Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 21:36, курсовая работа

Описание работы

Основными функциями государства, обеспечивающими успешное социально-экономическое и политическое развитие страны, являются: - разработка, принятие, реализация и совершенствование законодательных актов, формирующих институциональные основы рыночного хозяйства; -поддержание макроэкономической и социально-политической стабильности, эффективное регулирование и промышленная политика; -финансирование основных социальных услуг, поддержка слабо защищенных групп населения; -регулирование интеграции в мировую экономику с учетом защиты национальных интересов; -осуществление мер по охране окружающей среды.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты формирования бюджетной системы
1.1 Социально-экономическая сущность бюджетной системы………………4
1.2 Функции бюджетной системы и структура государственного бюджета………………………………………………………………………….…….8
1.3 Сбалансированность и механизм регулирования государственного бюджета………………………………………………………………………............13
2. Анализ формирования и развития бюджетной системы Российской Федерации
2.1 Структура и динамика бюджетной системы Российской Федерации.....20
2.2 Специфика формирования и развития бюджетной системы Российской Федерации………………………………………………...……………………….…22
2.3 Основные направления совершенствования бюджетной системы Российской Федерации…………………………………………………………...………….……23
Заключение……………………………………………………...………………29
Список использованной литературы……………...………………………….32

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ МАКРО.doc

— 196.50 Кб (Скачать файл)

Одной из центральных  проблем бюджетного федерализма является бюджетное выравнивание, которое подразделяется на вертикальное и горизонтальное (эти понятия пришли к нам из зарубежной практики). Вертикальное выравнивание - это процесс достижения баланса между объемом обязательств каждого уровня власти по расходам с потенциалом его доходных ресурсов (налоговых поступлений). На вышестоящий уровень накладываются обязательства в случае, если потенциальные возможности по обеспечению доходной части на нижестоящем уровне недостаточны для финансирования возложенных на него функций, центральное правительство тогда обязано предоставить этому региональному или местному органу власти недостающие бюджетные ресурсы. Центральное правительство, обладая гораздо большими, чем любой регион, возможностями экономического регулирования и объемами налоговых поступлений, должно компенсировать дисбаланс региональных бюджетов за счет средств, аккумулированных на уровне федерального бюджета. Вертикальное выравнивание непременно должно сочетаться с горизонтальным, означающим пропорциональное распределение налогов и дотаций между субъектами Федерации для устранения неравенства в возможностях различных территорий, вызванных территориальным фактором. Таким образом, получается, что к расходам федерального бюджета на решение социально-экономических задач федерального масштаба добавляются еще и расходы на достижение сбалансированности бюджетной системы .

 

В России оба направления  бюджетного выравнивания сопряжены  с огромными трудностями. Задача горизонтального выравнивания становится здесь сложна, как ни в одной другой стране мира, поскольку решение задачи обеспечения каждому гарантированных государством услуг связано с большими различиями в экономическом положении тех или иных регионов, с различным уровнем затрат и большой дифференциацией бюджетных возможностей региональных и местных органов власти.

Существенное воздействие  на обеспечение каждому социальных стандартов, гарантированных государством, оказывают рыночные процессы и продолжающийся экономический кризис, заставляющий предприятия отказываться от социальных затрат и сокращать численность работников, которые обращаются за защитой к государству. Эти факторы породили ряд факторов, которые наряду с естественными географическими должны непременно учитываться при организации горизонтального выравнивания бюджетной обеспеченности. Это и дифференциация населения по уровню денежных доходов, и существенные региональные различия в прожиточном минимуме, и разный уровень цен. Все это значительно усложняет и без того непростую задачу бюджетного выравнивания. Организация вертикального бюджетного регулирования также сопряжена со значительными трудностями. На сегодняшний день в ее основу положены такие принципы, которые в определенной мере стимулируют субъекты Федерации к повышению дефицита своего бюджета. Яркий тому пример - существующая методика распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки регионов (трансфертов). Первая его часть направляется в адрес так называемых нуждающихся регионов, вторая - в адрес особо нуждающихся. Нуждающимся считается регион, среднедушевые доходы которого ниже, чем в среднем по России, особо нуждающимся" - регион, бюджетные расходы которого выше его доходов, то есть бюджет с дефицитом. Таким образом, перерасход средств региональных бюджетов на основе данной методики будет автоматически покрыт из федерального бюджета. Естественным результатом этого является то, что стремление федерального Правительства снизить дефицит бюджета наталкивается на экономически обусловленное противостояние регионов. Таким образом, очевиден тот факт, что для нормального развития системы бюджетного федерализма способы и приемы бюджетного выравнивания нуждаются в серьезных переменах.

