Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 00:12, реферат
Цель данной работы – исследование состава и структуры расходов бюджетов муниципальных образований, в соответствии с которой были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические основы расходов бюджета муниципального образования;
2. проанализировать современное состояние расходов бюджетов муниципальных образований;
3. выявить причину бюджетного дефицита в муниципальных образованиях;
4. определить основные проблемы бюджетов муниципального образования в области расходов и найти пути их решения.
Введение ……………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы расходов бюджета муниципального образования ………………………………………………………………..5
1.1. Экономическая сущность бюджета муниципального образования ……………………………………………………………….5
1.2. Особенности функционирования бюджета муниципального образования …………………………………………………………….….9
Глава II. Современное состояние расходов бюджета муниципального образования ……………………………………………………………….……………..12
2.1. Формирование и использование местных бюджетов ………………………………………………………………………………12
2.2. Анализ состава и структуры расходов бюджета муниципального образования ……………………………………………………………………..............15
2.3. Бюджетный дефицит в муниципальных образованиях …….19
Глава III. Современные проблемы бюджетов муниципального образования в области расходов и пути их решения ……………23
Заключение………………………………………………………………. 26
Список литературы ..……………………………………………………30
Местные бюджеты являются фундаментом
бюджетной системы страны. В Российской
Федерации насчитывается 12215 муниципальных
образований разного уровня. Через
муниципальные бюджеты
Именно в муниципальных
Но границы муниципальных
В итоге некоторые из формально
действующих муниципальных
Доходные источники местных бюджетов не соответствуют расходам, возложенным на местные органы самоуправления, что подтверждает централизация доходов на вышестоящих уровнях бюджетной системы.
Проанализируем структуру
Направление средств из местных бюджетов по основным отраслям местного хозяйства характеризуют данные таблицы №2.
Таблица 2
Динамика структуры расходной части бюджетов муниципальных образований Калужской области
Показатели |
2001 |
Уд. вес |
2002 |
Уд. вес |
2003 |
Уд. вес |
1. Государственное управление и местное самоуправление |
208797 |
6,7 |
333725 |
9,3 |
436378 |
8,8 |
2. Правоохранительная |
70866 |
2,3 |
86914 |
2,4 |
945573 |
1,9 |
3. Промышленная энергетика и строительная индустрия |
9550 |
0,3 |
24084 |
0,6 |
187499 |
3,8 |
4. Сельское хозяйство и рыболовство |
20267 |
0,7 |
16719 |
0,5 |
19584 |
0,3 |
5. Охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия |
10 |
0 |
10 |
0 |
768 |
0 |
6. Транспорт, дорожное хозяйство и информатика |
95683 |
3,1 |
63282 |
1,7 |
49938 |
1,0 |
7. Развитие рыночной |
784 |
0,03 |
212 |
0 |
593 |
0,01 |
8. ЖКХ, градостроительство |
1117414 |
36,3 |
106180 |
29,6 |
1188612 |
24,1 |
9. Образование |
752929 |
24,5 |
1048454 |
29,2 |
1628289 |
33,1 |
10. Культура и искусство |
86317 |
2,8 |
123658 |
3,45 |
178498 |
3,6 |
11. СМИ |
7197 |
0,2 |
9857 |
0,2 |
13896 |
0,3 |
12. Здравоохранение и физическая культура |
358443 |
11,7 |
440780 |
12,3 |
700893 |
14,2 |
13. Социальная политика |
113480 |
3,7 |
115580 |
3,2 |
128204 |
2,6 |
14. Прочие расходы |
224280 |
7,3 |
253660 |
7,0 |
277836 |
5,6 |
15. Всего расходов |
30774413 |
100 |
3582181 |
100 |
4923702 |
100 |
Из данных таблицы можно сделать
следующие выводы: местным органам
подведомственна часть
Из-за того, на муниципальные образования приходится большая удельная доля затрат на социально-культурные мероприятия происходит несоответствие доходов расходам, т.е. бюджетный дефицит.
Более 72% расходной части местных бюджетов в 2001 г. составляют расходы на жилищно-коммунальное хозяйство и градостроительство, образование, здравоохранение и физическую культуру. Эти же самые расходы в 2002 г. составляли 58%, в 2003 – 50%.
За период 2001 – 2003 гг. в расчете на 1 жителя расходы областного бюджета на государственное управление и местное самоуправление возросли на 2,1%. Это возрастание незначительное и можно говорить о том, что эти расходы постоянны.
Расходы на промышленность увеличились на 2%, что то же не значительно, т.е. можно говорить о том, что финансирование промышленной энергетики и строительной индустрии из местных бюджетов на данной территории практически не производится.
Расходы на сельское хозяйство и рыболовство в 2003 году по сравнению с 2001 годом снизились на 0,4%, т.е. затраты на такую важную для нашей страны отрасль незначительны.
Расходы на транспортно-дорожное хозяйство, связь и информатику, как и сельское хозяйство в местных бюджетах составляет малую долю от всех расходов, но с каждым годом эта статья расходов уменьшается и в 2003 г. составила 1,%.
Расходы на развитие рыночной инфраструктуры так же малы. Главное направление финансирования и этой статьи идет на городскую целевую программу «поддержки и развития малого предпринимательства», т.е. можно сделать вывод, что поддержка малого бизнеса из местного бюджета г. Калуги фактически отсутствует.
В целом из сделанных выводов видно, что в муниципальных бюджетах данной области присутствует социальная направленность. Несмотря на то, что эта статья расходов ведет к дефициту в муниципальных образованиях, она с каждым годом увеличивается, что можно увидеть на рисунке 3.
