Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 02:45, курсовая работа
Раскрывая функциональное содержание системы налогообложения, мы преследуем следующие цели и задачи:
1) Изучить нормативную литературу ( Конституция Российской Федерации, Налоговый Кодекс Российской Федерации, Бюджетный Кодекс Российской Федерации и др.).
2) Исследовать, какие налоги существуют на территории Российской Федерации, их цели, порядок взимания и распределение между налогоплательщиками.
3) Проанализировать значение региональных, федеральных и местных налогов.
4) Проследить порядок проведения налоговых проверок.
Источниками налоговых платежей с юридических лиц являются:
- выручка от реализации продукции: налог на добавленную стоимость, акцизы, экспортная налоговая пошлина;
- себестоимость продукции ( товаров, услуг): земельный налог, налоги на пользователей автодорог и с владельцев транспортных средств, плата за право пользования недрами, платежи за загрязнения
22
окружающей среды, плата за воду, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
- финансовый результат деятельности предприятия ( балансовая прибыль): налог на имущество предприятий, налог на рекламу, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, налог на нужды образовательных учреждений;(14)
- налогооблагаемая прибыль и соответственно налог на прибыль;
- чистая прибыль: платежи за сверхнормативные потери полезных ископаемых и загрязнение окружающей среды, местные налоги за счет чистой прибыли.
Смежные и социальные налоги. Взимаются и с физических лиц, и с юридических лиц. Среди смежных налогов выделяется земельный налог.
Земля из государственного фонда отчуждается на платной основе ( земельный налог, арендная плата), а также допускается бесплатное отчуждение различных целей ( развитие фермерства, животноводства, садоводства, строительство дач).
Земельный налог – поимущественный налог рентного типа. Налоговая база- площадь земельных участков, находящихся в собственности плательщика. К факторам, определяющим дифференциацию ставок земельного налога, относятся: место расположения земельной площади; цель использования; степень освоения земельной площади; статус и число жителей поселения. Ставка определяется местными органами на основе установленных законом
базовых ставок и поправочных коэффициентов. Сумму налога рассчитывают самостоятельно юридические лица, налоговые органы делают это в отношении физических лиц. Существуют различные льготы в виде изъятий и скидок. Уплачивают налог к определенным срокам: 15 сентября и 15 ноября равными долями.
23
Единый социальный налог ( взнос) введен в действие с 1 января 2001 года Кодексом.
Объединяет исчисления в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования.
Объектами налогообложения для налогоплательщиков- работодатели признают выплаты, начисляемые в пользу работников по всем основаниям; для лиц, занимающихся профессиональной деятельностью, - доходы от указанной деятельности за вычетом расходов, непосредственно связанных с их извлечением.
Налог взимается по регрессивной шкале налогообложения, которая означает: чем выше средняя заработная плата работника, тем меньше производится отчислений в социальные фонды. Таким образом, государство предполагает легализовать заработную плату из « черной кассы». Задача по контролю за правильностью и своевременностью перечисления единого социального налога возлагается на налоговые органы РФ.(2)
Глава 2. Организация налогового контроля в Российской Федерации
2.1 Понятие налогового контроля
Налоговый контроль-это установленная нормативными актами совокупность приемов и способов по обеспечению соблюдения налогового законодательства и налогового производства.(7)
Содержание налогового контроля включает:
- наблюдение за подконтрольными объектами;
24
- прогнозирование, планирование, учет и анализ тенденций в налоговой сфере;
- принятие мер по предотвращению и пересечению налоговых нарушений;
- выявление виновных
и привлечение их к
Различают государственный контроль, осуществляемый государственными органами, и негосударственный, проводимый аудиторскими фирмами, внутренними службами предприятий.
Формами проведения государственного
налогового контроля должностными лицами
налоговых органов, таможенных органов,
органов государственных
- налоговые проверки;
- получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;
- проверка данных учета и отчетности;
- осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода;
- другие формы, предусмотренные кодексом.
Виды налогового контроля можно рассматривать по различным основаниям (приложение 3).(12)
Оперативный контроль- проверка в пределах отчетного периода по окончании контролируемой операции.
Информационными источниками являются плановые, оперативно-технические, бухгалтерские и статистические данные.
Периодический контроль-проверка по итогам определенного отчетного периода с целью установления соблюдения требований налогового законодательства, своевременной и полной уплаты налогов, а также вскрытия нарушений и принятия мер к их устранению. Информационные источники:
25
данные планов, смет, первичных документов, учетных регистров и другие сведения.
Документальный контроль- проверка соответствия проверяемого объекта установленным нормативам на основании первичных и производных документов.
