Бюджетно-налоговая политика в России и инструменты ее реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 02:45, курсовая работа

Описание работы

Раскрывая функциональное содержание системы налогообложения, мы преследуем следующие цели и задачи:
1) Изучить нормативную литературу ( Конституция Российской Федерации, Налоговый Кодекс Российской Федерации, Бюджетный Кодекс Российской Федерации и др.).

2) Исследовать, какие налоги существуют на территории Российской Федерации, их цели, порядок взимания и распределение между налогоплательщиками.
3) Проанализировать значение региональных, федеральных и местных налогов.
4) Проследить порядок проведения налоговых проверок.

Файлы: 1 файл

курсовик №1.doc

— 200.00 Кб (Скачать файл)

Контрольная функция, опираясь на закон, право, может эффективно реализовываться только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление государственной власти ведет к ослаблению контрольной функции налоговой системы. И, наоборот, ослабление контрольной функции налогов означает ослабление государственной власти или ведет к такому ослаблению.

В конкретном отношении  контрольная функция налогов  проявляется в обязательном исполнении налогового законодательства, в полноте  сбора налоговых платежей и действенности, и эффективности штрафных санкций и ответственности тех, кто не выполняет или не в  полной мере выполняет обязательства перед государством, предписываемые законом.

Контрольная функция  налоговой системы предопределяет и определяет, как и уже отмечено, эффективность других функций. Следовательно, если контрольная функция налогов ослаблена, то это соответственно снижает эффективность налоговой системы в целом.3(10)

 

 

 

1.3 Налоги, взимаемые  на территории России.

 

14

Согласно ст. 12 Кодекса  предусмотрена трехуровневая  система взимания налогов:

- федеральные налоги  и сборы;

- налоги и сборы   субъектов Российской Федерации  ( далее- региональные);

- местные налоги и  сборы.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются Кодексом и являются обязательными к оплате на всей территории России:

  1. Налог на добавленную стоимость;
  2. Акцизы;
  3. Налог на прибыль(доход) организации;
  4. Единый социальный налог(взнос);
  5. Таможенная пошлина и таможенные сборы;
  6. Государственная пошлина;
  7. Налог на пользование недрами;
  8. Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
  9. Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
  10. Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
  11. Лесной налог;
  12. Водный налог;
  13. Экологический налог;
  14. Федеральные лицензионные сборы.

Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с Кодексом, вводятся в действие законами субъектов Российской Федерации и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. К ним относится:

  1. Налог на имущество организации;
  2. Налог на недвижимость;

15

 

  1. Транспортный налог;
  2. Налог на игорный бизнес;
  3. Региональные лицензионные сборы.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с Кодексом, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Эти налоги и сборы обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Местные налоги и сборы- это:

 

  1. Земельный налог;
  2. Налог на имущество физических лиц;
  3. Налог на рекламу;
  4. Налог на наследование и дарение;
  5. Местные лицензионные сборы.

Входящие в систему  налогов платежи можно условно  разделить на группы по субъектам платежа. К ним относятся налоги с физических лиц, налоги с предприятий, смежные и социальные налоги.(11)

Налоги с  физических лиц. Элементы налогов взимаемых с физических лиц  приведены в приложении 1.

Налог на доходы физических лиц взимается по всей территории страны. Построен  на резидентском принципе.

Объектом налогообложения  у налоговых резидентов являются доходы, полученные как РФ, так и  за ее пределами, а у нерезидентов- только доходы, полученные из источника в России. С 1 января 2001 года основная ставка налога 13% . Существуют  и повышенные налоговые ставки, которые применяются, например, в отношении дивидендов (30%),

 

16

выигрышей, выплачиваемых  организаторами лотереи, тотализаторов (35%).

 Учет налогооблагаемой  базы  осуществляется кассовым  методом. Источники уплаты- начисленная  оплата труда по всем основаниям. Предусматриваются стандартные,  социальные, имущественные и профессиональные налоговые вычеты. Плательщик предоставляет декларацию о совокупном доходе за отчетный год.

