Бюджетно-налоговая политика в России и инструменты ее реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 02:45, курсовая работа

Описание работы

Раскрывая функциональное содержание системы налогообложения, мы преследуем следующие цели и задачи:
1) Изучить нормативную литературу ( Конституция Российской Федерации, Налоговый Кодекс Российской Федерации, Бюджетный Кодекс Российской Федерации и др.).

2) Исследовать, какие налоги существуют на территории Российской Федерации, их цели, порядок взимания и распределение между налогоплательщиками.
3) Проанализировать значение региональных, федеральных и местных налогов.
4) Проследить порядок проведения налоговых проверок.

Файлы: 1 файл

курсовик №1.doc

— 200.00 Кб (Скачать файл)

Источниками налоговых  платежей с юридических лиц являются:

- выручка от реализации продукции: налог на добавленную стоимость, акцизы, экспортная налоговая пошлина;

- себестоимость продукции ( товаров, услуг): земельный налог, налоги на пользователей автодорог и с владельцев транспортных средств, плата за право пользования недрами, платежи за загрязнения

22

окружающей среды, плата  за воду, отчисления на воспроизводство  минерально-сырьевой базы;

- финансовый результат деятельности предприятия ( балансовая прибыль): налог на имущество предприятий, налог на рекламу, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, налог на нужды образовательных учреждений;(14)

- налогооблагаемая прибыль и соответственно налог на прибыль;

- чистая прибыль: платежи за сверхнормативные потери полезных ископаемых и загрязнение окружающей среды, местные налоги за счет чистой прибыли.

Смежные и социальные налоги. Взимаются и с физических лиц, и с юридических лиц. Среди смежных налогов выделяется земельный налог.

Земля из государственного фонда отчуждается на платной основе ( земельный налог, арендная плата), а также допускается бесплатное отчуждение различных целей ( развитие фермерства, животноводства, садоводства, строительство дач).

Земельный налог – поимущественный налог рентного типа. Налоговая база- площадь земельных участков, находящихся в собственности плательщика. К факторам, определяющим дифференциацию ставок земельного налога, относятся: место расположения   земельной площади; цель использования; степень освоения земельной площади; статус и число жителей поселения. Ставка определяется местными органами на основе установленных законом

базовых ставок и поправочных коэффициентов. Сумму налога рассчитывают самостоятельно юридические лица, налоговые органы делают это в отношении физических лиц. Существуют различные льготы в виде изъятий и скидок. Уплачивают налог к определенным срокам: 15 сентября  и 15 ноября равными долями.

23

Единый социальный налог ( взнос) введен в действие с 1 января 2001 года Кодексом.

Объединяет исчисления в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования.

Объектами налогообложения  для налогоплательщиков- работодатели признают выплаты, начисляемые в пользу работников по всем основаниям; для лиц, занимающихся профессиональной деятельностью, - доходы от указанной деятельности за вычетом расходов, непосредственно связанных с их извлечением.

Налог взимается по регрессивной шкале налогообложения, которая означает: чем выше средняя заработная плата работника, тем меньше производится отчислений в социальные фонды. Таким образом, государство предполагает легализовать заработную плату из « черной кассы». Задача по контролю за правильностью и своевременностью перечисления единого социального налога возлагается на налоговые органы РФ.(2)

 

 

 

 

Глава 2. Организация налогового контроля в Российской Федерации

 

 

 

2.1 Понятие  налогового контроля

Налоговый контроль-это установленная нормативными актами совокупность приемов и способов по обеспечению соблюдения налогового законодательства и налогового производства.(7)

Содержание налогового контроля включает:

- наблюдение за подконтрольными объектами;

24

- прогнозирование, планирование, учет и анализ тенденций в налоговой сфере;

- принятие мер по  предотвращению и пересечению  налоговых нарушений;

- выявление виновных  и привлечение их к ответственности.

Различают государственный  контроль, осуществляемый государственными органами, и негосударственный, проводимый аудиторскими фирмами, внутренними службами предприятий.

Формами проведения государственного налогового контроля должностными лицами налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов в пределах своей компетенции являются:

- налоговые проверки;

- получение объяснений  налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;

- проверка данных учета  и отчетности;

- осмотр помещений  и территорий, используемых для  извлечения дохода;

- другие формы, предусмотренные кодексом.

Виды налогового контроля можно рассматривать по различным основаниям (приложение 3).(12)

Оперативный контроль- проверка в пределах отчетного периода по окончании контролируемой операции.

Информационными источниками  являются плановые, оперативно-технические, бухгалтерские  и статистические данные.

Периодический контроль-проверка по итогам определенного отчетного периода с целью установления соблюдения требований налогового законодательства, своевременной и полной уплаты налогов, а также вскрытия нарушений и принятия мер к их устранению. Информационные источники:

 

25

данные планов, смет, первичных  документов, учетных регистров и  другие сведения.

Документальный  контроль- проверка соответствия проверяемого объекта установленным нормативам на основании первичных и производных документов.

