Безработица в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 22:18, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование теоретических аспектов безработицы, выявление сущности и особенности безработицы в современной Украине.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- Провести анализ теоретических аспектов безработицы, сравнить взгляды экономических школ на безработицу, рассмотреть состояние равновесия на рынке труда и возникновение безработицы.
- Раскрыть сущность и особенности безработицы в Украине: выявить ее причины, виды и их проявления в Украине, особенности безработицы в Украине, а также возникающие социально-экономические последствия безработицы.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 90.79 Кб (Скачать файл)

Согласно исследованиям  и опросам, человек потерявший работу в первую очередь рассчитывает:

  • на местную администрацию – 2%
  • на руководство предприятий – 5,8%
  • на профсоюзы – 8,6%
  • только на себя – 70,6%
  • ни на кого не надеются – 13%.

Также были проведены опросы, – "каковы самые предпочитаемые и действительные способы поиска работы". Люди рассчитывают:

  • на личные связи- 42,9%
  • на государственную службу занятости – 26,5%
  • на объявления – 11,1%
  • на организацию собственного дела – 7,3%
  • на коммерческую службу занятости – 6,1%
  • на обращение к работодателю – 6,1%.

Итак, большинство респондентов исходит из того, что лучше всего  использовать собственные каналы трудоустройства.

С другой стороны, возникновение  и существование безработицы  имеет некоторые положительные черты:

  • Повышение социальной ценности рабочего места.
  • Увеличение личного свободного времени.
  • Возрастание свободы выбора места работы.
  • Увеличение социальной значимости и ценности труда.

Положительные черты безработицы, на мой взгляд, носят определенно  субъективный характер, поскольку принимать  их в подобном ракурсе или нет  – зависит от каждого отдельного человека.

Экономические последствия безработицы:

Помимо проблем чисто  социального характера, существуют также экономические проблемы. Будучи напрямую связанной с процессами производства, распределения трудовых ресурсов, уровнем социально-экономического развития общества безработица неминуемо  влечет за собой:

  • Обесценивание последствий обучения.
  • Сокращение производства.
  • Затраты на помощь безработным.
  • Понижение уровня квалификации незанятого населения.
  • Снижение жизненного уровня.
  • Недопроизводство национального дохода.
  • Снижение налоговых поступлений.

Установлено, что безработица  является фактором, понижающим заработную плату. Таким образом, отрицательные  последствия безработицы не ограничиваются теми, кто стал ее жертвой. Она может  ударить по целым коллективам. В  наиболее сложном положении на рынке  труда оказываются женщины, имеющие  малолетних детей; выпускницы учебных  заведений, не имеющие опыта работы; демобилизованные из рядов Вооруженных  сил; женщины предпенсионного возраста; а также женщины, имеющие профессии, по которым при приеме на работу преимущество отдается мужчинам.

Отметим, что есть и некоторые положительные моменты:

  • Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики.
  • Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду.
  • Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования.
  • Стимулирование роста интенсивности и производительности труда.

 

 

 

 

 

Раздел 2 Сущность и особенности безработицы в Украине

2.1. Состояние безработицы на Украине

 

В Украине численность  работоспособного населения, занятого во всех отраслях экономики, все уменьшается.

С учетом скрытой безработицы, одним из негативных признаков нынешней украинской экономики, этот показатель значительно выше: службы занятости  регистрируют лишь треть от числа  тех, кто потерял работу [15, c. 23-29].

По данным Государственного комитета статистики, в 2011-м году количество безработных в Украине колебалось в пределах 378,9-616,7 тыс., то есть составляло 1,4-2,2% населения трудоспособного возраста. В странах ЕС этот показатель - 9,4%. Хуже всего ситуация в Испании, где безработных 20,7%, лучше всего - в Голландии, где их только 4,4%.

2.1.1. Сезонный фактор

Проанализировав ситуацию, можно вывести к парадоксальное заключение: безработных могло быть еще меньше! Так, по статистике, пик безработицы приходится на февраль, а в сентябре количество ищущих работу максимально уменьшается. Потом уровень безработицы снова постепенно возрастает, причем такая тенденция и в селе, и в городе. А это значит, что огромное количество людей трудоустраивается на весну и лето, а зимой снова остается без работы.