Фактический контроль- проверка, при которой состояние проверяемого объекта является на основании осмотра, перерасчета, контрольной поставки или закупки и т.д.
Внутренний аудит- первичный контроль, осуществляемый на уровне работников бухгалтерских и финансовых служб предприятия. Он предусматривает обеспечение достоверности учета налогооблагаемых объектов и уплаченных в бюджет налоговых платежей, а также качества составления налоговых расчетов и отчетов.
Внешний аудит- негосударственный налоговый контроль со стороны специализированных фирм или аудиторов, получивших на это соответствующее разрешение-лицензию Минфина РФ. Аудиторские фирмы в ряде случаев несут ответственность перед предприятиями за неправильное исчисление налогов, если это будет позже установлено проверкой налоговых инспекций. Одним из способов обеспечения налогового контроля является постановка на учет в налоговых органах физических и юридических лиц, а также их имущества, являющегося объектом налогообложения, по
территориальному принципу. Порядок и условия постановки на учет в налоговых органах определены статьями 85-83 Кодекса.(13)
Согласно действующему законодательству налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых проверок. Инспекторы
26
налоговых органов имеют право проверять все необходимые документы, получать объяснения, справки и сведения по вопросам, связанным с исчислением и уплатой налогов.
Виды налоговых проверок приведены в приложении 4. Деление их на плановые и внеплановые не требует дополнительных пояснений.
Процессуальные правила и условия проведения налоговых проверок закреплены ст.87-89 Кодекса. Для налоговой проверки установлено ограничение в виде трехгодичного периода деятельности налогоплательщика, предшествовавшего году проведения проверки. В течение одного года могут проводиться сразу несколько проверок: например, сначала по налогу на прибыль, затем по НДС и т.д.
Порядок и сроки проведения камеральной налоговой проверки регулируется статьей 88 Кодекса. Проверка не предусматривает выхода сотрудников налоговых инспекций непосредственно на предприятия. Она осуществляется в налоговом органе в день поступления налоговых сборов либо в последующие периоды.
Порядок и сроки проведения выездной налоговой проверки регулируются ст. 89 Кодекса. Выездная налоговая проверка предприятия осуществляется не чаще одного раза в год в соответствии с годовыми планам
работы инспекции и квартальными графиками проверок, составляемыми по тому или иному участку работы.4
При сплошном (комплексном) способе проверяются все регистры бухгалтерского учета и другие необходимые для налоговой проверки документы. Комплексной проверкой охватываются вопросы правильности исчисления и уплаты всех видов налогов.
При выборочном (тематическом) способе проверяется лишь часть первичных документов за тот или иной период времени.
27
Путем формальных, арифметических и встречных проверок, устанавливается достоверность фактов хозяйственной жизни предприятия.
В ходе осуществления выездной налоговой проверки, налоговые органы могут привлекать к работе специалистов, экспертов, переводчиков, понятых, а также свидетелей для совершенствования ряда процессуальных действий, таких как осмотр помещений, выемка документов и т.д. Порядок и условия их привлечения изложены в Кодексе (ст. 90-98).
Элементы налогов, взимаемых с физических лиц. | ||||||||
Налогопла-тельщик
|
предмет |
объект |
Масштаб |
Ед. |
Налоговая база |
ставка |
Срок уплаты | |
Налог на доходы физиче-ских лиц |
а)налоговые резиденты РФ; б) лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся резидентами |
Материаль-ные блага в денежной и натур. Формах, а также в виде материаль-ной выгоды, определяе-мой в соответст-вии со ст. 212 К. |
Получение дохода: а) на территории РФ и за ее пределами-для резидентов; б) от источников в РФ-для нерезиден-тов. |
Дене-жный |
Руб. |
Все доходы, полученные резидентом. Нерезиденты платят налоги с дохода полученного от источников в РФ. |
а)доходы резиден- та-13%; б)доход нерезидента-30%; в)прочие доходы-35%. |
Налоговые агенты обязаны пе- речислять налог не позднее дня фактического получения в банке денежн.сред-ств на выплаты до-хода. |
Налог на наследование или да-рение. |
Собственники насле-дуемого или даримого имущества- граждане РФ, иностран. гражд. без гражданства. |
Блага в материальной и нематериальной формах. |
Вступление в наследование и владение имуществом. |
Дене-жный |
Руб. |
Стоимость получаемого имущества на день открытия наследства(более 850 МРОТ) или дарения(более 80 МРОТ). |
Различные в зависимости от стоимости имущества и степени родства. |
Российские граждане- не позднее 3-х месяцев со дня вручения или завещания. |
Налог на имущество физических лиц |
Собственники имущества- граждане РФ; иностр. лица; лица без гражданства. |
Здания, построения и сооружения; транспортные средства. |
Право собственности на имущество. |
Дене-жный
Лошадиная сила
мощность |
Руб.
