Бюджетная система РФ на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 17:28, контрольная работа

Описание работы

В данной работе предлагается рассмотреть устройство бюджетной системы и обозначить основные проблемы исполнения бюджета.
Задачи:
необходимо определить, что является бюджетной системой в РФ;
рассмотреть современное состояние бюджетной системы РФ путем определения принципов и проблем;
рассмотреть основные функции бюджетной системы РФ;
определить роль бюджетной системы РФ;
провести анализ и показать основные проблемы исполнения бюджета;
дать рекомендации по совершенствованию бюджетной системы.

Содержание работы

Введение 2
1. Теоретические аспекты функционирования бюджетной системы 4
1.1 Понятие и законодательные основы бюджетной системы РФ 4
1.2 Основные функции бюджетной системы РФ 9
1.3 Роль и значение бюджетной системы РФ 10
2. Современное состояние бюджета РФ 12
2.1 Анализ исполнения бюджета РФ 12
2.2 Современные проблемы исполнения Федерального бюджета 19
3. Основные направления совершенствования Бюджетной системы 21
Заключение 24
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

состояние бюджетной системы.rtf

— 2.20 Мб (Скачать файл)

- политическая (финансирование армии, правоохранительных органов).

- НТП (финансирование фундаментальных наук, государственных научно- технических проектов);

- финансирование государственных органов власти.

 

1.3 Роль и значение бюджетной системы РФ

 

Необходимо заметить, что понятия приоритетной функции бюджетной системы не существует - каждое государство самостоятельно выбирает доминирующие статью расходов исходя из конкретной экономико-политической ситуации.

Однако в любом случае конкретное решение ни оказывает влияния на роль бюджетной системы в стране.

Наиболее яркий показатель роли бюджета - отношение доходов (расходов) госбюджета к величине ВВП. Достовернее является расчет показателя по расходу, так как именно они, а не заниженный доход определяют степень участия государства в распределительном процессе.

На общемировом уровне этот показатель имеет тенденцию к возрастанию.

Называются многие причины роста этого показателя в мировом масштабе. Одна из самых важных, если не главная, - это перераспределение акцентов в мировой политике и экономике: распад СССР, стремительный экономический рост азиатских стран (в особенности Китая), ускорение Европейской интеграции, противодействие США возрастающему влиянию на мировое лидерство последних двух причин. Это влечет за собой повышение роли (доли) государства в распределительном (и перераспределительном) процессе, хотя и при господстве рыночной экономики. В России этот показатель - 39% (650 трлн. /1659 трлн.), США - 36%. В Нидерландах же в 1989 году только по центральным органам власти - 54 %. Однако, необходимо сделать соответствующую поправку - по данным Госкомстата 28% от ВВП идет на накопление, а это обновление основных и оборотных фондов.

Таким образом, можно сделать вывод - роль бюджетной системы, в особенности расходной части бюджета, невероятно важна не только в странах с плановой экономикой. Развитые капиталистические страны уделяют бюджетной системе большое внимание как чрезвычайно мощному механизму распределения (и перераспределения) национального богатства. Посредством бюджетной системы государство может устанавливать приоритеты развития даже не экономики, а общества в целом.7

 

 

2. Современное состояние бюджета РФ

 

2.1 Анализ исполнения бюджета РФ

 

Согласно Федеральному закону 173-ФЗ от 23 декабря 2004 года «О Федеральном бюджете на 2005 год» федеральный бюджет на 2005 год утвержден в сумме 3 047 929,3 млн. рублей и по доходам в сумме 3 326 041,1 млн. рублей исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в сумме 18 720 млрд. рублей и уровня инфляции (потребительских цен) 7,5 - 8,5 процента (декабрь 2005 года к декабрю 2004 года). Также установлено превышение доходов над расходами федерального бюджета в 2005 году в размере 278 111,8 млн. рублей.8

Бюджет РФ 2005 г. представлен в табл.1.

