Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2012 в 23:51, лекция
Одним из основных инструментов макроэкономического регулирования является фискальная политика.
Фискальная политика - совокупность мер, предпринимаемых правительственными органами по изменению государственных расходов налогообложения.
Тема 4. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика
4.1 Бюджетно-налоговая политика: цели, инструменты, виды
Одним из основных инструментов макроэкономического регулирования является фискальная политика.
Фискальная политика - совокупность мер, предпринимаемых правительственными органами по изменению государственных расходов налогообложения.
Ее основными задачами являются:
• сглаживание колебаний экономического цикла,
• обеспечение устойчивых темпов экономического роста,
• достижение высокого уровня занятости,
• снижение инфляции.
Фискальная политика делится на дискреционную и автоматическую (политику встроенных стабилизаторов). Под дискреционной политикой понимают сознательное манипулирование правительством государственными расходами и налогами.
Она может осуществиться с помощью следующих инструментов:
1) прямые инструменты - изменение государственных закупок товаров и услуг, трансфертных платежей;
2) косвенные - изменения в налогообложении (ставок, налогов) налоговых льгот, базы налогообложения), политика ускоренной амортизации.
В зависимости от стоящей перед ним цели государство проводит стимулирующую или сдерживающую фискальную политику. Стимулирующая политика проводится в периоды спада производства путем увеличения государственных расходов и снижением налога Сдерживающую фискальную политику реализуют в целях снижения инфляции. Она заключается в сокращении государственных расходов увеличения налогов.
Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов G, снижение налогов Т или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной кредитно-денежной политикой Центрального Банка и изменением оптимизации структуры государственных расходов.
Сдерживающая бюджетно-налоговая политика имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов G, увеличение налогов Т или планирование этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В долгосрочном периоде растущий налоговый клин может послужить основой спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции, именно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка ч'. на. Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создает предпосылки для разрушения экономического потенциала, что нередко встречается в экономиках долгосрочного периода.
В краткосрочной перспективе меры бюджетно-налоговой политики
сопровождаются эффектами мультипликаторов государственных расходов, иотв и сбалансированного бюджета.
Инструменты бюджетно-налоговой политики. Государственные закупки, мультипликатор государственных закупок
J
Мультипликатор государственных расходов показывает изменение выпуска продукции, дохода в результате изменения расходов государства рассчитывается по формуле:
Мультипликатор госрасходов = изменение реального национального продукта/ изменение государственных расходов.
Мультипликатор госрасходов = 1/(1 - МРС).
Рис. 3.1. Государственные закупки и равновесный национальный продукт
Таким образом, увеличивая расходы, в период спада производства, сокращая их во время экономических подъемов, государство смягчает экономические кризисы, добивается более плавного роста объем национального производства.
Социальные выплаты (трансферты), их влияние на совокупный выпуск, мультипликатор трансфертов
Трансферты представляют собой платежи, которые делает государство не в обмен на товары и услуги. Государство выплачивает трансферты домохозяйствам и фирмам. Государственные трансфертные платежи домохозяйствам включают в себя различного вида социальные выплаты пособия по безработице, пособия по бедности, пособия по нетрудоспособности, пенсии, стипендии и т.п. Государственные трансфертные платежи фирмам - это субсидии. Трансферты являются автономной величиной, поскольку их размер определяется государством, т.е. является параметром управления.
Трансферты можно рассматривать как антианалоги, т.е. их воздействие на экономику аналогично воздействию автономных налогов, но трансферты и 1ктвуют в противоположном направлении. Так, если рост налогов сокращает совокупный спрос, то рост трансфертов его увеличивает. Или наоборот. Трансферты, как и налоги, оказывают косвенное воздействие на национальный доход, являясь инструментом не его создания, а его перераспределения. И так же как и налоги, трансферты в кейнсианской модели обладают мультипликативным эффектом изменения национального мда (совокупного выпуска).
