Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2012 в 23:51, лекция
Одним из основных инструментов макроэкономического регулирования является фискальная политика.
Фискальная политика - совокупность мер, предпринимаемых правительственными органами по изменению государственных расходов налогообложения.
Если фискальная политика нацелена на ограничение государственного сектора, то в фазе циклического спада снижаются налоги (что дает относительно небольшой стимулирующий эффект), а в фазе циклического подъема снижаются госрасходы, что позволяет относительно быстро снизил уровень инфляции.
Чистые налоговые поступления представляют собой разность между величиной общих налоговых поступлений в бюджет и суммой выплаченных правительством трансфертов.
Государственный бюджет. Мультипликатор сбалансированного бюджета
Основным звеном финансовой системы является государственный бюджет. Как экономическая категория он представляет собой совокупность финансовых отношений, возникающих между государством и физическими лицами по поводу формирования, распределения, перераспределения i использования фонда денежных средств государства.
По внешней форме госбюджет - это ежегодно составляемая смета доходов и расходов государства, его основной финансовый план.
Сущность госбюджета наиболее полно проявляется в следующих функциях:
перераспределение национального дохода. Через госбюджет происходит перераспределение более половины национального дохода и денежных средств. Это позволяет государству не только удовлетворять государственные потребности, но и обеспечивать выполнение программ
экономического и социального развития страны;
вмешательство в процесс воспроизводства, в результате чего государство поддерживает отдельные отрасли национальной экономики;
контрольная функция;
регулирующая функция (изменение доходов и расходов госбюджета может смягчить спад производства, снизить уровень безработицы, темпы инфляции, т.е. стабилизировать экономику);
осуществление государственной социальной политики, направленной
поддержание социальной справедливости в обществе;
обеспечение внутренней и внешней безопасности;
содержание аппарата управления.
В основе построения бюджета лежит ряд принципов:
принцип единства - означает, что в стране имеется один бюджет, в котором объединены все доходы и расходы государства (определяет проведение единой государственной финансовой политики);
принцип полноты - предполагает учет по каждой бюджетной статье затрат и поступлений;
принцип реальности - предусматривает правдивое отражение в ■ и..икоте всех расходов, доходов, финансовых операций, соответствие ни рждаемых в бюджетах сумм их использованию;
принцип гласности - означает, что правительство обязано публиковать
икот, сообщать об его исполнении.
Структкура бюджета характеризуется бюджетной классификацией -пг.чмо обоснованной группировкой доходов и расходов по однородным признакам с установлением отдельным подразделениям бюджета точных и (именований и порядковых номеров.
Выделяются следующие классификации расходов:
ведомственная - расходы распределяются в зависимости от ведомств;
функциональная - распределение происходит в соответствии с национальным назначением (государственное управление, наука и др.);
экономическая (предметная) - отражает расходы по целевому назначению (капиталовложения, оплата труда, кредиты и др.);
смешанная - расходы распределяются по министерствам
Основные группы расходов государственного бюджета: расходы на финансирование народного хозяйства; затраты на социально-культурные мероприятия;
- расходы на государственное управление, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности;
- затраты на национальную оборону, международную деятельность, расходы на обслуживание государственного долга;
- государственные инвестиции; ,
- субсидии, трансфертные платежи;
- госзакупки товаров и услуг.
Доходы классифицируются по следующим признакам:
• источники (форма изъятия платежа, субъект оплаты, объем обложения, отрасль);
• виды (налоги, доходы от государственных предприятий);
• способ взимания (налоги и штрафы, плата за услуги и добровольны взносы);
• форма, методы изъятия и содержание (налоговые и неналоговые);
• порядок и условия зачисления (закрепленные - доходы, которые направляются в конкретный бюджет, регулирующие - доходы обеспечивающие сбалансированность местных бюджетов, собственные -заработанные доходы, заемные).
Основным источником финансовых ресурсов государства являются налоги. В центральном бюджете они составляют от 80 до 90% всех доходов.
Бюджетная система - это основанная на экономических отношениях в юридических нормах совокупность бюджетов, построение которой соответствует государственному устройству и конституции данной страны.
Консолидированный бюджет - свод бюджетов нижестоящих территориальных уровней и бюджета соответствующего административно-территориально
Консолидированный бюджет включает: центральный бюджет (федеральный, республиканский), бюджет государственного социального страхования, региональные бюджеты территорий (штатов, кантонов, земель, провинций), местные, муниципальные бюджеты (административных групп - областей, районов, графств, общин, округов, городов, департаментов).
Если государственные расходы и автономные налоговые отчисления возрастают на одну и ту же величину, то и равновесный объем производств! возрастает. В этом случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета, который всегда равен или меньше единицы.
Мультипликатор сбалансированного бюджета не предполагает абсолютного устранения любых бюджетных дефицитов или излишков. Речь идет о сбалансировании изменений в доходной и расходной частях бюджета, то есть о сохранении равенства AT = AG, где под символом ДТ обобщенно обозначаются все изменения доходов бюджета, а под символом AG - все изменения расходов бюджета.
При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования
покупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит
бюджета вследствие увеличения госрасходов (например, на
финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или снижения
шов. Соответственно, в период подъема целенаправленно создается бюджетный излишек.