Фактический контроль- проверка, при которой состояние проверяемого объекта является на основании осмотра, перерасчета, контрольной поставки или закупки и т.д.

Внутренний  аудит- первичный контроль, осуществляемый на уровне работников бухгалтерских и финансовых служб предприятия. Он предусматривает обеспечение достоверности учета налогооблагаемых объектов и уплаченных в бюджет налоговых  платежей, а также качества составления налоговых расчетов и отчетов.

Внешний аудит- негосударственный налоговый контроль со стороны специализированных фирм или аудиторов, получивших на это соответствующее разрешение-лицензию Минфина РФ. Аудиторские фирмы в ряде случаев несут ответственность перед предприятиями за неправильное исчисление налогов, если это будет позже установлено проверкой налоговых инспекций. Одним из способов обеспечения налогового контроля является постановка на учет в налоговых органах физических и юридических лиц, а также их имущества, являющегося объектом налогообложения, по

территориальному принципу. Порядок и условия постановки на учет в налоговых органах определены статьями 85-83 Кодекса.(13)

 

    1.  Проведение налоговых проверок

Согласно действующему законодательству налоговый  контроль проводится должностными лицами налоговых проверок. Инспекторы

26

налоговых органов имеют  право проверять все необходимые документы, получать объяснения, справки и сведения по вопросам, связанным с исчислением и уплатой налогов.

Виды налоговых проверок приведены в приложении 4. Деление их на плановые и внеплановые не требует дополнительных пояснений.

Процессуальные правила  и условия проведения налоговых проверок  закреплены  ст.87-89 Кодекса. Для налоговой проверки установлено ограничение в виде трехгодичного периода деятельности налогоплательщика, предшествовавшего году проведения проверки. В течение одного года могут проводиться сразу несколько проверок: например, сначала по налогу на прибыль, затем по НДС и т.д.

Порядок и сроки проведения камеральной налоговой проверки регулируется статьей 88 Кодекса. Проверка не предусматривает выхода сотрудников налоговых инспекций непосредственно на предприятия. Она осуществляется в налоговом органе в день поступления налоговых сборов либо в последующие периоды.

Порядок и сроки проведения выездной налоговой проверки регулируются ст. 89 Кодекса. Выездная налоговая проверка предприятия осуществляется не чаще одного раза в год в соответствии с годовыми планам

работы инспекции и  квартальными графиками проверок, составляемыми по тому или иному участку работы.4

При сплошном (комплексном) способе проверяются все регистры бухгалтерского учета и другие  необходимые для налоговой проверки документы. Комплексной проверкой охватываются вопросы правильности исчисления и уплаты всех видов налогов.

При выборочном (тематическом) способе  проверяется лишь часть первичных документов за тот или иной период времени.

27

Путем формальных, арифметических и встречных проверок, устанавливается достоверность фактов хозяйственной жизни предприятия.

В ходе осуществления  выездной налоговой проверки, налоговые  органы могут привлекать к работе специалистов, экспертов, переводчиков, понятых, а также свидетелей для совершенствования ряда процессуальных действий, таких как осмотр помещений, выемка документов и т.д. Порядок и условия их привлечения изложены в Кодексе (ст. 90-98).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Элементы налогов, взимаемых  с физических лиц.

 

Налогопла-тельщик

 

предмет

объект

Масштаб

Ед.

Налоговая

база

ставка

Срок

уплаты

Налог на доходы физиче-ских лиц

а)налоговые резиденты  РФ;

б) лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся резидентами

Материаль-ные блага  в денежной и натур. Формах, а также  в виде материаль-ной выгоды, определяе-мой  в соответст-вии со ст. 212 К.

Получение дохода: а)

на территории РФ и  за ее пределами-для резидентов;

б) от источников

 в РФ-для нерезиден-тов.

Дене-жный

Руб.

Все доходы, полученные резидентом. Нерезиденты платят налоги

с дохода полученного 

от источников

 в РФ.

а)доходы резиден-

та-13%;

б)доход нерезидента-30%;

в)прочие доходы-35%.

Налоговые агенты обязаны  пе-

речислять налог не позднее  дня фактического получения в  банке денежн.сред-ств  на выплаты  до-хода.

Налог на наследование или  да-рение.

Собственники насле-дуемого  или даримого имущества- граждане РФ, иностран. гражд. без гражданства.

Блага в материальной и нематериальной формах.

Вступление в  наследование и владение имуществом.

Дене-жный

Руб.

Стоимость получаемого  имущества на день открытия наследства(более 850 МРОТ) или дарения(более 80 МРОТ).

Различные в зависимости  от стоимости имущества и степени  родства.

Российские граждане- не позднее 3-х месяцев со дня вручения или завещания.

Налог на имущество физических лиц

Собственники имущества- граждане РФ; иностр. лица; лица без гражданства.

Здания, построения и  сооружения; транспортные средства.

Право собственности  на имущество.

Дене-жный

 

Лошадиная сила

 

мощность

Руб.

