Безработица: виды, причины, последствия, способы борьбы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение безработицы, как довольно распространенного явления в Российской Федерации. Объектом исследования является российский рынок труда. Предметом курсовой работы является безработица на российском рынке труда. Задача данной курсовой работы: изучение сущности безработицы, ее видов, причин, а также проблем и путей ее решения.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические подходы к безработице как социально-экономическому развитию.
1.1 Понятие и сущность безработицы
1.2 Показатели и виды безработицы
1.3 Причины безработицы
Глава 2. Особенности безработицы в Российской Федерации.
2.1Состояние рынка труда в России и его функционирование
2.2 Безработица в РФ
2.3 Последствия безработицы
Глава 3. Политика, проводимая государством в целях сокращения роста безработицы.
3.1Пути государственного регулирования занятости и снижения безработицы
3.2Направления государственной политики на рынке труда
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая Дима.doc

— 281.00 Кб (Скачать файл)

Перспективы занятости  определяются динамикой и уровнем  экономической эффективности производства, поэтому более рациональное использование  работников является приоритетным направлением по сравнению с сохранением существующих рабочих мест. Сокращение лишних работников и увеличение за счет этого числа безработных (при их достаточной материальной поддержке) во многих отношениях эффективней, чем сохранение на предприятиях скрытого резерва рабочей силы.

Для решения  всех этих задач государство должно прогнозировать ситуацию на рынке труда, находить и поддерживать, либо формировать «точки роста» в экономике, проводить соответствующую структурную, региональную и инвестиционную политику, регулировать внешнеэкономические связи, способствовать адаптации работников к  требованиям рынка труда. Следует также учитывать, что возможности государства в области создания новых рабочих мест меньше возможностей частного капитала. Это, однако, не снижает роли государства как гаранта занятости, оно должно стимулировать активность предпринимателей. В то же время государству необходимо ограничивать определенными рамками их поведение на рынке труда, обеспечивая защиту социально уязвимых групп населения и регулируя в сложных ситуациях высвобождение рабочей силы.

Очень важно  избежать такого положения, при котором  возобновление экономического роста  будет происходить при высокой  и застойной безработице. Обострение проблемы занятости в этом случае просто неизбежно. Во-первых, может увеличиться высвобождение рабочей силы на предприятиях. Для решения этих проблем понадобится коренной перелом в динамике инвестиций, активизация работы по переподготовке кадров, стимулирование частного предпринимательства, расширение помощи безработным. Вместе с тем по мере усиления экономической отдачи от рыночных преобразований будет увеличиваться инвестиционный потенциал, стабилизироваться экономический рост, расширяться потребность народного хозяйства в рабочей силе.

Для  обеспечения  экономического роста,  сопровождаемого  увеличением  занятости,  требуется:

- появление рыночно ориентированного, защищенного государством и социально ответственного собственника производственных и финансовых ресурсов, поощрение его предпринимательской активности;

- привлечение внутренних и иностранных инвестиций;

- обеспечение условий для материальной заинтересованности работников, развития их потребностей, расширения инфраструктуры для их удовлетворения, а также соответствия профессионального уровня трудящихся уровню материально-технической базы.

Реализация  этих требований возможна лишь на основе использования развитого рыночного  хозяйственного механизма в сочетании  с государственным регулированием. Прежде всего, необходимо совершенствование территориальной структуры производства, а именно: преодоление неравномерности развития производительных сил по регионам, чрезмерной специализации регионов, более полное использование местных ресурсов и возможностей с учетом личного трудового потенциала, устранение отставания сфер социальной инфраструктуры регионов от потребностей. Для этого необходима территориальная мобильность рабочей силы, требующая определенного регулирования, т.к. велика опасность усиления различий в обеспеченности регионов рабочей силой, в частности возрастание дефицита кадров в регионах со сложным уровнем проживания.

Возможности федерального центра в улучшении территориального размещения производства ограничены. Основное значение для этого имеют  перелив капитала, взаимодействие финансового и промышленного капитала, деятельность финансово-промышленных групп и других экономических объединений.

Для обеспечения  занятости населения велико значение сферы услуг. Однако до сих пор  развивается преимущественно одно посредничество, а не производственные услуги. Происходит это из-за отсутствия действенной системы поддержки малого бизнеса, падения платежеспособного спроса населения, отсутствия необходимых навыков, ограниченности возможностей получения соответствующих профессий.

