Безработица: виды, формы проявления. Проблема занятости в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 19:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследование современных тенденций развития рынка труда и безработицы в Республике Беларусь.
На основании цели поставлены и решены следующие задачи:
 раскрыта сущность занятости;
 представлена классификация типов и форм безработицы;
 выявлены правовые основы труда и занятости населения;
 проанализирована экономическая занятость населения;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
1. БЕЗРАБОТИЦА И ЗАНЯТОСТЬ, КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ..6
1.1. Безработица, ее виды, типы и формы проявления ……………...……...6
1.2. Сущность и виды занятости....……… …………………………...….....10
1.3. Правовые основы труда и занятости населения………...……………..14
2. АНАЛИЗ БЕЗРАБОТИЦЫ И ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………………….17
2.1. Анализ уровня безработицы ……………………..…………...………...17
2.2. Анализ экономической занятости населения ………………………....21
2.3. Актуальные проблемы занятости в Республике Беларусь и пути их решения…………………………………………………………………………..24
3. ОСОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………………….29
3.1. Политика содействия занятости в Республике Беларусь……...……...29
3.2. Реализация мер политики занятости………………………...…………35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………

Файлы: 1 файл

Безработица.doc

— 1.03 Мб (Скачать файл)

Постоянного внимания требуют  вопросы трудоустройства граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел.

 

 

 

Рисунок 2.1 – Состав безработных  по категориям на 01.01.12.

Примечание: Источник, http://mintrud.gov.by

Такая специфика безработицы  в республике потребовала переориентации политики занятости в сторону  развития активных форм ее регулирования.

Важным направлением мер активной политики на рынке труда  является профессиональное обучение граждан. Профессиональное обучение безработных осуществлялось по профессиям строительного профиля, сферы услуг, торговли, промышленности, востребованных на рынках труда регионов. Однако прошедшие профобучение составляют 4% от общего числа безработных.

Приоритетное внимание уделялось организации трудовой занятости целевых групп населения, в первую очередь инвалидов. Среди безработных их доля составляет 4%. Нанимателям компенсируются затраты из средств Фонда на приобретение специализированного оборудования для создания рабочих мест и трудоустройства на них инвалидов. Организовывается трудовая реабилитация безработных из числа инвалидов на рабочих местах с частичной компенсацией затрат по оплате труда на предприятиях.

В период поиска постоянной работы безработные и другие категории населения имеют возможность принять участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с участием средств Фонда социальной защиты. На объектах социальной сферы силами граждан выполняются работы по благоустройству территорий населенных пунктов и гражданских кладбищ, ремонту помещений учреждений образования, учреждений Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

В целях формирования мотивации к труду учащейся и  студенческой молодежи на временных  рабочих местах в свободное от учебы время ежегодно из средств Фонда социальной защиты предусматриваются средства на организацию вторичной занятости молодежи.

Сохранялся низкий образовательный  уровень безработных: доля лиц, имеющих  общее среднее и неполное среднее  образование, составила в числе безработных граждан 37,7% или 10613 чел. (рис. 2.2).

Рисунок 2.2 – Состав безработных  по уровню образования на 01.01.12.

Примечание: Источник, http://mintrud.gov.by

 

Подростками выполняются работы по ремонту школьной мебели, благоустройству территории школ, ремонту книжного фонда, изготовлению сувениров, пошиву постельного белья с безвозмездной передачей в дома-интернаты. Социальная поддержка безработных осуществляется в соответствии с действующим законодательством путем выплаты пособия по безработице и материальной помощи в период активного поиска работы.

В последние годы менялась структура обращающихся в органы по труду, занятости и социальной защите, увеличилось количество граждан, которые не могут самостоятельно трудоустроиться.

Основной задачей государства  по регулированию рынка труда  является обеспечение занятости  населения путем создания возможностей достойного труда желающим работать, недопущения массовой безработицы  и поддержания безработицы на допустимом уровне. Решить эти проблемы позволят: повышение эффективности производства; совершенствование налоговой политики, поддерживающей малое предпринимательство и инвестирование; развитие кредитования производства; санация потенциально прибыльных и ликвидация потенциально убыточных предприятий; привлечение иностранных инвесторов, способных создать хорошо оборудованные и высокооплачиваемые рабочие места; совершенствование политики доходов. Эти важнейшие экономические преобразования определяют, в основном, положение в сфере занятости.

