Бюджеьно-налоговые инструменты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 13:43, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время данная тема является очень актуальной, бюджетная и налоговая политики всегда являлись основным механизмом регулирования экономики любого государства; сейчас наша экономика еще находится на стадии формирования, если сравнивать с экономиками развитых стран, и многое зависит от правительства, как оно будет осуществлять бюджетно-налоговую политику государства, именно от этого и будет зависеть жизненное благополучие каждого человека, живущего в нашей стране и судьба страны в целом.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика бюджетно-налоговой политики 5
1.1. Сущность бюджета и бюджетной политики 5
1.2. Налоговая политика и её инструменты 11
1.3. Теоретические основы бюджетной и налоговой политик как единого государственного механизма 14
Глава 2. Бюджетно-налоговая политика РФ и её роль 18
2.1. Направление бюджетно-налоговой политики РФ 18
2.2. Состав и структура государственного долга РФ и его регулирование с помощью бюджетно-налоговой политики 22
2.3. Итоги бюджетно-налоговой политики РФ в 2012 году и перспективы её развития 29
Заключение 32
Список использованных источников 34

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по государственному регулированию.doc

— 466.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

Введение

 

В данной курсовой работе хотелось бы раскрыть роль бюджетно-налоговых инструментов государственного регулирования экономики, рассмотреть их сущность, структуру и цели, также хотелось бы проанализировать государственный долг Российской Федерации, как сильно он влияет на экономику РФ и определить его размеры согласно последним данным Министерства Финансов.

В настоящее время данная тема является очень актуальной, бюджетная и налоговая политики всегда являлись основным механизмом регулирования экономики любого государства; сейчас наша экономика еще находится на стадии формирования, если сравнивать с экономиками развитых стран, и многое зависит от правительства, как оно будет осуществлять бюджетно-налоговую политику государства, именно от этого и будет зависеть жизненное благополучие каждого человека, живущего в нашей стране и судьба страны в целом.

Каждое правительство всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Но эту политику необходимо проводить сбалансировано. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика оправданной или она будет неосознанной и непоследовательной. Поэтому правительству необходимо двигаться в таком направлении, чтобы, отсекая ненужные государственные расходы минимизировать налогообложение субъектов хозяйствования, тем самым создавая наиболее благоприятные условия для развития бизнеса, но в то же время не лишить трансфертных выплат тех, кто в них действительно нуждается.

 Ныне экономисты самых различных школ безоговорочно признают, что фискальная политика оказывает сильнейшее воздействие на любую экономическую систему.

Итак, целью данной работы является исследование бюджетно-налоговых инструментов государственного регулирования экономики Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:

- раскрыть общую характеристику бюджетной и налоговой политики;

- определить сущность данных политик;

- провести анализ бюджетной и налоговой политик как единого государственного механизма;

- проанализировать направление бюджетно-налоговой политики РФ;

- проанализировать состав и структуру государственного долга РФ;

- установить итоги бюджетной и налоговой политики РФ в 2012 году.

 

Глава 1. Общая характеристика бюджетно-налоговой политики

1.1. Сущность бюджета и бюджетной политики

 

В данном параграфе необходимо рассмотреть что представляет собой  бюджет в теоретическом аспекте  и какую роль выполняет бюджетная  политика в Российской Федерации.

Бюджетная система представляет собой совокупность отношений, возникающих между различными субъектами в процессе: (а) формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней системы и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; (б) составления и рассмотрения проектов бюджетов системы, их утверждения и исполнения, контроля за их исполнением1.

Правовой статус участников бюджетных отношений в Российской Федерации регламентируется2:

- Бюджетным кодексом Российской Федерации; это базовый законодательный акт;

- соответствующими специальными законами федеральных органов субъектов Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

- указами Президента Российской Федерации;

- нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

- соответствующими актами федеральных органов исполнительной власти.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:

- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

- бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

- местные бюджеты.

Федеральный (государственный) бюджет есть форма образования и расходования денежных средств, предназначенная для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения Российской Федерации. Соответственно бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) предназначен для обеспечения задач и функций, отнесенных к предмету ведения субъекта Российской Федерации. Местный бюджет, или бюджет муниципального образования, представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации разрабатываются и утверждаются в форме законов соответствующего уровня, местные бюджеты - в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления.

Каждый бюджет обеспечивает финансирование мероприятий соответствующего уровня; вместе с тем вышестоящий бюджет выступает своеобразным гарантом финансирования минимума необходимых расходов нижестоящих территорий. И если последний не обеспечивает финансирование такого минимума, то средства должны выделяться из вышестоящего бюджета. Иными словами, бюджеты всех уровней взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Каждый субъект Российской Федерации и соответствующие местные органы власти на основе федерального законодательства должны самостоятельно устанавливать свою бюджетную систему, исходя из государственного и административно-территориального устройства своей территории.

Бюджеты, действующие на соответствующих территориях, объединяются в консолидированные бюджеты. Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории. Например, федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет Российской Федерации.

Бюджетная система Российской Федерации основана на ряде принципов.

Принцип единства бюджетной системы РФ означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, логики бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства РФ, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней и ведения бухгалтерского учета бюджетных средств.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ означает закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов предполагает:

- право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

- наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня, определяемых в соответствии с законодательством РФ;

- законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

- право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов, финансирования дефицитов;

- право использования доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы этих бюджетов, а также иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством РФ и законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в соответствующих бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего покрытия расходов предполагает покрытие всех бюджетных расходов общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита, которые не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

Принцип гласности означает: (а) обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления; (б) обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

Принцип достоверности бюджета предусматривает обеспечение надежности показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичности расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.

Важнейшей составляющей устройства бюджетной системы является бюджетная классификация, представляющая собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников финансирования их дефицитов, составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости их характеристик.

Классификация доходов бюджетов РФ является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники их формирования. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.

Функциональная классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства.

Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов РФ являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств на выполнение функций государства. Ко второму уровню относятся подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов. К третьему уровню относится классификация целевых статей расходов федерального бюджета, отражающая их финансирование по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств федерального бюджета в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов РФ. На четвертом уровне классификации детализируются направления финансирования расходов бюджета по целевым статьям.

Экономическая классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию.

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета представляет собой группировку расходов, отражающую распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств бюджета; их перечень утверждается федеральным законом.

Ведомственная классификация расходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов соответствующего уровня и отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации.

Таким образом, бюджетная классификация доходов и расходов бюджетов РФ, источников финансирования дефицитов бюджетов является единой для бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и утверждается федеральным законом.

В данном параграфе  были рассмотрены виды бюджетов, которые существуют в Российской Федерации, были рассмотрены принципы, на которых базируется бюджетная политика Российской Федерации.

1.2. Налоговая политика и её инструменты

 

В данном параграфе необходимо рассмотреть сущность налоговой  политики в Российской Федерации и какие инструменты применяются для её осуществления.

Налоговый кодекс устанавливает систему налогов и сборов, общие принципы налогообложения, виды налогов и сборов3, взимаемых в Российской Федерации, основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по их уплате, права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством. Кодекс регламентирует формы и методы планового контроля, а также ответственность за совершение налоговых правонарушений.

Информация о работе Бюджеьно-налоговые инструменты