Значительно снижают трудовую мотивацию работников уравнительные тенденции, проявляющиеся как в старых, так и в новых формах. Этому способствуют компенсационные надбавки, натурализованная оплата. Резко возросли различия между оплатой труда руководящего состава и рядовых работников. Появилась необходимость гарантировать выплату заработка, формировать применительно к новым условиям цену рабочей силы, эквивалентно оплачивать повышенные затраты труда, стимулировать рост его качества. Особой проблемой является целесообразность увязки заработка различных категорий работников с рентабельностью производства.

Условием решения  этих задач является не только увеличение ресурсного обеспечения на основе экономического роста, но и развитие  законодательства, и соответственное изменение  общественного отношения к данным проблемам.

 

2.2 Безработица в РФ.

В практике изучения безработицы в России сложились  три основных подхода к изучению этого явления.

Определенная  группа экономистов исследует безработицу  как недоиспользование части  экономически активного населения в общественном производстве. Для других исследователей безработица выступает как ситуация, когда гражданин не имеет возможности трудоустроиться по независящим от него обстоятельствам. Третьи оценивают безработицу как следствие функционирования хозяйственного механизма, которому свойственны внутренние противоречия рыночной экономики.

Все эти подходы  имеют право на существование. В  каждом из них раскрыт авторский  подход к сущности этого явления.

Безработица обусловлена  всем ходом социально-экономического развития государства и общества. Она - постоянный элемент, продукт развития производства. В известном смысле можно говорить, что именно оно (производство) и порождает безработицу, которая выступает как макроэкономическое явление, определяющее уровень и темпы экономического развития страны.

Для исследования причин безработицы используют различные  концепции. Нельзя не обратить внимания на то, что в концепциях, объясняющих  безработицу, раскрывающих ее причины, анализируются общества с развитыми  рыночными отношениями, стабильно функционирующим рынком труда. Россия же находится на стадии становления рыночной экономики, перехода от административно-командной экономики к рыночной. Это обстоятельство учитывается очень редко. Специфика ситуации в России обусловлена отличием ее социально-экономических  условий, предшествующих рыночной экономике. В большинстве стран капитализм зарождался в недрах феодализма, и, следовательно, этот процесс носил эволюционный характер. В России происходит процесс перехода от "социализма" к рыночной экономике.

Рыночная экономика  требует активного, предприимчивого, инициативного работника, для которого характерен поиск нового, самостоятельность  в решении производственных и  жизненных проблем. И, следовательно, сегодня должен стоять вопрос о формировании самостоятельного агента рыночной экономики.

Проблему безработицы  в России  усугубляет трудное  материальное положение, толкающее  искать работу домохозяек, пенсионеров, учащихся.

