Бюджетная политика муниципальных образований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 00:12, реферат

Описание работы

Цель данной работы – исследование состава и структуры расходов бюджетов муниципальных образований, в соответствии с которой были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические основы расходов бюджета муниципального образования;
2. проанализировать современное состояние расходов бюджетов муниципальных образований;
3. выявить причину бюджетного дефицита в муниципальных образованиях;
4. определить основные проблемы бюджетов муниципального образования в области расходов и найти пути их решения.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы расходов бюджета муниципального образования ………………………………………………………………..5
1.1. Экономическая сущность бюджета муниципального образования ……………………………………………………………….5
1.2. Особенности функционирования бюджета муниципального образования …………………………………………………………….….9
Глава II. Современное состояние расходов бюджета муниципального образования ……………………………………………………………….……………..12
2.1. Формирование и использование местных бюджетов ………………………………………………………………………………12
2.2. Анализ состава и структуры расходов бюджета муниципального образования ……………………………………………………………………..............15
2.3. Бюджетный дефицит в муниципальных образованиях …….19
Глава III. Современные проблемы бюджетов муниципального образования в области расходов и пути их решения ……………23
Заключение………………………………………………………………. 26
Список литературы ..……………………………………………………30

Файлы: 1 файл

бюджетная политика муниц образованийWord.docx

— 132.77 Кб (Скачать файл)

Названные принципы реализуются, в  частности, за счет использования средств  бюджетного регулирования местных  бюджетов:

1.   нормативных отчислений от регулирующих доходов;

2.   дотации и субвенции местным бюджетам;

3.   средств, выделяемых их фонда финансовой поддержки муниципальных образований;

4.   средств, поступающих по взаимным расчетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

С развитием рыночных принципов  хозяйствования расширяются и усложняются  экономические функции местных  органов власти, центр тяжести  проводимых реформ смещается на нижние уровни бюджетной системы. К сожалению, несмотря на передовое законодательство, адекватного упрочнения финансового  потенциала муниципальных образований  пока не происходит. Формирование большого числа местных бюджетов, наделение  органов власти местного самоуправления широкой самостоятельностью решения  вопроса о внешнем контроле за ходом бюджетного процесса на этом уровне.

 

Глава 2. Современное состояние  расходов бюджета муниципального образования

2.1. Формирование и использование  местного бюджета

В XX веке во всем мире ускорился процесс  развития демократических принципов  в государственном устройстве и  управлении. Во многих странах обязательным компонентом демократического государственного сектора является местное самоуправление, осуществляемое самим населением через  свободно избранные им  представительные органы.

В условиях демократии одной из важнейших  составных частей финансовой системы  государства являются местные финансы.

Местные финансы – это совокупность денежных средств и отношений по поводу формирования и использования местных бюджетов, выпуска и погашения государственных муниципальных ценных бумаг и других финансовых средств.

Через финансы муниципальных образований  государство активно проводит социальную политику: осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержание дорог. С помощью местных финансов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального  развития территорий, которые в результате экономических, географических и других условий отстали в своем развитии от других районов страны.

Местные финансовые ресурсы состоят  из:

Ø основной части местных финансов местного бюджета;

Ø средств субъектов хозяйствования;

Ø внебюджетные фонды.

В настоящее время значительно  возрастет роль местных бюджетов в экономическом и социальном развития территорий. Цель формирования и исполнения бюджета муниципального образования – содействие развитию муниципального образования путем  проведения обоснованной налоговой  политики и финансирования бюджетных  расходов. Динамика структуры расходов консолидированного бюджета РФ представлена на рисунке 1.

       
 

   
   


 

             
               
               
               
               
               
               
               
               
               

 

Рис. 1 График динамики расходов консолидированного бюджета РФ

             
               

 

 На местные  бюджеты возложены важные расходные  полномочия по финансированию социальной сферы и частично производственной сферы.

В таблице 1 представим расходы консолидированного бюджета РФ по состоянию за 2003 г. с указанием удельного веса от общей суммы расходов федерального бюджета и местных бюджетов.

