Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 15:44, курсовая работа
Слово "Биржа" произошло от латинского " Bursa" и немецкого "Borse", что означает кошелек. Возникновение биржи связывают с городом Брюгге в Нидерландах, где в XV в. на площади возле дома купца Ван дер Бурсе собрались купцы из разных стран для обмена торговой информацией, покупке иностранных векселей и других торговых операций без предъявления конкретного предмета купли-продажи
С точки зрения биржевой торговли опционы с разными ценами исполнения или датами исполнения считаются разными контрактами. По биржевым опционам клиринговой палатой ведётся учёт позиций участников по каждому опционному контракту. То есть участник торгов может купить один контракт, и если он продаёт аналогичный контракт, то его позиция закрывается. Расчётная палата биржи является противоположной стороной сделки для каждой стороны опционного контракта. По биржевым опционам существует также механизм взимания маржевых сборов (обычно уплачивается только продавцом опциона).
Внебиржевые опционы не стандартизированные — в отличие от биржевых, они заключаются на произвольных условиях, которые оговаривают участники при заключении сделки. Технология заключения аналогична форвардным контрактам. Сейчас основными покупателями внебиржевого рынка являются крупные финансовые институты, которым необходимо хеджировать свои портфели и открытые позиции. Им могут быть нужны даты истечения, отличные от стандартных. Основными продавцами внебиржевых опционов являются в основном крупные инвестиционные компании.
Биржи предпринимают попытки сместить внебиржевую торговлю на биржевое рыночное пространство. Появились FLEX-опционы, условия по которым позволяют варьировать даты истечения и страйк-цены.
Типы опционов
Опцион может быть на покупку или продажу базового актива.
Соответственно возможны четыре вида сделок с опционами:
- купить Опцион колл
- выписать (продать) Опцион колл
- купить Опцион пут
- выписать (продать) Опцион пут
Виды опционов
В зависимости от базисного актива различают четыре основных вида опционов:
- Процентные
- Опционы на процентные фьючерсы
- Опционы на соглашения о будущей процентной ставке – гарантии процентной ставки
- Опционы на процентные ставки – свопционы
- Валютные
- Опционы на наличную валюту
- Опционы на валютные фьючерсы
- Фондовые
- Опционы на акции (опционы эмитента)
- Опционы на индексные фьючерсы
- Товарные
- Опционы на физические товары
- Опционы на товарные фьючерсы
Стили опционов
Наиболее распространены опционы двух стилей — американский и европейский.
Американский опцион может быть погашен в любой день срока до истечения срока опциона. То есть для такого опциона задается срок, во время которого покупатель может исполнить данный опцион.
Европейский опцион может быть погашен только в одну указанную дату (дата истечения срока, дата исполнения, дата погашения).
Премия опциона
Премия опциона — это сумма денег, уплачиваемая покупателем опциона продавцу при заключении опционного контракта. По экономической сути премия является платой за право заключить сделку в будущем.
Часто, говоря «цена опциона», подразумевают премию по опциону. Премия биржевого опциона является котировкой по нему. Величина премии, обычно, устанавливается в результате выравнивания спроса и предложения на рынке между покупателями и продавцами опционов. Кроме этого, существуют математические модели, позволяющие вычислить премию на основе текущей стоимости базового актива и его стохастических свойств (волатильности, доходности, и т. д.).
Ценовые модели опционов
В основе всех математических моделей по расчёту цены опциона, лежит идея эффективного рынка. Предполагается, что «справедливая» премия опциона соответствует его стоимости, при которой ни покупатель опциона, ни его продавец, в среднем не получают прибыли.
Для вычисления премии, постулируются свойства стохастического процесса, моделирующего поведение цены базового актива, лежащего в основе опционного контракта. Параметры такой модели оцениваются на основании исторических данных. Одним из важнейших статистических параметров, влияющих на величину премии является волатильность цены базового актива. Чем она больше, тем выше неопределённость в предсказании будущей цены, и, следовательно, больше премия (за риск), которую должен получить продавец опциона. Второй важный параметр, также непосредственно связанный с неопределённостью, — это время до истечения опциона. Чем дальше до этой даты, тем выше премия (при одной и той же цене поставки базового актива, оговоренной в опционном контракте).