Тем не менее, само по себе бюджетное выравнивание не является решающим признаком бюджетного федерализма, ибо может иметь место и в унитарном государстве. Оно, таким образом, лишь по форме выражает отношения бюджетного федерализма, а по своей сущности выступает как объективно необходимый способ функционирования единого государства, единой финансовой и экономической системы общества. Решение проблем бюджетного федерализма в конечном итоге позволит стабилизировать российскую государственность, повысить управляемость и объективность нашей рыночной экономической системы.

Подводя итог, необходимо заметить, что сбалансированность бюджета существует как таковая и рассматривается сразу в трёх аспектах, или измерениях. Первое - это те принципы, которые закладываются в формирование паритета между доходами и расходами, иначе говоря, это принципы и методы профицитности. Второе измерение - горизонтальное, отражающее функциональные связи субъектов федерации по поводу создания единого фонда финансовых средств и дальнейшего его перераспределения. И третье - вертикальное, свидетельствующее о наличии подчиненности субъектов центру и необходимого к исполнению, общего для всех по своей социально-экономической направленности, плана. К сожалению, в Российской Федерации, как минимум один аспект не является успешным, а именно избранная политика установления доходов и расходов. Регуляция осуществляется циклически, что требует несомненно меньших затрат, но и положительные изменения обеспечивает лишь краткосрочные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ  формирования и развития бюджетной  системы Российской Федерации

2.1 Структура  и динамика бюджетной системы Российской Федерации

Государственный бюджет состоит из двух дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Доходы государственного бюджета - это денежные средства, поступающие  в безвозмездном порядке в  соответствии с бюджетным и налоговым  законодательством РФ в распоряжение федеральных органов государственной власти. В доходы государственного бюджета зачисляются:

-собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы РФ;

-собственные неналоговые  доходы (доходы от платных услуг,  оказываемых соответствующими органами  государственной власти; доходы  от использования и продажи  имущества, находящегося в государственной  собственности; таможенные пошлины и сборы и др.);

-остаток средств на конец предыдущего года;

-доходы, полученные в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений (перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования).

 

Расходная часть представляет собой денежные средства, направляемые для исполнения расходных обязательств РФ, на финансовое обеспечение задач и функций государства. Расходы государственного бюджета классифицируют:

1) по экономической роли в процессе воспроизводства - на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы;

2) по функциональному назначению - на затраты на содержание аппарата управления, финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, правоохранительную деятельность и др.

Формирование расходов государственного бюджета осуществляется в соответствии с расходными обязательствами  РФ, обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочий органов государственной власти. В соответствии со статьей 21 Бюджетного Кодекса РФ классификация расходов бюджета состоит из 11 разделов. Они являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов.

Наибольший удельный вес в классификации расходов занимают межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому  бюджету бюджетной системы РФ.

Вторым разделом, доля которого составляет 12,61% от общей суммы расходов, являются общегосударственные вопросы. К основным подразделам можно отнести бюджетные ассигнования на судебную систему, обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора, обслуживание государственного и муниципального долга и другие общегосударственные вопросы.

Национальная экономика  занимает третье место в распределении  бюджетных средств. К этому разделу  относятся полномочия по регулированию  и поддержке экономической деятельности, включая вопросы природопользования, развития инфраструктуры и природно-ресурсного потенциала, государственной поддержки отдельных отраслей экономики в основном отнесены к ведению Российской Федерации. Основное место в их структуре занимают бюджетные ассигнования на транспорт, воспроизводство минерально-сырьевой базы, сельское хозяйство и рыболовство, связь и информатику, другие вопросы в области национальной экономики.

Следующим разделом, удельный вес которого снижается в общем  объеме расходов, является образование. Направляются ассигнования на повышение квалификации и переподготовку работников федеральных бюджетных учреждений, реализация мер социальной защиты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в этих учреждениях, ассигнования позволят обеспечить предоставление среднего профессионального образования студентам, высшего образования, а именно увеличение бюджетных мест.

Раздел социальная политика имеет немаловажное значение, но его  финансирование занимает незначительную долю в общем объеме расходов федерального бюджета.

 

Здравоохранение и спорт - это один из наиболее важных показателей, т.к. от финансирования этого раздела  способность населения страны участвовать  во всех сферах производства. То есть с  помощью трудовых ресурсов, осуществляются все поставленные задачи государства, малых организаций, фабрик, заводов и т.д. "Спорт и физкультура" - проведение спортивных мероприятий и соревнований, содержание центров спортивной подготовки и т.п.

