Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 19:13, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследование современных тенденций развития рынка труда и безработицы в Республике Беларусь.
На основании цели поставлены и решены следующие задачи:
раскрыта сущность занятости;
представлена классификация типов и форм безработицы;
выявлены правовые основы труда и занятости населения;
проанализирована экономическая занятость населения;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
1. БЕЗРАБОТИЦА И ЗАНЯТОСТЬ, КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ..6
1.1. Безработица, ее виды, типы и формы проявления ……………...……...6
1.2. Сущность и виды занятости....……… …………………………...….....10
1.3. Правовые основы труда и занятости населения………...……………..14
2. АНАЛИЗ БЕЗРАБОТИЦЫ И ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………………….17
2.1. Анализ уровня безработицы ……………………..…………...………...17
2.2. Анализ экономической занятости населения ………………………....21
2.3. Актуальные проблемы занятости в Республике Беларусь и пути их решения…………………………………………………………………………..24
3. ОСОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………………….29
3.1. Политика содействия занятости в Республике Беларусь……...……...29
3.2. Реализация мер политики занятости………………………...…………35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………
Следует отметить, что в состав экономически активного населения, кроме выше указанных категорий, входят временно неработающие в связи с отпуском или болезнью, лица, проходящие переподготовку или повышение квалификации, а также лица, ищущие работу.
В занятости как экономическом явлении выделяют два аспекта: количественный (экстенсивный) и качественный (интенсивный), которые по своему содержанию соответствуют понятиям полной и эффективной занятости.
Понятие «полная занятость»
не следует смешивать с понятием
так называемой «поголовной занятости»,
при которой все трудоспособные
обязательно трудятся. Ведь такое
состояние экономики
Необходимо различать полную занятость на уровне национальной экономики и полную занятость на уровне отдельного индивида, предполагающую, что он занят полный рабочий день, неделю, месяц и т.д. Так же и неполная занятость на уровне национальной экономики предполагает избыточность предложения рабочей силы по сравнению со спросом на нее, а на уровне индивида – занятость с неполным рабочим днем, неделей, месяцем и т.д.
Качественная, или эффективная занятость означает такое распределение трудовых ресурсов труда с учетом специализации, территориального и отраслевого аспектов, которое позволяет получить наибольший прирост национального продукта. Эффективная занятость достигается в процессе свободной рыночной деятельности хозяйственных единиц.
Оптимальное сочетание
полной и эффективной занятости
называется рациональной занятостью. Она предполагает
оптимальное распределение и использование
трудовых ресурсов с целью расширенного
воспроизводства работника, гармоничного
и всестороннего развития человека. Она
характеризуется соответствием рабочих
мест потребностям и способностям работников,
их профессионально–
В целях более глубокого изучения проблемы занятости можно выделить виды и формы занятости. Виды занятости характеризуют распределение активной части трудовых ресурсов по сферам применения труда, по профессиям, специальностям и т.д. Объединение этих видов формирует структуру занятости.
Структурные виды занятости классифицируют по следующим признакам:
Каждый вид занятости
реализуется с помощью
Кроме того, существует еще и сверхзанятость населения – когда в производстве заняты пенсионеры, учащиеся, т.е. все, кто не относится к рабочей силе в обычных условиях. Это чаще всего связано с войной, несовершенством трудового законодательства, низким жизненным уровнем населения и т.д.
Вместе с тем, выделяют также скрытую или теневую занятость, существующую в теневом секторе экономики и официально нигде не регистрируемую. Она особенно характерна для переходной экономики, отличающейся необработанностью институциональных механизмов.
В экономической теории существуют два показателя уровня занятости населения:
1. Нормальный уровень занятости (НУЗ), который определяется по формуле:
НУЗ = |
занятое население |
х 100% |
(1.1) |
трудоспособное население |
НУЗ, как правило, составляет 94–96%.
2. Фактический уровень занятости (ФУЗ) можно определить по формуле:
ФУЗ = |
количество занятого населения |
х 100% |
(1.2) |
предложение рабочей силы |
Предложение рабочей силы состоит из суммы занятых и безработных, но ищущих работу.
