Безработица в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 22:05, доклад

Описание работы

В системе рыночных отношений важное место занимает рынок одного из основных факторов производства - труда. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, представляющих государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер, они затрагивают насущные потребности большинства населения страны. Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда. Существенным следствием процессов, происходящих на рынке труда, становится безработица - в целом негативное, но практически неизбежное явление общественной жизни.

Файлы: 1 файл

безработица курсовая.docx

— 93.15 Кб (Скачать файл)

Численность экономически активного  населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в сентябре 2010г. составила 76,1 млн. человек, или около 54% от общей  численности населения страны.

В численности экономически активного населения 71,1 млн. человек  классифицировались как занятые  экономической деятельностью и 5,0 млн. человек - как безработные с  применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

По сравнению с сентябрем 2009г. численность занятого населения  увеличилась на 700 тыс. человек, или  на 1,0%, численность безработных сократилась  на 732 тыс. человек, или на 12,7%.

Численность безработных  снизилась с 5,2 млн. человек в августе 2010г. до 5,0 млн.человек в сентябре 2010г.; уровень безработицы, исчисленный как отношение численности безработных к численности экономически активного населения - с 6,9% до 6,6%.

Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности  населения соответствующего возраста) в сентябре 2010г. составил 63,8%.

Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с  критериями МОТ, в 3,1 раза превышает  численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях  службы занятости населения. В конце  сентября 2010г. в государственных  учреждениях службы занятости населения  было зарегистрировано в качестве безработных 1598 тыс. человек (на 107 тыс. человек меньше, чем в конце августа 2010г.).

Одна из причин таких отклонений - это методологические различия в  части охвата категорий населения. Так, в составе общей численности  безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в сентябре 2010г. 10% (0,5 млн. человек) составляли граждане, которые не могут быть признаны безработными в органах службы занятости населения. Среди них 41,7% составляли лица, проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях (включая лиц моложе 16 лет), и 58,3% - пенсионеры по возрасту, за выслугу лет или на льготных условиях.

Кроме различий методологического  характера, которые влияют на сравнимость  размеров безработицы по данным обследований населения по проблемам занятости  и данным административного учета  служб занятости населения, имеются  причины скорее субъективного характера, связанные с предпочтениями незанятого населения в выборе способов поиска работы.

Рис.1. Способы поиска работы безработными (в % к общей численности безработных)8

Как показывают материалы  обследований населения по проблемам  занятости, наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и  знакомых - его используют более  половины безработных.

 

Общая численность безработных, фактические значения,

оценка и прогноз.9

 

Август

Январь - август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

2010г.

Общая численность безработных

-2,0

-12,6

1

3

3

2

-8


 

Экономические и социальные последствия безработицы.

Главная «цена» безработицы  – уменьшение объема ВНП. Когда экономика  не в состоянии создать достаточное  количество рабочих мест для всех, кто хочет и может работать, потенциальное производство товаров  и услуг теряется безвозвратно. Экономисты определяют эту потерянную продукцию  как отставание объема ВНП. Это отставание представляет собой объем, на который  фактический ВНП меньше потенциального ВНП. Потенциальный ВНП определяется исходя из предположения о том, что  существует естественный уровень безработицы  при «нормальных» темпах экономического роста. Значит, чем выше уровень безработицы, тем больше отставание ВНП.

Известно, что массовая безработица  приводит к быстрым, иногда очень  бурным социальным и политическим переменам. Безработица приводит к падению  уровня благосостояния жителей страны и ломает судьбы множества людей. Часть из них остается без работы на многие годы и теряет последнюю  надежду обрести ее хоть когда-нибудь. Что касается простых людей, исследователи  находят прямую связь между ростом самоубийств, убийств, смертности от сердечнососудистых заболеваний, психических болезней и высоким уровнем безработицы.

Рост безработицы, являющейся фактором углубления бедности и социальной нестабильности в обществе, должен быть отнесен к рангу наиболее значимых угроз экономической безопасности.

С одной стороны, сужение  источников дохода семей при росте  безработицы вызывает резкое сокращение потребительского спроса – спроса на товары и услуги, что ведет  к уменьшению налоговой базы формирования бюджета и реализации социальных программ.

С другой стороны – повышение  уровня безработицы чревато ростом преступности  и самоубийств. По данным исследований университета Дж. Гобкинса (США), при росте безработицы на 1% число самоубийств увеличивается на 4,1%, число заключенных – 5,7%, объем ВВП уменьшается на 4,5%.

В условиях России последствия  могут быть еще более трагичными из-за устойчивой бедности населения. Недопустимость подобного развития событий требует внесения коррективов  в стратегию реформ, проводимых в  России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Методы борьбы с безработицей и пути по ее преодолению.

 

Важную роль в регулировании  рынка труда и решении проблем  занятости играют биржи труда. Биржа  труда – это учреждение, которое  осуществляет посредничество между  работниками и предпринимателями  при купле – продаже труда  и регистрации безработных. Современные  биржи труда могут быть государственными, частными и общественными. В решении  проблем занятости приоритет  отдается именно государственным биржам труда ( центрам занятости). В задачи биржи труда входят:

- анализ спроса и предложения  на рабочую силу;

- учет свободных рабочих  мест и вакантных должностей;

- поиск свободных рабочих  мест и оказание услуг по  трудоустройству;

- организация профессионального  обучения и переподготовки;

- регистрация безработных;

- оказание материальной  помощи нуждающимся.

