Безработица: виды, причины, последствия, способы борьбы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение безработицы, как довольно распространенного явления в Российской Федерации. Объектом исследования является российский рынок труда. Предметом курсовой работы является безработица на российском рынке труда. Задача данной курсовой работы: изучение сущности безработицы, ее видов, причин, а также проблем и путей ее решения.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические подходы к безработице как социально-экономическому развитию.
1.1 Понятие и сущность безработицы
1.2 Показатели и виды безработицы
1.3 Причины безработицы
Глава 2. Особенности безработицы в Российской Федерации.
2.1Состояние рынка труда в России и его функционирование
2.2 Безработица в РФ
2.3 Последствия безработицы
Глава 3. Политика, проводимая государством в целях сокращения роста безработицы.
3.1Пути государственного регулирования занятости и снижения безработицы
3.2Направления государственной политики на рынке труда
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая Дима.doc

— 281.00 Кб (Скачать файл)

 

2.3 Последствия безработицы.

Результаты  научных исследований документально  подтверждают существование ряда эмоциональных, социальных, финансовых, семейных, медицинских и политических последствий безработицы. Правда, почти полностью отсутствуют исследования, где бы сопоставлялись результаты деятельности наемного работника и его семьи в периоды, когда он имеет работу, и те периоды, когда он ее потерял. Поэтому ученые продолжают дискутировать: безработица - это причина или повод возникновения отрицательных последствий? Пищу для спора дают те исследования, которые устанавливают соотношения, а не причинно-следственные связи между уровнем безработицы и динамикой функциональных нарушений или помещением человека в специальные лечебные учреждения. Тем не менее, исследования конкретных случаев, изучение продольных срезов групп населения и проведение одномоментных серийных исследований дают сходную картину последствий безработицы и явлений, сопутствующих ей. Различие в результатах можно объяснить влиянием многих факторов, в частности, уровнем безработицы на момент потери работы, поддержкой со стороны семьи и друзей, запасами, которые могут помочь безработному и его семье пережить трудный период, длительностью безработицы.

Среди эмоциональных  последствий безработицы называют низкую самооценку, депрессию, самоубийство и необходимость психиатрического лечения в стационаре. Среди медицинских проблем - нарушение здоровья, вызванное стрессами (в частности, болезни сердца и почек, алкоголизм и цирроз печени). У работников, которые до объявления об увольнении имели нормальное артериальное давление, сразу же после известия об увольнении она повышалось и оставалось высоким до тех пор, пока они вновь не находили работу. Стрессы, вызванные безработицей, могут сократить продолжительность жизни и, следовательно, повысить уровень смертности.

Существует  связь между ухудшением отношений в семье (нарушением функционирования семьи) и детской смертностью, жестким обращением с детьми, разводом, конфликтами между родителями и детьми, необходимостью передачи детей на опекунство. У детей в семьях безработных чаще, чем в семьях работающих, встречаются отклонения в поведении, нарушении работы желудочно-кишечного тракта и бессонница. У супруги безработного наблюдаются те же психосоматические симптомы, что и у него самого. По всей вероятности, безработица оказывает отрицательное воздействие на всех, кого она прямо или косвенно затрагивает.

