Бюджетная система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 10:19, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить и охарактеризовать бюджетную систему Российской Федерации. Достижение данной цели возможно при последовательном изучении каждого из пунктов плана работы (оглавления).

Содержание работы

Введение......................................................................................................................3
1. Понятие и принципы бюджетной системы РФ...............................................4
2. Доходы и расходы государственного бюджета...............................................8
2.1 Доход бюджета.............................................................................................8
2.2 Расходы государственного бюджета..........................................................9
3. Государственные и региональные финансы.................................................13
3.1. Бюджет, внебюджетные фонды..............................................................13
3.2. Государственный долг, кредит................................................................15
3.3. Бюджетная система регионов.................................................................17
4. Финансы хозяйствующего субъекта.............................................................19
4.1. Коммерческие и некоммерческие организации...................................19
5. Бюджетный процесс и его стадии ................................................................22
Заключение.................................................................................................................24
Список нормативно-правовых актов.......................................................................25
Список использованной литературы.......................................................................25

Файлы: 1 файл

Курсовая правленная.doc

— 28.73 Кб (Скачать файл)

 

    В соответствии с действующим законодательством в РФ исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:

 

   - обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление;

 

   - функционирование федеральной судебной системы;

 

   - осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, другие расходы в области международного сотрудничества);

 

   - национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

 

   - фундаментальные исследования и содействие научно - техническому прогрессу;

 

   - государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

 

   - государственная поддержка атомной энергетики;

 

   - ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

 

   - исследование и использование космического пространства;

 

   - содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти Российской Федерации;

 

   - формирование федеральной собственности;

 

   - обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;

 

   - компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат;

 

   - пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

 

   - проведение выборов и референдумов Российской Федерации;

 

   - федеральная инвестиционная программа;

 

   - обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;

 

   - обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

 

   - финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;

 

   - официальный статистический учет;

 

   - прочие расходы1 .

 

    По согласованию с региональными и местными органами власти совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов финансируются следующие виды расходов:

 

   - государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;

 

   - обеспечение правоохранительной деятельности;

 

   - обеспечение противопожарной безопасности;

 

   - научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно - технический прогресс;

 

   - обеспечение социальной защиты населения;

 

   - обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;

 

   - обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;

 

   - развитие рыночной инфраструктуры;

 

   - обеспечение развития федеративных и национальных отношений;

 

   - обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ;

 

   - обеспечение деятельности средств массовой информации;

 

   - финансовая помощь другим бюджетам;

 

   - прочие расходы, находящиеся в совместном ведении РФ, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований1 .

 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

   

     3. Государственные и региональные финансы

 

          3.1. Бюджет, внебюджетные фонды

 

   

  

    Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, «бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

 

    Бюджет в экономике – это роспись доходов и расходов субъектов хозяйствования на определенный период времени, как правило, на год. В зависимости от субъекта хозяйствования, для которого он составлен, различают государственный и местный (в том числе региональный и муниципальный), а также потребительский (семейный) бюджеты1 .

 

    Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год.

 

    Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций2 .

 

    Внебюджетные фонды – это целевые фонды финансовых ресурсов, предназначенные для решения централизованных задач на уровне государства, муниципалитетов и отраслей экономики, обеспечивающие дополнительными источниками финансирования приоритетные направления социально – экономического развития общества.

 

    Государственные внебюджетные фонды представляют собой целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за счет обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь. Государственные федеральные внебюджетные фонды относятся к федеральной собственности1 .

 

    Бюджетный кодекс Российской Федерации включает в число государственных социальных внебюджетных фондов Российской Федерации:

 

   1. Пенсионный фонд Российской Федерации;

 

   2. Фонд социального страхования Российской Федерации;

 

   3. фонды обязательного медицинского страхования;

 

   4. Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.

 

    Наряду с государственными внебюджетными фондами социальной направленности существуют государственные внебюджетные фонды, имеющие экономическую, благотворительную и другую ориентацию.