Бюджетный дефицит - эта сумма, на которую за данный период расходы правительства превосходят его доходы. В государствах с нормальной рыночной экономикой бюджетный дефицит в пределах ВВП считается нормальным явлением. Бюджетный дефицит может быть вызван следующими причинами:
осуществление крупных государственных программ развития
экономики (например, структурная перестройка экономики, в этом случае
дефицит оправдан, так как значительные государственные расходы будут
способствовать в будущем подъему экономики и росту доходов бюджета);
спад экономики (сокращение объема производства и доходов ведет к
изменению налоговых поступлений в казну, что при фиксированных расходах государства неизбежно ведет к дефициту);
милитаризация экономики, войны, стихийные бедствия и другие || чрезвычайные обстоятельства;
рост уровня инфляции сверх предусмотренной величины (расходы растут);
расширение трансфертных платежей, введение налоговых льгот, проведение других популярных мер в предвыборные годы;
рост теневого сектора экономики.
Сумма налогов, получаемых государством, определяется доходом immifc т.е. она пропорциональна объему национального производства. Соответственно кривая налоговых поступлений Т будет восходящей.
Из рис. видно, что при неизменном уровне государственного расхода и ставке налогов и низких объемах национального производства до точки t будет наблюдаться бюджетный дефицит.
В точке Е бюджет будет сбалансирован: расходы государства будут рани его доходам. При значительных объемах производства (после точки Е) будет наблюдаться превышение доходов над расходами, т.е. бюджетный излишек (профицит).
Различают структурный и циклический дефицит государственного бюджета. Структурный дефицит — это дефицит, возникающий при данном уровне государственных расходов, налогов и естественном уропц безработицы. Реальный дефицит может оказаться больше структурно!* Циклический дефицит - это разность между реальным и структурным дефицитами.
Наряду с официально измеряемым бюджетным дефицитом может существовать скрытый (квазифискальный) дефицит. Причиной его появления являются квазифискальные операции, осуществляемые центральным банком правительством (предоставление центральным банком льготных кредитов правительству, финансирование ЦБ государственных программ, которые не проходят через бюджет).
3. Недискреционная фискальная политика
Дискреционная фискальная политика - целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных hi изменение уровня занятости, объема производства и темпов инфляции.
Недискреционная фискальная политика - автоматическое изменен названных величин в результате циклических колебаний совокупного доход! Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет периоды роста (уменьшения) ВВП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику. При недискреционной фискальной политике бюджетный дефицит и излишек возникают автоматически, в результате действия встроенных стабилизаторов экономики.
Встроенный (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней] занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Встроенные стабилизаторы относительно смягчают проблему продолжительных временных циклов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы hi- ....чаются без непосредственного вмешательства парламента.
Встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВВП вокруг его потенциального уровня, а только увеличивают размах этих колебаний. На основании данных о циклических in ! mi пых дефицитах и излишках нельзя оценивать эффективность мер … политики, так как наличие циклически несбалансированного | 11 л -га не приближает экономику к состоянию полной занятости ресурсов, . п.,нет иметь место при любом уровне выпуска. Поэтому встроенные стабилизаторы экономики, как правило, сочетаются с мерами дискреционной fit, i .шьной политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости ресурсов. В результате возникает структурный дефицит (излишек) государственного бюджета. Сложности определения уровня полной занятости ресурсов, естественного уровня безработицы и потенциального объёма выпуска затрудняют расчеты структурных дефицитов (излишков) государственного бюджета как в индустриальных, так и в переходных экономиках, хотя именно на основе динамики этих макроэкономических мультипликаторов оценивается эффективность мер фискальной политики в .,. посрочной перспективе.
4 Финансирование бюджетного дефицита; внутренний и внешний государственный долг
Существует несколько способов финансирования бюджетного дефицита:
• повышение налоговых ставок,
• введение специальных налогов;
• долговое финансирование:
внутреннее - имеет место тогда, когда для покрытия бюджетного дефицита осуществляется выпуск и продажа государственных ценных бумаг на открытом фондовом рынке субъектам хозяйствования, населению;
внешнее - связано с продажей государственных ценных бумаг н||.шительствам, субъектам хозяйствования, населению других стран;
денежное финансирование (эмиссия, выдача центральным банком
■ |..нитов правительству для покрытия бюджетного дефицита);
• внешние займы;
• отсрочка платежей правительства, местных органов власти за товары и , iнуги;
средства, полученные от приватизации государственной собственное! к
( уществуют три концепции регулирования бюджетного дефицит:
1) концепция ежегодно балансируемых бюджетов ~ исключай фискальную деятельность государства как антициклическую стабилизирующую силу. Согласно данной концепции, балансировани бюджета осуществляется с помощью оперативного государственного регулирования доходов и расходов;
2) идея бюджета, балансируемого на циклической основе - предполагай что правительство реализует антициклическую политику и одновременн балансирует бюджет. Причем бюджет балансируется не ежегодно, а в ход экономического цикла (в период спада правительство снижает налоги увеличивает расходы, что ведет к дефициту бюджета, в перио, экономического роста правительство принимает противоположные мерь используя положительное сальдо бюджета для возмещения предыдущег дефицита);
3) концепция функциональных финансов (основной целы государственных финансов является стабилизация экономики, а проблсмь порождаемые дефицитами или излишками, имеют второстепенное значение это обосновывается тем, что в периоды подъема поступления в бюдже увеличиваются автоматически, следовательно, дефицит бюджета буде самостоятельно ликвидироваться).
Последствия бюджетного дефицита находят выражение в росте объем! сбережений, используемых для финансирования государственных расходов и уменьшении величины средств, направляемых на финансировали) инвестиций. В дальнейшем рост дефицита ведет к понижению уровня жизни.
Бюджетные дефициты порождают государственный долг Государственный долг - это сумма задолженности страны своим ил! иностранным юридическим, физическим лицам, правительствам друга стран. Он состоит из общей накопленной суммы бюджетных дефицитов (31 вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательсп иностранным кредиторам на определенную дату.
Информация о работе Бюджетно-налоговая (фискальная) политика