Бюджетно-налоговая политика в России и инструменты ее реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 02:45, курсовая работа

Описание работы

Раскрывая функциональное содержание системы налогообложения, мы преследуем следующие цели и задачи:
1) Изучить нормативную литературу ( Конституция Российской Федерации, Налоговый Кодекс Российской Федерации, Бюджетный Кодекс Российской Федерации и др.).

2) Исследовать, какие налоги существуют на территории Российской Федерации, их цели, порядок взимания и распределение между налогоплательщиками.
3) Проанализировать значение региональных, федеральных и местных налогов.
4) Проследить порядок проведения налоговых проверок.

Файлы: 1 файл

курсовик №1.doc

— 200.00 Кб (Скачать файл)

4

 

Введение

 

Тема «Бюджетно-налоговая политика в России и инструменты ее реализации» актуальна в настоящее время. Актуальность состоит в том, что любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих «подданных» в виде физических и юридических лиц. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях, т.е. сколько существует государство, столько же существуют и налоги.

В свою очередь, принципы построения, взимания, распределение налогов на территории РФ позволит в дальнейшем России стать экономически развитой страной и членом мировых экономических сообществ, а контроль позволит устранить двойное налогообложение.

Предметом исследования данной работы являются: понятие налогов и налоговой системы, действующей на территории России, их развитие, цели взимания и  распределение налогов.

Объектом изучения в  работе стали методы реализации взимания налогов: федеральных, региональных и местных. Их значение и роль в развитие жизнедеятельности и экономического потенциала Российской Федерации.

Раскрывая функциональное содержание системы налогообложения, мы преследуем следующие цели и задачи:

1) Изучить нормативную  литературу ( Конституция Российской  Федерации, Налоговый Кодекс Российской  Федерации, Бюджетный Кодекс Российской Федерации и др.).

 

5

2) Исследовать, какие налоги существуют на территории Российской Федерации, их цели, порядок взимания и распределение между налогоплательщиками.

3) Проанализировать  значение  региональных, федеральных и местных  налогов.

4) Проследить порядок проведения налоговых проверок.

 

Изучая тему работы, были подробно изучены работы таких авторов, как Евстигнеев Е.Н. «Налоги, налогообложение и налоговое законодательство»; Юткин Т.Ф. «Налоги и налогообложение»;  Сенчагов В.К. «Финансы, денежное обращение и кредит»; А.М. Ковалева «Финансы» и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Глава 1. Характеристика и организационные принципы

Российской  налоговой системы

 

1.1. Понятие  налоговой системы

Различные страны строят свою налоговую систему на базе общепринятых  принципов экономической теории  о справедливости и эффективности налогообложения, с учетом новейших научных достижений. Принципы построения налоговой системы в целом неоднозначны и во многом зависят от приверженности той или иной теории.

Взимаемые в установленном  законодательством порядке налоги, сборы, пошлины, и другие налоговые  платежи в совокупности образуют основу любой налоговой системы.

Налоговая система- это  взаимосвязанная  совокупность действующих  в данный  момент в конкретном государстве существенных условий  налогообложения. Условиями  налогообложения, присущими налоговым системам, являются:

- система и принципы налогового законодательства;

- принципы налоговой  политики;

- порядок установления  и ввода в действие налогов;

- виды налогов и  общие элементы налогов;

- порядок распределения  налогов по бюджетам;

- система налоговых  органов;

- формы и методы налогового контроля;

- порядок и условия  налогового производства.

7

- права и ответственность  участников налоговых отношений;

В соответствии с российским законодательством ( гл. 2 Кодекса) введено  понятие «система налогов и сборов  в Российской Федерации». Оно не обусловлено существенными условиями налогообложения, а также экономическими и политико-правовыми характеристиками и является менее емким чем понятие « налоговая система».

Экономическая  характеристика налоговых  систем включает в себя следующие налоговые показатели.