ФУЗ показывает реальный уровень занятости на данном этапе развития национальной экономики.
Следует отметить, что теория занятости прошла долгий путь эволюционного развития и характеризуется многообразием концептуальных подходов, методов и инструментария исследований. Теоретические взгляды на данную проблему характеризуются множеством направлений и школ в структуре мировой экономической мысли. [3, с. 63-64]
1.3 Правовые основы труда и занятости населения
Законодательство о труде Республики Беларусь регулирует трудовые отношения (волевые общественные отношения, связанные с реализацией индивидами своих способностей к труду).
Кроме трудовых отношений предметом законодательства о труде выступают иные общественные отношения, связанные с профессиональной подготовкой работников на производстве, деятельностью профсоюзов и объединений нанимателей, ведением коллективных переговоров, взаимоотношениями между работниками (их представителями) и нанимателями, обеспечением занятости населения, контролем и надзором за соблюдением законодательства о труде, государственным социальным страхованием, рассмотрением трудовых споров.
Целями законодательства о труде являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и нанимателей.
Источниками законодательства о труде Республики Беларусь являются:
Правовую основу регламентации отношений, возникающих в сфере занятости, составляет ст. 41 Конституции, закрепляющая обязанность государства по созданию условий для полной занятости населения и гарантирующая содействие лицам, не занятым по независящим от них причинам.
К отношениям в сфере занятости применимы нормы международно-правовой регламентации. В ст. 7 Международного пакта об экономических социальных и культурных правах, в ст. 23 Всеобщей декларации прав человека закреплено право на труд, предполагающее обеспечение членов общества работой. К отношениям в области занятости могут быть применены и следующие конвенции МОТ: Конвенция № 122 о политике в области занятости и трудоустройства, Конвенция № 111 о дискриминации в области труда и занятий, Конвенция № 142 о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов, Конвенция № 159 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов, Конвенция № 149 о занятости и условиях труда и жизни сестринского персонала.
Специальным нормативным правовым актом, регламентирующим отношения в области занятости и трудоустройства, является Закон Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. «О занятости населения Республики Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями. Закон направлен на обеспечение правовых, экономических и организационных основ государственной политики в области содействия занятости населения, гарантий государства по реализации конституционных прав граждан Республики Беларусь на труд и социальную защиту от безработицы.
Закон содержит ряд норм, направленных на повышение мотивации безработных к трудоустройству, возможность снятия с учета безработных в случаях неявки более трех месяцев в органы государственной службы занятости населения, попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем, за отказ от двух предложений подходящей работы или от двух предложений прохождения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов государственной службы занятости населения.
Дальнейшее совершенствование законодательства в сфере содействия занятости населения будет направлено на повышение эффективности использования трудовых ресурсов, реализацию активных мер по обеспечению занятости населения и удержание уровня регистрируемой безработицы в социально допустимых пределах. [7]
2 АНАЛИЗ БЕЗРАБОТИЦЫ И ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Основным индикатором развития рынка труда принято считать уровень безработицы.
Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите представлена в табл. 2.1.
Таблица 2.1 – Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите
Показатель |
Год |
Отклонение | |||
2009 |
2010 |
2011 |
+/- |
% | |
Численность безработных, тыс. человек |
40,3 |
33,1 |
28,2 |
-12,1 |
-30,0 |
из них: |
|||||
мужчины |
17,3 |
15,7 |
13,0 |
-4,3 |
-24,9 |
женщины |
23,0 |
17,4 |
15,2 |
-7,8 |
-33,9 |
уровень зарегистрированной безработицы (в процентах от экономически активного населения) |
0,9 |
0,7 |
0,6 |
-0,3 |
-33,3 |
Примечание: Источник, рассчитано на основе http://belstat.gov.by
В анализируемом периоде обозначи
Отличительными особенностями
безработицы в нашей
Информация о работе Безработица: виды, формы проявления. Проблема занятости в Республике Беларусь