 

   К экономическим внебюджетным фондам относятся:

 

   1. Федеральный и территориальные дорожные фонды Российской Федерации;

 

   2. Федеральный экологический фонд Российской Федерации;

 

   3. Государственный фонд борьбы с преступностью;

 

   4. Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;

 

   5. Фонд развития Федеральной пограничной службы Российской Федерации;

 

   6. Фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии;

 

   7. Фонд развития таможенной системы Российской Федерации;

 

   8. Федеральный фонд Государственной налоговой службы Российской Федерации и Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации2 .

 

    Существуют также внебюджетные фонды отраслевого и межотраслевого назначения, целью деятельности которых является финансовая поддержка конкретных институтов, проектов, развития и стимулирования производства. К ним относятся, например, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства и Фонд содействия научно – техническому прогрессу.

 

    Через государственные внебюджетные фонды осуществляется перераспределение части национального дохода в интересах отдельных слоев населения1 .

 

    Таким образом, в настоящее время происходит процесс централизации финансовых средств в руках государства, устраняется излишняя полицентричность финансовой системы.

 

   3.2. Государственный долг, кредит

 

    Государственный долг является следствием систематического превышения расходов государства над его доходами и представляет собой сумму всех постатейных дефицитов бюджета, скорректированных на сумму всех положительных сальдо бюджета. Общий государственный долг страны – это объем всех обязательств правительства перед держателями ценных бумаг, а также задолжность по всем ранее полученным, но не погашенным кредитам.

 

    Общий долг государства состоит из долгов федерального и регионального правительств и различных общественных фондов. Наиболее весомым и существенным по объему является долг федерального правительства, так как оно имеет наибольший доступ к финансовым ресурсам как на внутреннем, так и на внешнем рынках капитала2 .

 

    Принято разделять государственный долг на внутренний и внешний, однако в экономической теории нет однозначности в критериях такого разделения.

 

    В общем случае определение видов долга производиться исходя из валюты задолжности (национальная или иностранная) либо их групп кредитов (внутренние или внешние). Наиболее удобным в управленческом аспекте представляется определение государственного долга как сумм выпущенных ценных бумаг и полученных кредитов: внутреннего в валюте страны, внешнего - в иностранной валюте.

 

    До определенного уровня государственный долг может рассматриваться только как инструмент проведения бюджетной и денежно – кредитной политики, т.е. для осуществления заимствований с целью финансирования дефицита бюджета, а также для регулирования уровня ставок и денежного предложения в экономике. Однако увеличение размеров долга становиться причиной того, что он сам начинает оказывать влияние на проводимую денежно - кредитную политику, прежде всего на инфляционные ожидания экономических агентов1 .

 

    Государственный кредит представляет собой денежные отношения, по которым РФ, субъект РФ или муниципальное образование являются кредиторами или заемщиками. Государственный кредит может быть получен и предоставлен РФ, субъектами РФ и муниципальными образованьями юридическим и физическим лицам, бюджетам других уровней, иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям в пределах полномочий бюджета соответствующего уровня. Государство в лице уполномоченного органа исполнительной власти заключает кредитный договор, в соответствии с которым у него возникают определенные обязательства или требования.

 

   Условия кредитного договора: 1) срок предоставления или получения кредита; 2) обязанности сторон; 3)условия обеспечения возврата кредита; 4)размер процентной ставки за пользование кредитом и др2 .

 

    Важнейшая функция государственного кредита – перераспределение денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики в целом и целесообразностью поддержки того или иного направления социально - экономической деятельности. В настоящее время нет специального централизованного фонда государственного кредитования. Его источником служит соответствующий бюджет, при утверждении расходной части которого предусматриваются необходимые средства на кредитование.

 

    К основным целям государственного кредитования относятся:

 

   1) решение проблем финансирования бюджетного дефицита;

 

   2) проведение региональной финансово – кредитной политики, направленной на выравнивание социально – экономических условий жизни населения и функционирования региональной экономики;

 

   3) поддержка муниципальных образований в решении неотложных социально – экономических задач;

 

   4) поддержка приоритетных для экономики секторов и видов деятельности1 .

 

   3.3. Бюджетная система регионов

 

    Бюджеты субъектов Российской Федерации составляют второй уровень бюджетной системы Российской Федерации. Статья 15 Бюджетного кодекса РФ определяет, что бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации.

 

    Региональные бюджеты - центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации.

 

    В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий2 .

 

    Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется.

 

    С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов.

Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации