Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 13:43, курсовая работа
В настоящее время данная тема является очень актуальной, бюджетная и налоговая политики всегда являлись основным механизмом регулирования экономики любого государства; сейчас наша экономика еще находится на стадии формирования, если сравнивать с экономиками развитых стран, и многое зависит от правительства, как оно будет осуществлять бюджетно-налоговую политику государства, именно от этого и будет зависеть жизненное благополучие каждого человека, живущего в нашей стране и судьба страны в целом.
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика бюджетно-налоговой политики 5
1.1. Сущность бюджета и бюджетной политики 5
1.2. Налоговая политика и её инструменты 11
1.3. Теоретические основы бюджетной и налоговой политик как единого государственного механизма 14
Глава 2. Бюджетно-налоговая политика РФ и её роль 18
2.1. Направление бюджетно-налоговой политики РФ 18
2.2. Состав и структура государственного долга РФ и его регулирование с помощью бюджетно-налоговой политики 22
2.3. Итоги бюджетно-налоговой политики РФ в 2012 году и перспективы её развития 29
Заключение 32
Список использованных источников 34
Стоит отметить, что внешний государственный долг Российской Федерации является одним из самых малых по величине в мире. Благодаря этому, Россия постепенно превращается из страны-должника в страну-кредитора. Так, в 2011 Кипр получил от России кредит в размере 2,5 млрд евро на 4,5 года под 4,5% годовых, в то время как европейские страны отказывались предоставить кредит под менее чем 15% годовых. В 2008 году Россия предоставила кредит Исландии в размере 4 млрд евро. В августе 2007 года Россия превратилась в держателя долговых обязательств правительства США и т.д. За пять лет доля России на этом рынке возросла с 0% до 3%. Россия занимала восьмое место в рейтинге держателей государственного долга США, по данным журнала «Финанс». На 30 июня 2012 года США были должны РФ 2,98% всего своего госдолга, или 157,8 млрд долларов.
Помимо внешнего долга, у Российской Федерации существует внутренний долг.
По состоянию на 1 ноября 2012 года, объем внутреннего долга Российской Федерации составил 4,6 млрд. рублей, в том числе государственные гарантии на 655 млн. рублей.
Рассмотренные выше данные приведены ниже на рисунке 1.
Рис.1. Объем внутреннего долга Российской Федерации.
Государственный долг в перспективе на 2013-2015гг (в % к ВВП)
Чтобы государственный долг не рос, а постепенно сходил на нет, необходимо эффектно им управлять.
Управление государственным долгом осуществляется посредством следующих методов10:
- рефинансирование - погашение части государственного долга за счет вновь привлеченных средств;
- конверсия - изменение доходности займа;
- консолидация - превращение части имеющейся задолженности в новую с более длительным сроком погашения. Чаще всего использование этого приема связано с желанием государства устранить опасность, которая может грозить денежно-кредитной системе в случае массовых требований по погашению задолженности;
- новация - соглашение между государством-заемщиком и кредиторами по замене обязательств в рамках одного и того же кредитного договора;
- унификация - решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов;
- отсрочка - консолидация при одновременном отказе государства от выплаты дохода по займам;
- дефолт - отказ государства от уплаты государственного долга.
Таким образом, в данном параграфе были рассмотрены виды государственного долга Российской Федерации, а именно внешний и внутренний долги, и рассмотрены их количественные величины, также были представлены методы управления государственным долгом.
В данном параграфе необходимо рассмотреть основные итоги бюджетной и налоговой политик, в основном руководствуясь официальными публикациями и статьями Министерства Финансов РФ.
Для начала, посмотрим основные итоги реализации налоговой политики в прошедшем периоде.
Реализация целей и задач, предусмотренных «Основными направлениями налоговой политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» и «Основными направлениями налоговой политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов», проводилась во взаимосвязи с Основными направлениями антикризисных действий Правительства Российской Федерации на 2010 год, Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, а также Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Основными направлениями налоговой политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов, одобренными Правительством Российской Федерации в 2011 году, предусматривалось внесение изменений в законодательство о налогах и сборах и принятие нормативных правовых актов по следующим направлениям.