В соответствии с уже накопленным  службой  занятости опытом и мнением экспертов,  увеличение  числа  безработных в РФ будет способствовать  наличие следующих  факторов:         1)подавление  безработицы (досрочные  проводы  на  пенсию мужчин и  женщин);           2)частичная принудительная безработица (сокращенный рабочий день, сокращенная рабочая неделя, удлинение отпусков);      3) условная безработица (непостоянная работа)    4)временная безработица (декретный отпуск, уход за ребенком, за инвалидами детства, тяжелобольными и стариками, отпуск без сохранения содержания);         5)потенциальная безработица (в связи с выходом на инвалидность);  6)безработица в связи с высвобождением женщин из производства с вредными и опасными условиями труда;      7)безработица структурная (переориентация, закрытие, банкротство);  8)вынужденная безработица (вследствие отсутствия сырья, энергии, комплектующих, приведшего к остановке предприятия);   9)безработица вследствие повышения производительности труда и его интенсификации;          10)безработица вследствие демобилизации, увольнения в запас и структурной перестройки в армии;        11)безработица членов семей военнослужащих и военных советников, возвращающихся в РФ из-за рубежа;      12)безработица в закрытых городах в связи с конверсией и городах заводах вследствие остановки предприятий;     13)первичная безработица (выпускники школ, ПТУ, техникумов, ВУЗов); 14)безработица молодежи, отчисленной из учебных заведений или прекратившей обучение по собственному желанию;    15)безработица вследствие недостаточной профессиональной квалификации;          16)безработица субъективная вследствие нежелания или неспособности переквалифицироваться и получить иную профессию;   17)безработица вследствие вынужденной миграции (беженцы) 18)безработица специалистов работавших по долгосрочным контрактам за рубежом;           19)безработица возвращающихся из мест лишения свободы;  20)безработица тех, кто после длительного перерыва хочет возобновить работу            21)безработица вследствие стихийных бедствий и экстремальных ситуаций (аварии, землетрясения, наводнения, разрушение предприятий и учреждений в результате взрывов или военных действий);    22)безработица в связи с невозможностью без нарушения паспортного режима и утраты жилья перемещаться из мест с избытком трудовых ресурсов в регионы с избытком рабочих мест.        Здесь перечислены далеко не все реально существующие пути пополнения армии потенциальных безработных. Под неучтенными источниками подразумеваются несколько групп населения. Как и в каждом государстве в России есть определенная часть населения не желающая работать, - люмпен-элемент. Эта группа постоянный иждивенец государства, на биржу труда не пойдет и не будет зарегистрирован в качестве безработных. Однако эта масса людей, достигающая по некоторым оценкам несколько миллионов человек, не оказывая давления на рынок труда, тем не менее, будет постоянно оказывать давление на бюджет, особенно когда войдет в силу закон о пособиях на бедность. Вторая группа - прямо или косвенно связанные с криминальным миром. По мере борьбы государства с преступностью, люди, входящие в преступные группировки пополнят ряды безработных. Третья группа - люди состоятельные, но официально нигде не работающие, тоже формально являются безработными.            В настоящее время на российском рынке труда происходит повышение уровня  безработицы,  прежде всего за счет населения, неконкурентоспособного на рынке труда, и перехода скрытой безработицы на несостоятельных предприятиях и в бюджетной сфере (избыточной занятости) в официальную форму, регистрируемую службой занятости. Растет хроническая безработица, связанная с низкой мобильностью безработных на рынке труда. 
Применительно к российскому рынку труда можно выделить следующие специфические причины безработицы:       1.  Структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы;             2.   Экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых; 3.    Политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу;     4.   Сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики;            5.   Изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и, возрастает вероятность безработицы        6.   В настоящее время в России существует около 2500 бирж труда, что явно недостаточно для такой огромной страны. Население плохо информировано о территориальном расположении данных служб, значительна удаленность Центра занятости от ряда населенных пунктов, особенно в сельской местности;          7.     Закон о занятости включает положение о том, что граждане России, получающие  выходное пособие от предприятия (организации), не могут претендовать на пособие по безработице. Это означает, что многие из числа потерявших работу и получивших выходное пособие как минимум в течение двух месяцев не видя смысла обращаться в Центр  занятости, то есть немалая часть краткосрочных безработных, по-видимому, исключается из официальных данных.              8.    Предполагается, что предприятие, высвобождающее работников, должно информировать их о необходимости регистрации в районном Центре занятости. Однако у предприятий  нет ни стимулов, ни обязанностей выполнять эту функцию. Более того предприятие, сокращающее занятых, скорее всего находится в трудном материальном  положении, и для него выгоднее не информировать работников, поскольку в таком случае оно не будет выплачивать им выходное пособие за третий месяц.      9.     Возможности Центра занятости  по трудоустройству безработных ограничены.             10.    Вероятность получения пособия по безработице для обратившегося в Центр занятости  невелика, а размер выплачиваемого пособия, как правило, минимальный.             11.   Переподготовка безработных через Центр занятости  осуществляется недостаточно эффективно.           12.   В последние годы увеличилось число работников, которые находятся в административных неоплачиваемых отпусках. Нередко именно таким способом администрация предприятий "сохраняет" численность рабочего коллектива, занижая  тем самым среднюю заработную плату по предприятию и избегая повышенного  налогообложения фонда оплаты труда.    13.  Рост безработицы за счет возросшей трудовой миграции, увеличения числа беженцев и вынужденных переселенцев.

  Как показывает статистика, численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые и безработные) в 2011г. составила 76,7 млн.человек, или более 54,0% от общей численности населения страны. В численности экономически активного населения 72,0 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,7 млн.человек - как безработные (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) в августе 2011г. составил 6,1%. По сравнению с июлем 2011г. численность занятого населения увеличилась на 384 тыс.человек, или на 0,5%, численность безработных за этот период уменьшилась на 341 тыс.человек, или на 6,8%. По сравнению с августом 2010г. численность занятого населения выросла на 477 тыс.человек, или на 0,7%, численность безработных сократилась на 462 тыс.человек, или на 8,8% (в сопоставимой методологии).

Общая численность  безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 3,5 раза превышает численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце 2011г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 1327 тыс.человек.

Как показывают материалы обследований населения  по проблемам занятости, 64,8% безработных  ищут работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом мужчины  реже обращаются в службы занятости  в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в 2011г. составила 32,1%, среди безработных женщин - 38,5%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - его используют более половины безработных.

