Безработица: виды, формы проявления. Проблема занятости в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 19:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследование современных тенденций развития рынка труда и безработицы в Республике Беларусь.
На основании цели поставлены и решены следующие задачи:
 раскрыта сущность занятости;
 представлена классификация типов и форм безработицы;
 выявлены правовые основы труда и занятости населения;
 проанализирована экономическая занятость населения;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
1. БЕЗРАБОТИЦА И ЗАНЯТОСТЬ, КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ..6
1.1. Безработица, ее виды, типы и формы проявления ……………...……...6
1.2. Сущность и виды занятости....……… …………………………...….....10
1.3. Правовые основы труда и занятости населения………...……………..14
2. АНАЛИЗ БЕЗРАБОТИЦЫ И ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………………….17
2.1. Анализ уровня безработицы ……………………..…………...………...17
2.2. Анализ экономической занятости населения ………………………....21
2.3. Актуальные проблемы занятости в Республике Беларусь и пути их решения…………………………………………………………………………..24
3. ОСОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………………….29
3.1. Политика содействия занятости в Республике Беларусь……...……...29
3.2. Реализация мер политики занятости………………………...…………35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………

Файлы: 1 файл

Безработица.doc

— 1.03 Мб (Скачать файл)

Органы по труду, занятости  и социальной защите населения предоставляют  предприятиям общественных организаций инвалидов возвратные бюджетные ссуды для создания рабочих мест.

Под особым контролем  находится трудоустройство граждан, обязанных возмещать расходы, затраченные  государством на содержание детей, находящихся  на государственном обеспечении.

Заинтересованными органами государственного управления, нанимателями принимается комплекс мер по трудовой, медицинской и социально-психологической  реабилитации обязанных лиц. Основная цель – защитить интересы детей  из неблагополучных семей, возвратить асоциальных родителей к здоровому, трудовому образу жизни, добросовестному выполнению семейных обязанностей.

Одной из существенных проблем  в сфере занятости населения  является структурный и территориальный  дисбаланс спроса и предложения  рабочей силы.

За последние годы на национальном рынке труда  сложилась  ситуация, когда спрос на работников и количество имеющихся вакансий превысили численность безработных. Но при этом почти 77% имевшихся вакансий связаны с рабочими  профессиями. Такое положение дел кардинально не меняется на протяжении ряда лет.

Для обеспечения количественного  и качественного соответствия между  предложением кадров и спросом на них служба занятости совместно  с органами образования, отраслевыми  министерствами и  местной властью должны осуществлять постоянный мониторинг ситуации на рынке труда, прогнозировать возможные изменения потребностей в специалистах в обозримом будущем.

По прогнозам Международного исследовательского центра The Economist Intelligence Unit (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии), в ближайшие 15 лет:

  • в развитых странах будут наблюдаться дальнейшее старение населения и повышение значимости роли женского труда в экономике;
  • более востребованными на рынке труда станут работники с развитыми творческими способностями.

Ожидается, что к 2020 году наступит настоящая борьба за талантливые  кадры, легко адаптирующиеся к быстро меняющимся условиям, умеющие адекватно  реагировать на поставленные задачи и принимать оптимальные решения.

Среди наиболее востребованных профессий будущего называют специалистов IT-технологий, работников в сфере финансов и медицины.

Одним из направлений  политики занятости является регулирование  внутренней трудовой миграции и перераспределение  трудовых ресурсов по регионам с учетом их потребности в специалистах.

Следует отметить, что  государственной службой занятости  в нашей стране уже используется такая активная мера на рынке труда, как добровольное переселение семей  безработных на новое место жительства.

Однако это не в  полной мере удовлетворяет потребности трудонедостаточных регионов и сфер экономики в рабочей силе, интересы жителей территорий и населенных пунктов, в которых сохраняется напряженная ситуация с обеспечением занятости. Поэтому следует активизировать усилия всех заинтересованных государственных органов по созданию необходимых условий, при которых трудовая миграция станет играть значимую роль в обеспечении эффективной занятости граждан. [8] 

3 ОСОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ  БЕЛАРУСЬ

 

3.1 Политика содействия занятости в Республике Беларусь

 

Государственное воздействие  на занятость и безработицу является неотъемлемой частью общей системы  экономической и социальной политики любого цивилизованного государства. [1]

Государственная программа  содействия занятости населения Республики Беларусь на 2012 год разработана в соответствии со статьей 12 Закона Республики Беларусь от 15 июня 2006 года ”О занятости населения Республики Беларусь“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 94, 2/1222), основными задачами политики занятости и рынка труда в условиях модернизации экономики, предусмотренными в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 г. № 136 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 43, 1/12462), а также параметрами прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2012 год.