Чтобы вывести формулу мультипликатора трансфертов, вспомним, что шип-пение трансфертов означает изменение располагаемого дохода: ДТг =Д
Изменение располагаемого дохода ведет к изменению потребления в соответствии с величиной предельной склонности к потреблению:
А изменение потребления мультипликативно изменяет совокупный доход:
Id-личина мультипликатора трансфертов, таким образом, равна:
Мультипликатор трансфертов - это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличивается (уменьшается) совокупный доход при увеличении (уменьшении) трансфертов на единицу. По своему абсолютному значению мультипликатор трансфертов равен мультипликатору налогов. величина мультипликатора трансфертов меньше, чем величина г, мультипликатора расходов, поскольку трансферты оказывают косвенное влияние на совокупный доход, а расходы (потребительские, инвестиционные и государственные закупки) - прямое.
Налогообложение, налоговый мультипликатор
Инструментом дискреционной фискальной политики являются также изменения в налогообложении. Налоги являются преобладающим источником государственных доходов и инструментом регулирования экономики. Поэтому создание эффективной системы налогообложения явл. одной из важнейших задач любой страны.
Налоги - обязательные платежи, взимаемые государством с юридически и физических лиц с целью удовлетворения общественных потребностей. Выделяют следующие функции налогов:
• стимулирующая - создание предпосылок для повышения деловой активности, поощрения отдельных видов предпринимательства, привлечения и перемещения иностранных инвестиций;
• регулирующая - целенаправленное воздействие на темпы экономического роста, структурную перестройку общественного производства, накопление денежного капитала, инфляцию, движения инвестиций, занятость, формирование совокупного платежеспособно! спроса;
• фискальная - формирование ресурсов государства, территории (штатов, республик, областей) и местных органов власти для финансирования соответствующих расходов. Данная функция призвана способствовать огосударствлению части национального дохода и созданию материальных основ функционирования государства;
• распределительная - перераспределение доходов междуу государственным и местными бюджетами, перераспределением национального дохода, распределение налогового бремени междуу социальными группами;
• контрольно-учетная - учет использования экономических pecypcов доходов фирм и домохозяйств, объемов производства, направления размеров движения финансовых потоков;
• ограничительная - сдерживание развития или размещения производства некоторых видов продукции, защита определенных отрасли посредством ограничения импорта товаров.
В ходе эволюции налогообложения возникает налоговая система - законодательно закрепленная совокупность налогов, принципов построения и способов взимания налогов.
В основе построения налоговой системы лежат следующие принципы:
• всеобщность - охват налогами всех юридических и физических лиц, располагающих доходами, имуществом;
• обязательность - юридические и физические лица, облагаемы налогами, обязаны уплачивать их в строго установленные сроки, нарушение сроков или уклонение от уплаты карается законом;
• равнонапряженностъ - взимание налогов по единым ставкам независимо от субъекта обложения;
• однократность - недопущение того, чтобы с объекта обложения налог взимался более одного раза;
• стабильность - ставки налоговых платежей и порядок их отчислений не должны часто изменяться;
• простота и доступность для восприятия;
• справедливость.
Налоговая система содержит следующие элементы:
субъект налога (налогоплательщик) - юридическое или физическое лицо, на которое законодательством возложено обязательство платить налог;
носитель налога - лицо, из дохода которого выплачивается налог.
объект налога - доход или имущество, на которое начисляется налог;
источник налога - средства, из которых выплачивается налог (прибыль и т.д.);
единица обложения - единица измерения объекта налогообложения;
налоговая ставка - величина налога с единицы обложения;
налоговые льготы - уменьшение налоговых ставок, освобождение от налогов;
налоговые платежи - виды и группы налогов;
налоговая база - сумма, с которой взимается налог;
налоговое бремя - величина налоговой суммы.
