Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 22:05, доклад
В системе рыночных отношений важное место занимает рынок одного из основных факторов производства - труда. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, представляющих государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер, они затрагивают насущные потребности большинства населения страны. Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда. Существенным следствием процессов, происходящих на рынке труда, становится безработица - в целом негативное, но практически неизбежное явление общественной жизни.
Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в сентябре 2010г. составила 76,1 млн. человек, или около 54% от общей численности населения страны.
В численности экономически активного населения 71,1 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 5,0 млн. человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).
По сравнению с сентябрем
2009г. численность занятого населения
увеличилась на 700 тыс. человек, или
на 1,0%, численность безработных
Численность безработных снизилась с 5,2 млн. человек в августе 2010г. до 5,0 млн.человек в сентябре 2010г.; уровень безработицы, исчисленный как отношение численности безработных к численности экономически активного населения - с 6,9% до 6,6%.
Уровень занятости населения
(отношение численности
Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 3,1 раза превышает численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце сентября 2010г. в государственных учреждениях службы занятости населения было зарегистрировано в качестве безработных 1598 тыс. человек (на 107 тыс. человек меньше, чем в конце августа 2010г.).
Одна из причин таких отклонений - это методологические различия в части охвата категорий населения. Так, в составе общей численности безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в сентябре 2010г. 10% (0,5 млн. человек) составляли граждане, которые не могут быть признаны безработными в органах службы занятости населения. Среди них 41,7% составляли лица, проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях (включая лиц моложе 16 лет), и 58,3% - пенсионеры по возрасту, за выслугу лет или на льготных условиях.
Кроме различий методологического характера, которые влияют на сравнимость размеров безработицы по данным обследований населения по проблемам занятости и данным административного учета служб занятости населения, имеются причины скорее субъективного характера, связанные с предпочтениями незанятого населения в выборе способов поиска работы.
Рис.1. Способы поиска работы безработными (в % к общей численности безработных)8
Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости, наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - его используют более половины безработных.
Общая численность безработных, фактические значения,
оценка и прогноз.9
Август |
Январь - август |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
2010г. | |
Общая численность безработных |
-2,0 |
-12,6 |
1 |
3 |
3 |
2 |
-8 |
Экономические и социальные последствия безработицы.
Главная «цена» безработицы
– уменьшение объема ВНП. Когда экономика
не в состоянии создать
Известно, что массовая безработица приводит к быстрым, иногда очень бурным социальным и политическим переменам. Безработица приводит к падению уровня благосостояния жителей страны и ломает судьбы множества людей. Часть из них остается без работы на многие годы и теряет последнюю надежду обрести ее хоть когда-нибудь. Что касается простых людей, исследователи находят прямую связь между ростом самоубийств, убийств, смертности от сердечнососудистых заболеваний, психических болезней и высоким уровнем безработицы.
Рост безработицы, являющейся
фактором углубления бедности и социальной
нестабильности в обществе, должен
быть отнесен к рангу наиболее
значимых угроз экономической
С одной стороны, сужение источников дохода семей при росте безработицы вызывает резкое сокращение потребительского спроса – спроса на товары и услуги, что ведет к уменьшению налоговой базы формирования бюджета и реализации социальных программ.
С другой стороны – повышение уровня безработицы чревато ростом преступности и самоубийств. По данным исследований университета Дж. Гобкинса (США), при росте безработицы на 1% число самоубийств увеличивается на 4,1%, число заключенных – 5,7%, объем ВВП уменьшается на 4,5%.
В условиях России последствия могут быть еще более трагичными из-за устойчивой бедности населения. Недопустимость подобного развития событий требует внесения коррективов в стратегию реформ, проводимых в России.
Глава 3. Методы борьбы с безработицей и пути по ее преодолению.
Важную роль в регулировании
рынка труда и решении проблем
занятости играют биржи труда. Биржа
труда – это учреждение, которое
осуществляет посредничество между
работниками и
- анализ спроса и предложения на рабочую силу;
- учет свободных рабочих мест и вакантных должностей;
- поиск свободных рабочих мест и оказание услуг по трудоустройству;
- организация профессионального обучения и переподготовки;
- регистрация безработных;
- оказание материальной помощи нуждающимся.
В отношении российских бирж труда следует отметить, что в своей деятельности они недостаточно внимания уделяют изучению конъюнктуры рынка труда, прогнозированию его развития, переподготовке и переквалификации работников.
3.1. Основные направления
по поддержанию занятости
1. совершенствование
В целях совершенствования системы финансирования государственной политики занятости населения ( упразднение Государственного фонда занятости населения Российской Федерации и перевод соответствующих расходов в бюджеты разных уровней) Минтрудом России проек федерального закона «О внесении изменений дополнений в Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам финансирования мероприятий по содействию занятости населения».
Проектом закона предусмотрены
меры, направленные на сокращение периода
безработицы на основе внедрения
эффективных механизмов проведения
активной политики занятости населения,
включая организацию и
2.Повышение эффективности
использования бюджетных
Повышение эффективности
использования средств
Разработка такого механизма позволит более гибко перераспределять средства федерального бюджета как на уровне субъекта РФ, так и между субъектами РФ. Вместе с теми условиями ограниченности средств федерального бюджета стоит задача расширения привлечения средств из других источников, и прежде всего из бюджетов субъектов РФ и средств работодателей.
3. совершенствование прогноза
и мониторинга рынка труда
в целях сбалансированности
Повышению эффективности регулирования процессов на рынке труда должно способствовать совершенствование мониторинга спроса и предложения рабочей силы, предусматривающее:
- развитие межотраслевой
координации работ по
- расширение банка вакансий
и свободных рабочих мест, предоставляемых
работодателями в органы
- формирование локальных
банков вакансий с учетом
- усиление взаимодействия
с работодателями по
Это позволит органам службы
занятости и органам
4.повышение
В целях развития человеческих
ресурсов, повышения
- осуществлять разработку
среднесрочного и
- разработать механизм
обеспечения потребности
- создать и внедрить
в работу учреждений
- разработать меры, стимулирующие
работодателей к развитию
Принимаемые меры позволяют боле эффективно использовать финансовые средства государственного бюджета, выделяемые на профессиональное образование, привести профессионально – квалификационную структуру подготовки кадров в соответствии с прогнозом развития экономики.
5.совершенствование
Совершенствование эффективности деятельности органов службы занятости включает в себя два основных компонента:
В целях разработки комплексного подхода к реализации перечисленных выше мер по поддержанию занятости населения Российской Федерации Минтруда России предлагает подготовить и внести в Правительство РФ Концепцию действий на рынке труда Российской Федерации на среднесрочную перспективу, а также плана действий по ее реализации.
В связи с этим необходимо обратить самое пристальное внимание на постановку вопроса, сделанную Президентом РФ В.В.Путиным в своем Послании Федеральному Собранию РФ от 18 апреля 2002 г.: «В сфере предоставления социальных услуг особенно нужна эффективность, прозрачность и четкость».
Заключение.
В данной работе был проведен подробный
теоретический анализ социально-экономической
сущности безработицы, рассмотрены
отличительные особенности
Проблема безработицы является одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества. Переход к рынку неизбежно вызывает значительный рост уровня безработицы.