Налог на наследование и дарение- местный налог. Его уплачивает новый собственник. Оценка имущества осуществляется на момент открытия наследства или заключения сделки дарения. Льготы по налогу есть  в формах изъятий и налоговых кредитов. Не облагаются налогом: стоимость имущества, переходящего от одного супруга к другому; стоимость долгов и паев ЖСК, передаваемых между совместно проживающими лицами; наследство лиц, погибших при защите нашей Родины; жилые дома и транспортные средства, переходящие в порядке наследования инвалидам, и др. Ставки налога зависят от степени родства наследников и дарополучателей. В России доля  этого налога в доходах бюджета не достигает даже 1%.

Налог на имущество физических лиц основывается на территориальном принципе. Налогообложению подлежит недвижимое имущество ( дома, квартиры, дачи, гаражи) и транспортные средства( самолеты, вертолеты, катера и др.). Налог- пропорциональный, иядулярный. Обязанность исчислить налог возлагается на налоговые органы. Уплата налога производится два раза в год. От налога полностью

освобождаются  инвалиды, ветераны войны, лица, подвергшиеся радиации, военнослужащие и военные пенсионеры. Налог также не уплачивают пенсионеры, воины- интернационалисты и другие.

Налог с организаций. Основными являются:

- налог на прибыль(доход) организаций;

17

- НДС;

- акцизы;

- налоги, служащие источниками образования дорожных фондов;

- налог на имущество  организаций.

Элементы некоторых  видов налогов приведены в приложении 2.

Налоги на прибыль(доход) организаций- прямой, пропорциональный и регулирующий налог. Основное предназначение налога на прибыль- обеспечивание эффективности инвестиционных процессов, а также юридически обоснованное наращивание капитала хозяйствующих субъектов.

Налог на прибыль  занимает ведущее место среди доходных источников бюджетов после косвенных налогов. Наблюдается тенденция к уменьшению его доли в доходах бюджета (в 2000 году- около 10% ). Объектом обложения налогом является «валовая прибыль», под которой понимается балансовая прибыль, скорректированная на указанные в налоговом законодательстве величины.

Ставки налога дифференцированы в зависимости от видов деятельности.

Система льгот по налогу на прибыль включает: инвестиционные (инновационные), социальные, благотворительные и другие виды льгот. Однако полный перечень льгот никакая организация использовать не может, ибо утвержден предельный размер налогооблагаемой прибыли при применении льгот. Так, определенные льготы не должны уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без их учета, более чем на 50%.

Общепринятая форма  оплаты налога на прибыль предусматривает  авансовые платежи. Однако организации  могут перейти на ежемесячную  плату налога исходя из суммы фактической прибыли, полученной за предшествующий месяц.

 

18

Существуют особенности  налогообложения  совместной деятельности ( простое товарищество), некоммерческих организаций и фондов, субъектов малого бизнеса, крестьянских и фермерских хозяйств, банков и страховых  фирм, а также иностранных юридических лиц.

Налог на добавленную  стоимость- косвенный многоступенчатый налог, обложение которым охватывает товарооборот внутреннего рынка и оборот, складывающийся при осуществлении внешнеторговых операций. Данный налог играет наиболее существенную роль в составе и косвенных налогов, и доходных источников бюджета. Удельный вес НДС в общей сумме налоговых поступлений в бюджет в настоящее время составляет примерно третью часть.

Объект налогообложения  при уплате НДС- выручка от реализации. Существуют следующие ставки налога: стандартная (18%), пониженная (10%) и нулевая. Некоторые товары и услуги освобождены от налогообложения.

Льготируются по НДС  услуги общественного транспорта, жилищно-коммунального  хозяйства, услуги по страхованию благотворительные взносы, банковские операции и другие услуги, работы, товары, определенные Кодексом.

Для расчета НДС с 1 января 1997 года в налоговое производство было введено применение счетов-фактур.

Это приблизило отечественную  практику налогообложения к инвойсному методу ( методу зачета по счетам).

При этом установлены  достаточно жесткие требования, предъявляемые  к оформлению счетов-фактур, для  контроля за

правильностью исчисления НДС ( обязательные реквизиты, количества экземпляров, сроки оформления и доставки).

Необходимым  условием для выделения сумм НДС в расчетных  документах является их наличие в первичных ученных документах, на

19

основании которых производятся записи в регистрах бухгалтерского учета и которые отражают факт совершения хозяйственной операции.

