Бюджетная политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 16:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы состоит в изучении теоретического и исторического аспекта бюджетной политики РФ.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрытие понятия бюджет и бюджетной политики, а так же основные принципы построения бюджетной политики РФ;
2. Раскрытие сущности и типов бюджетной политики РФ;

Содержание работы

Содержание
Введение……………………………………………………………………………...2
Глава 1. Теоретический аспект бюджетной политики РФ 4
1.1 Понятие бюджет. Сущность бюджетной политики РФ. 4
1.2 Цели и задачи бюджетной политики РФ 5
1.3 Принципы построения бюджетной политики РФ 7
Глава 2. Направления совершенствования бюджетной политики РФ 14
2.1 Бюджетная политика дореволюционной России 14
2.2 Бюджетная политика на современном этапе 19
2.3 Анализ доходов и расходов федерального бюджета РФ на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов 22
Глава 3. Расчет макроэкономических показателей системы национальных счетов (СНС). 34
Заключение 35
Список литературы: 36

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 95.68 Кб (Скачать файл)

 

По сравнению с предыдущим бюджетным циклом в 2012 году доходы бюджетной  системы по отношению к ВВП  увеличены на 2,5 процентного пункта, в 2013 году - на 2,8 процентного пункта, расходы по отношению к ВВП  увеличены на 0,5 и 1,4 процентного  пункта соответственно. Дефицит бюджетной системы в 2012 году снижен на 2 процентных пункта, в 2013 году - на 1,5 процентного пункта и основном обусловлен дефицитом федерального бюджета, который составит в 2012 году 876,6 млрд. рублей (1,5 % ВВП), в 2013 году -1 024,7 млрд. рублей (1,6 % ВВП), в 2014 году - 491,1 млрд. рублей  (0,7 % ВВП).

При этом в источниках финансирования дефицита федерального бюджета предусматриваются  ежегодные масштабные внутренние заимствования  в объеме более 1,8 трлн. рублей, привлечение  средств от приватизации - от 300 до 475 млрд. рублей, превышающие размеры  дефицита федерального бюджета. Одновременно в источниках финансирования дефицита федерального бюджета предусмотрено  увеличение Резервного фонда с 1 658,5 млрд. рублей в 2012 году до 3 947,2 млрд. рублей в 2014 году.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета на 2012 - 2014 годы представлены в таблице №2

Наименование

2012 год (прогноз)

2013 год (прогноз)

2014 год (прогноз)

млрд. рублей

%к ВВП

млрд. рублей

%к ВВП

млрд. рублей

% к ВВП

Источники финансирования дефицита, в том числе:

1 381,40

2,4

1 585,70

2,4

1 438,40

2

государственные заимствования, всего

1 346,30

2,3

1 329,90

2,1

1 246,40

1

в том числе:

           

привлечение:

2 019,30

3,4

2 015,70

3,1

2 099,80

2,9

на внутреннем финансовом рынке

1 809,30

 

1 802,70

 

1 880,90

 

на внешнем финансовом рынке

210

 

213

 

218,9

 

погашение

-673

-1,1

-685,9

-1

-853,5

-1,2

на внутреннем финансовом рынке

-600,4

 

-616,6

 

-787,4

 

на внешнем финансовом рынке

-72,6

 

-69,3

 

-66,1

 

поступления от продажи акций  и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности  Российской Федерации

300

0,5

380

0,6

475

0,7

иные источники финансирования федерального бюджета

-264,9

-0,4

-124,2

-0,2

-283

-0,4


*без учета изменений остатков средств по учету средств Резервного фонда и ФНБ.

Объем планируемых внутренних заимствований на 2012 - 2014 годы значителен для российского рынка, в 2014 году он превысит фактические объемы соответствующих  заимствований за 2010 год (857,2 млрд. рублей, или 79 % запланированного объема) в 2,2 раза. По состоянию на 1 сентября 2011 года внутренние заимствования составили 1 001,2 млрд. рублей (58,6 % запланированного объема).

Анализ использования  заемных источников показывает, что  существенная часть денежных средств  направляется на погашение долговых обязательств Российской Федерации: в 2012 году - 33,3 % суммы заимствований, в 2013 году - 34 %, в 2014 году -40,6 %.

Необходимо отметить, что  возможность разместить на рынке  значительные объемы государственных  ценных бумаг, запланированные на 2012-2014 годы, во многом будет зависеть от успешного решения задачи повышения ликвидности государственных долговых обязательств. С этой целью в соответствии с Основными направлениями государственной долговой политики Российской Федерации на 2012 - 2014 годы предусматривается, в том числе совершенствование инфраструктуры российского рынка государственных ценных бумаг и расширение инвесторской базы. Для этого планируется упрощение доступа иностранных участников к рынку облигаций федерального займа (далее - ОФЗ) и объединение торговли корпоративными и государственными облигациями на фондовой бирже.

