Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 21:36, курсовая работа

Описание работы

Основными функциями государства, обеспечивающими успешное социально-экономическое и политическое развитие страны, являются: - разработка, принятие, реализация и совершенствование законодательных актов, формирующих институциональные основы рыночного хозяйства; -поддержание макроэкономической и социально-политической стабильности, эффективное регулирование и промышленная политика; -финансирование основных социальных услуг, поддержка слабо защищенных групп населения; -регулирование интеграции в мировую экономику с учетом защиты национальных интересов; -осуществление мер по охране окружающей среды.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты формирования бюджетной системы
1.1 Социально-экономическая сущность бюджетной системы………………4
1.2 Функции бюджетной системы и структура государственного бюджета………………………………………………………………………….…….8
1.3 Сбалансированность и механизм регулирования государственного бюджета………………………………………………………………………............13
2. Анализ формирования и развития бюджетной системы Российской Федерации
2.1 Структура и динамика бюджетной системы Российской Федерации.....20
2.2 Специфика формирования и развития бюджетной системы Российской Федерации………………………………………………...……………………….…22
2.3 Основные направления совершенствования бюджетной системы Российской Федерации…………………………………………………………...………….……23
Заключение……………………………………………………...………………29
Список использованной литературы……………...………………………….32

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ МАКРО.doc

— 196.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Теоретические аспекты  формирования бюджетной системы

1.1 Социально-экономическая  сущность бюджетной системы………………4

1.2 Функции бюджетной  системы и структура государственного  бюджета………………………………………………………………………….…….8

1.3 Сбалансированность  и механизм регулирования государственного  бюджета………………………………………………………………………............13

2. Анализ формирования  и развития бюджетной системы  Российской Федерации

2.1 Структура и динамика  бюджетной системы Российской Федерации.....20

2.2 Специфика формирования  и развития бюджетной системы  Российской Федерации………………………………………………...……………………….…22

2.3 Основные направления  совершенствования бюджетной системы  Российской Федерации…………………………………………………………...………….……23

Заключение……………………………………………………...………………29

Список использованной литературы……………...………………………….32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

       Государственные  финансы составляют часть финансовой  системы страны. По экономической  сущности государственные финансы  — это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства, необходимых ему для выполнения экономических, социальных и политических функций.

      Основными  функциями государства, обеспечивающими  успешное социально-экономическое  и политическое развитие страны, являются:

разработка, принятие, реализация и совершенствование законодательных  актов, формирующих институциональные  основы рыночного хозяйства;

-поддержание макроэкономической  и социально-политической стабильности, эффективное регулирование и  промышленная политика;

-финансирование основных  социальных услуг, поддержка слабо  защищенных групп населения;

-регулирование интеграции в мировую экономику с учетом защиты национальных интересов;

-осуществление мер  по охране окружающей среды.

    Для выполнения  этих функций требуются как  экономические и технологические  предпосылки, так и институциональная  среда: нормы и правила, обеспечивающие использование этих предпосылок, четкое определение роли, которую государство может сыграть в конкретных сложившихся условиях, способность государства законодательно определять, финансировать и практически реализовывать принятые законодательные нормы. Роль и возможности государства и государственных финансов в общественном развитии могут быть различными и зависят от конкретной обстановки. Наиболее общие предпосылки повышения эффективности государственных финансов:

-объем осуществляемых  государством функций и реализуемые им меры должны соответствовать экономическому потенциалу, финансовым ресурсам и социально-политической обстановке в стране;

-используемые меры  и механизмы должны быть работоспособными  и содействовать улучшению экономической  ситуации в стране;

-работа госаппарата  должна улучшаться, имея в виду  нацеливание его на решение  проблем общества в целом, преодоление  противоречащих общенациональным  стремлений отдельных групп и  слоев населения, ликвидацию коррупции.

     В настоящее  время в России действуют три уровня органов власти и управления, два из которых — государственные (федеральный и субфедеральный), финансовой основой их деятельности являются федеральный и 89 субфедеральных бюджетов, и один уровень — муниципального управления, финансовой основой деятельности которого являются местные бюджеты.

 

 

 

 

1. Теоретические  аспекты формирования бюджетной  системы

1.1 Социально-экономическая  сущность бюджетной системы

Рассмотрение бюджетной  системы, её сущности, невозможно без  предварительного анализа термина "бюджет". Нужно отметить, что целенаправленное социально-экономическое развитие государства не может успешно осуществляться без образования различных централизованных фондов, и, прежде всего, общегосударственного фонда денежных средств - государственного бюджета. Государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы страны.

Общее понятие бюджета  приведено в статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее  БК РФ). "Бюджет - это форма образования  и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства местного самоуправления".

В материальном понимании  государственный бюджет представляет собой централизованный в масштабах  государственного или административно-территориального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления. Материальное содержание бюджета не является постоянным, объем концентрируемых в нем денежных средств постоянно меняется, меняются виды поступлений в него, направления расходов. Однако сущность государственного бюджета постоянна. Она проявляется в общественных отношениях, связанных с концентрацией денежных средств в бюджете и их использованием, т.е. в характеристике сущности бюджета как экономической категории.

Как экономическая категория  бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих  в процессе образования, планового  распределения и использования  государственного централизованного  фонда денежных средств. Бюджетные отношения возникают между государством и его субъектами (юридическими и физическими лицами) при образовании централизованного фонда с помощью налогов, сборов, пошлин, а также при использовании централизованного бюджетного фонда; через экономические отношения ежегодно мобилизуют в государственный бюджет значительную часть накоплений предприятий (организаций) и часть доходов населения. Средства бюджета направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства, социально-культурных мероприятий.