Менее финансируемые  разделы федерального бюджета, удельный вес которых от 0,14-1,3% в общем объеме расходов занимают: культура, кинематография и СМИ; жилищно-коммунальное хозяйство; охрана окружающей среды.

2.2 Специфика  формирования и развития бюджетной  системы Российской Федерации

 Впервые федеральный бюджет является составной частью перспективного финансового плана, сформированного на три года, как это происходит во многих развитых странах. Тем самым Россия выходит на качественно новый уровень управления общественными финансами. Впервые основой формирования бюджета становятся четко заданные цели и приоритеты государственной политики, а расходы федерального бюджета четко увязаны с конкретными и измеримыми результатами деятельности федеральных органов исполнительной власти. Параметры бюджета стали улучшаться, с 2000 по 2008 годы и доходы, и расходы стабильно росли. При этом профицит бюджета в 2004 году составлял 4,3%, в 2006 году - 7,4%, а в 2008 году - 4,1% ВВП. Однако в 2009-2011 годах состояние бюджета ухудшилось в результате мирового финансового кризиса: консолидированный бюджет закрылся с минимальным профицитом в 70 млрд. рублей, или чуть более 3%.

Но согласно бюджетному посланию Президента РФ о бюджетной  политике в 2012-2014 годах, бюджетная политика должна быть ориентирована на адаптацию бюджетной системы к изменившимся условиям и на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период.Сложность современной экономической ситуации и связанные с этим проблемы формирования и исполнения бюджета не должны рассматриваться в качестве основания для отказа от ранее определенных стратегических целей. Для их выполнения Правительству необходимо поставить следующие задачи на 2012-2014 годы:

1)обеспечить исполнение социальных обязательств;

2)ограничить размеры бюджетного дефицита в целях сохранения макроэкономической стабильности и устойчивости выполнения социальных обязательств в последующие годы;

3)перейти к режиму жесткой экономии бюджетных средств, предполагающему достижение максимально возможного мультипликативного экономического и социального эффекта от каждого бюджетного рубля;

4)определить оптимальные формы поддержки реального сектора экономики и финансовой системы;

5)обеспечить кардинальное повышение качества предоставления гражданам государственных услуг, модернизацию сети оказания услуг гражданам за счет бюджетных средств;

6)усовершенствовать механизмы государственных закупок за счет применения современных процедур размещения заказов, консолидации заказчиков, а также использования комплексных методов управления инвестиционными проектами;

7)определить экономически оправданный уровень налоговой нагрузки и структуру налогов, соответствующие современной стадии развития российской экономики и стимулирующие развитие предпринимательства, поиск и применение передовых технологий;

8)обеспечить сбалансированность расходных полномочий и ресурсов для их обеспечения на каждом уровне публичной власти, установить ответственность за неэффективное расходование средств, создать стимулы для расширения собственного доходного потенциала.

За более чем двадцатилетнюю историю развития федеративного устройства бюджетной системы были осуществлены весьма значительные меры и нововведения в целях повышения качества и полноты исполнения государством своих бюджетных обязательств. Однако два финансовых кризиса, произошедших за этот период, выявили значительные недостатки бюджетной политики России. Существует целая цепочка нежелательных зависимостей, когда бюджет - а с ним и социальная стабильность - региона всецело зависит от федеральных дотаций, а возможности последних напрямую зависят от сырьевых доходов, а значит и от курсов валют, покупательной способности стран Европы, политической конъюнктуры в них. Всё это часто приводило к дефициту бюджета, граничащему с критическими значениями. Вышеперечисленные задачи - от социальных до юридических - призваны придать бюджетной системе России гораздо большую независимость от внешних факторов, нежели та, которой она обладает сейчас.

 

2.3 Основные  направления совершенствования  бюджетной системы Российской Федерации

 

В настоящее время  создана законодательная основа для эффективного функционирования и развития бюджетной системы  страны, повышения результативности бюджетных расходов. Законодательно определен механизм использования  нефтегазовых доходов федерального бюджета, установлены параметры формирования нефтегазового трансферта и ограничения на размер дефицита федерального бюджета. Сформированы Резервный фонд, призванный обеспечить сбалансированность федерального бюджета и исполнение принятых расходных обязательств в случае недостаточности нефтегазовых доходов, и Фонд национального благосостояния, ориентированный, прежде всего, на накопление финансовых средств для обеспечения долгосрочной устойчивости пенсионной системы.

Информация о работе Бюджетная система РФ