Бюджетная политика муниципальных образований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 00:12, реферат

Описание работы

Цель данной работы – исследование состава и структуры расходов бюджетов муниципальных образований, в соответствии с которой были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические основы расходов бюджета муниципального образования;
2. проанализировать современное состояние расходов бюджетов муниципальных образований;
3. выявить причину бюджетного дефицита в муниципальных образованиях;
4. определить основные проблемы бюджетов муниципального образования в области расходов и найти пути их решения.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы расходов бюджета муниципального образования ………………………………………………………………..5
1.1. Экономическая сущность бюджета муниципального образования ……………………………………………………………….5
1.2. Особенности функционирования бюджета муниципального образования …………………………………………………………….….9
Глава II. Современное состояние расходов бюджета муниципального образования ……………………………………………………………….……………..12
2.1. Формирование и использование местных бюджетов ………………………………………………………………………………12
2.2. Анализ состава и структуры расходов бюджета муниципального образования ……………………………………………………………………..............15
2.3. Бюджетный дефицит в муниципальных образованиях …….19
Глава III. Современные проблемы бюджетов муниципального образования в области расходов и пути их решения ……………23
Заключение………………………………………………………………. 26
Список литературы ..……………………………………………………30

Файлы: 1 файл

бюджетная политика муниц образованийWord.docx

— 132.77 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..3

Глава I. Теоретические основы расходов бюджета муниципального образования  ………………………………………………………………..5

1.1.     Экономическая сущность бюджета муниципального образования ……………………………………………………………….5

1.2.     Особенности функционирования бюджета муниципального образования …………………………………………………………….….9

Глава II. Современное состояние  расходов бюджета муниципального образования  ……………………………………………………………….……………..12

2.1. Формирование и использование  местных бюджетов ………………………………………………………………………………12

2.2. Анализ состава и структуры  расходов бюджета муниципального  образования ……………………………………………………………………..............15

2.3. Бюджетный дефицит в муниципальных образованиях …….19

Глава III. Современные проблемы бюджетов муниципального образования в области  расходов и пути их решения ……………23

Заключение………………………………………………………………. 26

Список литературы ..……………………………………………………30

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Темой данной курсовой работы является «Состав и структура расходов бюджета муниципального образования».

Местные бюджеты являются фундаментом  бюджетной системы страны.

По состоянию на начало 2001 года в Российской Федерации имелось 12215 муниципальных образований различного уровня. Через муниципальные бюджеты  финансируется 65% расходов консолидированного бюджета на образование, более 60% - на ЖКХ, 58% - на здравоохранение, 50% - на социальную политику.

В Послании Президента В.В. Путина Федеральному Собранию отмечается, что «без дееспособного  местного самоуправления эффективное  устройство власти в целом считают  невозможным. Кроме того, именно здесь, на местном уровне мы обязаны нести  порядок. Тот порядок, о дефиците которого говорят и пишут граждане страны» /8/.

Именно в муниципальных образованиях решается судьба страны, именно они  являются основным звеном социально-экономического развития, роста благосостояния населения, расцвета и укрепления могущества нашего государства.

И поэтому рассматриваемая тема является актуальной.

Цель данной работы – исследование состава и структуры расходов бюджетов муниципальных образований, в соответствии с которой были поставлены следующие задачи:

1.   рассмотреть теоретические основы расходов бюджета муниципального образования;

2.   проанализировать современное состояние расходов  бюджетов муниципальных образований;

3.   выявить причину бюджетного дефицита в муниципальных образованиях;

4.   определить основные проблемы бюджетов муниципального образования в области расходов и найти пути их решения.

При написании курсового проекта  были использованы следующие методы: монографический, экономико-статистический, логический, графический, метод сравнения  и другие методы.

В ходе написания работы были использованы расчеты российских авторов.

 

Глава 1. Теоретические основы расходов бюджета муниципального образования

1.1.     Экономическая сущность бюджета муниципального образования

Местное самоуправление обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим  населением через свободно избранные  им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные  представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными  имущественными и финансово-бюджетными правами.

Финансовой базой местных органов  власти являются их бюджеты. Бюджетные  и имущественные права, предоставленные  этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять  свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.

Местные бюджеты один из главных  каналов доведения до населения  конечных результатов производства. Через них общественные фонды  потребления распределяются между  отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется  и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспеченности жизнедеятельности населения /6/.

В 1995 году на местном уровне произошли  серьезные изменения, которые обусловлены  принятием Федерального закона «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. №154-ФЗ.

Указанный акт ввел в российское законодательство понятие «муниципальное образование». Муниципальное образование  городское, сельское поселение, несколько  поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются  муниципальная собственность, местный  бюджет и выборные органы местного самоуправления /6/.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они  выполняют следующие функции:

1.   формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;

2.   распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;

3.   контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий. Организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач – в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.

В основе распределения общегосударственных  денежных ресурсов между звеньями бюджетной  системы заложены принципы самостоятельности  местных бюджетов, их государственной  финансовой поддержки. Исходя из этих принципов доходы местных бюджетов формируются за счет собственности и регулирующих источников доходов.

Важная часть местных бюджетов наиболее ярко отражает последствия  экономических и социальных процессов в стране. Главные стороны деятельности местных органов власти разработка и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной территории. Увеличение числа поселений, особенно в новых районах освоения, осуществление мероприятий по развитию жилищно-коммунального хозяйства и изучению благоустройства населенных мест, влекут расширение расходов местных бюджетов. 