Особое значение имеет  вопрос взаимосвязанного регулирования  рынка труда и заработной платы. Политика в области заработной платы  влияет на текучесть рабочей силы, перелив рабочей силы из одних  отраслей экономики в другие и, таким образом, достижение определенной сбалансированности на рынке труда.[1]

 

2.2 Анализ экономической  занятости населения

 

По данным Белстата численность  занятых в экономике республики в 2011 году составила 4632 тыс. чел., что на 22,6 тыс. чел. меньше, чем в 2009 году или -0,48% (табл. 2.3).

 

Таблица 2.3 – Численность экономически активного населения, тыс. чел.

Показатель

Год

Отклонение

2009

2010

2011

+/-

%

Тыс. человек

Экономически активное население – всего

4686,1

4705,1

4663,5

-22,6

-0,48

мужчины

2222,5

2252,3

2225,9

3,4

0,15

женщины

2463,6

2452,8

2437,6

-26

-1,06

Из общей численности  экономически активного населения  занятые – всего

4643,9

4665,9

4632,0

-11,9

-0,26

мужчины

2204,1

2233,9

2210,8

6,7

0,30

женщины

2439,8

2432,0

2421,2

-18,6

-0,76

В процентах от экономически активного населения

Экономически активное население – всего

100

100

100

-

-

мужчины

47,4

47,9

47,7

0,3

0,63

женщины

52,6

52,1

52,3

-0,3

-0,57

Из общей численности  экономически активного населения  занятые – всего

99,1

99,2

99,3

0,2

0,20

мужчины

47,0

47,5

47,4

0,4

0,85

женщины

52,1

51,7

51,9

-0,2

-0,38


Примечание: Источник, рассчитано на основе http://belstat.gov.by

Среди экономически активного  населения увеличилось количество мужчин (+3,4 тыс. чел), количество женщин сократилось (-26 тыс. чел.). Из общей численности экономически активного населения занятые составляют 99,3% (в т. ч. мужчины 47,4%, женщины 51,9%). Структура экономически активного населения в исследуемом периоде изменялась незначительно и распределилась следующим образом: мужчины 47,7%, женщины 52,3%.

В целях оперативного реагирования на ситуацию, складывающуюся на рынке труда, организован оперативный  мониторинг регистрации граждан  в органах по труду, занятости  и социальной защите и использования рабочего времени на производстве.

Итоги текущего мониторинга показывают, что существенного ухудшения  ситуации с регистрируемой безработицей не наблюдается. Ситуация на рынке труда  остается стабильной, управляемой, контролируемой и не выходит за рамки прогнозных показателей.

Распределение численности занятого населения по отраслям экономики отражено на рис. 2.3.

 

Рисунок 2.3 –  Распределение численности занятого населения по отраслям экономики в 2011 г., %

Примечание: Источник, http://belstat.gov.by

 

Расчеты показывают, что  наибольшее количество населения занято в промышленности (25,4%), в других отраслях (17,8%), а так же в торговле; ремонте автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования (13,7%). Для ряда организаций характерны превышение фактической численности работников над размерами экономически обоснованной, низкий уровень оплаты труда, высокая текучесть кадров.

Растет спрос на квалифицированные  кадры в здравоохранении, строительстве, на транспорте.

Распределение численности  занятого населения по формам собственности отражено в таблице 2.4.

 

Таблица 2.4 – Распределение численности занятого населения по формам собственности, %

Показатель

Год

Отклонение

2009

2010

2011

+/-

%

Всего занято в экономике

100

100

100

-

-

в том числе по формам собственности:

         
  • государственная

47,3

44,2

43,5

-3,8

-8,0

  • частная

51,1

54,0

54,5

3,4

6,7

  • смешанная с иностранным участием

3,2

3,9

5,3

2,1

65,6

  • иностранная

1,6

1,8

2

0,4

25,0


Примечание: Источник,  рассчитано на основе http://belstat.gov.by

 

Анализ распределения численности занятого населения по формам собственности показал, что основная часть населения занята на хозяйствующих субъектах частной формы собственности (54,5%). В анализируемом периоде происходит перераспределение структуры населения в пользу занятости на предприятиях частной формы собственности. Растет удельный вес занятого населения на предприятиях как смешанной формы собственности, так и иностранной.