 

 

1 л/c;

 

 

1 кВт

Стоимость имущества;

 

Количество л/c;

 

 

Число кВт

От 0,1до 20% сто-имости

5-10%от МРОТ с 1л/c;

 

4,1-13,6% от МРОТ с 1 кВт

Ежегодно в два срока- до 15 сентября и 15 января равными до-лями.




Приложение 1

                                                                 

 

Элементы налогов, взимаемые  с предприятий и организаций.

 

Налогопла

тельщик

предмет

объект

масштаб

Ед.

Налоговая база

Максимальная ставка

Срок

уплаты

Налог на при

быль

Российск.юри

дич. лица, включая банки  и страховые организации, а также  российск. Фирмы и представите

ли иностранных ю.л.

Экономич. Эффект от деятельности хозяйствующих субъектов

Валовая прибыль

Денеж

ный

Руб.

Прибыль от реализации плюс сальдо по внереализационным операциям  минус иные доходы, облагаемые в  особом порядке, а также льготами.

35%-для обычных организа

ций; 43%

-для бан

ков,

бирж, страховщи

ков; 15%-

 для дивидендов

 и 

процентов.

Ежемесячно, не позднее 25 числа, ежеквартально не позднее 15 числа  каждого месяца.

НДС

Российск. и иностр. ю.л., а также индивидуальные предприниматели, когда их налоговая база превышает 1млн. руб. за три периода

Добавленная стоимость

Обороты по: а) реалезации товаров в РФ; б) передаче без возмездно  товаров; в) импорту товаров

Денеж

ный

Руб.

Облагаемый оборот, а  также штрафы, пени, неустойки только по облогаемому обороту.

20%-обычная;10%-для товаров  по Перечню Правительства РФ; 0%-для экспортируемых товаров.

Подекадно-15,25,5 числа(платеж выше 10 тыс. руб.); ежемесячно-с 20 числа(платеж 3-10 тыс. руб.); ежеквартально-20 числа(до 3тыс.руб.)

Налог на имущест

во (СПб)

Российск. и иностран ю.л., а также их филиалы и представительства

Имущество, находящееся  на балансе предприятия

Основные ср-ва и нематериальн. Активы(минус износ),запасы и затраты

Денежный 

Руб.

Среднегодовая стоимость  имущества, находящегося на балансе  компании

2%; 1%-для предприятий  водного транспорта

Ежеквартально –в 5-дневный срок со дня преоставления бух. Отчета за квартал.

Налог на рек

ламу

Ю.л.- плательщики налога на прибыль

Рекламные материалы  в печатном или ином виде

Использование рекламной  компании

Денежный 

Руб.

Объем работ по организации  рекламы

5% от стоимости услуг по рекламе.

Ежеквартально.




Приложение 2

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

 

 

 

 


 








 


 



 


 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

 

 

 

 

 


 


 

 

 

 

 

28

Заключение

 

Под налогом, пошлиной, сбором понимается обязательный взнос в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый в порядке, определенном законодательными актами. Налоги бывают прямыми и косвенными они различаются по объекту налогообложения и по механизму расчета их взимания, по их роли в формировании доходной части бюджета.

Существует ряд общепризнанных принципов налогообложения, важнейшие  из них: реальная возможность выплаты  налога, его прогрессивный, однократный  обязательный характер, простота и  гибкость.

Основные функции налогов- фискальная, социальная и регулирующая. Налоговая политика государства осуществляется при помощи предоставления физическим лицам налоговых льгот в соответствии с целями государственного регулирования хозяйства и социальной сферы. Налоги, обязательные к уплате на всей территории России, делятся  на:  федеральные, региональные и местные.

Одним из главных элементов  рыночной экономики является налоговая  система. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития.

Любая налоговая система, где бы она ни применялась и  какими конкретными чертами ни характеризовалась, должна отвечать определенным кардинальным требованиям. Первое и важнейшее из них- это соблюдение принципа равенства и справедливости. Это прежде всего означает: тяжесть налогового бремени должна распределяться между всеми в равной мере, и

29

каждый налогоплательщик обязан вносить свою справедливо  определенную долю в казну государства.

Вторым непременным  требованием, которому должна отвечать налоговая система, является эффективность налогообложения. Реализация этого требования предполагает, во-первых, что налоги не должны оказывать влияние на принятие экономических решений, либо оно должно быть минимальным; во-вторых, что налоговая система обязана содействовать проведению политики стабильности и успешного развития  экономики страны.

Обязательным условием эффективности налоговой системы  является и то, чтобы она не допускала  произвольного толкования, была понятна  налогоплательщикам и принята большей частью общества. К сожалению ни одно из выше перечисленного не имеет место быть в нашей стране. И последнее условие реализации требования эффективности налогообложения: административные расходы, которые нужны для управления налогами и соблюдения налогового законодательства, надлежит минимизировать.5(8)

Информация о работе Бюджетно-налоговая политика в России и инструменты ее реализации