Вместе с тем привлекательность  ОФЗ для российских инвесторов не является устойчивой. За три последних  года доходность 10-летних российских государственных  облигаций составила 8,53 % при отклонении от показателя доходности 1,37%, 10-летних казначейских облигаций США - 3,23 % при  отклонении - 0,4 %. Высокая волатильность  на внутреннем долговом рынке негативно  влияет на инвестиционную привлекательность  рынка ОФЗ. По сравнению с рынком корпоративных ценных бумаг объем  вторичного рынка и ликвидность  ОФЗ малы, среднедневной оборот вторичных  торгов по корпоративным бумагам  составляет 24,7 млрд. рублей, по ОФЗ - 13,1 млрд. рублей.

По официальной информации Минфина России, на 24 августа 2011 года коэффициент активности (отношение  объема спроса по номиналу на ОФЗ к  объему эмиссии ОФЗ) на 16 аукционах (41 %) из 39 проведенных аукционов по размещению государственных ценных бумаг за период январь - август 2011 года составлял ниже единицы, на 10 аукционах (26 %) коэффициент активности был ниже или равен 0,5.

Таким образом, существуют риски  непривлечения для финансирования дефицита федерального бюджета средств за счет размещения на внутреннем рынке государственных ценных бумаг в заявленных объемах и условиях.

В качестве одного из источников финансирования дефицита федерального бюджета запланированы средства от приватизации крупных госкомпаний  и банков в 2012 году в сумме 300 млрд. рублей, в 2013 году - в сумме 380 млрд. рублей, в 2014 году - в сумме 475 млрд. рублей, которые  превышают уровень ожидаемого объема в 2011 году (174,3 млрд. рублей) в 1,7 раза в 2012 году, в 2,2 раза в 2013 году, в 2,7 раза в 2014 году.

По состоянию на 1 сентября 2011 года привлечено 115,1 млрд. рублей, или 38,6 % утвержденного годового объема приватизации федерального имущества. Следует отметить, что не исключаются  риски, связанные с поступлением средств от приватизации в 2012 - 2014 годах  в запланированных объемах в  связи с нестабильностью на финансовых рынках.

В результате государственный  долг Российской Федерации увеличится с 7 743 млрд. рублей (13,2 % ВВП) в 2012 году до 11 388,9 млрд. рублей (15,7 % ВВП) в 2014 году. При этом доля государственного внутреннего долга в совокупном объеме государственного долга в 2014 году составит 81 %, доля государственного внешнего долга -19 %

Динамика объема и структуры государственного долга в 2012 - 2014 годах представлена в таблице №3

(млрд. рублей)

2012 г. (проект)

2013 г. (проект)

2014 г. (проект)

Государственный долг Российской Федерации

7 743

9 624,70

11 388,90

% к ВВП

13,2

14,8

15,7

в том числе:

     

государственный внутренний долг

6 330,90

7 873,20

9 221,80

% к ВВП

10,8

12,1

12,7

государственный внешний  долг

1 412,10

1 751,50

2 167,10

% к ВВП

2,4

2,7

3


Таблица №3

Объем государственного долга  в 2012 году превысит аналогичный показатель 2011 года в 1,4 раза, а в 2014 году - в 2 раза. Увеличение произойдет в основном за счет роста государственного внутреннего  долга, который увеличится соответственно в 2 раза.

Существенно увеличатся бюджетные  ассигнования федерального бюджета  на обслуживание государственного долга, которые в 2014 году составят 579,2 млрд. рублей, или 4 % общей суммы расходов федерального бюджета и 0,8 % ВВП, что  больше общего объема расходов на жилищно-коммунальное хозяйство, охрану окружающей среды, культуру, кинематографию, физическую культуру и спорт, средства массовой информации (273,3 млрд. рублей), на образование (499,5 млрд. рублей), здравоохранение (461,8 млрд. рублей), межбюджетные трансферты (494,7 млрд. рублей). Расходы на обслуживание государственного долга в 2014 году будут превышать аналогичный показатель 2011 года в 1,7 раза.

Объем расходов федерального бюджета в 2014 году по сравнению с 2011 годом в номинальном выражении увеличится на 3 560,4 млрд. рублей, или на 32,3 %, при тенденции к сокращению их доли в ВВП с 20,7 % в 2011 году до 20,1 % в 2014 году. В реальном выражении общий объем расходов по сравнению с предыдущим периодом увеличится в 2012 году на 8,2 %, в 2013 году на 2,2 %, в 2014 году уменьшится на 0,7 %. В 2012 году по сравнению с 2007 годом расходы увеличиваются на 6,7 трлн. рублей, или в 2,1 раза.