В зависимости от способа взимания налоги выделяют:
прямые - взимаются непосредственно с лиц и выплачиваются с
их дохода:
налог на прибыль;
налог на доход от денежного капитала; налог на доход or сбережений; налог на капитал и собственность; подоходный налог с физических лиц;
косвенные - выплачиваются опосредованно через цены товаров
и услуг в момент их приобретения. Они устанавливаются на
товары массового потребления, услуги транспорта, сферы
обслуживания:
налог на добавленную стоимость; налог с продаж; акцизы;
фискальные монопольные налоги; таможенные сборы;
В зависимости от соотношения ставки и дохода различают налоги:
с твердой ставкой - определяются в абсолютных величинах и
не зависят от размеров доходов;
пропорциональные - их средняя и предельная ставка остаются постоянными при изменении дохода;
прогрессивные - при возрастании дохода увеличивают средняя и предельная ставки налога;
регрессивные - по мере роста облагаемой суммы средняя предельная ставки уменьшаются;
в зависимости от цели использования налоги выделяют;
общие - поступают в казну государства, не имеют конкретной назначения, используются для общегосударственных нужд;
специальные (целевые) - имеют строго целевое назначение;
по сфере распространения налоги различают:
государственные - формируют доходы госбюджета;
местные - поступают в региональные, муниципальные бюджеты;
по объектам обложения выделяют:
налоги на имущество;
ресурсные налоги;
налоги на доход и прибыль;
налоги на действия и др.;
в зависимости от вида плательщика выделяют:
налоги с физических лиц;
налоги с юридических лиц.
Многообразие налогов, сборов, присущее налоговым системам, можно
привести к изъятию значительной доли национального дохода государственный бюджет.
Представитель теории предложения А.Лаффер доказывал, что высокие налоги, во-первых, не только уменьшают предложение труда, но побуждают индивидов выбирать или виды деятельности, не подлежащие обложению налогами (теневая экономика), или те, где налоговые ставки низкие; во-вторых, налоговое бремя уменьшает размеры сбережений.
Зависимость междуу налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений R Лаффер выражал с помощью кривой, которая носит его имя (рис. 3.2).
Согласно кривой Лаффера, при ставке г = 0 налоговые поступления равны нулю. При ставке г* государство получает максимальную сумму налоговых поступлений R*. Дальнейшее возрастание налоговой ставки будет сопровождаться уменьшением налоговых поступлений (чрезмерно высоки! ставки сдерживают развитие производства, что сужает баз; налогообложения). При ставке налога, равной 100%, производстве становится бессмысленным.
Рис.. Кривая Лаффера
Проблема заключается в том, что правильно определить величину г* чрезвычайно трудно. Лаффер считал, что ставка подоходного налога не должна быть выше 50%. При значительном уровне безработицы государство приводит стимулирующую политику в форме сокращения налогов, что приводит к увеличению доходов домашних хозяйств, что в свою очередь приводит к увеличению расходов и росту совокупного спроса, следовательно, увеличивается объем производства (рис. 3.3).
Рис.. Налоги и равновесный национальный продукт
Как видно из рис. налоги также обладают мультипликационным эффектом и рассчитываются по формуле:
Мультипликатор налогов = МРС/ (1 - МРС).
Механизм налоговой мультипликации, как и в случае с государственными расходами, связан с многократной реакцией потребления им однократное изменение налогов.
Мультипликативный эффект от снижения налогов слабее, чем о увеличения государственных расходов, что алгебраически выражается превышении мультипликатора расходов над налоговым мультипликатором на единицу. Это является следствием более сильного воздействия госрасходов на величины дохода и потребления (по сравнению с изменение! налогов). Данное различие является определяющим при выбор инструментов фискальной политики. Если она нацелена на расширение государственного сектора экономики, то для преодоления циклического спада увеличиваются госрасходы (что дает сильный стимулирующий эффект), а для сдерживания инфляционного подъема увеличиваются налоги (что является относительно мягкой ограничительной мерой).
Информация о работе Бюджетно-налоговая (фискальная) политика