Безработица: теоретические и практические аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение сложившейся ситуации на рынке труда в период финансового кризиса, определение проблем развития и попытка обозначения направлений дальнейшего развития уровня занятости.
Задачей настоящей работы является изучение социально-экономических проблем безработицы, которое позволяет определить ее последствия, а также меры госу-дарственной политики в области безработицы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЕЗРАБОТИЦЫ………………………………..…5
1.1 Понятие и сущность безработицы……………………………...…………………..5
1.2 Причины и виды безработицы……………………………………………………...8
2.ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ...……………...……………….17
2.1 Безработица в России в период финансового кризиса ……………..………...…23
2.2 Государственная политика борьбы с безработицей в России в период финансового кризиса ………………………………………………………….………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...……27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...……………..29

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 98.24 Кб (Скачать файл)

К 2011 же году положение в стране ухудшилось, сказывается  еще не забытый кризис. Росстат подвел итоги к августу 2011 года.

Численность экономически активного населения  в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в августе 2011г. составила 76,7 млн.человек, или более 54,0% от общей численности населения страны.

         В численности экономически активного населения 72,0 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,7 млн.человек — как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

(см. таблицу  1)

Таблица 1.

Федеральная служба занятости должна будет вести  свою работу по нескольким направлениям: воспользоваться ситуацией на рынке труда, с тем, чтобы подготовить работников к следующему циклу подъема экономики и подъема отдельных отраслей и мировой и российской экономики, вложить свои деньги вместе с предпринимателями и регионами для переподготовки кадров, сказал премьер. Кроме того, служба должна способствовать трудовой миграции, помочь людям получить работу в соседних регионах и побудить крупные компании к осуществлению своих проектов в проблемных регионах.

Таким образом, в обсуждаемых сегодня программах выхода экономики России из кризиса  безработица понимается как результат  и следствие экономической политики, и борьбе с безработицей не отводится  стратегической роли в системе мер  государственного регулирования. Между  тем, безработица в России уже  вышла на уровень, в значительной степени предопределяющий его грядущую динамику. Уровень безработицы говорит  о том, что кризис занятости будет  продолжаться, по меньшей мере, в  течение нескольких последующих  лет. Возникнут различные социально-экономические  диспропорции, в том числе: резкие региональные различия в динамике занятости, сегментация и маргинализация рынка труда России. Резкий рост безработицы запустит в действие механизм дополнительного снижения деловой активности: кроме сокращения потребительского и инвестиционного спроса рост безработицы будет определяться динамикой незанятости предыдущих периодов. Безработица будет самовоспроизводиться и обусловит продолжительный спад, вызванный долговременной, застойной незанятостью: это будет дезориентировать рациональное распределение трудовых ресурсов.

 

2.2 Государственная  политика борьбы с безработицей

 

Поскольку безработица  представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, выступает показателем  макроэкономической нестабильности, государство  предпринимает меры для борьбы с  ней. Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными  причинами, используются разные меры. Общими для всех типов безработицы  являются такие меры как:

1. выплата пособий по  безработице;

2. создание служб занятости  (бюро по трудоустройству).

Государственная служба занятости  населения включает:

1) федеральный орган  исполнительной власти, осуществляющий  функции по контролю и надзору  в сфере труда, занятости и  альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных  услуг в сфере содействия занятости  населения и защиты от безработицы,  трудовой миграции и урегулирования  коллективных трудовых споров;

2) органы исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации, осуществляющие переданные в соответствии с пунктом 1 статьи 7.1 настоящего Закона полномочия;

3) государственные учреждения  службы занятости населения.

Деятельность государственной  службы занятости населения направлена на:

1) оценку состояния и  прогноз развития занятости населения,  информирование о положении на  рынке труда;

2) разработку и реализацию  программ, предусматривающих мероприятия  по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

3) содействие гражданам  в поиске подходящей работы, а  работодателям в подборе необходимых работников;

4) организацию мероприятий  активной политики занятости  населения;

5) осуществление социальных  выплат гражданам, признанным  в установленном порядке безработными, в соответствии с настоящим  Законом и иными нормативными  правовыми актами Российской  Федерации;

6) осуществление контроля  за обеспечением государственных  гарантий в области занятости населения.

Долгосрочная  политика государства на федеральном  уровне включает комплекс мер по предупреждению массовой безработицы, поддержанию  ее на социально-приемлемом уровне; подготовке и переподготовке рабочей силы, соответствующей требованиям рынка и научно-технического прогресса; разработке и осуществлению крупных программ, проектов, обеспечивающих вывод из застоя депрессивных регионов, и др.

Региональный  аспект государственной политика занятости  реализуется через ежегодно принимаемые  субъектами РФ территориальные программы  содействия занятости населения, учитывающие  особые факторы и условия, влияющие на состояние рынка труда в  регионах.

Государственная политика на региональном уровне реализуется  в рамках федеральной программы, путем выполнения региональных и  местных программ содействия занятости  населения, учитывающих особенности  демографического и социально-экономического развития территорий.

Дмитрий Медведев объявил 2010 год – годом борьбы с безработицей. Из семи пунктов антикризисной программы президента пять уже реализовывались в прошлом году.

В регионах службы занятости с осени 2009 года начали кредитование безработных для открытия собственного дела; организованы курсы  по переобучению потерявших работу граждан; до 4300 рублей был увеличен максимальный размер пособия по безработице, организуются общественные работы для тех, кто  лишился постоянного заработка. Хотя, как отмечают исследователи  данной проблемы, эффективность этих мер спорна.

Так, общественные работы вместо серьезных проектов по строительству дорог и других объектов инфраструктуры свелись к  уборке улиц и покраске заборов. Вместо долгосрочных работ, которые могут  помочь людям получить новую специальность, а государству — решить проблему с дорогами и инфраструктурой, власти на местах просто пытаются занять безработных  хоть чем-нибудь.

