Бюджетная политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 16:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы состоит в изучении теоретического и исторического аспекта бюджетной политики РФ.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрытие понятия бюджет и бюджетной политики, а так же основные принципы построения бюджетной политики РФ;
2. Раскрытие сущности и типов бюджетной политики РФ;

Содержание работы

Содержание
Введение……………………………………………………………………………...2
Глава 1. Теоретический аспект бюджетной политики РФ 4
1.1 Понятие бюджет. Сущность бюджетной политики РФ. 4
1.2 Цели и задачи бюджетной политики РФ 5
1.3 Принципы построения бюджетной политики РФ 7
Глава 2. Направления совершенствования бюджетной политики РФ 14
2.1 Бюджетная политика дореволюционной России 14
2.2 Бюджетная политика на современном этапе 19
2.3 Анализ доходов и расходов федерального бюджета РФ на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов 22
Глава 3. Расчет макроэкономических показателей системы национальных счетов (СНС). 34
Заключение 35
Список литературы: 36

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 95.68 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...2

Глава 1. Теоретический  аспект бюджетной политики РФ 4

1.1 Понятие  бюджет. Сущность бюджетной политики  РФ. 4

1.2 Цели и  задачи бюджетной политики РФ 5

1.3 Принципы  построения бюджетной политики  РФ 7

Глава 2. Направления  совершенствования бюджетной политики РФ 14

2.1 Бюджетная  политика дореволюционной России 14

2.2 Бюджетная  политика на современном этапе 19

2.3 Анализ  доходов и расходов федерального  бюджета РФ на 2012 год и на  плановый период 2013 и 2014 годов 22

Глава 3. Расчет макроэкономических показателей системы  национальных счетов (СНС). 34

Заключение 35

Список литературы: 36

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению  основных задач и количественных параметров формирования доходов и  расходов бюджета, управления государственным  долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.

Бюджетная политика на очередной  финансовый год определяется Бюджетным  посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего  года. В настоящее время Россия вступила на новый этап своего развития. Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функций. Таким образом, бюджет, объединяет в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы). В современных условиях проблемы формирования и реализации на практике эффективной бюджетной политики в масштабах всей страны в целом и на субфедеральном уровне приобретают особую значимость. Бюджет является неотъемлемым атрибутом планирования финансово-хозяйственной деятельности практически любой организации независимо от формы собственности. Бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. Нынешний этап развития России в целом можно охарактеризовать как этап государственного, экономического, финансового и социального реформирования.

Целью данной курсовой работы состоит в изучении теоретического и исторического аспекта бюджетной политики РФ.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Раскрытие понятия бюджет и бюджетной политики, а так же основные принципы построения бюджетной политики РФ;

2. Раскрытие сущности и типов бюджетной политики РФ;

3. Рассмотреть исторический  аспект бюджетной политики РФ;

4. Осуществить анализ  доходов и расходов федерального  бюджета РФ;

4. Вычисление и составление сводной таблицы макроэкономических показателей национальных счетов.

Объектом исследования является бюджетная политика РФ.

Предметом исследования выступают показатели бюджета РФ.

Структура курсовой работы состоит введения, трех  глав, расчетной части, заключения и списка литературы.

В первой главе раскрыты теоретические аспекты бюджетной  политики РФ.

Во второй главе курсовой работы показан сравнительный анализ дореволюционной и современной бюджетной политики, а так же анализ доходов и расходов федерального бюджета РФ.

В третьей главе приведен расчет макроэкономических показателей системы национальных счетов.

 

 

 

 

Глава 1. Теоретический аспект бюджетной политики РФ

1.1 Понятие бюджет. Сущность бюджетной политики РФ.

Для более четкого понятия  бюджетной политики, рассмотрим понятие  бюджета в экономической литературе: законах, монографиях, учебниках, научных  статьях.

Бюджет - это форма образования  и расходования фонда  денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления [7, с.8]

Бюджет — (от англ. budget — сумка) — имеющая официальную силу, признанная или принятая роспись, таблица, ведомость доходов и расходов экономического субъекта за определенный период времени, обычно за год [9]

Бюджет — это документ, детализированный план деятельности организации, направленный на достижение целей организации, содержащий плановые показатели организации  на ближайшую перспективу.

Автор Лаврушин в «Бизнес-журнале» трактует термин «бюджет»  как инструмент текущего планирования. Он указывает пути использования имеющихся ресурсов с учетом рыночных возможностей. В процессе разработки бюджетов необходимо предусматривать возможные проблемы и пути их решения [10]

 В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики.                                  Бюджет является основным финансовым планом государства, что предоставляет органам власти реальные экономические возможности осуществления воли государства, его властных полномочий. Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местного самоуправления, являясь финансовыми инструментами, позволяют проводить экономическую и социальную политику, как на отдельных территориях, так и в целом в России. Бюджет отражает размеры необходимых государству (местному самоуправлению) финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта (ВВП), что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики. Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, им присуща денежная форма. [4]

1.2 Цели и задачи бюджетной политики РФ

 

Главной целью бюджетной  политики РФ является повышение уровня и качества жизни населения. Государство  должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества  граждан, развитию рынка жилья. В  сфере его прямой ответственности - удовлетворение потребностей граждан  в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленные социальных гарантий, в том числе - пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной  помощи.