1 л/c;
1 кВт |
Стоимость имущества;
Количество л/c;
Число кВт |
От 0,1до 20% сто-имости 5-10%от МРОТ с 1л/c;
4,1-13,6% от МРОТ с 1 кВт |
Ежегодно в два срока- до 15 сентября и 15 января равными до-лями. |
Приложение 1
Элементы налогов, взимаемые с предприятий и организаций. | ||||||||||||||||
Налогопла тельщик |
предмет |
объект |
масштаб |
Ед. |
Налоговая база |
Максимальная ставка |
Срок уплаты | |||||||||
Налог на при быль |
Российск.юри дич. лица, включая банки и страховые организации, а также российск. Фирмы и представите ли иностранных ю.л. |
Экономич. Эффект от деятельности хозяйствующих субъектов |
Валовая прибыль |
Денеж ный |
Руб. |
Прибыль от реализации плюс сальдо по внереализационным операциям минус иные доходы, облагаемые в особом порядке, а также льготами. |
35%-для обычных организа ций; 43% -для бан ков, бирж, страховщи ков; 15%- для дивидендов и процентов. |
Ежемесячно, не позднее 25 числа, ежеквартально не позднее 15 числа каждого месяца. | ||||||||
НДС |
Российск. и иностр. ю.л., а также индивидуальные предприниматели, когда их налоговая база превышает 1млн. руб. за три периода |
Добавленная стоимость |
Обороты по: а) реалезации товаров в РФ; б) передаче без возмездно товаров; в) импорту товаров |
Денеж ный |
Руб. |
Облагаемый оборот, а также штрафы, пени, неустойки только по облогаемому обороту. |
20%-обычная;10%-для товаров по Перечню Правительства РФ; 0%-для экспортируемых товаров. |
Подекадно-15,25,5 числа(платеж выше 10 тыс. руб.); ежемесячно-с 20 числа(платеж 3-10 тыс. руб.); ежеквартально-20 числа(до 3тыс.руб.) | ||||||||
Налог на имущест во (СПб) |
Российск. и иностран ю.л., а также их филиалы и представительства |
Имущество, находящееся на балансе предприятия |
Основные ср-ва и нематериальн. Активы(минус износ),запасы и затраты |
Денежный |
Руб. |
Среднегодовая стоимость имущества, находящегося на балансе компании |
2%; 1%-для предприятий водного транспорта |
Ежеквартально –в 5-дневный срок со дня преоставления бух. Отчета за квартал. | ||||||||
Налог на рек ламу |
Ю.л.- плательщики налога на прибыль |
Рекламные материалы в печатном или ином виде |
Использование рекламной компании |
Денежный |
Руб. |
Объем работ по организации рекламы |
5% от стоимости услуг по рекламе. |
Ежеквартально. |
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
28
Заключение
Под налогом, пошлиной, сбором понимается обязательный взнос в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый в порядке, определенном законодательными актами. Налоги бывают прямыми и косвенными они различаются по объекту налогообложения и по механизму расчета их взимания, по их роли в формировании доходной части бюджета.
Существует ряд общепризнанных принципов налогообложения, важнейшие из них: реальная возможность выплаты налога, его прогрессивный, однократный обязательный характер, простота и гибкость.
Основные функции налогов- фискальная, социальная и регулирующая. Налоговая политика государства осуществляется при помощи предоставления физическим лицам налоговых льгот в соответствии с целями государственного регулирования хозяйства и социальной сферы. Налоги, обязательные к уплате на всей территории России, делятся на: федеральные, региональные и местные.
Одним из главных элементов рыночной экономики является налоговая система. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития.
Любая налоговая система, где бы она ни применялась и какими конкретными чертами ни характеризовалась, должна отвечать определенным кардинальным требованиям. Первое и важнейшее из них- это соблюдение принципа равенства и справедливости. Это прежде всего означает: тяжесть налогового бремени должна распределяться между всеми в равной мере, и
29
каждый налогоплательщик обязан вносить свою справедливо определенную долю в казну государства.
Вторым непременным требованием, которому должна отвечать налоговая система, является эффективность налогообложения. Реализация этого требования предполагает, во-первых, что налоги не должны оказывать влияние на принятие экономических решений, либо оно должно быть минимальным; во-вторых, что налоговая система обязана содействовать проведению политики стабильности и успешного развития экономики страны.
Обязательным условием
эффективности налоговой
Информация о работе Бюджетно-налоговая политика в России и инструменты ее реализации