 

2.3. Актуальные проблемы  занятости в Республике Беларусь  и пути их решения

 

К основным проблемам  обеспечения занятости населения  относятся:

  • снижение безработицы среди групп населения, наиболее уязвимых на рынке труда, и усиление мер по их государственной поддержке;
  • создание условий для эффективной занятости жителей проблемных населенных пунктов и регионов;
  • достижение соответствия профессионально-квалификационного состава работников потребностям развития национальной экономики;
  • повышение территориальной мобильности рабочей силы.

Одной из ключевых задач  является содействие в трудоустройстве  граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда  и особо нуждающихся в социальной защите:

  • молодежи;
  • инвалидов;
  • лиц из числа детей-сирот; родителей в многодетных и неполных семьях;
  • граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы МВД.

Данным категориям населения  государство гарантирует занятость  путем создания дополнительных рабочих  мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления брони для приема на работу, организации обучения по специальным программам.

За последние годы при сокращении общей численности безработных  в их составе вырос удельный вес  лиц, нуждающихся в дополнительных гарантиях занятости, который достиг 24%.

Весьма  остро стоит  проблема трудоустройства молодежи, многие представители которой из-за отсутствия опыта практической работы, а в ряде случаев и квалификации неконкурентоспособны на рынке труда. Лица в возрасте от 16 до 29 лет. 

С целью снижения молодежной безработицы и повышения шансов молодых людей на рынке труда государство предоставляет им дополнительные гарантии занятости: обеспечение первого рабочего места безработным в возрасте до 21 года, организацию профессиональной подготовки и профессиональной ориентации.

Немаловажной гарантией  трудоустройства выпускников высших, средних специальных и профессионально-технических  учебных заведений является их государственное распределение. 

Выпускники, не подлежащие распределению и испытывающие проблемы с трудоустройством, а также молодежь, прошедшая профобучение по направлению государственной службы занятости, получают возможность трудоустройства на специально созданные ученические места по программе «Молодежная практика».

Кроме того, учащиеся и  студенты имеют возможность подработать в свободное от учебы время в лагерях труда и отдыха, а также на временных рабочих местах в школьных и межшкольных учебно-производственных мастерских. В период летних каникул значительное число студенческих строительных отрядов занято в сельскохозяйственных и ремонтно-строительных организациях республики.

В Беларуси, как и в  большинстве других стран, безработица  среди женщин выше, чем среди мужчин. Поэтому в рамках реализации государственной и региональных программ содействия занятости населения особое внимание уделяется мерам, направленным на повышение трудового потенциала и занятости женщин. Первоочередное право направления на профобучение получают безработные матери, которые длительное время не работали в связи с отпуском по уходу за ребенком до 3 лет.

Государство поощряет женскую  инициативу, связанную с организацией самозанятости и предпринимательской  деятельности.  И каждый второй, получивший финансовую поддержку, – женщина.

Для снижения остроты  женской безработицы в республике ежегодно проводятся специализированные ярмарки вакансий с преимущественным использованием женского труда.

В республике уделяется  повышенное внимание социально-психологической  и трудовой реабилитации длительно  неработающих граждан. Государственная  служба занятости организует для них психологическую поддержку и обучение приемам активного поиска работы. Они получают направление на профессиональную подготовку и переобучение преимущественно по конкретным заявкам нанимателей с гарантией последующего трудоустройства. Для этой категории безработных организуются также временные оплачиваемые общественные работы. Ежегодно проводятся информационные мероприятия – «Ярмарка вакансий», «День предприятия» и др.

Проблемы трудоустройства  и трудовой реабилитации инвалидов  в нашей стране решаются путем создания и бронирования для них приспособленных рабочих мест, организации профессионального обучения, поддержки специализированных предприятий инвалидов.

Информация о работе Безработица: виды, формы проявления. Проблема занятости в Республике Беларусь