Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2012 в 23:51, лекция
Одним из основных инструментов макроэкономического регулирования является фискальная политика.
Фискальная политика - совокупность мер, предпринимаемых правительственными органами по изменению государственных расходов налогообложения.
Различают внугренний долг и внешний. Внутренний - это дол государства населению, субъектам хозяйствования своей страны. Внешний ■ задолженность физическим, юридическим лицам, правительствам други: стран. Государственный долг бывает краткосрочным (до 1 года) среднесрочным (до 5 лет), долгосрочным (свыше 5 лет).
Причины возникновения государственного долга:
• долговое финансирование;
• прямое заимствование средств у иностранных государств;
• продажа государственных ценных бумаг иностранным юридическим и физическим лицам, государствам;
Последствия государственного долга:
сокращение запасов капитала в экономике (покупка населением,
субъектами хозяйствования государственных ценных бумаг вместо
инвестирования);
повышение ставки ссудного процента, что ведет к сокращению частных
инвестиций в экономику страны, чистого экспорта и частично
потребительских расходов (ставка повышается из-за того, что государство,
продавая ценные бумши, конкурирует на рынке ссудного капитала с частным
■ гкгором);
• процентные платежи по государственному долгу очень обременительны ■Iни населения, так как покрываются за счет увеличения налогов и юиолнительного выпуска денег, реже проводится секвестирование бюджета;
• выплаты внутреннего долга сопровождаются перераспределением 'ходов в пользу наиболее обеспеченных слоев населения;
• из-за внешнего долга возможно снижение уровня жизни населения;
большой внешний долг снижает междуународный авторитет страны и
может осложнить получение новых иностранных займов.
Степень стабилизационного воздействия бюджетного дефицита зависит от способа его финансирования.
В случае монетизации дефицита нередко возникает сеньораж - доход шеударства от печатания денег. Сеньораж возникает на фоне превышения и-мпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит |- повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.
В условиях повышения уровня инфляции возникает эффект Олнвера-1ани - сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для откладывания уплаты налогов, так как за время затяжки происходит оиесцениваиие денег, в результате которого выифывает налогоплательщик. II результате дефицит госбюджета и общая неустойчивость финансовой < нстемы могут возрасти.
Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождаться ^посредственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах, например в виде расширения кредитов Центрального банка государственным предприятиям по льготным ставкам процента или в форме отсроченных платежей. В последнем случае правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в частном секторе, то н|кшзводители заранее увеличивают цены, чтобы застраховаться от позможных неплатежей. Это дает толчок к повышению общего уровня цен и \ ровня инфляции.
Если отсроченные платежи накапливаются в отношении предприятий i <к'ударственного сектора, то эти дефициты нередко непосредственно финансируются Центральным банком или же накапливаются, увеличивая оощий дефицит госбюджета. Поэтому, хотя отсроченные платежи, в отличие oi монетизации, официально считаются неинфляционным способом
финансирования бюджетного дефицита, на практике это разделение! оказывается весьма условным.
Если дефицит госбюджета финансируется с помощью выпуска! государсгвенных займов, то увеличивается средняя рыночная ставка! процента, что приводит к снижению инвестиций в частном секторе, падению] чистого экспорта и частично - к снижению потребительских расходов, итоге возникает эффект вытеснения, который значительно ослабл стимулирующий эффект фискальной политики.
Долговое финансирование бюджетного дефицита нередка рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации дефицита. Однако долговой способ финансирования не устраняет угрозь роста инфляции, а только создает временную отсрочку для этого роста, чтс является характерным для многих переходных экономик, в том числе и дл! российской. Если облигации государственного займа размешаются среда населения и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажста слабее, чем при их размещении непосредственно в Центральном Банке Однако последний может скупить эти облигации на вторичном рыню ценных бумаг и расширить таким образом свою квазифискальнук деятельность, способствующую росту инфляционного давления.
В случае обязательного (принудительного) размещениЛ государственных облигаций во внебюджетных фондах под низкие (и даже отрицательные) процентные ставки, долговое финансирование бюджетного! дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного] налогообложения.