Налоговый гнет ( налоговое бремя) (6), т.е. отношение  общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту, которое показывает, какая часть произведенного обществом продукта перераспределяется посредством бюджета. Для измерения налоговой нагрузки1 сотрудниками Международного центра сравнительных исследований проблем налогообложения введено понятие « полной ставки налогообложения»(ПСН). Оно показывает, какая часть добавленной стоимости изымается в госбюджет, и рассчитывается как отношение общей суммы налогов и платежей к величине добавленной стоимости в процессе производства и реализации товаров и услуг.

Расчеты ПСН  показывают, что общее бремя налогов в России оценивается в 53-60%, что на 10-16 пунктов выше, чем в ряде зарубежных стран. Для гармонизации налоговой системы России и стимулирования хозяйственной активности необходимо снижение ПСН до уровня 40-45%.(5)

Другой экономический  показатель, характеризующий налоговую систему –это соотношение между налогами от внутренней и внешней

торговли. Величина данного показателя  в странах ОЕСР составляет 12:1, в России- примерно 2:1.

 

8

В налоговых системах разных стран часто проводят различие между  прямыми и косвенными налогами. В менее развитых странах доля косвенных налогов высока, так как механизм  их взимания  и контроля  более прост по сравнению с прямыми налогами.

Структура налоговых поступлений  в федеральный бюджет России заметно  отличается от большинства  развитых стран. Как нигде в мире, низка  доля прямых налогов в совокупных налоговых поступлениях и высока доля косвенных налогов. Низкая доля  прямых налогов обусловлена незначительной  по сравнению с другими странами важной составляющей- налогом на доходы физических лиц. В странах с развитой рыночной экономикой этот налог составляет 24-72% совокупных налоговых поступлений.                                                                                               

Налоговую систему конкретной страны характеризуют также применяемые типы налогообложения. Так, для налоговой системы Российской Федерации характерно пропорциональное (налог на доходы с физических  лиц, НДС, акцизы), прогрессивное (налог на имущество физических лиц), регрессивно налогообложение (единый социальный налог(взнос)).                                  

 

Для построения налоговой  системы государства определяющее значение имеют факторы политико-правового характера:

- пропорции в распределении хозяйственных функций, социальных ролей между центральной администрацией и местными органами власти;

- роль органов среди доходных источников бюджетов  различных уровней;

- степень контроля  центральной администрацией за органами местной власти.

 

9

Технические решения  по реализации этих факторов охватывают три формулы взаимоотношений бюджетов различных уровней, условно именуемых:

а) «разные налоги»

б) «разные ставки»

в) «разные доходы»

Обычно на практике используются комбинации всех трех, реже- двух форм.

Форма взаимоотношений  бюджетов «разные налоги» подразумевает  полное и неполное разделение прав и ответственности различных уровней власти в установлении налогов(Пример: центр устанавливает полный перечень налогов и вводит федеральные налоги, а органы на местах- местные налоги).

Суть формулы взаимоотношений  бюджетов «разные ставки» состоит в том, что основные условия взимания того или иного налога устанавливает центральный орган власти, а местные органы определяют ставки налога, по которым исчисляется налог, зачисляемый в конкретный

местный бюджет. Для формы  взаимоотношений бюджетов «разные  доходы» характерна ограниченность действий местных органов власти, поскольку в данном случае между бюджетами различных уровней делятся суммы собранного налога.(15)

 

1.2 Роль и функции налоговой системы в экономической системе общества

 

Исторически налоги рассматривались  и существовали как податные системы. Само их существование порождено необходимостью покрывать

10

общественные потребности. Данная способность налога определяется как фискальная функция. Фискальная функция долгое время

считалась самодостаточной  для выражения сути и назначения налога.

Теоретический потенциал  налога как экономической категории  реализует система налогообложения, которой свойственны определенные функции. Система налогообложения, принятая законодательством- это практический инструмент перераспределения доходов потенциальных налогоплательщиков, следовательно, именно действующая система налогообложения дает представление о полноте использования присущих налогообложению функций, т.е. о роли налоговой системы.