Рис. 3 Динамика расходов на социальную сферу в 2003 году по сравнению с 2002 годом (в %)
Анализ исполнения расходов местных
бюджетов за последние годы свидетельствует
о несоответствии фактических и
запланированных расходов, т.е. финансирование
предусмотренных в бюджете
Глава 3. Современные проблемы бюджетов муниципального образования в области расходов и пути их решения
Возрождающаяся в России система местного самоуправления должна стать одним из функциональных институтов системы народовластия.
В 2001 году в Российской Федерации насчитывалось более 12 тысяч муниципальных образований. Муниципальные бюджеты в этом году составили 17,5% объема консолидированного бюджета РФ. Из бюджетов муниципальных образований осуществляется финансирование значительных объемов социально значимых расходов и в первую очередь на образование, культуру, здравоохранение и физическую культуру, жилищно-коммунальное хозяйство.
Однако более 2000 муниципальных образований еще лишены закрепленного Конституцией РФ пава самостоятельного формирования местных бюджетов и вынуждены работать по сметам.
В настоящее время бюджеты многих
муниципальных образований
Действующая в стране система межбюджетных
отношений сдерживает экономический
рост, снижает ответственность
Отсутствие стабильности в межбюджетных
отношениях, громоздкость расчетов и
усложненность анализа лишают субъекты
Федерации возможности
Причиной дефицита бюджетов муниципальных образований является также практика передачи государственных полномочий органам власти местного самоуправления без соответствующей или далеко не полной компенсации дополнительных расходов.
Анализ действующего законодательства РФ и субъектов Федерации, относящегося к деятельности местного самоуправления, показывает, что одной из проблем этого института власти является нечетное разграничение полномочий между органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.
Все это создает серьезные проблемы в работе органов власти муниципальных образований.
Поэтому для дальнейшего развития местного самоуправления необходима срочная разработка первоочередных мер, которые бы позволили стабилизировать финансовые основы бюджетов муниципальных образований, создали предпосылки к повышению роли местного самоуправления как публичной власти, способной нести всю полноту ответственности за обеспечение нужд и потребностей населения, проживающего на территории соответствующих муниципальных образований, позволили гражданам РФ рассматривать местное самоуправление как реальный инструмент в решении насущных жизненных проблем. И в первую очередь необходимо четкое правовое разграничение полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления.
На наш взгляд, чтобы разграничить полномочия государственной власти и органов местного самоуправления необходимо законом субъекта Федерации установить порядок взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в отраслях социальной сферы по обеспечению реализации переданных государственных полномочий на территориальном уровне и контроля за исполнением этих полномочий.
При этом было бы целесообразным:
Ø закрепить в Бюджетном Кодексе
РФ право и возможность субъектов
Федерации самостоятельно определять,
в соответствии с общими принципами,
свое бюджетное устройство, в том
числе число уровней бюджетной
системы с использованием понятия
административно-
Ø закрепит расходные полномочия и налоговые полномочия районного уровня за субъектами Федерации;
Ø в соответствии федеральным законом наделить органы местного самоуправления определенными государственными полномочиями;
Ø установить минимальный перечень
государственных расходных
К сожалению глава 11 БК РФ регламентирующая вопросы распределения расходов между уровнями бюджетной системы, не раскрывает сути понятия «расходные полномочия» и не устанавливает их разграничения.
В результате региональные и особенно местные власти не имеют возможности обеспечить сбалансированность своих бюджетов и вынуждены проводить политику выборочного исполнения возложенных на них обязательств, накапливая задолженность.
В ходе разграничения налоговых полномочий было бы целесообразно также предоставить органам местного самоуправления право:
Ø повышать действующие ставки налога на доходы с физических лиц (НДФЛ) с высоким уровнем доходов до %5 пунктов с направлением этих доходов на финансирование социально-значимых расходов, тем более что подобные примеры уже имеются в мировой практике;
Ø вводить сборы за право розничной торговли и парковку автомобилей.
В области социально-культурной сферы расходная часть бюджета должна стать инструментом выравнивания доступа граждан к основным общественным услугам и социальным гарантиям.
Четкое определение статуса местного самоуправления и разграничения полномочий между уровнями государственной власти и органов местного самоуправления, как в целом так и в социальной сфере - серьезный стимул к улучшению обеспечения населения услугами учреждений образования, культуры, здравоохранения, социальной поддержки и других социальных учреждений.
Заключение
Местное самоуправление – обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы.
Финансовой базой местных
Местный бюджет – один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства.
Важное значение местные бюджеты имеют в осуществлении общегосударственных, экономически и социальных задач, в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.
Расходная часть местных бюджетов наиболее отражает последствия экономических и социальных программ в стране.
В развитии рыночных принципов хозяйствования
расширяются и усложняются
Формирование большого числа местных бюджетов, наделение органов власти МСУ широкой самостоятельностью потребуют расширения вопросов о внешнем контроле за ходом бюджетного процесса на этом уровне.
В настоящее время отмечается социальная направленность местных бюджетов, и в этих условиях замечается опережение доходов над расходами, т.е. бюджетный дефицит.
Также рост дефицита может быть связан с нерациональными расходами и нерациональной налоговой политикой, превышением налоговой нагрузки.
В вопросах об уменьшении бюджетного дефицита в муниципальных образованиях мы предлагаем следующие пути решения:
Информация о работе Бюджетная политика муниципальных образований