Основной целью Государственной  программы является повышение эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда.

В рамках реализации Государственной  программы предполагается решение  следующих задач:

  • сохранение стабильной ситуации в сфере занятости;
  • интеграция в трудовую сферу целевых групп населения, нуждающихся в социальной поддержке;
  •  
  • совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров в соответствии с потребностями развития экономики;
  • информационное, профориентационное, методическое обеспечение по вопросам занятости населения.

Государственную программу  предусматривается реализовать  по следующим основным направлениям:

  • осуществление мониторинга состояния рынка труда;
  • содействие нанимателям в структурной перестройке экономики;
  • содействие самостоятельной занятости безработных;
  • обеспечение занятости молодежи;
  • профессиональная реабилитация и содействие в трудоустройстве инвалидов;
  • содействие в трудоустройстве граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел;
  • содействие занятости женщин;
  • содействие занятости длительно неработающих граждан;
  • обеспечение занятости населения в малых, средних городских поселениях и регионах с устойчиво высоким уровнем безработицы, сельской местности;
  • совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров в соответствии с потребностями развития экономики;
  • информационное, профориентационное, методическое обеспечение по вопросам занятости населения;
  • обеспечение социальных выплат безработным.

Приоритетное внимание в Государственной программе уделено мониторингу состояния рынка труда, в том числе организаций, оказывающих значительное влияние на региональные рынки труда, по вопросам использования рабочего времени на производстве, организаций, неплатежеспособность которых приобретает или имеет устойчивый характер, а также организаций, подлежащих приватизации.

Национальным статистическим комитетом начиная с 2012 года будет  проводиться выборочное обследование домашних хозяйств по вопросам занятости  населения с использованием методологии  Международной организации труда, что позволит выявлять категории трудоспособных граждан, не занятых в экономике, объективно оценивать трудовые ресурсы, а также возможные резервы для включения в экономическую деятельность.

Содействие нанимателям  в структурной перестройке экономики планируется осуществлять путем оказания помощи в выявлении потенциально избыточной численности персонала, разработке планов реструктуризации организации с реализацией упреждающих мер, направленных на минимизацию социальных издержек для работников, находящихся под риском увольнения, и их дальнейшее трудоустройство на новые рабочие места.

Совместно с ПРООН  предусматривается реализация проектов международной технической помощи «Содействие социально-ответственному реструктурированию предприятий в Республике Беларусь», «Социальная интеграция и достойная занятость людей с ограниченными возможностями».

Планируется дальнейшее стимулирование нанимателей, создающих  новые рабочие места для трудоустройства  на них граждан в наукоемких и  высокотехнологичных производствах, в том числе в сфере востребованных услуг, путем предоставления им бюджетных ссуд из средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, а также разработка механизма по трудовой реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, за счет субсидирования таких рабочих мест из средств Фонда.

Для обеспечения необходимого баланса между использованием национальных трудовых ресурсов и привлекаемой иностранной  рабочей силой будет осуществляться регулирование внешней трудовой миграции посредством организации мониторинга миграционных процессов в сфере трудовых ресурсов, контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по трудоустройству граждан Республики Беларусь за рубежом, согласования разрешений на привлечение иностранной рабочей силы, подготовки перечня профессий рабочих и должностей служащих, потребность в работниках по которым в республике не удовлетворяется.

Органами по труду, занятости  и социальной защите совместно с  заинтересованными будут выработаны механизмы микрофинансирования безработных, желающих организовать предпринимательскую деятельность.

Особое внимание в  Государственной программе уделено  интеграции в трудовую сферу целевых  групп населения, нуждающихся в  социальной поддержке. В частности, предусматривается обеспечить:

  • развитие системы профессиональной ориентации, направленной на повышение престижа рабочих профессий, а также формирование у учащихся намерений приобрести такие профессии;
  • взаимодействие органов по труду, занятости и социальной защите и медико-реабилитац<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-s

Информация о работе Безработица: виды, формы проявления. Проблема занятости в Республике Беларусь