Ученые обнаружили несомненную связь между безработицей и убийствами, насилием и тюремным заключением. Изучение дел правонарушений показывает, что до 70% заключенных  в момент ареста не имели работы, что рецидивизм можно объяснить отсутствием работы. Влияние безработицы на финансовое положение неоспоримо. Работникам и их семьям часто приходится жить на сбережения, продавать вещи и мирится с более низким уровнем жизни. Кому-то приходится отказываться от дома, автомобиля, объявлять о банкротстве и даже жить на пособие по социальному обеспечению. Мало известно о “пороге терпимости”, когда члены семьи безработного еще сохраняют способность заботиться друг о друге. Есть основания считать, что стресс, связанный с безработицей, снижает такую способность, в результате чего подростки чаще сбегают из дома, иждивенцев приходится помещать в учреждения системы социального обеспечения; семья отторгает тех, кого считает обременительными. Несмотря на усилия социальных работников привлечь внимание безработных к своему бедственному положению как к политической проблеме, многие безработные не склонны к политической активности. Причина кроется в боязни идти вразрез с общепринятыми нормами поведения, опасением поставить под угрозу свои шансы снова найти работу. Исследователи, к сожалению, еще не установили полный перечень трудностей, которые связаны с поиском работы, и тех сложностей получения новой работы, которые существуют в обществе, не обеспечивающим всеобщую занятость. В государственных службах трудоустройства официально регистрируется только 12% вакантных рабочих мест. Это лишь усугубляет стресс, испытываемый человеком в процессе поиска работы, в частности, при получении отказа и из-за отсутствия четкого представления о том, где и как искать работу. О рабочих местах, не заявленных на рынке труда, гораздо легче узнать тем, кто имеет работу, чем безработным. Информация о том, как искать работу, предоставляемая на курсах по обучению поиску работы, возможно, достигает цели, укрепляя у людей надежду на получение новой работы. Поэтому в последние годы создаются специальные курсы в помощь безработным.            Однако кое для кого курсы оказываются недостаточно эффективными, поскольку официальная политика государства заключается в сохранении некоторого избытка рабочей силы. Если обучавшийся на курсах по поиску работы или участвовавшие в программах стимулирования занятости в последствии терпят неудачу, невозможность получить работу может парализовать их волю к действиям. В результате они становятся еще более уязвимыми перед отрицательным воздействием эффекта долгого отсутствия работы. Они могут вообще потерять шансы на получение работы, так как рискуют попасть в учреждения социального обеспечения на излечение. Вместе с тем, растет численность незарегистрированных безработных, которые не считают необходимым обращаться в службу занятости и подчас находят альтернативные источники существования. Это свидетельствует о росте видов деятельности, не учитываемых государственной статистикой, и требует усиления контроля со стороны органов управления.     Легко убедиться, что люди отчетливо осознают необходимость личной инициативы и намерены самостоятельно выбираться из неблагоприятной ситуации, что происходит, конечно, не от хорошей жизни, а в силу вынужденных обстоятельств, когда помощи со стороны ждать не приходится.           Итак, большинство респондентов исходит из того, что лучше всего использовать собственные каналы трудоустройства. Каждый четвертый выбирает взаимодействие с соответствующей службой под эгидой государства, каждый десятый готов воспользоваться объявлениями в прессе.  Установлено, что безработица является фактором, понижающим заработную плату. Таким образом, отрицательные последствия безработицы не ограничиваются теми, кто стал ее жертвой. Она может ударить по целым трудовым коллективам, в том числе профсоюзам, помешав их попыткам улучшить качество рабочих мест, условий труда, ввести дополнительные блага и обеспечить другие права человека на рабочем месте.   Отрицательные последствия безработицы для жителей городских и сельских районов еще не поняты до конца. Хотя во время спада увеличивается потребность в психиатрических больницах, тюрьмах и программах социальной помощи, реальный объем потребностей в услугах до сих пор не известен. Ведь одновременно с ростом потребностей в социальной помощи, медицинском обслуживании, лечебных и благотворительных учреждениях поступление от налогов для покрытия этих потребностей снижаются. Местные власти могут ввести налоговые льготы для компаний, чтобы не допустить оттока деловой активности из своего региона и стимулировать привлечение новых компаний. А это сокращает экономические возможности финансирования социальных программ.

В качестве позитивных аспектов безработицы можно назвать  следующие:

- безработица выступает как условие роста производства, появления новых предприятий. Не будь этого фактора, было бы затруднено расширенное воспроизводство, которое требует дополнительных ресурсов: труда, земли, капитала;

- безработица поднимает дисциплину и эффективность труда тех, кто пока занят в производстве.          

Последствия безработицы  негативны для развития экономики  любой страны и непосредственно  для самого человека. Поэтому разрабатываются  следующие законодательные и  экономические меры по ограничению безработицы:

-политика государства по стимулированию роста занятости увеличению числа рабочих мест через использование таких рычагов, как льготное налогообложение, льготное кредитование, компенсация в той или иной мере инвестиций на прирост новых рабочих мест или убытков от их сохранения и т.д.;

-стимулирование самозанятости населения, особенно женщин;

-расширение форм, сфер и условий профессиональной подготовки работников;

-разрешение трудовой эмиграции;

-активное применение в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и др.

В целях увеличения занятости населения совершенствуется нормативная база по содействию безработным  в организации предпринимательской  деятельности.

Многообразие  типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Политика, проводимая государством в  целях сокращения роста безработицы.

3.1 Пути государственного регулирования занятости и снижения безработицы.