Наиболее популярные опционные модели:
1. Модель Блэка-Шоулза (Black-Scholes)
2. Биномиальная модель
3. Модель Хестона
4. Модель Монте-Карло
5. Модель Бьерксунда-Стенслэнда (Bjerksund-Stensland)
6. Модель Кокса-Рубинштейна (Cox-
7. Модель Ятса (Yates model)
Экзотические опционы
Опционный контракт, при заключении которого оговаривается вид базисного актива, объём контракта, цена покупки или продажи, тип и стиль называется стандартным (standard) или «ванильным» опционом (plain vanilla option). С развитием рынка в условия опционных контрактов стали включать дополнительные переменные в ответ на запросы покупателей, вызванные особенностями риска, который они хотели бы хеджировать опционами. Так как внебиржевой рынок опционов отличается гибкостью, то дополнительные оговорки просто отражались на величине премии, уменьшая или увеличивая её. [5]
ГЛАВА 3. Становление института биржи в Республике Беларусь.
3.1 Основные этапы развития
биржевой торговли в
Целью развития биржевой торговли в Республике Беларусь является создание конкурентной среды, стабилизация товарных и финансовых рынков, уменьшение рисков в хозяйственной деятельности, формирование рыночных цен. Существующее в настоящее время недостаточное использование биржевых механизмов торговли обусловлено отсутствием экономических стимулов для большей части участников хозяйственного оборота совершать сделки по реальным ценам. Это позволяет, как правило, занижать налогооблагаемую базу, поддерживать многоступенчатость посреднического звена при движении товара от производителя к потребителю и т.п. Вместе с тем, биржевая торговля в полной мере не востребована и государством для индикации и стабилизации цен, решения проблемы неплатежей и сокращения бартерных сделок, обеспечения равного доступа на рынки хозяйствующим субъектам.
В истории развития биржевой торговли в Беларуси можно выделить несколько этапов.
1908—1914 гг. — открытие первой
товарной биржи и начало
1921 —1930 гг. — возрождение биржевой торговли в период нэпа. На территории Беларуси появляются Минская, Витебская и Гомельская товарные биржи. Отметим, что называть их биржами в рыночном смысле слова довольно затруднительно. Так, четыре пятых всех продаж приходилось на государственные организации, хотя более 90 % их были частными. Но несмотря на все недостатки, эти биржи играли важную роль, например, обеспечивали выход местных товаров на всесоюзный рынок./С переходом к политике коллективизации биржи были ликвидированы.
С 1991 г. до настоящего времени — возрождение биржевой торговли в период становления рыночных отношений. За этот период было создано более 20 товарных бирж. Наибольшую известность получили Минская биржа, Белорусская товарная биржа производителей, Могилевская универсальная региональная биржа, биржа "Белая Русь", Белорусская агропромышленная биржа и др. Однако большинство заведений, называвших себя биржами, таковыми не являлись. Они по сути представляли собой переходный тип между ярмаркой, крупнооптовым торговым домом и собственно биржей. С середины 1994 г. наметилась тенденция сокращения числа бирж. Не последнюю роль в этом сыграли недостатки в правовом регулировании биржевой деятельности, экономическая нестабильность, спад производства. В результате прекратили свою работу практически все биржи (за исключением Биржи нефтепродуктов и полимеров в г. Витебске, Гомельской биржи и Белорусской валютно-фондовой биржи).
В настоящее время в процессе организации находится ОАО "Белорусская универсальная товарная биржа". Основные цели ее создания:
♦ сформировать эффективный механизм государственного контроля за условиями проведения торговых операций;
♦ установить единые и понятные правила импорта и экспорта товаров в Республику Беларусь, повысить "прозрачность" торговых операций и тем самым увеличить поступления в бюджет страны;
♦ создать здоровую конкуренцию и определить диапазон справедливых цен на товары производства Республики Беларусь и товары, импортируемые в страну;
♦ сократить проникновение на рынок нелегальных товаров, исключить бартер и ненужные посреднические звенья во внешнеторговых операциях.