Проблема увеличения налоговых поступлений в государственный бюджет выходит за рамки собственного финансирования бюджетного дефицита, так как разрешается в долгосрочной перспективе на баз^ комплексной налоговой реформы, нацеленной на снижение ставок расширение базы налогообложения. В краткосрочном периоде снижение налоговых ставок сопровождается, во-первых, снижением степени встроен' ной стабильности экономики; во-вторых, ростом эффекта вытеснения негосударственного сектора на фоне повышения процентных ставок, которое возникает как реакция денежного рынка на сопровождающее экономическое оживление повышение спроса на деньги при их неизменном (в целя: ограничения уровня инфляции) предложении; в-третьих, возможным увеличением бюджетного дефицита из-за одновременного снижения ставо налогообложения и налоговых поступлений в бюджет в соответствии закономерностью, описываемой кривой Лаффера.
Ни один из способов финансирования дефицита государственного] бюджета не имеет абсолютных преимуществ перед остальными и не являете: полностью неинфляционным.
3.5 Особенности бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь
Республика Беларусь в начале 90-х гг. столкнулась с огромным и фицитом государственного бюджета. Он не был связан с приобретением < \■норенитета государства, а явился лишь выражением общего состояния ■ишомики и Государственного бюджета СССР, в состав которого включался и i поджег БССР.
(>i сутствие глубоких научных разработок в отечественной экономической ii.ivkc о возникновении, развитии и социально-экономических последствиях 'нпджстного дефицита явилось причиной того, что прежние экономические ■и-номства страны оказались неподготовленными к управлению бюджетным
■■ фиЦИТОМ.
В Республике Беларусь бюджетный дефицит стал планироваться с 1991 г., ми да его размер был определен в 3,7 млрд. р., что составило 11,6 % ко всем г и ходам. Однако фактически бюджет был исполнен с профицитом в сумме i > млрд. р. В основном это объясняется тем, что Беларусь была объявлена \ меренной республикой, и большинство доходов осталось в ее 1> ииоряжении, а государственный бюджег на 1991 г. все еще предусматривал т.iделение дотаций республике. С течением времени абсолютное значение чмджетного дефицита возросло.
ia период с 1999 по 2004 гг. исходный дефицит государственного |'|<щжета колебался от 2,9% до 1,9% ВВП 2004 г. дефицит республиканского |>к|цжета сложился в сумме 246 млрд. руб. при плане более 1 трлн. руб.
11а 2005 i'. дефицит республиканского бюджета был запланирован в сумме ми млрд. руб. или 1,5% к ВВП. Основными источниками финансирования |'-ф|щита являются привлечение средств от размещения государственных н. иных бумаг и внешнее финансирование. Министерство финансов Беларуси I■ цлагает сформировать республиканский бюджет 2006 года с дефицитом 'о млрд. руб., что составляет 0,1% прогнозного ВВП.
11ачиная с 2004 года законодательно установлен такой источник
Финансирования дефицита государственного бюджета, как прямое
||-дитование правительства Национальным банком Республики Беларусь.
in в определенной мере способствует стабилизации уровня инфляции в
■| чиомике.
Основной целью бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь 'пишется обеспечение финансовой и социальной стабильности. Бюджетно-пшчювая политика направлена на создание макроэкономических условий i in стимулирования экономического роста и структурной перестройки 'ишомики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня ■ пиления. Для укрепления бюджетно-налоговой политики потребуется '■'■псе тесная увязка с макроэкономическими тенденциями и формирование
деетов всех уровней в рамках среднесрочного планирования.
В области налоговой политики в 2006-2010 годах будет продолжена
налоговая реформа, которая обеспечит закрепление сложившихся положи тельных тенденций в области налогообложения и дальнейш совершенствование налогового законодательства с целью снижсми налоговой нагрузки, улучшения налогового администрирования повышения рациональности, справедливости и стабильности налогово системы.