При отгрузке товаров, оказании услуг, выполнения работ не являющихся объектом НДС, расчетные документы выписываются без выделения сумм НДС и на них делается надпись или ставится штамп «Без НДС».

Существуют отраслевые особенности применения порядка ведения счетов-фактур, а также особенности определения НДС в сфере внешнеэкономической деятельности.

Акцизы – вид косвенных налогов на ограниченный перечень товаров преимущественно массового потребления. В отличие от НДС акцизы уплачиваются один раз производителем подакцизного товара и фактически оплачиваются его потребителем. Акцизы выполняют двоякую роль: во-первых, они- один из важнейших источников дохода бюджета; во-вторых, это средство регулирования спроса и предложения, а также средство ограничения потребления. Наблюдается устойчивая тенденция к росту сумм акцизных поступлений. За последние пять лет они увеличились примерно в три раза и их доля в доходах бюджета составляет примерно 19%.

Акцизом облагаются:

а) товары ( алкоголь, табачные изделия, ювелирные изделия, автомобили );

б) природно-материальное сырье и продукты переработки ( природный  газ, нефть, уголь, бензин, ГСМ );

в) ввозимые в РФ и вывозимые  из РФ отдельные виды товаров. Различают плательщиков акцизов по товарам отечественного

производства, по товарам  из давальческого сырья и по товарам  ввезенным в РФ.

 

20

Акцизом облагается вся  стоимость товара, включая их материальные затраты. По подакцизным товарам действуют как процентные ( адвалорные ) ставки акцизов, так и твердые ( специфические ) ставки. Ставки являются едиными по  всей территории РФ.                  

С 1 января 2002 года вводится нулевая ставка акциза на табачное сырье, табачные отходы, прочий промышленно изготовленный табак.

Особое место занимают акцизы, взимаемые на таможне. Существует особый порядок облагания налогами вывозимых товаров или услуг в страны ближнего и дальнего зарубежья.(4)

Налог на имущество  организаций, за исключением денежных средств, начисляется на собственное имущество. В состав налогооблагаемой базы входят суммы элементов запасов и затрат предприятий. К таким элементам, присущи рыночным условиям хозяйствования, относятся: рыночная стоимость основных фондов и нематериальных активов, применение механизма ускоренной амортизации, а также залог имущества и другие формы его движения.

 Данный налог можно  рассматривать как трансформированную  форму платы за фонды и сверхнормативные  запасы собственных оборотных средств.

Занимая центральное  место в системе имущественного налогообложения России, этот налог играет незначительную роль в доходных источников бюджета ( примерно 2,5-3,5%).

Налог на имущество является собственностью субъектов РФ и распределяется поровну между ними и органами местного самоуправления, на территории которых действуют организации- плательщики налогов. Налог уплачивается по месту расположения облагаемых объектов.

Налогооблагаемая база определяется следующим образом. Рассчитывается среднегодовая стоимость облагаемого имущества ( по

21

методике определения  среднехронологической ), и из этой величины вычитается стоимость льготируемого  имущества.

Затем путем умножения  полученной стоимости имущества  к налогообложению и налоговой  ставке- до 2,2% ( конкретный размер ставки определяет субъект РФ ) получают налог на имущество. 

Полностью от налогообложения освобождается имущество бюджетных организаций, предприятий по производству сельскохозяйственной продукции и народных промыслов и имущество, используемое исключительно для нужд образования и культуры. Существуют также льготы в виде скидок, т.е. уменьшение налоговой базы на балансовую стоимость ( например, объектов жилищно-коммунальной и социально- культурной сферы).

Налогоплательщик рассчитывает налог при составлении ежеквартальных бухгалтерских отчетов. Сумма налога исчисляется нарастающим итогом с начала года. Уплата налога в бюджет производится по квартально расчетом в 5-дневный срок, а по годовым расчетам- в 10-дневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета.

Налоги- источники  формирования дорожных фондов. В настоящее время к ним относятся : налог на пользователей автодорог; налог с владельцев транспортных средств.  В соответствии с Налоговым кодексом в систему обложения введены два региональных налога: « Налог на дороги» и « Транспортный налог». 

Информация о работе Бюджетно-налоговая политика в России и инструменты ее реализации