И таких людей - около 250 тыс. Они занимаются сезонной работой: в  селе - на перерабатывающих предприятиях, в городе - на строительных площадках. Но в то же время это «профессиональные» безработные: отработав сезон, в  очередной раз становятся на учет как безработные и получают деньги от государства.  Наибольший средний размер выплат по безработице - 906 грн в октябре прошлого года. Размер помощи только что потерявшим работу, по меньшей мере, 1000 грн.

2.1.2. Сколько нужно альма-матер?

Возьмем цифры 881,3 тыс. и 2129,8 тыс. Первая из них - это количество студентов в 146 украинских вузах  в 1990-1991 учебном году. А вторая - численность  студентов в учебных заведениях ІІІ-IV уровней, которых, кстати, уже 854 (в 2010-2011 учебном году).

Будет ли кто-нибудь отрицать, что потребность в специалистах с высшим образованием, мягко говоря, уменьшилась за последние 20 лет? Едва ли, так как это результат падения  уровня производства и сворачивания целых отраслей экономики. Однако у  нас «в плюсе» приблизительно 1 млн 240 тыс. студентов. Все они безработные. Эти молодые люди в течение 5-6 лет не появляются на рынке труда, не выполняют каких-либо полезных для  общества функций, обходясь государству  в кучу денег.

Все эти миллионы «специалистов» с высшим образованием, оставив родную альма-матер, стройными колоннами  идут в ближайшие супермаркеты, оседая там сторожами, которых из уважения к магистерским дипломам называют охранниками. Дальше уже происходит дифференциация карьер: кто-то становится «менеджером  по уборке территории», кто-то идет в  тюрьму, а кто-то возвращается назад  в свою «матер» уже как преподаватель.

Последние - отдельная тема. По оценке министра Дмитрия Табачника, Украине хватит 90 университетов, академий, институтов. Соответственно 80% преподавателей абсолютно не нужны, то есть также являются по сути безработными.

2.1.3. Цифры и парадоксы

Еще один сюжет, связанный  с поиском скрытой безработицы, касается государственной службы. Чиновничество - многочисленная социальная группа, представляющая собой многотысячный отряд большей частью лишних людей, получающих от государства плату за это [2, c. 15-18].

В чем же отличие Украины  от развитых стран Европы? В Европе подсчитывают то, что есть на самом деле. Там безработного стараются обеспечить полезной деятельностью, вернуть ему самоуважение. В Европе тратят деньги на создание новых рабочих мест, мы выбрасываем их в пропасть.

Таким образом, если что и  требует в Украине реформирования, так это система борьбы с безработицей. Альтернатива - люмпенизация общества, уничтожение общественной морали и  неотвратимый финансовый коллапс.

 

2.3.  Оценка безработицы по различным  регионам Украины

 

Противоречивые и структурные  сдвиги во время рыночного реформирования экономики в Украине обусловлено  зависят от (консервативности) производительности труда, изменение качественных характеристик  рынка труда, существенное влияния  на использование рабочей силы роста  общих объемов незанятого населения. Такие значительные диспропорции на рынке труда Украины стали  основой для возникновения долговременной безработицы, которая, в свою очередь, породила в обществе такие социально  – экономические проблемы, как  снижение доходов, бедность и тому подобное.

Согласно обзору по регионам, самое большое количество безработных трудоспособного возраста в нашей стране было зафиксировано в Ровненской области - 14,2%. Второе место по этому показателю занимает Черниговская область - 13%, а третье - Тернопольская (12,9%).

Вместе с тем, самый  высокий уровень занятости населения  трудоспособного возраста в текущем  году был зарегистрирован в Киеве (только 7,2% безработных), АР Крым (7,6%), Севастополе (7,6%) и в Одесской области (7,7%).