Одним из приоритетных направлений налоговой реформы стан упрощение налоговой системы и реальное снижение налогового бремени н экономику. Этот процесс должен сопровождаться мерами по существенном расширению базы налогообложения и увеличению фактическо собираемости налогов и будет включать следующие мероприятия п реформированию налоговых платежей:
- завершение работы по отмене всех оборотных налогов и сборо
взимаемых с выручки от реализации товаров и услуг на республиканском
местных уровнях;
- снижение нагрузки на фонд заработной платы, пугем отказа от практи
взимания чрезвычайного налога, оптимизации ставок и совершенствован
механизма уплаты страховых взносов в Фонд социальной защиты населен
Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
отчислений в государственный фонд содействия занятости;
- снижение и унификация таможенных пошлин.
Реформирование налоговой системы помимо совершенствован
законодательства должно также включать установление жестко оперативного контроля за соблюдением действующих законов и усилени мер, направленных на пресечение противозаконной деятельности и тенев экономических операций, не подпадающих под налогообложение.
Государство должно сконцентрировать ресурсы на выполнении свои базовых функций, обеспечить устойчивость бюджетной системы, а такж прозрачность процедур планирования, исполнения и оценки результата бюджетных расходов.
Продолжится работа по повышению эффективности использован бюджетных средств. Главной задачей в этой области остается постепенны переход к программно-целевым методам бюджетного планирования обеспечивающим прямую взаимосвязь выделяемых бюджетных ресурсов с достижением конкретных результатов деятельности государственных органов бюджетных организаций.
Предполагается переход к среднесрочному бюджетному планированию, к концу пятилетки - ежегодное формирование по скользящему принципу среднесрочной финансовой программы Республики Беларусь, что послужит основой для разработки бюджетов республиканскими и местными органами государственного управления, достижения прозрачности и ясности при планировании бюджетных расходов в пределах имеющихся ресурсов. Внедрение в практику среднесрочной финансовой программы позволит
in.iniTb качество принимаемых решений о государственных расходах и
■ ■I и казуемость структуры бюджетных расходов.
i н иовным приоритетом бюджетных расходов на перспективу будут i.iiuiься расходы на социальную сферу - систему социальной защиты и
, гиции в человеческий капитал. С учетом ключевых задач системы
1.1иьной помощи населению необходимы разработка и реализация
■ I'ни ии по упорядочению программ социальной помощи и, показателей ее
|||ц ктивности, усиление работы по полному переходу на адресный характер
иш.шшой помощи, отказ от пракгики выплаты из Фонда социальной
i населения расходов, не связанных с пенсионной системой и
■ с 1мжыми выплатами.
i )цпим из направлений бюджетной политики является обеспечение 'и.шсированности бюджетов всех уровней и сокращение их дефицита до 1-ммгра, приемлемого для прогнозируемых темпов инфляции, инвестиций и
ном экономического роста. Дефицит республиканского бюджета не
... 1жсн превышать 1,5 процента к ВВП.
Дня реализации активной долговой политики необходимо создание
<>й системы управления государственным долгом. Следует
■ г усмотреть создание механизма управления и мониторинга
.... мюрственного долга с целью минимизации рисков и ограничения
..|..||юста государственного долга параметрами экономической безопасности
|||.1мм, в том числе сокращения рисков, связанных с обязательствами .окота по гарантированному долгу. Необходимо также обеспечить .ффпстивное управление государственным долгом с учетом достигнутого
|..п11я стоимости государственного заимствования и структуры
.зуемых финансовых инструментов, оптимизации консультационных,
. .мнпистративных и операционных расходов по инвестиционным проектам ... Hi государственных внешних займов.
Для достижения этих целей потребуется поэтапная реализация целого . ммиекса взаимоувязанных мер как в части совершенствования бюджетного ..миюдательства на основе введения в действие Бюджетного кодекса |. публики Беларусь, так и конкретных решений текущей бюджетно-. i юшвой политики.
Информация о работе Бюджетно-налоговая (фискальная) политика