Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 02:45, курсовая работа
Раскрывая функциональное содержание системы налогообложения, мы преследуем следующие цели и задачи:
1) Изучить нормативную литературу ( Конституция Российской Федерации, Налоговый Кодекс Российской Федерации, Бюджетный Кодекс Российской Федерации и др.).
2) Исследовать, какие налоги существуют на территории Российской Федерации, их цели, порядок взимания и распределение между налогоплательщиками.
3) Проанализировать значение региональных, федеральных и местных налогов.
4) Проследить порядок проведения налоговых проверок.
4
Введение
Тема «Бюджетно-налоговая полит
В свою очередь, принципы построения, взимания, распределение налогов на территории РФ позволит в дальнейшем России стать экономически развитой страной и членом мировых экономических сообществ, а контроль позволит устранить двойное налогообложение.
Предметом исследования данной работы являются: понятие налогов и налоговой системы, действующей на территории России, их развитие, цели взимания и распределение налогов.
Объектом изучения в работе стали методы реализации взимания налогов: федеральных, региональных и местных. Их значение и роль в развитие жизнедеятельности и экономического потенциала Российской Федерации.
Раскрывая функциональное содержание системы налогообложения, мы преследуем следующие цели и задачи:
1) Изучить нормативную
литературу ( Конституция Российской
Федерации, Налоговый Кодекс
5
2) Исследовать, какие налоги существуют на территории Российской Федерации, их цели, порядок взимания и распределение между налогоплательщиками.
3) Проанализировать значение региональных, федеральных и местных налогов.
4) Проследить порядок проведения налоговых проверок.
Изучая тему работы, были подробно изучены работы таких авторов, как Евстигнеев Е.Н. «Налоги, налогообложение и налоговое законодательство»; Юткин Т.Ф. «Налоги и налогообложение»; Сенчагов В.К. «Финансы, денежное обращение и кредит»; А.М. Ковалева «Финансы» и другие.
6
Глава 1. Характеристика и организационные принципы
Российской налоговой системы
1.1. Понятие налоговой системы
Различные страны строят свою налоговую систему на базе общепринятых принципов экономической теории о справедливости и эффективности налогообложения, с учетом новейших научных достижений. Принципы построения налоговой системы в целом неоднозначны и во многом зависят от приверженности той или иной теории.
Взимаемые в установленном
законодательством порядке
Налоговая система- это взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения. Условиями налогообложения, присущими налоговым системам, являются:
- система и принципы налогового законодательства;
- принципы налоговой политики;
- порядок установления и ввода в действие налогов;
- виды налогов и общие элементы налогов;
- порядок распределения налогов по бюджетам;
- система налоговых органов;
- формы и методы налогового контроля;
- порядок и условия налогового производства.
7
- права и ответственность
участников налоговых
В соответствии с российским законодательством ( гл. 2 Кодекса) введено понятие «система налогов и сборов в Российской Федерации». Оно не обусловлено существенными условиями налогообложения, а также экономическими и политико-правовыми характеристиками и является менее емким чем понятие « налоговая система».
Экономическая характеристика налоговых систем включает в себя следующие налоговые показатели.
Налоговый гнет ( налоговое бремя) (6), т.е. отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту, которое показывает, какая часть произведенного обществом продукта перераспределяется посредством бюджета. Для измерения налоговой нагрузки1 сотрудниками Международного центра сравнительных исследований проблем налогообложения введено понятие « полной ставки налогообложения»(ПСН). Оно показывает, какая часть добавленной стоимости изымается в госбюджет, и рассчитывается как отношение общей суммы налогов и платежей к величине добавленной стоимости в процессе производства и реализации товаров и услуг.
Расчеты ПСН показывают, что общее бремя налогов в России оценивается в 53-60%, что на 10-16 пунктов выше, чем в ряде зарубежных стран. Для гармонизации налоговой системы России и стимулирования хозяйственной активности необходимо снижение ПСН до уровня 40-45%.(5)
Другой экономический показатель, характеризующий налоговую систему –это соотношение между налогами от внутренней и внешней
торговли. Величина данного показателя в странах ОЕСР составляет 12:1, в России- примерно 2:1.
8
В налоговых системах разных стран часто проводят различие между прямыми и косвенными налогами. В менее развитых странах доля косвенных налогов высока, так как механизм их взимания и контроля более прост по сравнению с прямыми налогами.
Структура налоговых поступлений
в федеральный бюджет России заметно
отличается от большинства развитых
стран. Как нигде в мире, низка
доля прямых налогов в совокупных налоговых
поступлениях и высока доля косвенных
налогов. Низкая доля прямых налогов
обусловлена незначительной по сравнению
с другими странами важной составляющей-
налогом на доходы физических лиц. В странах
с развитой рыночной экономикой этот налог
составляет 24-72% совокупных налоговых
поступлений.