Уровень безработицы населения (по методологии  МОТ), %

АР Крым = 7,6

Винницкая = 12,1

Волынская = 10,2

Днепропетровская = 8,3

Донецкая = 10,5

Житомирская = 12,3

Закарпатская = 10,8

Запорожская = 8,7

Ивано-Франковская = 9,7

Киевская = 8,9

Кировоградская = 11,6

Луганская = 8,5

Львовская = 9,3

Николаевская = 10,2

Одесская = 7,7

Полтавская = 11,8

Ровненская = 14,2

Сумская = 12,7

Тернопольская = 12,9

Харьковская = 8,9

Херсонская = 10,6

Хмельницкая = 10,8

Черкасская = 12,0

Черновицкая = 10,8

Черниговская = 13,0

Раздел 3 Методы борьбы с безработицей в Украине

 

Формирование рынка труда  в Украине, его прогнозирование, является неотъемлемой частью становления  рыночного механизма. Основными  направлениями его регулирования  должны стать: борьба против дальнейшего  спада производства; недопущение  массовой безработицы; принятие мер  по повышению уровня жизни населения  и др.

При выборе путей формирования рынка труда надо исходить из необходимости  изучения и анализа внутренних закономерностей, присущих развитию занятости и сохраняющихся  в условиях рыночной экономики, поскольку  многие факторы, влияющие на важнейшие  параметры занятости, зависят непосредственно  от человека (численность населения, его половозрастная структура, расселение населения в городской и сельской местностях и т.д.).

Одним из основных элементов  формирования политики эффективной  занятости является разработка и  задействование механизма, регулирующего  динамичное равновесие спроса и предложения  рабочей силы на рынке труда. В  этой связи следует выделить два блока проблем:

• оживление экономической  ситуации и инвестиционной активности в стране, создание условий для  динамичного движения капитала, разработка мер по развитию системы рабочих  мест и увеличению потребности предприятий  и организаций в рабочей силе;

• совершенствование системы  оплаты труда, расширение возможностей получения населением дополнительных доходов (дивиденды от ценных бумаг, проценты по вкладам и т.д.), развитие системы социальных пособий, дотаций  и льгот, снижающих потребность  в труде отдельных социально-демографических групп населения, особенно женщин, учащейся молодежи и пенсионеров.

Программы занятости, которые  разработаны в украинской экономике, как правило, рассчитаны на проведение мероприятий. Которые способствуют профориентации, трудоустройству и  практически не предполагают профилактических мероприятий для предупреждения безработицы. Среди них можно  выделить следующие:

- увеличение объемов и качества предоставляемых социальных услуг незанятым и безработным гражданам, зарегистрированным в государственной службе занятости;

- поддержка предпринимательской инициативы безработных зарегистрированных в государственной службе занятости;

В условиях переходной экономики, спада производства и роста безработицы, особенного внимания требуют социально-экономические  проблемы молодого поколения, и, прежде всего, это касается трудовой деятельности.

Среди экономически активной молодежи безработные составляют приблизительно 16%. Эта часть молодежи не в состоянии  достаточно адаптироваться к рыночным условиям и сейчас является значительной частью безработных.

Чтобы работодатель захотел  принять на работу молодого специалиста, самое простое дать льготы частным  предпринимателям – плательщикам единого  налога. От этого будет польза государству (не надо будет платить помощь по безработице) и работодателю: он сможет не вкладывая особо больших денег, подготовить работника для своего производства; и для работника  – он сможет получить практические навыки работы.

Давая льготы предприятию, необходимо считаться и с интересами молодого специалиста. В частности, в трудовом договоре надо определить (если оплата труда почасовая), что с увеличением  продуктивности труда молодого специалиста должна увеличиваться и ставка заработной платы. Если оплата труда – от выработки, то она будет осуществляться согласно тарифной ставки. Частный предприниматель не имеет права увольнять молодого специалиста на протяжении 3 лет с момента принятия на работу, кроме особенных случаев.

Каждое высшее учебное заведение (ВУЗ) должно помогать трудоустройству своих выпускников. Нужно дать возможность студентам начать свою карьеру, находясь в ВУЗе. Для этого нужно ВУЗу давать информацию о себе через Интернет или обычной почтой рассылать предложения на прием заказов, разных проектов, проектов - расчетов и т.д. ВУЗу, кроме того, нужно рекламировать своих выпускников: рассылать на адреса крупных предприятий и областных центров занятости сообщения о том, каких специалистов оно планирует выпустить в этом году.

Информация о работе Безработица в Украине