1. Налоговое стимулирование инновационной деятельности и развития человеческого капитала (Снижение тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, Совершенствование амортизационной политики).
2. Мониторинг эффективности налоговых льгот.
3. Налог на добавленную стоимость.
4. Акцизное налогообложение (повышение акцизов на алкогольную и табачную продукцию, что согласуется с государственной программой противодействия потребления табака и чрезмерного употребления алкогольных напитков).
5. Налог на прибыль организаций.
6. Налогообложение природных ресурсов (Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), взимаемый при добыче углеводородного сырья (нефти и природного газа), Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), взимаемый при добыче иных полезных ископаемых).
7. Введение налога на недвижимость.
8. Налоговое администрирование (внесение в Кодекс нового раздела, регулирующего вопросы налогообложения при использовании трансфертного ценообразования).
Далее необходимо рассмотреть основные итоги реализации бюджетной политики.
Так, например, инвестиции в основной капитал в 2011 году увеличились на 8,3 процента. Росту инвестиций в основной капитал способствовал рост кредитования реального сектора экономики. Прирост кредитов, предоставленных нефинансовым организациям, по итогам 2011 года составил 26,0 процентов. Активы банковского сектора по итогам 2011 года увеличились на 23,1 процента. В январе-апреле 2012 года инвестиции в основной капитал выросли на 13,8 процентов.
Промышленное производство в 2011 году увеличилось на 4,7 процента. Основной вклад в рост внесли обрабатывающие производства, которые в 2011 году выросли на 6,5% (при этом наибольшие темпы роста были зафиксированы в производстве машин и оборудования, производстве транспортных средств и оборудования). Прирост добычи полезных ископаемых составил 1,9%, прирост производства и распределения электроэнергии, газа и воды составил 0,1 процента. За январь-апрель 2012 года промышленное производство выросло на 3,3 процента. По итогам 2012 года ожидается прирост промышленности на уровне 3,1 процента.
Оборот розничной торговли в 2011 году вырос на 7 процентов. Основной вклад в прирост внесли непродовольственные товары. В январе-апреле 2012 года прирост составил 7,2 процента. По итогам 2012 года ожидается прирост оборота розничной торговли на уровне 6,3 процента.
Прирост объема платных услуг населению в 2011 году составил 3 процента. В 2011 году основной объем платных услуг населению пришелся на транспортные услуги, коммунальные услуги, услуги связи. В январе-апреле 2012 года объем платных услуг населению вырос на 4,3%, а по итогам 2012 года ожидается прирост 5 процентов.
Реальные располагаемые доходы населения в 2011 году увеличились на 0,8 процента. Структура использования денежных доходов населения в 2011 году по сравнению с 2010 годом существенно не изменилась. По-прежнему наибольшая часть доходов населения используется на потребление (73,8% в 2011 году против 69,9% в 2010 году). Одновременно сокращается норма сбережения доходов населения с 14,6% в 2010 году до 10,3% в 2011 году. За январь-апрель 2012 года прирост реальной заработной платы составил 10,3%, реальных располагаемых доходов – 2,2 процента. По итогам 2012 года ожидается увеличение реальной заработной платы на 6,3%, а реальных располагаемых доходов населения – на 5 процентов.
Таким образом, в 2012 году в Российской Федерации было проведено немало различных программ по улучшению жизни населения, по улучшению предпринимательского сектора, что не могло сказаться плохо на экономике страны.