Исходя из специфики регулирования обращения отдельных товаров на территории Республики Беларусь, а также опыта зарубежных бирж предполагается проведение торгов в следующих секциях: секции сделок с немедленным исполнением, секции сделок с отложенным исполнением, секции долгов и компенсационных сделок, энергетической секции, нефтехимической секции и др.
3.2 Электронные биржевые торги в Республике Беларусь
Электронные биржевые торги промышленными и потребитель¬скими товарами (ППТ), реализованные Белоруской универсальной товарной биржей (БУТБ) в мае 2009 г., от¬личаются от существующих проектных решений электронной торговли на белорусском рынке, так как позволяют по упрощенным и оперативным технологиям купить / продать онлайн практически любой вид продукции в соответствии с действующим законодательством. Торги проходят в круглосуточном режиме через сеть Интернет с использованием бесплатно распространяемого программного обеспечения.
В качестве участников биржевой торговли выступают все заинтересованные субъ¬екты хозяйствования (резиденты и нерезиденты Республики Беларусь), прошедшие соответствующие процедуры аккредитации и регистрации.
Алгоритм принятия участия в биржевых торгах предусматривает выполнение следующих операций:
1. Субъект хозяйствования, реализующий имеющуюся продукцию, аккредитуется по установленным требованиям (процедура бесплатная), а потребитель (покупатель) осуществляет электронную регистрацию (бесплатная онлайн-регистрация на сайте биржи).
2. Уполномоченные (заинтересованные) представители участника биржевой торговли ознакамливаются с Правилами биржевой торговли и Временным регламентом биржевых торгов.
3. Трейдеры участника проходят бесплатное обучение.
4. На пользовательский ПК устанавливается бесплатное программное обеспечение для работы.
5. Трейдер участника размещает
заявки на продажу/покупку
Не аккредитованные на бирже юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, могут поручить представлять их интересы биржевому брокеру. Ранее аккредитованные предприятия могут принимать участие в электронных биржевых торгах, используя уже имеющиеся параметры доступа (логин и пароль) к торговой системе. Покупатели полностью освобождены от каких-либо видов оплат бирже по указанной секции. Для них процедура осуществления закупки упрощена путем подачи оферт посредствам программного модуля торговой системы и/ или путем размещения заявок на покупку необходимого сырья, материалов, комплектующих и иных товаров.
Продавцы размещают свои предложения в соответствии с утвержденной формой, в которой они самостоятельно определяют такие параметры, как количество выставляемой продукции, цена за единицу, условия оплаты и поставки, срок поставки, срок действия (нахождения в активном статусе) его заявок, страну происхождения, производителя и иную информацию, при этом, может сопроводить свою заявку фотографическими изображениями.
В случае акцепта оферты, т. е. если сделка состоялась, производитель оформляет и регистрирует договор купли-продажи на бирже и уплачивает биржевой сбор (в размере 0,1 % от суммы сделки). Покупатель не несет никаких затрат, кроме собственно оплаты приобретенного товара.
На бирже сформирована (действует) база проверенных и добросовестных участников, принимающих участие в торгах без предоставления дополнительных документов. В настоящее время их число составляет около 7 тыс. участников из 47 стран, из которых более 1,4 тыс. нерезиденты.
Кроме аккредитованных субъектов хозяйствования, доступ к данным торгам получают неограниченное количество продавцов и покупателей из различных стран мира. [2]
Среди участников биржевой торговли есть как системообразующие предприятия, так и малые и средние предприятия и организации различной формы собственности.
Наиболее активное участие в таких торгах принимают предприятия и организации, подведомственные Министерству промышленности Республики Беларусь (почти 10 % от общего количества участников), чуть более 9 % – Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, почти 8,5 % предприятий и организаций, находящихся в ведомственной принадлежности областных исполнительных комитетов и Минского горисполкома.
Среднее количество трейдеров, ежедневно (кроме выходных и праздничных дней) авторизующихся в торговой системе с момента ее запуска увеличилось с 7 до 50 (май 2010 г.).
Согласно постановлению правления ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» от 30.12.2005 г. № 8 (последняя редакция от 20 апреля 2010 г. № 81), перечень товарных позиций в разрезе кодов товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь составляет 322 позиции.