Безработица: виды, формы проявления. Проблема занятости в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 19:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследование современных тенденций развития рынка труда и безработицы в Республике Беларусь.
На основании цели поставлены и решены следующие задачи:
 раскрыта сущность занятости;
 представлена классификация типов и форм безработицы;
 выявлены правовые основы труда и занятости населения;
 проанализирована экономическая занятость населения;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
1. БЕЗРАБОТИЦА И ЗАНЯТОСТЬ, КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ..6
1.1. Безработица, ее виды, типы и формы проявления ……………...……...6
1.2. Сущность и виды занятости....……… …………………………...….....10
1.3. Правовые основы труда и занятости населения………...……………..14
2. АНАЛИЗ БЕЗРАБОТИЦЫ И ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………………….17
2.1. Анализ уровня безработицы ……………………..…………...………...17
2.2. Анализ экономической занятости населения ………………………....21
2.3. Актуальные проблемы занятости в Республике Беларусь и пути их решения…………………………………………………………………………..24
3. ОСОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………………….29
3.1. Политика содействия занятости в Республике Беларусь……...……...29
3.2. Реализация мер политики занятости………………………...…………35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………

Файлы: 1 файл

Безработица.doc

— 1.03 Мб (Скачать файл)

Следует отметить, что  в состав экономически активного населения, кроме выше указанных категорий, входят временно неработающие в связи с отпуском или болезнью, лица, проходящие переподготовку или повышение квалификации, а также лица, ищущие работу.

В занятости как экономическом  явлении выделяют два аспекта: количественный (экстенсивный) и качественный (интенсивный), которые по своему содержанию соответствуют понятиям полной и эффективной занятости.

Понятие «полная занятость» не следует смешивать с понятием так называемой «поголовной занятости», при которой все трудоспособные обязательно трудятся. Ведь такое  состояние экономики практически  недостижимо. Поэтому даже если часть трудоспособного населения не занята, но в то же время есть соответствующее количество свободных рабочих мест, то такое положение можно охарактеризовать как полную занятость. Другими словами, полная занятость – это такой уровень занятости, когда число вакантных мест равно количеству ищущих работу (т.е. спрос на рабочую силу равен предложению рабочей силы, даже если определенная часть населения находится без работы).

Необходимо  различать полную занятость на уровне национальной экономики и полную занятость на уровне отдельного индивида, предполагающую, что он занят полный рабочий день, неделю, месяц и т.д. Так же и неполная занятость на уровне национальной экономики предполагает избыточность предложения рабочей силы по сравнению со спросом на нее, а на уровне индивида – занятость с неполным рабочим днем, неделей, месяцем и т.д.

Качественная, или эффективная занятость означает такое распределение трудовых ресурсов труда с учетом специализации, территориального и отраслевого аспектов, которое позволяет получить наибольший прирост национального продукта. Эффективная занятость достигается в процессе свободной рыночной деятельности хозяйственных единиц.

Оптимальное сочетание  полной и эффективной занятости  называется рациональной занятостью. Она предполагает оптимальное распределение и использование трудовых ресурсов с целью расширенного воспроизводства работника, гармоничного и всестороннего развития человека. Она характеризуется соответствием рабочих мест потребностям и способностям работников, их профессионально–квалификационному уровню.

В целях более глубокого  изучения проблемы занятости можно  выделить виды и формы занятости. Виды занятости характеризуют распределение активной части трудовых ресурсов по сферам применения труда, по профессиям, специальностям и т.д. Объединение этих видов формирует структуру занятости.