Подводя итоги рассмотрения бюджетно-налоговой политики, можно прийти к выводу, что воздействие на экономику государственных расходов и налогов противоречиво: с одной стороны, государственные расходы создают дополнительный платёжеспособный спрос и тем самым позволяют стимулировать экономический рост, но с другой стороны, используемое для этой цели налогообложение населения может сокращать его потребительский спрос. Государство пытается вовлечь в оборот временно свободные средства, создать, посредством перераспределения оптимальные условия для воспроизводственного процесса. Как крупнейшая экономическая реальность, охватывающая все сферы жизни страны, государственные расходы играют центральную роль при определении структуры потребления, инвестиций и прибыли в экономике. Изменение государственных расходов и налогов оказывает влияние на величину дохода, это повышает возможности использования фискальной политики для стабилизации экономики.
Когда экономика переживает спад, возможно, для расширения выпуска следует снижать налоги или увеличивать государственные расходы. А когда экономика на подъёме, следовало бы повышать налоги и сокращать расходы, чтобы вернуть экономику к состоянию полной занятости. На практике фискальная политика активно используется в целях стабилизации экономики.
Расширение государственных расходов и снижение налогов применяется, когда надо помочь экономике выбраться из кризиса. Снижение расходов и увеличение налогов практикуется, когда надо затормозить чрезмерный подъём. В настоящее время бюджетно-налоговая политика и бюджет неотделимы друг от друга. Эта политика является важнейшим инструментом формирования государственного бюджета. С другой стороны она включает в себя теоретическую основу и на практике определяет статьи расхода бюджетных средств. Также можно отметить, что через налоговую политику и бюджетное финансирование предоставляется возможность влиять на различные стороны хозяйствования, способствуя ускорению обновления производственных фондов, быстрейшему внедрению в производство научно-технического прогресса. Однако не во всех странах бюджетно-налоговая политика способна обеспечить стабильное поступление денежных средств в государственную казну. Ряду стран, особенно развивающихся, приходится сталкиваться с таким явлением, как бюджетный дефицит.
В настоящее время очень насущной является проблема государственного долга. Особенно остро этот вопрос стоит в странах с развивающейся экономикой. Меры фискальной политики не всегда успешны. Порой они сопровождаются обременительными проявлениями, могут даже препятствовать стабилизации национальной экономики. Иногда это неизбежные болезни роста, а конечный результат будет благотворным. Изучение источников формирования государственного бюджета, а также факторов, влекущих за собой дефицит бюджета, является одной из важнейших задач ряда государственных институтов.
Также можно отметить, что рациональное использование государством своего бюджета ведёт к повышению уровня жизни населения. Грамотное использование механизмов бюджетно-налоговой политики позволяет обеспечить стабильные темпы экономического роста, возможность использования государством экономических рычагов регулирования.
1 А.Ю.Казанская. «Финансы и кредит», учебно-методическое пособие для самоподготовки к практическим занятиям (в вопросах и ответах). [Электронный ресурс]: Административно-управленческий портал. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.aup.ru/
2 Бюджетный Кодекс РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ. – Ст.3. [Электронный ресурс]: Бюджетный Кодекс Российской Федерации. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://bk-rf.ru/
3 Налоговый Кодекс РФ часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ. - Ст.1. [Электронный ресурс]: Консультант Плюс. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.consultant.ru/
4 Матвеева Т. Ю. «Цели и инструменты фискальной политики». — «Издательский дом ГУ-ВШЭ», 2007. — С. 446 - 447.
5 Матвеева Т. Ю. «Виды фискальной политики». — «Издательский дом ГУ-ВШЭ», 2007. — С. 458-459.
6 Основные направления налоговой политики. [Электронный ресурс]:Министерство финансов Российской Федерации. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.minfin.ru/ru/
7 7 Основные направления бюджетной политики. [Электронный ресурс]:Министерство финансов Российской Федерации. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.minfin.ru/ru/
8 Бюджетный Кодекс РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ. – Ст.97. [Электронный ресурс]: Бюджетный Кодекс Российской Федерации. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://bk-rf.ru/
9 Там же. Ст.98.
10 Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник / Под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской. - М.: Юрайт-Издат. - 2006. -С.238.