Бюджет выполняет следующие  задачи:

  • перераспределение ВВП;
  • государственное регулирование и стимулирование экономики;
  • финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства;
  • контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Перераспределение ВВП через  бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии:

1) образование доходов  бюджета;

2) использование бюджетных  средств (расходы бюджета).

Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В процессе образования доходов  бюджета происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с налогоплательщиками.

Доходы бюджета имеют  существенные различия по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия, срокам уплаты и др. Но вместе с тем они отличаются единством, так как преследуют одну цель - формирование доходной части бюджетов разных уровней. Им свойственны денежная форма и обезличенность.

Доходы бюджета могут  носить налоговый и неналоговый характер. Основным источником налоговых доходов являются вновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате ее первичного распределения (прибыль, заработная плата, добавленная стоимость, ссудный процент, рента, дивиденды и т. д.), а также накопления.

Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы.

Структура бюджетных доходов  подвижна и во многом определяется конкретными экономическими условиями. Например, в странах с высоким уровнем жизни основой налоговых доходов являются доходы с физических лиц, а в странах с низким уровнем жизни - косвенные налоги и налоги с юридических лиц.

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функции государства и местного самоуправления. Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели – организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Таким образом, расходы бюджета носят транзитный характер. В бюджете только определяются размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и общественных приоритетов. Контрольная функция бюджета действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств. [5, с.6-7]

1.3 Принципы построения бюджетной политики РФ

 

Принципы как исходные и основополагающие данные любого процесса и любой системы присущи и бюджетной системе. Они позволяют характеризовать бюджетную систему с различных сторон, анализировать ее по различным показателям в интересах оптимизации бюджетов различных уровней и бюджетного процесса в целом. Принципы, лежащие в основе бюджетов и бюджетной системы в целом, можно разделить на две группы:

• общие принципы, характеризующие бюджет как научную категорию;

• принципы системности, характеризующие бюджет как систему.

 

К общим принципам, характеризующим бюджет, можно отнести следующие принципы:

1. Принцип правомерности и обязательности правовой базы означает, что становление бюджета базируется на исторически сложившихся нормах и правилах и непосредственно опирается на законодательную базу или бюджетное право. Под правомерностью понимают совокупность прав народа через своих представителей участвовать в бюджетном процессе и юридических норм, законодательно закрепляющих содержание бюджетного плана. В соответствии с бюджетным правом на основании юридических норм определено и закреплено бюджетное устройство РФ, бюджетные отношения

и бюджетный процесс на всех этапах его формирования и исполнения, определен порядок контроля за формированием и исполнением бюджетов всех уровней, определены процедуры рассмотрения, изменения, утверждения и исполнения бюджетов в ходе бюджетного процесса. Под обязательностью понимается необходимость принятия законодательных актов, определяющих бюджеты и бюджетную систему как таковую, и, главное, выполнение всеми органами и должностными лицами, имеющими отношение к бюджетам, законодательно принятых в государстве актов.

2. Принцип единства или централизации бюджета подразумевает наличие единого и целостного документа, определяющего доходную и расходную части бюджета и позволяющего реально осуществлять контроль за формированием бюджета и его исполнением органами власти соответствующего уровню бюджетной системы. На уровне РФ таким документом является Федеральный закон "О федеральном бюджете на год", которые ежегодно принимаются и утверждаются соответствующим законодательным органом.

3. Принцип плановости  бюджета рассматривается с точки зрения государственного финансового плана по накоплению доходов и расходованию денежных средств бюджета в соответствии с планом социально-экономического развития на очередной финансовый год, в соответствии с бюджетной классификацией. Плановая природа бюджета исторична с момента его зарождения с середины XIX в. и находится в неразрывной связи с планами развития народного хозяйства, социальной сферы, образования, науки, культуры и других сфер деятельности государства.

4. Принцип равновесия, или сбалансированности бюджета характеризует в первую очередь его без дефицитность, под которой понимается соразмерность между объемом доходов бюджета и объемом его расходов. Нарушение равновесия в сторону расходов образует дефицит средств в бюджете и ставит перед органами власти проблему его покрытия. Проблема может решаться только за счет изыскания новых источников дохода. В качестве таких источников могут выступать внутренние и внешние заимствования, государственные резервы и другие источники дохода.

5. Принцип многосторонности бюджета подразумевает, что бюджет представляет собой сложное явление и одновременно отражает многие сферы деятельности: экономики, финансов, политики, права, социальной жизни и его невозможно сводить только к росписи по статьям доходов и расходов бюджетной классификации. Бюджет — это не только роспись, это еще и денежные отношения, фонд денежных средств, плановый государственный документ.

6. Принцип многофункциональности бюджета подразумевает, что бюджет — это, прежде всего совокупность доходов и расходов, собираемых и расходуемых в течение целого финансового года в соответствии со сметами доходов и расходов. Многофункциональность бюджета определяется не только значительным количеством источников дохода, но еще большим количеством статей расхода по сферам деятельности, основным направлениям и конкретным мероприятиям.

Информация о работе Бюджетная политика РФ