Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 11:38, курсовая работа
Целью данной работы является изучить природу возникновения безработицы, обозначить ее основные виды и формы, рассмотреть методы борьбы с безработицей. Для решения поставленных целей необходимо решить ряд задач:
рассмотреть сущность, специфику и структуру рынка труда;
изучить природу безработицы с точки зрения разных экономических концепций;
охарактеризовать основные существующие виды и формы безработицы;
выявить различные методы измерения безработицы;
определить социально-экономические последствия безработицы.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Безработица с точки зрения разных экономических учений………...5
Глава 2. Понятие безработицы. Виды и формы безработицы
2.1. Понятие безработицы………………………………………..………12
2.2. Типы безработицы……………………………………………….…..15
Глава 3. Методы измерения безработицы……………………………………...20
Глава 4. Причины безработицы………………………………………………...21
Глава 5. Социально-экономические последствия безработицы
5.1. Социальные последствия безработицы…………………………….22
5.2. Экономические последствия безработицы………………………...23
Глава 6. Пути решения проблем безработицы……………………………...…24
Глава 7. Безработица в современной России
7.1. Занятость и безработица в Российской Федерации……………….29
7.2. Причины возникновения безработицы в России………………….30
7.3. Методы борьбы с безработицей в России………………………….32
Заключение…………………………………………………………….…………34
Библиографический список…………………………………………………..…36
Число 2,5 называется числом Оукена, параметром Оукена, или коэффициентом Оукена. Статистика показывает, что этот коэффициент в разных странах и в различные периоды времени может колебаться в пределах от 2 до 3. Его величина зависит от значимости фактора труда в создании продукта.
Глава 6. Пути решения проблем безработицы.
Последствия безработицы негативны для развития экономики любой страны и непосредственно для самого человека. Поэтому разрабатываются следующие законодательные и экономические меры по ограничению
безработицы:
сохранения и т.д.;
секторах экономики гибких форм занятости и др.
В целях увеличения занятости населения совершенствуется нормативная
база по содействию безработным
в организации
деятельности.
Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения
чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится
использовать различные методы.
Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:
необходимо, прежде всего:
- создание развитого рынка жилья;
- увеличение масштабов жилищного строительства;
- отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой.
Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработной, молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей.
Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:
Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда – производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять
дополнительных работников. Способами увеличения спроса являются:
Создание условий для сокращения предложения труда. Очевидно, что чем
меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.
Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возрасти. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатам мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам – в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного, они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.
Создание условий для роста самозанятости. Людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму.
Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации
и отсутствия опыта).
Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:
Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще долго, но все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране.
Что же должно предпринимать государство, чтобы проблема безработицы не стояла перед нами так остро? Прежде всего, политика занятости, вырабатываемая государством, должна иметь предупреждающий характер и включать комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы. Вот наиболее важные меры такого рода:
В отношении безработицы государство располагает тремя видами
политики: социальной, макроэкономической и в сфере занятости.
Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня.
Макроэкономическая политика предполагает использование денежно-
кредитных и бюджетно-налоговых мер для сокращения безработицы.
Политика в сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д.
Все методы и меры, с помощью которых государство воздействует
на занятость и безработицу, можно разделить на две группы: активные и пассивные.
Активные меры нацелены на создание дополнительных рабочих мест.
К ним принадлежат, во-первых, кейнсианская макроэкономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса за счет средств госбюджета. Во-вторых, организационные законодательные и финансовые меры государства, которые включают: организацию системы образования и производственно-технического обучения кадров на базе служб по трудоустройству и предприятий; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров; расширение производства товаров и услуг за счет роста государственных субсидий; осуществление программ общественных работ в коммунальном хозяйстве, строительстве, ремонтно-восстановительных работах; создание рабочих мест для молодежи; субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите; инвестирование наиболее перспективных или трудоемких отраслей; меры по сокращению предложения на рынке труда; стимулирование самостоятельной занятости населения; содействие в развитии мелкого и среднего бизнеса.
Пассивная политика включает создание системы социального страхования и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.
Глава 7. Безработица в современной России.
7.1. Занятость и безработица в Российской Федерации в августе 2011 года (по итогам обследований населения по проблемам занятости)
Росстат подвел итоги выборочного обследования населения по проблемам занятости по состоянию на вторую неделю августа 2011 года.
Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет
(занятые + безработные)
в августе 2011г. составила 76,
В численности экономически активного населения 72,0 млн. человек
классифицировались как
занятые экономической
ней в обследуемую неделю) (см. рис. 4).
Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) в августе 2011г. составил 6,1%.
Рис. 4.
7.2. Причины возникновения безработицы в России.
На протяжении
многих десятилетий политика
управления трудовыми
вспомогательный персонал, количество вакантных рабочих мест в
производственной сфере исчислялось миллионами и одновременно
существовала безработица.
Переход к рыночной экономике неизбежно привел к большим переменам в
использовании трудовых ресурсов. С перестройкой хозяйственной жизни
страны проявилось много факторов, влияющих на качественные
характеристики рынка рабочей силы. Свертывание деятельности
центральных ведомств и отраслевых министерств, разрыв вертикальных и горизонтальных экономических связей, установленных в условиях командно-административной системы без учета интересов территорий и трудовых коллективов, резкое ухудшение социально- экономического положения и обострение межреспубликанского (СНГ) движения населения негативно сказывается на эффективности использования накопленного производственного потенциала, сбалансированном обеспечении трудоспособного населения рабочими местами, способствует возникновению локальных очагов безработицы. Эмиграция населения в страны дальнего зарубежья в основном охватывает высококвалифицированные кадры. Для России она будет иметь двоякое последствие - с одной стороны, сократится предложение рабочей силы, с другой - ухудшится ее качество.