Функциональная результативность системы налогообложения изначально предопределена сущность объективных экономических категорий «налог» и «налогообложение», т.е. их глубинными родовыми свойствами, которое мы называем внутренним потенциалом категории. Скрытый потенциал экономической категории в системе практического хозяйствования выявляется в процессе реализации функций объективной экономической категории «налогообложение». На поверхности экономической деятельности категорию «налогообложение» мы уже воспринимаем как систему экономических (финансовых) отношений, которая конструируется сознательно с заранее  заданными в законе целями. Определить цели- значит раскрыть функциональное содержание системы налогообложения. Полнота реализации потенциальных возможностей категории «налогообложение» в принятой законом конкретной страны и на конкретный период времени концепции налогообложения может существенно различаться. Исходя из экономической природы категории «налогообложение» в налоговой системе как таковой присущи две противодействующие экономические функции: фискальная и регулирующая.2 (9)

11

В числе налоговых функций ученые также называют:

фискальную, распределительную, контрольную, стимулирующую, регулирующую (макроэкономическую), социальную.

Посредством фискальной функции системы налогообложения удовлетворяются общенациональные необходимые потребности. Посредством регулирующей функции формируются противовесы излишнему фискальному  гнету, т.е. создаются специальные механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и общегосударственных экономических интересов. Конечная цель налогового регулирования- обеспечить непрерывность инвестиционных процессов, рост финансовых результатов бизнеса, а тем самым способствовать росту общенационального фонда денежных средств.

Таким образом, обе налоговые  функции позволяют трансформировать внутренний потенциал налогообложения из абстрактно воспринимаемой ее способности воздействовать на качественные и количественные параметры бизнеса в реальные результаты такого действия.

Фискальная функция  состоит в обеспечении доходов государственной бюджетной системы и находится  под особым контролем и воздействием государства, в центре финансовой политики.

Макроэкономическая  (регулирующая) функция- это роль налогов и налоговой политики в системе факторов регулирования макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста и занятости. В условиях России налоговая система проявила себя как фактор ограничения спроса, особенно инвестиционного, углубления падения производства, формирования безработицы и неполной занятости рабочей силы.

 

 

12

Распределительная функция налоговой системы проявляется в сложном взаимодействии  с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций и т.д. Налоги выступают существенным инструментом

распределения и перераспределения  национального дохода, доходов юридических и физических лиц. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.

Социальная  функция  налогов носит многоаспектный характер. Само материальное содержание налогов как денежных ресурсов, централизуемых государством и изымаемых из воспроизводственного процесса, несет в себе возможность из обращения на непроизводственные цели. В условиях РФ социальная функция налоговой системы бюджета весьма существенна в силу тех обстоятельств, которые несло советское государство перед населением и которое «по наследству» перешло к РФ. Многие социальные затраты, финансируемые государством за счет налогов ( бесплатное образование, здравоохранение и т.д.).

Социальная функция  налогов проявляется и непосредственно через механизмы налоговых льгот и налоговых ставок, что входит во внутренний механизм действия налога ( НДС, налога на прибыль и т.д.).

Социальная функция  налоговой системы требует детального исследования как с точки зрения ее усиления, так и с точки зрения устранения неоправданных льгот и преимуществ, не отвечающих характеру рыночных преобразований, социальным критериям или внутрифедеральным отношениям.

Стимулирующая функция налоговой системы является одной из важнейших, но это самая «труднонастраиваемая» функция. Как и любая другая функция, стимулирующая функция проявляется через специфические формы и элементы налогового механизма, систему льгот

 

13

и поощрений, запретительных или ограничивающих ставок и другие инструменты налогового механизма и налоговой политики.

Стимулирующая функция  налогов является в современной  российской практике слабо реализуемой  и неэффективно используемой.

Контрольная функция  налогов выступает своего рода защитной функцией : она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений государства и предприятий, реализацию и действенность силы государственной власти. Без контрольной функции другие функции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе.

Информация о работе Бюджетно-налоговая политика в России и инструменты ее реализации