Среди безработных, по методологии МОТ, доля женщин в  2011г. составила 48,3%, доля городских жителей - 63,5%. Безработица городского и сельского  населения характеризуется превышением  уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В  2011г. это превышение составляло 1,7 раза.

В среднем среди  молодежи в возрасте 15-24 лет уровень  безработицы в 2011г. составил 15,8%, в  том числе среди городского населения - 15,0%, среди сельского населения - 17,6%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 3,4 раза, в том числе среди городского населения - 4,0 раза, сельского населения - 2,5 раза.

Среди безработных 35,5% составляют лица, срок пребывания которых  в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год  и более ищут работу 32,5% безработных (застойная безработица). Среди сельских жителей доля застойной безработицы составила 32,8%, среди городских - 32,3%. В численности безработных 32,2% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В 2011г. их численность составила 1,5 млн.человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 19,4% составляет молодежь до 20 лет, 49,6% - от 20 до 24 лет, 16,6% - 25-29 лет.

В 2011г. среди  безработных доля лиц, оставивших прежнее  место работы в связи с высвобождением или сокращением численности  работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 19,4%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 22,6%. По данным РОССТАТа, самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе.

Количество  безработных в России в марте 2012 года составило 1,3 млн человек, снизившись на 1,5%, или 20,6 тыс. человек по сравнению  с 2011 годом. Максимальное снижение уровня безработицы отмечено в Санкт-Петербурге, Ставропольском крае, Нижегородской и Ивановской областях, Чукотском автономном округе.

Для более наглядной  характеристики, рассмотрим рынок труда  на примере нижегородской области. К началу текущего десятилетия в регионе сложилась  вполне  благоприятная, с позиции работодателей, ситуация на  рынке труда. За межпереписной период численность занятого населения в возрасте 15 лет и старше в нашем регионе увеличилась с 1618.3 тыс. человек до 1980.8 тыс. человек,  то есть на 362.5 тыс. человек, или на 18.3 процента. В городах численность занятых увеличилась на 15.9 процента (на 252.5 тыс. человек) и на селе – на 28 процентов (на 109.9 тыс. человек).  Таким образом, численность населения рабочих возрастов за этот период увеличилась, и конечно нельзя не отметить, что уровень безработицы в нижегородской области значительно сократился по сравнению с предыдущим десятилетием. Количество безработных и уровень официально зарегистрированной безработицы по Нижегородской области на 1 апреля 2012 года.

Район

Безработных, чел.

Уровень б-цы, %

Ардатовский

75

0,84%

Арзамасский

335

1,39%

Б.Болдинский

106

2,08%

Б.Мурашкинский

77

1,42%

Балахнинский

400

1,26%

Богородский

221

0,93%

г. Бор

623

1,51%

Бутурлинский

98

1,25%

Вадский

125

1,59%

Варнавинский

68

1,28%

Вачский

52

0,68%

Ветлужский

107

1,44%

Вознесенский

69

0,96%

Володарский

225

1,29%

Воротынский

161

2,44%

Воскресенский

91

1,25%

Выксунский

347

0,80%

Гагинский

131

2,05%

Городецкий

553

1,21%

Д.Константиновский

120

1,62%

Дивеевский

70

1,25%

Княгининский

72

1,18%

Ковернинский

89

0,89%

Кр.Баковский

132

1,21%

Кр.Октябрьский 

50

1,11%

Кстовский

356

0,70%

Кулебакский

238

1,20%

Лукояновский

147

1,21%

Лысковский

191

1,18%

Навашинский

66

0,61%

Павловский

282

0,59%

Первомайский

102

1,08%

Перевозский

121

1,55%

Пильнинский

105

1,08%

Починковский

190

1,23%

Семеновский

266

1,24%

Сергачский

256

1,72%

Сеченовский

87

1,29%

Сокольский

136

2,39%

Сосновский

154

1,90%

Спасский

57

1,51%

Тонкинский

62

1,72%

Тоншаевский

95

0,82%

Уренский

113

0,78%

Чкаловский

237

2,48%

Шарангский

85

1,28%

Шатковский

164

1,82%

Шахунский

281

1,36%

г.Арзамас

825

1,44%

г.Дзержинск

1132

0,97%

г.Саров

359

0,76%

г.Н.Новгород

6161

0,99%

Автозаводский

1763

1,18%

Канавинский

793

1,04%

Ленинский

871

1,23%

Московский

573

0,91%

Нижегородский

418

0,70%

Приокский

365

0,80%

Советский

489

0,66%

Сормовский

889

1,06%

По области

16665

 

Информация о работе Безработица: виды, причины, последствия, способы борьбы