Понятие государственного бюджета имеет и правовой (законодательный) аспект, с позиции которого он рассматривается  как финансовый план государства.

Государственный бюджет - это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства или административно-территориального образования, утверждаемый соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти. Сердцевиной финансового планирования является сводный финансовый план государства, разрабатываемый одновременно с планом социального развития как составная его часть. Финансовый план призван отразить согласованность материально-вещественных и денежно-финансовых пропорций общественного производства. Разработка сводного финансового баланса страны придает государственному бюджету новый статус - главного стержневого баланса формирования и расходования централизованного денежного фонда государства во взаимосвязи с движением финансовых средств и денежных ресурсов.

Также большое значение принадлежит социальной функции государственного бюджета. В бюджетах всех промышленно развитых зарубежных стран наблюдается значительный рост затрат, связанных с воспроизводством рабочей силы: расходов на образование, здравоохранение, социальное страхование и o6ecпечение. Государственный бюджет - центральное звено финансовой системы. Его главное назначение - с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики, решения общегосударственных задач, укрепления обороноспособности. Государственный бюджет служит основным инструментом государства в централизации и перераспределении валового общественного дохода.

Построение бюджета  основано на соблюдении определенных принципов:

-принцип единства - сосредоточение в бюджете всех доходов и расходов государства. В государстве должна существовать единая бюджетная система, однообразие финансовых документов и бюджетной классификации.

-принцип полноты означает, что по каждой статье бюджета  учитываются все затраты и  все поступления.

-принцип реальности предполагает правдивое отражение доходов и расходов государства.

-принцип гласности - это обязательное информирование населения об основных расходах и источниках доходов.

Формирование и использование  государственного бюджета в Российской Федерации имеет ряд отличительных черт:

1)составление и использование бюджета носит ярко выраженный балансовый характер. Балансовый метод бюджета позволяет наметить необходимые соотношения между объемом денежных доходов и размером расходов.

2)формирование и использование государственного бюджета базируется на сочетании централизованных начал с инициативой местных органов власти. Развитие местного самоуправления - экономическая основа реализации принципа развития демократического общества.

3)с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями экономики, субъектами Российской Федерации и иными сферами.

4)бюджет страны связан со всеми отраслями экономики. Отрасли связаны с бюджетом, как по формированию его доходов, так и по линии финансирования их развития.

Формирование государственного бюджета происходит как на стадии первичного распределения национального  дохода, так и в ходе его перераспределения. В процессе первичного распределения  национального дохода государство  получает в свое распоряжение часть чистого дохода в форме налогов. В результате перераспределения в бюджет поступает часть прибыли экономических субъектов различных форм собственности. Роль государственного бюджета, прежде всего, состоит в том, что бюджет создает финансовую базу, необходимую для финансового обеспечения деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Бюджетными средствами обеспечиваются следующие направления  деятельности:

-государственное и муниципальное управление;

-международная деятельность государства (обслуживание международного кредита, возврат кредитов, культурные связи);

-национальная оборона;

-правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;

-функционирование государственной судебной власти;

-проведение фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу;

-развитие отраслей народного хозяйства (энергетики, строительства, сельского хозяйства и т.д.);

-предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;

-обеспечение обороноспособности страны;

-развитие образования, здравоохранения, культуры, искусства, средств массовой информации;

-осуществление социальной политики.

Роль государственного бюджета в социально-экономическом  развитии общества заключается в  следующем:

1)государственный бюджет является инструментом воздействия на развитие экономики. С его помощью государство осуществляет перераспределение национального дохода и тем самым изменяет структуру общественного производства, влияет на социальные преобразования.

2)государственный бюджет  играет важную роль в решении социальных проблем путем улучшения бюджетного финансирования учреждений социальной сферы - просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного строительства. Кроме того, государственный бюджет обеспечивает нивелирование социальных последствий расслоения граждан по их материальному положению.

3)на современном этапе развития экономики государственный бюджет становится одним из основных инструментов государства в проведении экономической и социальной политики. Планируя бюджетные доходы и расходы, государство концентрирует денежные средства на проведение экономической и социальной политики, преодоление экономического кризиса.

4)государственный бюджет играет также немаловажную роль в выравнивании экономического развития регионов страны путем бюджетного финансирования объектов, которое может осуществляться на возвратной (средства предоставляются в виде кредита на капитальные вложения) и безвозвратной основе.

5)основная роль бюджета состоит в том, что он ежегодно мобилизует и концентрирует денежные накопления предприятий (организаций) и населения в централизованном государственном фонде для финансирования развития экономики, социально-культурных мероприятий, укрепления обороноспособности страны, на содержание органов власти и образования резервов.

6)государственный бюджет служит важным рычагом воздействия на развитие производительных сил общества, ускорение научно-технического прогресса при умелом использовании его средств. Он играет важную роль в реализации экономической политики государства, направленной на повышение жизненного уровня населения страны.

7)государственный бюджет важен в финансировании общегосударственных нужд и программ социально-культурных мероприятий, фундаментальных научных исследований.

После рассмотрения понятия бюджета и его социально-экономических аспектов следует перейти к термину "бюджетная система". Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение термину: "бюджетная система - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов". Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы её построения.

Информация о работе Бюджетная система РФ