Самые популярные виды социального труда — уборка улиц, благоустройство территорий, обслуживание общественного транспорта, ремонт памятников культуры. При этом наиболее важные и серьезные мероприятия, такие как строительство и  ремонт дорог, по разным причинам отходят  на второй план. Как показал 2009 год, общественные работы мало помогают в  борьбе с безработицей. Люди не спешат заниматься «грязной» работой дворников  и уборщиков. На нее соглашаются  либо от безысходности, либо постоянные клиенты служб занятости, стоявшие на учете еще до начала кризиса. Такие  меры снижают социальное напряжение в обществе, но не помогают бороться с безработицей.

Одной из наиболее востребованных среди безработных  стала программа самозанятости  населения. В 2010 году безработный, открывающий  свое дело, сначала получит все  те же 58800 рублей. Но если в дальнейшем он создаст дополнительные рабочие  места и примет на работу официально зарегистрированных безработных, ему  выплатят еще 58800 рублей.

Одной из мер  снижения напряженности на рынке  труда должна стать организация  стажировок для выпускников вузов. Кроме того, в 2010 году правительство  решило бороться и с безработицей инвалидов. Работодателям будет  выделяться единовременно по 30 тысяч  рублей, которые пойдут на оборудование мест организации труда этой категории  граждан. Если бы эта мера была работоспособна, она могла бы снизить хроническую  безработицу.

В 2009 году около 200 тысяч человек получили новую  профессию. Планируется развивать  это направление и в 2010-м.

Хотя темпы регистрируемой безработицы снижаются, прогноз по безработице на конец года остается прежним, и правительство продолжит финансировать региональные программы по снижению напряженности на рынке труда в 2010 году. На эти цели бюджет 2010 года выделяет более 35 млрд руб. однако теперь акцент с финансирования организации временных рабочих мест смещается на программы самозанятости и профессионального переобучения.

По оценкам  Международной организации труда, стране, где безработных больше 10% экономически активного населения, грозит социальный взрыв. Многое в этой ситуации будет зависеть от экономической политики, проводимой правительством. Очень важно использовать опыт, накопленный в области регулирования рынка труда и мер, направленных на сокращение безработицы в развитых странах, начавших проводить политику занятости уже в 1930-е гг. Комплекс таких мер включает:

- развитие государственных программ, направленных на подготовку и переподготовку рабочей силы как на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях;

  - улучшение качества информации о наличии рабочих мест и информационного обмена на рынке труда за счет повсеместной организации банков рабочих мест, создания компьютерных баз данных о существующих вакансиях;

- разработку программ по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест;

- сокращение сравнительно высокого уровня безработицы в неблагополучных регионах и повышение географической мобильности трудовых ресурсов за счет выплаты подъемных людям, желающим переехать в регионы с благоприятными возможностями трудоустройства, предоставления им налоговых льгот и кредитов на выгодных условиях;

организацию общественных работ;

- исключение любых видов дискриминации, включая дискриминацию женщин, лиц пожилого возраста, дискриминацию по национальному и расовому признакам;

организацию служб занятости  молодежи, разработку программ ученичества  по специальностям и установление стипендий  для обучающихся, снижение налогов  с предприятий, использующих труд подростков;

- развитие сферы самостоятельной занятости населения, предоставление кредитов на «обзаведение собственным делом» или единовременных пособий;

разработку новой системы  выплат пособий по безработице в  целях повышения стимулов к поиску работы;

- снижение возраста выхода на пенсию и увеличение срока получения образования.

 

Таким образом, государственное регулирование  спроса и предложения на рынке  труда сочетает в себе мероприятия  в области фискальной, монетарной, социальной политики и политики занятости, направленные на снижение уровня безработицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую сильное воздействие  на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий, что подчеркивает большую актуальность темы безработицы на сегодняшний день.

Все имеющиеся взгляды  на причины безработицы можно  сгруппировать следующим образом.

Во-первых, причиной безработицы  может стать относительно избыточное население, лишнее по сравнению с достигнутым уровнем национального производства. Этот фактор безработицы особо сильно сказывается в развивающихся странах. Во-вторых, безработица может быть результатом изменений в структуре экономики, в том числе в технологии (структурная безработица). Эта безработица является временной, так как на смену старым отраслям и производствам (технологиям) приходят новые. В-третьих, безработица может временно увеличиться из-за естественных желаний людей найти работу по душе и с лучшими условиями труда и оплаты (фрикционная безработица). В-четвертых, особо сильное увеличение уровня безработицы происходит в результате циклического спада в экономике (циклическая безработица). Этот вид безработицы является наиболее опасным, так как возникает замкнутый круг: падение производства безработица уменьшение общего уровня доходов снижение совокупного спроса падение производства безработица и т.д. В-пятых, в некоторых случаях генератором безработицы может стать активное вмешательство государства и профсоюзов в отношения между наемным работником и работодателем, что приводит к рыночной негибкости заработной платы и заставляет предпринимателей решать проблему достижения максимальной прибыли путем сокращения занятости.

В результате работы были рассмотрены:

                -теоретические аспекты безработицы

    - были изучены принципы и структура современного рынка труда в России

    -определены проблемы  развития рынка труда в России.

Экономисты  изучают безработицу для определения  ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства. Другие, такие как программы страхования по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные. Еще целый ряд государственных программ влияет на уровень безработицы косвенно. Например, большинство экономистов считает, что законы, предусматривающие высокую минимальную заработную плату, ведут к росту безработицы. Выявляя нежелательные побочные последствия той или иной государственной политики, экономисты могут помочь политикам оценить альтернативные варианты решения различных проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Информация о работе Безработица: теоретические и практические аспекты