Формирование  механизма регулирования занятости  предусматривает специальные меры, способные контролировать процессы, происходящие в сфере труда, и  осуществлять оперативные и взаимосвязанные действия, позволяющие добиваться устранения диспропорций между спросом и предложением рабочей силы, а также предотвратить обострение проблем занятости. С одной стороны, это проведение сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий, направление капитальных вложений как в перспективно развивающиеся отрасли, так и в отрасли традиционной занятости, введение системы стимулирования развития предпринимательства малого и среднего бизнеса, индивидуальной трудовой деятельности. С другой стороны, - изменение структуры спроса на рабочую силу путем сохранения имеющихся и создания новых рабочих мест, регулирование предложения и повышение качества рабочей силы путем ее профподготовки, переподготовки, переквалификации, перемещения и трудоустройство экономически активных и трудоспособных, а с третьей - обеспечение социальной защищенности и материальной поддержки оставшихся без работы. В целях реализации политики занятости в Российской Федерации разрабатываются и реализуются Программы по формированию новых рабочих мест, как в государственном, так и в негосударственном секторе экономики, содействия занятости населения, борьбы с безработицей и помощи безработным. Ведущую роль в регулировании рынка труда занимает служба занятости. Основными направлениями ее деятельности являются трудоустройство граждан, квотирование рабочих мест для слабо защищенных категорий граждан, организация сезонных или общественных работ, профориентация и профессиональное обучение, выплата пособий по безработице. Трудоустройством экономически активных и трудоспособных граждан, оставшихся без работы, занимаются и биржи труда, в чьи функции входит изучение рынка труда, а также определение, какие специалисты пользуются спросом в настоящее время и какие изменения в конъюнктуре рынка труда возможны в будущем.

Важным средством  поддержания занятости является обеспечение безработных временными рабочими местами, дающими возможность  круглогодичного и разнообразного трудоустройства. Реализация этой задачи предполагает совершенствование механизма организации временной занятости: повышение статуса временной работы; расширение ее видов; изменение условий участия граждан в общественных и временных работах; создание нового механизма финансирования с привлечением средств из различных источников.

  В последнее время территориальные органы службы занятости стали уделять повышенное внимание организации временной занятости безработных. Практикуются совместные плановые выезды специалистов территориальных органов службы занятости и представителей органов местного самоуправления в отдаленные населенные пункты в целях содействия созданию рабочих мест на временные (сезонные) работы, проводятся встречи с работодателями на местах, оказываются необходимые консультационные услуги. Следует отметить, что добросовестные граждане, занятые на сезонных работах, впоследствии нередко принимаются в штат этих организаций (около 8%).

  Спектр форм временной занятости достаточно широк. Однако основными по-прежнему остаются сезонные и разовые работы по срочным договорам, а также замещение временно отсутствующих штатных работников.

  В городах основные партнеры служб занятости в организации временного трудоустройства - акционерные общества, дорожно-эксплуатационные службы, строительные и торговые организации.

  Наряду с муниципальными работодателями заявки на временные работы подают и частные предприниматели, использующие дополнительную рабочую силу в летний период (например, летняя торговля с лотков).

  Средняя продолжительность временных работ по регионам колеблется и составляет от десяти дней до шести месяцев. Одной из проблем остается краткосрочность работ, поскольку по их окончании граждане вынуждены возобновлять поиск и повторно обращаться в службу занятости.

  Среди трудоустроенных на условиях временной занятости достаточно высока доля женщин - 53%; удельный вес молодежи в возрасте до 29 лет - около 40%, большинство из них не имеет опыта работы профессионального образования. Каждый четвертый, направленный на временную работу, - безработный, состоящий на учете в органах службы занятости более года, каждый десятый участник - предпенсионного возраста.

  Территориальные органы службы занятости населения постоянно пополняют банк данных по временным работам. Около 80% вакансий ориентированы на рабочие специальности (погрузочно-разгрузочные, дорожные, строительные работы, ручной труд в сельском хозяйстве и т.д.); немногим более 10% предназначены для работников средней квалификации на условиях почасовой оплаты; для высококвалифицированных специалистов (преподавание, консультирование, аудит, разовые заказы художникам, специалистам по рекламе, маркетингу и др.) - менее 10%.

  Дополнительная временная занятость, как правило, - нерегулярная, краткосрочная, но достаточно изнурительная и интенсивная. Для работодателей, прибегающих к такой форме привлечения рабочей силы, это реальный способ решения оперативных проблем.

  Органам службы занятости Алтайского края удалось наладить взаимодействие с работодателями по сбору данных о временных рабочих местах. Большую часть вакансий предоставляют муниципальные предприятия, основным видом деятельности которых является выращивание плодово-ягодных культур и овощей. В период проведения сезонных работ уровень безработицы в сельской местности снижается.       В Ленинградской области основными видами временного трудоустройства являются добыча и отгрузка нерудных материалов, работа в котельных на период отопительного сезона, сельскохозяйственные работы, уход за лесопосадками, заготовка и переработка торфа, сезонная торговля и др.

