Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 16:00, курсовая работа
Целью данной курсовой работы состоит в изучении теоретического и исторического аспекта бюджетной политики РФ.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрытие понятия бюджет и бюджетной политики, а так же основные принципы построения бюджетной политики РФ;
2. Раскрытие сущности и типов бюджетной политики РФ;
Содержание
Введение……………………………………………………………………………...2
Глава 1. Теоретический аспект бюджетной политики РФ 4
1.1 Понятие бюджет. Сущность бюджетной политики РФ. 4
1.2 Цели и задачи бюджетной политики РФ 5
1.3 Принципы построения бюджетной политики РФ 7
Глава 2. Направления совершенствования бюджетной политики РФ 14
2.1 Бюджетная политика дореволюционной России 14
2.2 Бюджетная политика на современном этапе 19
2.3 Анализ доходов и расходов федерального бюджета РФ на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов 22
Глава 3. Расчет макроэкономических показателей системы национальных счетов (СНС). 34
Заключение 35
Список литературы: 36
По сравнению с предыдущим бюджетным циклом в 2012 году доходы бюджетной системы по отношению к ВВП увеличены на 2,5 процентного пункта, в 2013 году - на 2,8 процентного пункта, расходы по отношению к ВВП увеличены на 0,5 и 1,4 процентного пункта соответственно. Дефицит бюджетной системы в 2012 году снижен на 2 процентных пункта, в 2013 году - на 1,5 процентного пункта и основном обусловлен дефицитом федерального бюджета, который составит в 2012 году 876,6 млрд. рублей (1,5 % ВВП), в 2013 году -1 024,7 млрд. рублей (1,6 % ВВП), в 2014 году - 491,1 млрд. рублей (0,7 % ВВП).
При этом в источниках финансирования дефицита федерального бюджета предусматриваются ежегодные масштабные внутренние заимствования в объеме более 1,8 трлн. рублей, привлечение средств от приватизации - от 300 до 475 млрд. рублей, превышающие размеры дефицита федерального бюджета. Одновременно в источниках финансирования дефицита федерального бюджета предусмотрено увеличение Резервного фонда с 1 658,5 млрд. рублей в 2012 году до 3 947,2 млрд. рублей в 2014 году.
Источники финансирования дефицита федерального бюджета на 2012 - 2014 годы представлены в таблице №2
Наименование |
2012 год (прогноз) |
2013 год (прогноз) |
2014 год (прогноз) | |||
млрд. рублей |
%к ВВП |
млрд. рублей |
%к ВВП |
млрд. рублей |
% к ВВП | |
Источники финансирования дефицита, в том числе: |
1 381,40 |
2,4 |
1 585,70 |
2,4 |
1 438,40 |
2 |
государственные заимствования, всего |
1 346,30 |
2,3 |
1 329,90 |
2,1 |
1 246,40 |
1 |
в том числе: |
||||||
привлечение: |
2 019,30 |
3,4 |
2 015,70 |
3,1 |
2 099,80 |
2,9 |
на внутреннем финансовом рынке |
1 809,30 |
1 802,70 |
1 880,90 |
|||
на внешнем финансовом рынке |
210 |
213 |
218,9 |
|||
погашение |
-673 |
-1,1 |
-685,9 |
-1 |
-853,5 |
-1,2 |
на внутреннем финансовом рынке |
-600,4 |
-616,6 |
-787,4 |
|||
на внешнем финансовом рынке |
-72,6 |
-69,3 |
-66,1 |
|||
поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации |
300 |
0,5 |
380 |
0,6 |
475 |
0,7 |
иные источники финансирования федерального бюджета |
-264,9 |
-0,4 |
-124,2 |
-0,2 |
-283 |
-0,4 |
*без учета изменений остатков средств по учету средств Резервного фонда и ФНБ.
Объем планируемых внутренних заимствований на 2012 - 2014 годы значителен для российского рынка, в 2014 году он превысит фактические объемы соответствующих заимствований за 2010 год (857,2 млрд. рублей, или 79 % запланированного объема) в 2,2 раза. По состоянию на 1 сентября 2011 года внутренние заимствования составили 1 001,2 млрд. рублей (58,6 % запланированного объема).
Анализ использования заемных источников показывает, что существенная часть денежных средств направляется на погашение долговых обязательств Российской Федерации: в 2012 году - 33,3 % суммы заимствований, в 2013 году - 34 %, в 2014 году -40,6 %.