Таблица 1

Расходы консолидированного бюджета за 2003 г.

Статьи расходов

Финансируются из федерального бюджета

Финансируются из бюджетов субъектов и местных бюджетов

Всего в %

Государственное управление

12%

24%

36%

Международная деятельность

14%

-

14%

Национальная деятельность

9%

-

9%

Правоохранительная деятельность

4%

2%

6%

Судебная система

0,3%

-

0,3%

Финансирование промышленности, строительства

2,3%

0,1%

2,4%

Сельское хозяйство

1%

1,3%

2,3%

Охрана окружающей среды

0,2%

0,2%

0,4%

Финансирование транспорта

3%

3%

6%

Финансирование ЖКХ

-

7%

7%

Финансирование образования

1,8%

10,2%

12%

Здравоохранение

1,05%

5,95%

7%

Социальная политика

9,3%

6,7%

17%

Обслуживание долга

9%

1%

10%


Из данных таблицы можно сделать  вывод, что финансирование из бюджетов субъектов и местных бюджетов составляет в общей сумме 61,45%, что  всего на 5,5% меньше расходов финансирующихся из федерального бюджета, т.е. местный бюджет играет немаловажную роль в финансировании расходов.

В настоящее время отмечается социальная направленность бюджетов, в том числе  и местных. Основная цель в сфере  доходов: снижение дотационных областей, что будет достигнуто за счет мобилизации  собственных доходов на основе экономического роста и различия налогового потенциала. Это позволит ослабить прямую зависимость  от ежегодно меняющего объема выделяемых федеральным центром ресурсов на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности. В области расходов: сохранение социальной направленности, оптимизация и рационализация расходов.

Тенденции в развитии местных бюджетов характеризуются переходом их на казначейскую систему исполнения.

Каждое муниципальное образование  имеет свой собственный бюджет, в  который на сегодняшний день наибольший удельный вес имеют регулированные доходы в структуре всех доходов, в расходах первое место занимают приоритетные статьи, затем народное хозяйство, управление, здравоохранение.

Местное самоуправление сталкивается с такими проблемами, как формирование и распределение местных бюджетов и контроль за их использованием, стабилизация социально-экономических положений предлагается на федеральном уровне разработать законы субъектов Федерации «О минимальном бюджете»,  «»О минимальных социальных стандартах», «О выравнивании местных бюджетов».

В целом, можно сказать, что государство  реально оценивает значение местных  финансов для экономики страны и  предпринимает шаги по реформированию данного института.

2.2. Бюджетный дефицит  в муниципальных образованиях

Несмотря на то, что сейчас в  нашей стране идет экономический  рост, и многие социально экономические  проблемы не так остры, как это  было на первоначальных этапах становления  нашей экономической системы, и  на федеральном уровне наблюдается  профицит бюджета, но многие регионы  нашей страны до сих пор находятся  в тяжелом финансовом положении.

Факторами возникновения и роста  дефицита могут быть обстоятельства, связанные с недостаточностью доходной базы или нерациональными расходами. Также рост дефицита может быть связан с неоправданным, не учитывающим финансовых возможностей ростом расходов и их неэффективностью. В свою очередь негативное влияние на доходы бюджета и соответственно на размеры дефицита оказывает устойчивость национальной валюты и денежного обращения. Слабость валюты, ее недостаточность для обслуживания экономического оборота приводит к развитию бартерных операций, нарушению нормальных расчетов, неплатежами хозяйствующих  субъектов в бюджет. Следует добавить что нерациональная налоговая политика, превышение нормальной налоговой нагрузки также может приводить к негативному результату вследствие порождения тенденции к ограничению и сокращению хозяйственной деятельности /3/.

Ситуация могла бы быть менее  плачевной если бы в местных финансах наблюдалась бы более положительная  ситуация. Об этом можно говорить, поскольку, почти все объекты социальной сферы были переданы в ведение  региональных и местных бюджетов, что стало одной из причин заметного  опережения расходов бюджетов над доходами.