  К новым видам временной занятости, которые практикуются в области, можно отнести выполнение заявок от частных лиц на уход за огородами, уборку урожая, выгул собак, уход за больными, выполнение других видов разовых услуг. Для быстрого реагирования на подобные заявки в службе занятости создаются специальные картотеки безработных граждан, согласных выполнять такую работу и готовых приступить к ней в любое время. Заработная плата на временных работах в среднем составляет от 120 до 500 руб. Оплата временной занятости производится без привлечения средств ГФЗН.

  В большинстве регионов проводятся ярмарки вакансий для трудоустройства на условиях временной занятости.

  Интересен в этой связи опыт Волгоградской области. Здесь сформирован банк данных, содержащий информацию о свободных местах для трудоустройства граждан в качестве сезонных и временных работников, надомников и некоторых других категорий. Между Комитетом по труду и занятости населения администрации Волгоградской области, государственным предприятием "Областная молодежная биржа труда" и областным советом профсоюзов заключен трехсторонний договор о сотрудничестве по организации областной постоянно действующей ярмарки временных рабочих мест. Проведение подобных ярмарок дает гражданам, занятым неполную рабочую неделю и находящимся в административных отпусках, шанс подобрать место временного характера, чтобы улучшить свое материальное положение.

  Проведение ярмарки вакансий временных работ в Грибановском районе Воронежской области позволило занять более 500 человек.

  Основные проблемы организации временной занятости.

Одна из главных  причин неудовлетворенности граждан  временной занятостью - низкая заработная плата (часто ниже пособия по безработице) и частые задержки ее выплаты (иногда до шести месяцев). Кроме того, кратковременность этих работ ухудшает положение безработных граждан (так как у них не будет 26 оплачиваемых календарных недель, необходимых для начисления пособия по безработице) при повторном обращении в органы службы занятости (биржу труда).

  Существенным недостатком работы на условиях временной занятости остается отсутствие гарантий на постоянное трудоустройство. При трудоустройстве на временные рабочие места граждане также оказываются лишенными и социальных гарантий (например, медицинской страховки).

  Местонахождение временного места работы для многих безработных очень важно из-за дополнительных расходов на транспорт.

  Для улучшения организации временной занятости следует продолжить совершенствование законодательства в части льготного налогообложения, направленного на стимулирование работодателей к привлечению работников на условиях временной занятости. Развитию этого вида занятости могло бы способствовать установление социальных гарантий для трудоустроенных на такие места.            Органам исполнительной власти субъектов Федерации совместно с органами службы занятости надо активизировать деятельность по увеличению числа временных рабочих мест, особенно в регионах с критической ситуацией на рынке труда, привлечению работодателей и органов местного самоуправления.

 

3.2 Направления государственной политики на рынке труда.

При рассмотрении задач регулирования рынка труда  следует заметить,  что основные направления этого регулирования определены на общегосударственном, или макроуровне. Во-первых, регулирование рынка труда и здесь не может не входить в число основных приоритетов всей региональной политики, но должно осуществляться, и это понятно, в рамках своей компетенции при установленном Конституцией Российской Федерации порядке разграничения полномочий между федеральными и местными органами. Во-вторых, в регионах субъектами регулирования выступают теперь не высшие, а муниципальные органы законодательной и исполнительной власти. В-третьих, поскольку региональный уровень регулирования в иерархии занимает среднее положение между макро- и микроуровнями, то устанавливаемые ими правила регулирования не только взаимосвязаны с ними в порядке соподчинения, но идет противоречивый процесс взаимодействия этих уровней по корректировке предпринимаемых мер при столкновении интересов. В усилении процессов регионализации просматривается и другая сторона, нежелательная для развития рынка труда. В конце 90-х годов одновременно с регионализацией происходит «размывание» централизованных основ национального рынка и становится реальным фактом изолированность основ региональных. Ослабляется действие принципа федерализма в регулировании. Происходит ломка вертикальной связи в управлении рыночными процессами. Это является своего рода следствием усиления неравномерности социально-экономического уровня развития регионов. В случае успешного решения этих проблем политика занятости на российском рынке труда может постепенно трансформироваться в форму, свойственную высокоразвитым странам.

Информация о работе Безработица: виды, причины, последствия, способы борьбы