Налоговую систему конкретной страны характеризуют также применяемые типы налогообложения. Так, для налоговой системы Российской Федерации характерно пропорциональное (налог на доходы с физических лиц, НДС, акцизы), прогрессивное (налог на имущество физических лиц), регрессивно налогообложение (единый социальный налог(взнос)).
Для построения налоговой
системы государства
- пропорции в распределении хозяйственных функций, социальных ролей между центральной администрацией и местными органами власти;
- роль органов среди доходных источников бюджетов различных уровней;
- степень контроля центральной администрацией за органами местной власти.
9
Технические решения по реализации этих факторов охватывают три формулы взаимоотношений бюджетов различных уровней, условно именуемых:
а) «разные налоги»
б) «разные ставки»
в) «разные доходы»
Обычно на практике используются комбинации всех трех, реже- двух форм.
Форма взаимоотношений бюджетов «разные налоги» подразумевает полное и неполное разделение прав и ответственности различных уровней власти в установлении налогов(Пример: центр устанавливает полный перечень налогов и вводит федеральные налоги, а органы на местах- местные налоги).
Суть формулы взаимоотношений бюджетов «разные ставки» состоит в том, что основные условия взимания того или иного налога устанавливает центральный орган власти, а местные органы определяют ставки налога, по которым исчисляется налог, зачисляемый в конкретный
местный бюджет. Для формы взаимоотношений бюджетов «разные доходы» характерна ограниченность действий местных органов власти, поскольку в данном случае между бюджетами различных уровней делятся суммы собранного налога.(15)
1.2 Роль и функции налоговой системы в экономической системе общества
Исторически налоги рассматривались и существовали как податные системы. Само их существование порождено необходимостью покрывать
10
общественные потребности. Данная способность налога определяется как фискальная функция. Фискальная функция долгое время
считалась самодостаточной для выражения сути и назначения налога.
Теоретический потенциал
налога как экономической категории
реализует система
Функциональная
11
В числе налоговых функций ученые также называют:
фискальную, распределительную, контрольную, стимулирующую, регулирующую (макроэкономическую), социальную.
Посредством фискальной функции системы налогообложения удовлетворяются общенациональные необходимые потребности. Посредством регулирующей функции формируются противовесы излишнему фискальному гнету, т.е. создаются специальные механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и общегосударственных экономических интересов. Конечная цель налогового регулирования- обеспечить непрерывность инвестиционных процессов, рост финансовых результатов бизнеса, а тем самым способствовать росту общенационального фонда денежных средств.
Таким образом, обе налоговые функции позволяют трансформировать внутренний потенциал налогообложения из абстрактно воспринимаемой ее способности воздействовать на качественные и количественные параметры бизнеса в реальные результаты такого действия.
Фискальная функция
состоит в обеспечении доходов
Макроэкономическая (регулирующая) функция- это роль налогов и налоговой политики в системе факторов регулирования макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста и занятости. В условиях России налоговая система проявила себя как фактор ограничения спроса, особенно инвестиционного, углубления падения производства, формирования безработицы и неполной занятости рабочей силы.
12
Распределительная функция налоговой системы проявляется в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций и т.д. Налоги выступают существенным инструментом
распределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических и физических лиц. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.
Социальная функция налогов носит многоаспектный характер. Само материальное содержание налогов как денежных ресурсов, централизуемых государством и изымаемых из воспроизводственного процесса, несет в себе возможность из обращения на непроизводственные цели. В условиях РФ социальная функция налоговой системы бюджета весьма существенна в силу тех обстоятельств, которые несло советское государство перед населением и которое «по наследству» перешло к РФ. Многие социальные затраты, финансируемые государством за счет налогов ( бесплатное образование, здравоохранение и т.д.).
Социальная функция налогов проявляется и непосредственно через механизмы налоговых льгот и налоговых ставок, что входит во внутренний механизм действия налога ( НДС, налога на прибыль и т.д.).
Социальная функция
налоговой системы требует
Стимулирующая функция налоговой системы является одной из важнейших, но это самая «труднонастраиваемая» функция. Как и любая другая функция, стимулирующая функция проявляется через специфические формы и элементы налогового механизма, систему льгот
13
и поощрений, запретительных или ограничивающих ставок и другие инструменты налогового механизма и налоговой политики.
Стимулирующая функция налогов является в современной российской практике слабо реализуемой и неэффективно используемой.
Контрольная функция налогов выступает своего рода защитной функцией : она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений государства и предприятий, реализацию и действенность силы государственной власти. Без контрольной функции другие функции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе.
Информация о работе Бюджетно-налоговая политика в России и инструменты ее реализации