 

Таблица 1

Доходы и расходы бюджета РФ на 2005 год

Доходы, млн. руб.

Расходы, млн. руб.

ВВП, млрд. руб.

Инфляция, % (декабрь 2005 к декабрю 2004)

1

2

3

4

3 326 041,1

3 047 929,3

18 720

7,5 - 8,5


 

Структура доходов и расходов бюджета РФ на 2005 год представлена на рис. 1 и 2.

Доходы федерального бюджета за 2005 год, включая безвозмездные перечисления, составили 5 121,0 млрд. рублей, что составляет:

- 23,9% к ВВП за январь-декабрь 2005 года;

- 102,8% к уточненной росписи поступлений доходов в федеральный бюджет на 2005 год.

 

Рисунок 1. Структура доходов Федерального бюджета на 2005 год

 

Рисунок 2. Структура расходов Федерального бюджета на 2005 год

 

В приведенной ниже диаграмме представлена динамика поступлений доходов в федеральный бюджет за январь-декабрь 2004 и 2005 гг. в % к ВВП.

 

 

В таблице 2 представлены данные о поступлении доходов в федеральный бюджет в январе-декабре 2005 года в сравнении с тем же периодом 2004 года.

 

Таблица 2

Данные о поступлении доходов в федеральный бюджет в январе-декабре 2005 года в сравнении с тем же периодом 2004 года (млн. рублей)

ГОД

9 месяцев

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь-Декабрь

1

2

3

4

5

6

ВВП

2004

12 055 500,0

1 606 000,0

1 526 000,0

1 591 300,0

16 778 800,0

2005

15 385 000,0

2 053 000,0

1 960 000,0

2 032 000,0

21 430 000,0

Доходы

2004

2 425 051,3

319 393,0

330 703,3

353 725,9

3 428 873,5

2005

3 681 742,2

472 490,4

459 329,4

507 421,6

5 120 983,6

% исполнения к ВВП

2004

20,1

19,9

21,7

22,2

20,4

2005

23,9

23,0

23,4

25,0

23,9

Уточненные плановые показатели

2004

2 421 557,9

245 054,1

226 192,7

381 039,9

3 273 844,6

2005

3 646 515,2

284 287,4

286 961,7

761 992,2

4 979 756,5

% исполнения к уточненным плановым показателям

2004

100,1

130,3

146,2

92,8

104,7

2005

101,0

166,2

160,1

66,6

102,8


 

Поступления налоговых доходов и иных обязательных платежей, администрируемых Федеральной налоговой службой, за январь - декабрь 2005 года составили 2 663,9 млрд. рублей, или 101,4% к уточненной бюджетной росписи поступлений доходов в федеральный бюджет на 2005 год.

Доходы федерального бюджета, администрируемые Федеральной таможенной службой, за январь - декабрь 2005 года составили 2 102,2 млрд. рублей, или 103,3% к уточненной бюджетной росписи поступлений доходов на 2005 год.

Поступления доходов федерального бюджета, администрируемых Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом, за январь - декабрь 2005 года составили 57,5 млрд. рублей, или 110,4% к уточненной бюджетной росписи поступлений доходов на 2005 год.

Доходы федерального бюджета, администрируемые другими федеральными органами, за январь - декабрь 2005 года составили 297,4 млрд. рублей, или 112,4% к уточненной бюджетной росписи поступлений доходов на 2005 год, из них:

- 6,1 млрд. рублей - невыясненные поступления;

- 85,4 млрд. рублей - безвозмездные перечисления.

Объемы финансирования, распределенные в 2005 году главными распорядителями бюджетных средств (ГРБС) по подведомственной им сети расходными расписаниями, составили 3 584,2 млрд. рублей (100,3% от уточненной бюджетной росписи расходов на 2005 год).

Объем кассовых расходов за отчетный период составил 3 504,5 млрд. рублей (98,0% от уточненной годовой бюджетной росписи расходов федерального бюджета).