Структурные виды занятости  классифицируют по следующим признакам:

  • по характеру деятельности – работа на предприятиях всех видов собственности, работа за рубежом, исполнение государственных и общественных обязанностей, служба в армии, индивидуальная трудовая деятельность, личное подсобное хозяйство;
  • по принадлежности занятых к определенному классу или социальному слою – рабочие, инженерно–технические работники и служащие, крестьяне, управленческий персонал, предприниматели;
  • по сферам народного хозяйства, отраслям, суботраслям и подотраслям, с учетом межотраслевых и внутриотраслевых пропорций в распределении трудовых ресурсов;
  • по территориальному признаку (соотношение между численностью занятых по регионам, областям, экономическим зонам и т.д.);
  • по уровню урбанизации – по соотношению между численностью трудовых ресурсов города и села;
  • по профессионально–квалификационному признаку – распределение работников по группам с учетом их квалификации, уровня образования, стажа работы, степени механизации труда и т.д.;
  • половозрастному составу;
  • видам собственности и формам организации труда.

Каждый вид занятости  реализуется с помощью организационно–правовых  способов и условий использования рабочей силы, характеризующих формы занятости, которые классифицируются с учетом признаков, представленных в приложении.

Кроме того, существует еще  и сверхзанятость населения – когда в производстве заняты пенсионеры, учащиеся, т.е. все, кто не относится к рабочей силе в обычных условиях. Это чаще всего связано с войной, несовершенством трудового законодательства, низким жизненным уровнем населения и т.д.

Вместе с тем, выделяют также скрытую или теневую занятость, существующую в теневом секторе экономики и официально нигде не регистрируемую. Она особенно характерна для переходной экономики, отличающейся необработанностью институциональных механизмов.

В экономической теории существуют два показателя уровня занятости населения:

1. Нормальный уровень занятости (НУЗ), который определяется по формуле:

НУЗ =

занятое население

х 100%

(1.1)

трудоспособное население


 

 

НУЗ, как правило, составляет 94–96%.

2. Фактический уровень занятости (ФУЗ) можно определить по формуле:

ФУЗ =

количество занятого населения

х 100%

(1.2)

предложение рабочей  силы


 

 

Предложение рабочей  силы состоит из суммы занятых  и безработных, но ищущих работу.

ФУЗ показывает реальный уровень занятости на данном этапе  развития национальной экономики.

Следует отметить, что  теория занятости прошла долгий путь эволюционного развития и характеризуется многообразием концептуальных подходов, методов и инструментария исследований. Теоретические взгляды на данную проблему характеризуются множеством направлений и школ в структуре мировой экономической мысли. [3, с. 63-64]

 

1.3 Правовые основы  труда и занятости населения

 

 

Законодательство о  труде Республики Беларусь регулирует трудовые отношения (волевые общественные отношения, связанные с реализацией  индивидами своих способностей к  труду).

Кроме трудовых отношений предметом законодательства о труде выступают иные общественные отношения, связанные с профессиональной подготовкой работников на производстве, деятельностью профсоюзов и объединений нанимателей, ведением коллективных переговоров, взаимоотношениями между работниками (их представителями) и нанимателями, обеспечением занятости населения, контролем и надзором за соблюдением законодательства о труде, государственным социальным страхованием, рассмотрением трудовых споров.

Целями законодательства о труде являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и нанимателей.

Источниками законодательства о труде Республики Беларусь являются:

  • Конституция Республики Беларусь. Гарантирует гражданам Республики Беларусь право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда (статья 41), а лицам, работающим по найму, справедливую долю вознаграждения  (статья 42);
  • Трудовой кодекс Республики Беларусь. Является кодифицированным нормативным правовым актом, регулирующим сферу трудовых и связанных с ними отношений. Задачами Трудового кодекса Республики Беларусь являются: регулирование трудовых и связанных с ними отношений; развитие социального партнерства между нанимателями (их объединениями), работниками (их объединениями) и органами государственного управления; установление и защита взаимных прав и обязанностей работников и нанимателей;
  • Закон Республики Беларусь от 17 июля 2002 года «Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы». Определяет правовую основу установления и порядка повышения размера минимальной заработной платы, как гарантированного минимального социального стандарта в области оплаты труда;
  • Закон Республики Беларусь 17 июня 1998 года «О внешней трудовой миграции». Устанавливает порядок выезда граждан Республики Беларусь для трудоустройства за границу, привлечения иностранной рабочей силы в Республику Беларусь и определяет правовые нормы защиты трудящихся-мигрантов.

