконец-то ситуация на рынке  труда начала стабилизироваться. Во многом это произошло благодаря  антикризисным программам в сфере  занятости.

В 2010-м северян сокращали во многих сферах - это и оборонный комплекс, и народное образование, и крупные  предприятия в связи с модернизацией. Всего такие мероприятия провели 260 мурманских организаций.

Также важной проблемой является устройство на работу инвалидов. Сейчас в городском центре занятости  на учете состоит более 700 человек  с ограничениями по здоровью. А  на многих предприятиях им положены квоты  рабочих мест. Правда, там не стремятся  трудоустраивать инвалидов. Однако недавно областная служба занятости  выиграла судебный процесс с одним  из  предприятий, которое обязали брать на работу людей с ограниченными возможностями.

Благодаря этому прецеденту можно  надеяться, что трудоустройство  инвалидов станет более реальным.25

По данным на декабрь 2011 года, уровень безработицы в Мурманской области стал ниже, чем в докризисный период. В настоящий момент уровень безработицы составляет 8,8 процента - чуть больше девяти тысяч человек.

В 2008 году этот показатель равнялся 6,98 процента. Снижения безработицы удалось достичь, благодаря комплексным мерам, принятым правительством РФ и Мурманской области: программам профессионального обучения безработных, организации общественных работ, оказанию государственных услуг по содействию самозанятости, поддержке и социальной адаптации на рынке труда.

Уровень трудоустройства граждан  за 11 месяцев 2011 года увеличился по сравнению  с соответствующим периодом 2010  года на 14%. С января по ноябрь 2011 года было трудоустроено свыше 23 тысяч человек. И в центрах занятости имелись сведения о наличии 8,5 тысяч вакансий, что в полтора раза больше, чем в 2010 году.

Работа по снижению напряженности  на рынке труда будет продолжена в 2012 году. Наряду с оправдавшими себя мерами планируется активнее создавать условия для трудоустройства граждан с ограниченными возможностями, а также внедрять в деятельность служб занятости современные информационные технологии, которые позволят гражданам оперативно решать возникающие вопросы.

На реализацию этих мер в региональном бюджете на 2012 год предусмотрены  средства в размере 291,9 млн. рублей с учётом дополнительных ассигнований.26

В 2000г. был самый высокий уровень  безработицы и составлял 10,58%. В 2001г. Уровень безработицы был чуть ниже, чем в 2000г. и составлял 13,05%, но выше чем в 2003г. (на 2,71%). Причины безработицы: структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению спроса на рабочую силу. В 2004г. уровень безработицы составил 10,97% и был выше, чем в 2005г. (на 2,19%), и выше чем в 2006г. (на 4,25%). Произошел экономический спад (депрессия), которая вынуждает  работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых.  В 2007г. уровень безработицы составлял 6,52%, а в 2008г. – 6,98%. Предпосылкой безработицы выступают спад производства и структурные преобразования в экономике в результате кризисных явлений 2008 года. На современное состояние безработицы в стране во многом повлиял кризис 2008 года. В 2009г. уровень безработицы составлял 7,61% и был ниже, чем в 2010г. (на 1,26%), и ниже, чем в 2011г. (на 1,19%).

Рисунок 5. Уровень безработицы в Мурманской Области по годам, % 1

 

 

Методы борьбы с безработицей в Мурманской области.

Информация о работе Безработица: сущность, причины, социально-экономические последствия