В отношении российских бирж труда следует отметить, что в  своей деятельности они недостаточно внимания уделяют изучению конъюнктуры  рынка труда, прогнозированию его  развития, переподготовке и переквалификации работников.

 

3.1. Основные направления  по поддержанию занятости населения  и борьбе с безработицей в  современной России.

 

1. совершенствование действующего  законодательства в сфере занятости  населения.

В целях совершенствования  системы финансирования государственной  политики занятости населения ( упразднение Государственного фонда занятости населения Российской Федерации и перевод соответствующих расходов в бюджеты разных уровней) Минтрудом России проек федерального закона «О внесении изменений дополнений в Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам финансирования мероприятий по содействию занятости населения».

Проектом закона предусмотрены  меры, направленные на сокращение периода  безработицы на основе внедрения  эффективных механизмов проведения активной политики занятости населения, включая организацию и проведение специальных мероприятий по профилированию безработных граждан. Данный законопроект в январе 2002 года внесен Правительством РФ в Государственную Думу.

2.Повышение эффективности  использования бюджетных средств  на реализацию политики занятости.

Повышение эффективности  использования средств федерального бюджета требует и разработки механизма оценки эффективности программ содействия занятости населения с точки зрения их социально – экономической результативности в части непосредственного трудоустройства после завершения программы, повышения конкурентоспособности на рынке труда и обеспечения дальнейшего трудоустройства безработных граждан, обеспечения временной занятости.

Разработка такого механизма  позволит более гибко перераспределять средства федерального бюджета как на уровне субъекта РФ, так и между субъектами РФ. Вместе с теми условиями ограниченности средств федерального бюджета стоит задача расширения привлечения средств из других источников, и прежде всего из бюджетов субъектов РФ и средств работодателей.

3. совершенствование прогноза  и мониторинга рынка труда  в целях сбалансированности спроса  и предложения рабочей силы.

Повышению эффективности  регулирования процессов на рынке  труда должно способствовать совершенствование  мониторинга спроса и предложения  рабочей силы, предусматривающее:

- развитие межотраслевой  координации работ по обеспечению  занятости населения;

- расширение банка вакансий  и свободных рабочих мест, предоставляемых  работодателями в органы службы  занятости;

- формирование локальных  банков вакансий с учетом оплаты  труда не ниже величины прожиточного  минимума;

- усиление взаимодействия  с работодателями по трудоустройству  безработных и незанятых граждан  в рамках социального партнерства.

Это позволит органам службы занятости и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации  своевременно принимать превентивные меры по снятию напряженности на региональных рынках труда и сократить расходы  федерального бюджета на ликвидацию негативных последствий безработицы.

4.повышение конкурентоспособности  граждан на рынке труда.

В целях развития человеческих ресурсов, повышения конкурентоспособности  граждан на рынке труда, дальнейшего  совершенствования системы профессионального  образования и переподготовки кадров необходимо:

- осуществлять разработку  среднесрочного и долгосрочного  прогноза структуры работников  по укрупненным группам профессий  и специальностей;

- разработать механизм  обеспечения потребности организаций  в выпускниках учреждений профессионального  образования всех уровней;

-  создать и внедрить  в работу учреждений профессионального  образования технологии содействия  эффективному трудоустройству выпускников;

- разработать меры, стимулирующие  работодателей к развитию внутрифирменного  обучения персонала.

Принимаемые меры позволяют  боле эффективно использовать финансовые средства государственного бюджета, выделяемые на профессиональное образование, привести профессионально – квалификационную структуру подготовки кадров в соответствии с прогнозом развития экономики.

5.совершенствование эффективности деятельности органов службы занятости.

Совершенствование эффективности деятельности органов службы занятости включает в себя два основных компонента:

  1. Внедрение в деятельность органов службы занятости современных технологий, позволяющих сокращать период безработицы граждан, обращающихся к услугам службы занятости, продолжительность участия граждан в активных и пассивных программах содействия занятости населения, предоставлять более качественные услуги;
  2. Оптимизацию структуры и численности работников органов служб занятости исходя из возможностей бюджета и обеспечения предоставления в полном объеме услуг населению.

В целях разработки комплексного подхода к реализации перечисленных  выше мер по поддержанию занятости населения Российской Федерации Минтруда России предлагает подготовить и внести в Правительство РФ Концепцию действий на рынке труда Российской Федерации на среднесрочную перспективу, а также плана действий по ее реализации.

В связи с этим необходимо обратить самое пристальное внимание на постановку вопроса, сделанную Президентом  РФ В.В.Путиным в своем Послании Федеральному Собранию РФ от 18 апреля 2002 г.: «В сфере предоставления социальных услуг особенно нужна эффективность, прозрачность и четкость».

 

 

 

 

Заключение.

В данной работе был проведен подробный  теоретический анализ социально-экономической  сущности безработицы, рассмотрены  отличительные особенности безработицы  на российском рынке труда, сформулированы возможные способы снижения безработицы.

Проблема безработицы  является одной из фундаментальных  в развитии и функционировании человеческого  общества. Переход к рынку неизбежно  вызывает значительный рост уровня безработицы.

Информация о работе Безработица в России