Правовую основу регламентации отношений, возникающих в сфере занятости, составляет ст. 41 Конституции, закрепляющая обязанность государства по созданию условий для полной занятости населения и гарантирующая содействие лицам, не занятым по независящим от них причинам.

К отношениям в сфере занятости применимы нормы международно-правовой регламентации. В ст. 7 Международного пакта об экономических социальных и культурных правах, в ст. 23 Всеобщей декларации прав человека закреплено право на труд, предполагающее обеспечение членов общества работой. К отношениям в области занятости могут быть применены и следующие конвенции МОТ: Конвенция № 122 о политике в области занятости и трудоустройства, Конвенция № 111 о дискриминации в области труда и занятий, Конвенция № 142 о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов, Конвенция № 159 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов, Конвенция № 149 о занятости и условиях труда и жизни сестринского персонала.

Специальным нормативным  правовым актом, регламентирующим отношения в области занятости и трудоустройства, является Закон Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. «О занятости населения Республики Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями. Закон направлен на обеспечение правовых, экономических и организационных основ государственной политики в области содействия занятости населения, гарантий государства по реализации конституционных прав граждан Республики Беларусь на труд и социальную защиту от безработицы.

Закон содержит ряд норм, направленных на повышение мотивации безработных к трудоустройству, возможность снятия с учета безработных в случаях неявки более трех месяцев в органы государственной службы занятости населения, попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем, за отказ от двух предложений подходящей работы или от двух предложений прохождения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов государственной службы занятости населения.

Дальнейшее совершенствование законодательства в сфере содействия занятости населения будет направлено на повышение эффективности использования трудовых ресурсов, реализацию активных мер по обеспечению занятости населения и удержание уровня регистрируемой безработицы в социально допустимых пределах. [7]

 

2 АНАЛИЗ БЕЗРАБОТИЦЫ И ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

  • 2.1 Анализ уровня безработицы
  •  

    Основным индикатором  развития рынка труда принято  считать уровень безработицы.

    Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите представлена в табл. 2.1.

     

    Таблица 2.1 – Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите

    Показатель

    Год

    Отклонение

    2009

    2010

    2011

    +/-

    %

    Численность безработных, тыс. человек

    40,3

    33,1

    28,2

    -12,1

    -30,0

    из них:

             

    мужчины

    17,3

    15,7

    13,0

    -4,3

    -24,9

    женщины

    23,0

    17,4

    15,2

    -7,8

    -33,9

    уровень зарегистрированной безработицы (в процентах от экономически активного населения)

    0,9

    0,7

    0,6

    -0,3

    -33,3


    Примечание: Источник, рассчитано на основе http://belstat.gov.by

     

    В анализируемом периоде обозначились позитивные тенденции в области занятости, которые характеризуются увеличением приема граждан на работу, уменьшением численности безработных с 40,3 тыс. чел. в 2009 году до 28,2 тыс. чел. в 2011 году, сокращением уровня зарегистрированной безработицы с 0,9% в 2009 году до 0,6% в 2011 году. При этом рынок труда ориентирован на рабочие профессии, которые составили 77,6% от общего количества заявленных нанимателями вакансий (77,2% в 2010 году). В городе Минске вакансий в шесть раз больше, чем безработных. 

    Отличительными особенностями  безработицы в нашей республике,  является преобладание неквалифицированной  и неконкурентоспособной рабочей  силы, которая формирует следующие виды безработицы:

    • молодежную безработицу, которая оценивается долей лиц 16-29 лет в общей численности безработных. Сложности с трудоустройством молодых людей связаны с отсутствием у них опыта практической работы, а в ряде случаев – и квалификации;
    • женскую безработицу – доля женщин в общей численности безработных составляет 53,9% (15,2 тыс. чел.);
    • долговременную или застойную безработицу, которая определяется долей лиц с продолжительностью безработицы более одного года – 16,3% (рис. 2.1).

    Информация о работе Безработица: виды, формы проявления. Проблема занятости в Республике Беларусь