Необходимо отметить, что возможность разместить на рынке значительные объемы государственных ценных бумаг, запланированные на 2012-2014 годы, во многом будет зависеть от успешного решения задачи повышения ликвидности государственных долговых обязательств. С этой целью в соответствии с Основными направлениями государственной долговой политики Российской Федерации на 2012 - 2014 годы предусматривается, в том числе совершенствование инфраструктуры российского рынка государственных ценных бумаг и расширение инвесторской базы. Для этого планируется упрощение доступа иностранных участников к рынку облигаций федерального займа (далее - ОФЗ) и объединение торговли корпоративными и государственными облигациями на фондовой бирже.
Вместе с тем
По официальной информации Минфина России, на 24 августа 2011 года коэффициент активности (отношение объема спроса по номиналу на ОФЗ к объему эмиссии ОФЗ) на 16 аукционах (41 %) из 39 проведенных аукционов по размещению государственных ценных бумаг за период январь - август 2011 года составлял ниже единицы, на 10 аукционах (26 %) коэффициент активности был ниже или равен 0,5.
Таким образом, существуют риски непривлечения для финансирования дефицита федерального бюджета средств за счет размещения на внутреннем рынке государственных ценных бумаг в заявленных объемах и условиях.
В качестве одного из источников финансирования дефицита федерального бюджета запланированы средства от приватизации крупных госкомпаний и банков в 2012 году в сумме 300 млрд. рублей, в 2013 году - в сумме 380 млрд. рублей, в 2014 году - в сумме 475 млрд. рублей, которые превышают уровень ожидаемого объема в 2011 году (174,3 млрд. рублей) в 1,7 раза в 2012 году, в 2,2 раза в 2013 году, в 2,7 раза в 2014 году.
По состоянию на 1 сентября 2011 года привлечено 115,1 млрд. рублей, или 38,6 % утвержденного годового объема приватизации федерального имущества. Следует отметить, что не исключаются риски, связанные с поступлением средств от приватизации в 2012 - 2014 годах в запланированных объемах в связи с нестабильностью на финансовых рынках.
В результате государственный долг Российской Федерации увеличится с 7 743 млрд. рублей (13,2 % ВВП) в 2012 году до 11 388,9 млрд. рублей (15,7 % ВВП) в 2014 году. При этом доля государственного внутреннего долга в совокупном объеме государственного долга в 2014 году составит 81 %, доля государственного внешнего долга -19 %
Динамика объема и структуры государственного долга в 2012 - 2014 годах представлена в таблице №3
(млрд. рублей) |
2012 г. (проект) |
2013 г. (проект) |
2014 г. (проект) |
Государственный долг Российской Федерации |
7 743 |
9 624,70 |
11 388,90 |
% к ВВП |
13,2 |
14,8 |
15,7 |
в том числе: |
|||
государственный внутренний долг |
6 330,90 |
7 873,20 |
9 221,80 |
% к ВВП |
10,8 |
12,1 |
12,7 |
государственный внешний долг |
1 412,10 |
1 751,50 |
2 167,10 |
% к ВВП |
2,4 |
2,7 |
3 |
Таблица №3
Объем государственного долга в 2012 году превысит аналогичный показатель 2011 года в 1,4 раза, а в 2014 году - в 2 раза. Увеличение произойдет в основном за счет роста государственного внутреннего долга, который увеличится соответственно в 2 раза.
Существенно увеличатся бюджетные ассигнования федерального бюджета на обслуживание государственного долга, которые в 2014 году составят 579,2 млрд. рублей, или 4 % общей суммы расходов федерального бюджета и 0,8 % ВВП, что больше общего объема расходов на жилищно-коммунальное хозяйство, охрану окружающей среды, культуру, кинематографию, физическую культуру и спорт, средства массовой информации (273,3 млрд. рублей), на образование (499,5 млрд. рублей), здравоохранение (461,8 млрд. рублей), межбюджетные трансферты (494,7 млрд. рублей). Расходы на обслуживание государственного долга в 2014 году будут превышать аналогичный показатель 2011 года в 1,7 раза.
Объем расходов федерального бюджета в 2014 году по сравнению с 2011 годом в номинальном выражении увеличится на 3 560,4 млрд. рублей, или на 32,3 %, при тенденции к сокращению их доли в ВВП с 20,7 % в 2011 году до 20,1 % в 2014 году. В реальном выражении общий объем расходов по сравнению с предыдущим периодом увеличится в 2012 году на 8,2 %, в 2013 году на 2,2 %, в 2014 году уменьшится на 0,7 %. В 2012 году по сравнению с 2007 годом расходы увеличиваются на 6,7 трлн. рублей, или в 2,1 раза.
Формирование расходов федерального бюджета на 2012 - 2014 годы осуществляется Правительством Российской Федерации исходя из:
Структура расходов федерального бюджета на 2012 - 2014 годы по разделам классификации расходов бюджетов по отношению к общей сумме расходов представлена в таблице №4.