В соответствии с бюджетным кодексом РФ исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

1.   содержание органов местного самоуправления;

2.   формирование муниципальной собственности и управление ею;

3.   содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

4.   организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

5.   благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;

6.   организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации;

7.   обеспечение противопожарной безопасности;

8.   содержание муниципальных архивов;

9.   целевое дотирование населения;

10.            другие муниципальные расходы.

Главным направлением использования  средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением  человека. Это расходы на социально-культурные мероприятия, составляющие более половины всех расходов, и на жилищно-коммунальное хозяйство примерно треть всех расходов.

Следует отметить, что в расходах консолидированного бюджета РФ на жилищно-коммунальное хозяйство средства местных бюджетов составляют 70%, на образование – 67%, на здравоохранение и физическую культуру – 55%, социальную политику – 49%, культуру и искусство – 45%.

Роль местных бюджетов в финансировании операций народного хозяйства скромнее. Тем не менее, в общебюджетных расходах на промышленность, энергетику и строительство средства местных бюджетов составляют 8%, сельское хозяйство и сельское хозяйство и рыболовство – 19%, транспорта, дорожного хозяйства, связи – 40%.

Структура расходов отдельных видов  местных бюджетов не одинакова и  зависит от объема хозяйства и  подведомственности его территориальным  органам различного уровня.

Местным органам подведомственна  подавляющая часть социально-культурных учреждений и в первую очередь  учреждений народного образования  и здравоохранения. Поэтому в  расходах местных бюджетов значительно  преобладают расходы на социально-культурные мероприятия.

Развитие урбанизации проявляется  в ускоренных темпах роста, расходов местных бюджетов на финансирование народного хозяйства.

Рост территориальных населений  ведет у изменению коммуникаций, к увеличению эксплуатационных расходов. Преимущественный рост крупных городов, где расходы в расчете на одного жителя выше, также важный фактор роста расходов местных бюджетов. 

Одной из актуальных проблем является изучение благоустройства наших  городов и сел. Этому должно способствовать более рациональное использование  выделяемых на эти цели бюджетных  ассигнований. Необходимо ликвидировать  монополии действующих в города служб, которые нередко создают  видимость работы, занимаются приписками объемов выполненных работ, получая  из городских бюджетов не заработанные средства.

Также необходимо укрепить и доходную базу местных бюджетов и развивать  их самостоятельность. Успешное решение  этих проблем не только позволит адаптировать бюджетные отношения в России к условиям рынка, но и усилит влияние  бюджета на принцип финансового  оздоровления экономики страны.

 

1.2 Особенности функционирования  бюджета муниципального образования

С развитием рыночных принципов  хозяйствования расширяются и усложняются  экономические функции местных  органов власти, центр тяжести  проводимых реформ снижается на нижние уровни бюджетной системы.

Формирование расходных функций  органов местного самоуправления имеет  принципиальное значение для определения  особенностей функционирования местных  бюджетов. Расширение функций местных  органов самоуправления по финансированию расходов свидетельствуют о децентрализации  бюджетных отношений. Однако доходные источники местных бюджетов не соответствуют  расходам, возложенным на местные  органы самоуправления, что подтверждает централизация доходов на вышестоящих  уровнях бюджетной системы.

Анализ расходной части местных  бюджетов дает возможность сделать  следующие выводы:

Ø структура расходов отдельных  видов местных бюджетов не одинакова  и зависит от объема хозяйства  и подведомственности его территориальным  органам различного уровня;

Ø на всех территориях расходы, связанные  с финансированием народного  хозяйства, определяющие воспроизводство  промышленной инфраструктуры и влияющие на пропорции территориального хозяйства, финансируются из республиканских , краевых и областных бюджетов. В тоже время на финансирование из местного бюджета переданы расходы социального характера, максимально приближенные к населению соответствующего административно-территориального образования;

Ø в составе отдельных расходов по видам местных бюджетов сохраняется  типичная для многих регионов структура  распределения общих расходов местных  бюджетов.

Местным органам подведомственна  подавляющая часть социально-культурных учреждений. Поэтому в общем объеме расходов местных бюджетов наибольший удельный вес имеют расходы на социально-культурные мероприятия, превышающие 70% всех расходов местных бюджетов. Значительно увеличились расходы  на образование, культуру, искусство  и социальную защиту населения. В  расходах на народное хозяйство наибольшую долю составляют расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, четверть расходов которого тратиться на дотации.

Анализ исполнения расходов местных  бюджетов за последние годы свидетельствует  о несоответствии фактических и  запланированных расходов и производится не в полном объеме. Поэтому оздоровление экономики, обеспечение социальных гарантий, нормальное жизнеобеспечение каждого региона, каждого населенного  пункта требует увеличения доходных поступлений в соответствующие  бюджеты. При этом необходимо обеспечить рациональное, экономное и целевое  использование выделенных из бюджета  средств.

Политика последних лет подтверждает, что одним из инструментов контроля за целевым расходованием средств является введение казначейской системы исполнения местных бюджетов. Переход на казначейское исполнение бюджетов позволяет экономить бюджетные средства, усилить контроль, сократить возможность нецелевого использования средств налогоплательщиков.

Более подробно финансовые аспекты  местного самоуправления установлены  Федеральным Законом «О финансовых основах местного самоуправления в  Российской Федерации» от 25.09.1997 г. 126-ФЗ. Закон определяет основные принципы организации местных финансов. Межбюджетные отношения строятся на принципах  взаимной ответственности, повышении  заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении собственных  доходов местных бюджетов, выравнивания доходов муниципальных образований  и др.

Информация о работе Бюджетная политика муниципальных образований