Формирование расходов федерального бюджета на 2012 - 2014 годы осуществляется Правительством Российской Федерации исходя из:

  1. передачи с 2012 года финансового обеспечения полиции на федеральный бюджет;
  2. индексации по уровню инфляции публичных нормативных и приравненных к ним обязательств, фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, стипендиального фонда, денежного содержания отдельных категорий работников, денежного содержания военнослужащих и приравненных к ним лиц;
  3. компенсации выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов;
  4. индексации расходов федеральных государственных органов на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, продовольственного и вещевого обеспечения военнослужащих и приравненных к ним лиц;
  5. проведения реформы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов;
  6. увеличения пенсионного обеспечения военнослужащих и приравненных к ним лиц и других мероприятий.

Структура расходов федерального бюджета на 2012 - 2014 годы по разделам классификации расходов бюджетов по отношению к общей сумме расходов представлена в таблице №4.

 
 
 

(млрд. рублей)

2012 год

2013 год

2014 год

проект

в%к итогу

проект

в%к итогу

проект

в%к итогу

ВСЕГО

12 656,40

100

13 730,60

100

14 582,90

100

Условно утверждаемые расходы

   

343,3

2,5

833,6

5,7

ВСЕГО (без учета условно  утверждаемых)

12 656,40

100

13 387,30

97,5

13 749,30

94,3

в том числе:

           

Общегосударственные вопросы

832,9

6,6

831

6

814,2

5,6

Национальная оборона

1 853,30

14,6

2 329,40

17

2 737,40

18,8

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1 822,00

14,4

1 981,20

14,4

2 072,50

14,2

Национальная экономика

1 797,20

14,2

1 720,50

12,5

1 653,00

11,3

Жилищно-коммунальное хозяйство

136

и

104,3

0,8

73,8

0,5

Охрана окружающей среды

21,7

0,2

22,6

0,2

23,7

0,2

Образование

603,5

4,7

558,9

4,1

499,5

3,4

Культура, кинематография

86,2

0,7

84,6

0,6

82,7

0,6

Здравоохранение

551,1

4,3

503,3

3,6

461,8

3,1

Социальная политика

3 895,90

30,8

4 155,30

30,3

4 163,60

28,6

Физическая культура и  спорт

40,8

0,3

40,3

0,3

27,7

0,2

Средства массовой информации

73,5

0,6

70,6

0,5

65,5

0,4

Обслуживание государственного и муниципального долга

388,4

3,1

482,3

3,5

579,2

4

Межбюджетные трансферты общего характера

553,9

4,4

503

3,7

494,7

3,4

Таблица №4

Заключение Счетной  палаты Российской Федерации на проект федерального закона

 «О федеральном  бюджете на 2012 год и на плановый  период 2013 и 2014 годов»

//Счетная палата  Российской Федерации

             

Прирост доходов федерального бюджета в 2014 году по сравнению с 2011 годом составит 3 023,2 млрд. рублей, или 27,3 %. В 2012 году по сравнению с  предыдущим годом доходы увеличатся на 711,3 млрд. рублей, или на 6,4 %, в 2013 году - на 926 млрд. рублей, или на 7,9 %, в 2014 году - на 1 385,9 млрд. рублей, или на 10,9 %.

Сопоставление основных параметров бюджетных систем РФ и зарубежных стран показывает, что уровень доходов бюджетной системы РФв процентах к ВВП в 2012 - 2014 годах ниже, чем прогнозируется по большинству стран «Группы семи» - Германии, Великобритании, Франции, Италии и Канаде, уровень расходов - ниже, чем во всех странах «Группы семи». Уровень дефицита бюджетной системы Российской Федерации в процентах к ВВП в 2012-2014 годах ниже, чем в США, Японии, Великобритании, Франции, Италии, и сопоставим с уровнем дефицита Германии и Канады.

 

 

Глава 3. Расчет макроэкономических показателей системы национальных счетов (СНС).

 

Показатель СНС

Значение, млрд.руб.

1.  Валовой  внутренний продукт (ВВП) по  методу добавленной стоимости

380

2. Валовой внутренний  продукт (ВВП) по расходам

380

3. Валовой внутренний  продукт (ВВП) по доходам

380

4. Валовой национальный  продукт (ВНП)

377,9

  1. Реальный валовой внутренний продукт

172,72

  1. Чистый внутренний продукт (ЧВП)

353

  1. Национальный доход (НД)

335

  1. Располагаемый доход (РД)

328


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данной курсовой работе были достигнуты цели по рассмотрению теоретических  основ бюджетной системы РФ и  принципов ее построения; исследованию состава, структуры, динамики доходов  и расходов Федерального бюджета  РФ в период 2012-2014 гг.; и выявлению  причин изменений в части его  доходов.

По своему материальному  содержанию бюджет – это фонд централизованных финансовых ресурсов, по экономической  роли – регулятор производства и  потребления в обществе, по социальной природе – система денежных и  иных общественных отношений между  государством, физическим и юридическим  лицами. Он также имеет политическое и управленческое содержание, выполняя ряд функций в общественном «организме».

Информация о работе Бюджетная политика РФ