 

 

Таблица 3

Показатели финансирования расходов федерального бюджета за январь-декабрь 2005 года, (млрд. рублей)

РЗ

Утверждено Федеральным законом

% роста расходов 2005 г. к 2004 г.

Уточненная сводная бюджетная роспись на год

Финансирование январь-декабрь (распределено ГРБС)

% финансирования январь-декабрь к:

ВВП январь-декабрь

уточненной сводной бюджетной росписи на год

 

 

2004

2005

 

 

2004

2005

2004

2005

2004

2005

2004

2005

ВВП

16 778,8

21 000,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16 778,8

21 430,0

 

 

 

 

Всего

2 659,4

3 539,5

133,1%

2 769,1

3 574,3

2 708,6

3 584,2

16,1%

16,7%

97,8%

100,3%

01

470,8

521,4

110,7%

454,5

509,7

411,3

557,2

2,5%

2,6%

90,5%

109,3%

02

413,4

578,4

139,9%

435,0

586,7

430,9

585,5

2,6%

2,7%

99,1%

99,8%

03

317,2

455,3

143,5%

327,1

453,9

326,0

443,6

1,9%

2,1%

99,7%

97,7%

04

218,3

263,3

120,6%

211,3

265,6

201,8

251,9

1,2%

1,2%

95,5%

94,8%

05

8,2

12,1

147,5%

11,3

10,9

10,5

7,9

0,06%

0,04%

93,2%

72,4%

06

4,5

4,8

104,9%

4,7

4,8

4,7

4,8

0,03%

0,02%

100,5%

100,0%

07

153,0

160,5

104,9%

156,9

159,3

159,2

157,5

0,9%

0,7%

101,5%

98,9%

08

31,7

48,4

152,5%

34,0

48,3

33,8

47,6

0,2%

0,2%

99,5%

98,7%

09

70,0

94,1

134,3%

74,2

93,5

74,0

90,9

0,4%

0,4%

99,7%

97,3%

10

160,2

185,9

116,0%

157,4

191,1

155,0

189,6

0,9%

0,9%

98,5%

99,2%

11

812,0

1 215,4

149,7%

902,8

1250,5

901,3

1247,6

5,4%

5,8%

99,8%

99,8%


 

 

В таблице 3 даны показатели финансирования расходов федерального бюджета за январь-декабрь 2005 года в разрезе разделов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации в сопоставлении с расходами аналогичного отчетного периода 2004 года, приведенными к структуре бюджетной классификации, применяемой в 2005 году.

Финансирование расходов на обслуживание государственного и муниципального долга Российской Федерации (процентные расходы) за январь-декабрь 2005 года составило 228,3 млрд. рублей (6,4% от общего объема финансирования расходов данного периода).

Кассовые расходы на обслуживание государственного и муниципального долга Российской Федерации за отчетный период составили 207,6 млрд. рублей (5,9% от общего объема кассовых расходов данного периода).

Кассовые расходы по обслуживанию государственного внешнего долга Российской Федерации составили 153,5 млрд. рублей (5 420,1 млн. долларов США), в том числе по выплатам:

1. процентов по кредитам, полученным Российской Федерацией от международных финансовых организаций, осуществлены платежи в общей сумме 6,5 млрд. рублей (230,2 млн. долларов США), из них:

- по кредитам Международного валютного фонда - 0,8 млрд. рублей (27,4 млн. долларов США);

- по кредитам Международного банка реконструкции и развития - 5,1 млрд. рублей (182,8 млн. долларов США);

- по кредитам других международных финансовых организаций (ЕБРР, ЕИБ, Нордик) - 0,6 млрд. рублей (20,0 млн. долларов США).