(млрд. рублей) |
2012 год |
2013 год |
2014 год | |||||||||
проект |
в%к итогу |
проект |
в%к итогу |
проект |
в%к итогу | |||||||
ВСЕГО |
12 656,40 |
100 |
13 730,60 |
100 |
14 582,90 |
100 | ||||||
Условно утверждаемые расходы |
343,3 |
2,5 |
833,6 |
5,7 | ||||||||
ВСЕГО (без учета условно утверждаемых) |
12 656,40 |
100 |
13 387,30 |
97,5 |
13 749,30 |
94,3 | ||||||
в том числе: |
||||||||||||
Общегосударственные вопросы |
832,9 |
6,6 |
831 |
6 |
814,2 |
5,6 | ||||||
Национальная оборона |
1 853,30 |
14,6 |
2 329,40 |
17 |
2 737,40 |
18,8 | ||||||
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1 822,00 |
14,4 |
1 981,20 |
14,4 |
2 072,50 |
14,2 | ||||||
Национальная экономика |
1 797,20 |
14,2 |
1 720,50 |
12,5 |
1 653,00 |
11,3 | ||||||
Жилищно-коммунальное хозяйство |
136 |
и |
104,3 |
0,8 |
73,8 |
0,5 | ||||||
Охрана окружающей среды |
21,7 |
0,2 |
22,6 |
0,2 |
23,7 |
0,2 | ||||||
Образование |
603,5 |
4,7 |
558,9 |
4,1 |
499,5 |
3,4 | ||||||
Культура, кинематография |
86,2 |
0,7 |
84,6 |
0,6 |
82,7 |
0,6 | ||||||
Здравоохранение |
551,1 |
4,3 |
503,3 |
3,6 |
461,8 |
3,1 | ||||||
Социальная политика |
3 895,90 |
30,8 |
4 155,30 |
30,3 |
4 163,60 |
28,6 | ||||||
Физическая культура и спорт |
40,8 |
0,3 |
40,3 |
0,3 |
27,7 |
0,2 | ||||||
Средства массовой информации |
73,5 |
0,6 |
70,6 |
0,5 |
65,5 |
0,4 | ||||||
Обслуживание государственного и муниципального долга |
388,4 |
3,1 |
482,3 |
3,5 |
579,2 |
4 | ||||||
Межбюджетные трансферты общего характера |
553,9 |
4,4 |
503 |
3,7 |
494,7 |
3,4 | ||||||
Таблица №4 | ||||||||||||
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» //Счетная палата Российской Федерации | ||||||||||||
Прирост доходов федерального бюджета в 2014 году по сравнению с 2011 годом составит 3 023,2 млрд. рублей, или 27,3 %. В 2012 году по сравнению с предыдущим годом доходы увеличатся на 711,3 млрд. рублей, или на 6,4 %, в 2013 году - на 926 млрд. рублей, или на 7,9 %, в 2014 году - на 1 385,9 млрд. рублей, или на 10,9 %.
Сопоставление основных параметров бюджетных систем РФ и зарубежных стран показывает, что уровень доходов бюджетной системы РФв процентах к ВВП в 2012 - 2014 годах ниже, чем прогнозируется по большинству стран «Группы семи» - Германии, Великобритании, Франции, Италии и Канаде, уровень расходов - ниже, чем во всех странах «Группы семи». Уровень дефицита бюджетной системы Российской Федерации в процентах к ВВП в 2012-2014 годах ниже, чем в США, Японии, Великобритании, Франции, Италии, и сопоставим с уровнем дефицита Германии и Канады.
Показатель СНС |
Значение, млрд.руб. |
1. Валовой внутренний продукт (ВВП) по методу добавленной стоимости |
380 |
2. Валовой внутренний продукт (ВВП) по расходам |
380 |
3. Валовой внутренний продукт (ВВП) по доходам |
380 |
4. Валовой национальный продукт (ВНП) |
377,9 |
|
172,72 |
|
353 |
|
335 |
|
328 |
В данной курсовой работе были достигнуты цели по рассмотрению теоретических основ бюджетной системы РФ и принципов ее построения; исследованию состава, структуры, динамики доходов и расходов Федерального бюджета РФ в период 2012-2014 гг.; и выявлению причин изменений в части его доходов.
По своему материальному содержанию бюджет – это фонд централизованных финансовых ресурсов, по экономической роли – регулятор производства и потребления в обществе, по социальной природе – система денежных и иных общественных отношений между государством, физическим и юридическим лицами. Он также имеет политическое и управленческое содержание, выполняя ряд функций в общественном «организме».