В 2003 году дефицит бюджета в г. Калуга по сравнению с 2002 годом скорее вырос чем уменьшился, что вызывает привлечение заемных средств. Раньше это были внебюджетные фонды. Теперь таких возможностей нет, поскольку если рассматривать предприятия в г. Калуга, то можно увидеть следующую картину: доля прибыльных предприятий составляет 60,9% от общего числа обследованных предприятий, убыточных – 39,1%. Как видно из этих данных в г. Калуга прибыльные предприятия, но они сами нуждаются в инвестициях.

Следовательно, остаются только займы, но для большинства бюджетов это  недопустимо.

В ситуации, когда темпы роста  расходов опережают темпы роста  доходов, и в бюджетах не хватает  средств для обеспечения минимальных  расходов, особо актуальным становится вопрос о распределении общегосударственных финансовых ресурсов между бюджетами, и о методах формирования территориальных бюджетов и эффективном использовании бюджетных средств, то есть, это вопрос о совершенствовании межбюджетных отношений в Российской Федерации.

В настоящее время финансовые ресурсы  распределяются примерно поровну между  территориальными и федеральным бюджетами. В свою очередь 50% доходов поступающих в территориальные бюджеты делятся в таких пропорциях:    

 

 

               
 

             
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
 

Рис. 2 Распределение доходов  федерального бюджета

     

По мнению Г.Б. Поляка тот факт, что  доля финансовых ресурсов направляемых в федеральный бюджет с 1994 года выросла  с 49% до 52% отрицательно воздействует на сбалансированность местных бюджетов в тоже время по мнению зам. министра финансов В.С. Максимовой эта мера лишь способствует сокращению дифференциации доходов по регионам, через перераспределение средств от более обеспеченных регионов менее обеспеченным /3/.

На наш взгляд, необходимо пересмотреть некоторые вопросы бюджетной  системы РФ. Поскольку наше бюджетное  устройство основано на принципе бюджетного федерализма, то прежде всего необходимо предоставить местным бюджетам источник собственных доходов. Основным источником доходов бюджета являются налоги и поэтому крайне важно ежегодно повышать их собираемость и естественно сокращать налоговую недоимку.

Конечно нельзя говорить, что отсутствие дефицита бюджета это только 100% собираемость налогов. Очень важную роль играет и деятельность Казначейских структур. Если говорить о г. Калуге, то благодаря активной финансовой политике руководства постепенно, не смотря ни на что, улучшаются финансовые показатели.

В целом, если говорить о мерах по улучшению финансового состояния, то можно предложить следующее:

Ø составление реалистичных бюджетов, с точки зрения их исполнения;

Ø усиление контроля за бюджетополучателями;

Ø исключение тех целевых программ, которые заведомо не могут быть профинансированы;

Ø продолжение проведения мероприятий  по обеспечению полноты и своевременности  поступления доходов в бюджет и сокращение недоимки;

Ø повышение эффективности управления государственной и муниципальной  собственностью на основе проведения финансово-экономического анализа  деятельности предприятий, находящихся  в муниципальной собственности.

Решить проблему недостаточности  финансов можно путем увеличения собственных доходов. Для местных  бюджетов налоговая база на последующий  отчетный год прогнозируется по результатам  предыдущего, а недостаток собственных  средств компенсируется трансфертами.

Поэтому муниципальные образования  не заинтересованы в повышении собираемости налогов. Им проще получать недостающие  средства у вышестоящих органов  в виде финансовой помощи.

Увеличение доли отчислений от федеральных  налогов и установлением единых нормативов для всех территорий позволяет  муниципальным образованиям осуществлять перспективное и текущее планирование управление доходов и расходов. Эта  мера будет способствовать увеличению собственной доходной базы регионов и муниципалитетов.

 

2.3 Анализ состава и структуры  расходов бюджета муниципального  образования

Информация о работе Бюджетная политика муниципальных образований