2. процентов по кредитам, полученным Российской Федерацией от правительств иностранных государств, осуществлены платежи в общей сумме 64,2 млрд. рублей (2 269,9 млн. долларов США), из них:

- по новому российскому долгу по связанным и несвязанным кредитам, привлеченным после 01.01.92 от стран-членов Парижского клуба - 4,8 млрд. рублей (165,7 млн. долларов США);

- по новому российскому долгу по связанным кредитам, привлеченным после 01.01.92 от стран, не являющихся членами Парижского клуба - 0,03 млрд. рублей (1,1 млн. долларов США);

- по долгу бывшего СССР, реструктуризированному в рамках соглашений со странами-членами Парижского клуба кредиторов - 58,7 млрд. рублей (2 079,1 млн. долларов США);

- по межправительственному соглашению между Российской Федерацией и Республикой Кореей от 18.09.2003 об урегулировании задолженности бывшего СССР - 0,7 млрд. рублей (24,0 млн. долларов США).

3. процентов по внешним облигационным займам Российской Федерации выплачено в общей сумме 71,6 млрд. рублей (2 525,9 млн. долларов США), из них:

- по внешним облигационным займам Российской Федерации, привлеченным в 1997-1998 годах - 36,4 млрд. рублей (1 277,3 млн. долларов США);

- по внешним облигационным займам с окончательными сроками погашения в 2010 и 2030 годах - 35,2 млрд. рублей (1 248,6 млн. долларов США).

4. процентов по облигациям внутреннего государственного валютного займа всех серий выплачено в общей сумме 5,3 млрд. рублей (188,2 млн. долларов США).

5. процентов по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным Минфину России в 1998-1999 годах за счет средств Банка России, в соответствии с трехсторонним соглашением между Минфином России, Банком России и Внешэкономбанком от 29.04.2002 № 01-01-06/26-370 выплачено в общей сумме 5,9 млрд. рублей (205,9 млн. долларов США).

Таким образом, на основе данных о финансировании расходов за январь-декабрь 2005 года, можно сделать вывод, что федеральный бюджет за январь-декабрь 2005 года исполнен с профицитом 1 536,8 млрд. рублей, по объему кассовых расходов - с профицитом 1 616,5 млрд. рублей.

Объем средств Стабилизационного фонда Российской Федерации по состоянию на 1 января 2005 года составил 522,3 млрд. рублей.

 

2.2 Современные проблемы исполнения Федерального бюджета

 

Одна из самых серьезных проблем исполнения федерального бюджета - накопление в нем значительных неиспользуемых остатков.

Например, за январь 2005 они выросли на 50 миллиардов рублей. А в целом на счетах регионов скопились суммы, эквивалентные 13 миллиардам долларов.9 И это при том, что в стране существует целый ряд проблем, для решения которых требуется относительно незначительное финансирование.

Накопление остатков объясняется не только низким качеством исполнения бюджета, но и необходимостью борьбы с инфляцией, а также накопления денег "на черный день" в виде сначала "финансового резерва", а теперь "стабилизационного фонда". Эти оправдания не выдерживают критики. С одной стороны, борьба с инфляцией при помощи "замораживания" в бюджете денег налогоплательщиков подрывает мотивацию к уплате налогов. Ведь люди платят в казну для решения проблем общества, а если деньги лежат без движения, то и уплата налогов теряет смысл. С другой стороны, идея "стабилизационного фонда" заключается в накоплении денег вместо их использования, в пассивном ожидании "черного дня" в то самое время, когда финансирование модернизации страны может, ослабив зависимость от нефтедолларов, позволить избежать самого его наступления.

Словом, накопление остатков в федеральном бюджете в определенной мере имеет вполне ясное оправдание. Однако, как выясняется, такой же процесс идет и в региональных бюджетах, то есть там, где в принципе такое не должно иметь места. Неиспользуемые остатки средств регионов на 1 января 2005 года составили 73,1 миллиарда рублей, в том числе без Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга - 35,8 миллиарда рублей. За январь неиспользуемые остатки средств на счетах бюджетов выросли еще на 25,1 миллиарда.

Это значит, что 17 процентов всех доходов регионов, то есть практически каждый шестой заработанный ими рубль, не был использован и остался на их счетах.

Информация о работе Бюджетная система РФ на современном этапе