Бюджетно-налоговая политика в России и инструменты ее реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 10:53, курсовая работа

Описание работы

Главными средствами перераспределения доходов и наиболее важными орудиями государственного регулирования экономики и экономической политики являются бюджет и налоги. Это тесно связанные категории, поэтому часто говорят о бюджетно-налоговой политике. Иногда вместо термина бюджетно-налоговый используется его синоним фискальный (от лат. fiscus государственная казна и fiscalis относящийся к казне). Фискальная политика государства предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровней деловой активности, решения различный социальных задач. Основными рычагами бюджетно-налоговой политики государства являются изменения налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества, размеров государственных расходов или их направлений в соответствии с конкретными целями общества.

Содержание работы

Основные данные о работе
Содержание
Введение
Основная часть
1. Цели и инструменты бюджетно-налоговой политики.
2. Государственные расходы как элемент бюджетно-налоговой политики.
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложения

Файлы: 1 файл

ilinykh_kursovaia_rabota.doc

— 312.50 Кб (Скачать файл)

 Налог на добавленную стоимость (НДС) обеспечивает встроенную стабильность следующим образом. При рецессии объем продаж сокращается, а поскольку НДС является косвенным налогом, частью цены товара, то при падении объема продаж налоговые поступления от косвенных налогов (изъятия из экономики) сокращаются. При перегреве, наоборот, поскольку растут совокупные доходы, объем продаж увеличивается, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Экономика автоматически стабилизируется.

 Что касается пособий по  безработице и по бедности, то  общая сумма их выплат увеличивается при спаде (по мере того, как люди начинают терять работу и нищать) и сокращаются при буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов. (Очевидно, что для того, чтобы получать пособие по безработице, нужно быть безработным, а чтобы получать пособие по бедности, нужно быть очень бедным). Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата способствует росту доходов, а, следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

 В развитых странах экономика  на 2/3 регулируется с помощью дискреционной  фискальной политики и на 1/3 –  за счет действия встроенных  стабилизаторов.

Государственный бюджет. Бюджетные дефициты, излишки. Бюджет полной занятости.

Государственный бюджет — важнейший  финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный проце?сс.

В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих  уровней:

• федеральный бюджет

• бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты)

• бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)

Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса  Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.

Если запланированные доходы бюджета  превышают расходы бюджета, то это  называется бюджетный профици?т (или  профицит бюджета). Если запланированные  расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефицит (или дефицит бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секве?стр.

Для нормального функционирования экономики необходимо, чтобы расходы государства ежегодно балансировались с доходной частью бюджета, а через нее - с налоговой системой государства. На практике добиваться абсолютного соответствия весьма проблематично, вследствие чего часто возникает бюджетный дефицит, представляющий собой превышение государственных расходов над объемом доходной части бюджета. Такое состояние обычно, ибо доходная часть - это ее будущее состояние, которое меняется не в ежегодном (по итогам года) режиме, а ежедневно и ежечасно. По установленным международным стандартам размер бюджетного дефицита не должен превышать 5% суммы производимого страной ВВП. Цифра 5% взята исходя из того, что нормально функционирующая рыночная экономика в состоянии в течении одного года обеспечить прирост ВВП в объеме 5%, что позволит покрыть за год ранее сложившийся дефицит, в противном случае он будет накапливаться, образуя государственный долг.

Государственный долг - это суммарная  стоимость бюджетных дефицитов  за ряд лет. Если взять отдельный  год, то государственный долг может оказаться равным бюджетному дефициту. Государственный долг бывает внутренним (задолженность собственным физическим и юридическим лицам через облигации займа) и внешним (задолженность иностранным государствам, их физическим и юридическим лицам).

Различают структурный и циклический  дефицит госбюджета. Структурный  дефицит определяется как разница  между доходами и расходами государства  для случая, если бы экономика функционировала  в условиях полной занятости населения, обеспечивая максимальный объем производства и при условии стабильности используемой систему налогов. Циклический дефицит - это дефицит, вызванный сокращением налоговых поступлений в доход государства вследствие спада деловой активности и образующего при этом превышения запланированных ранее расходов над поступающими в доход государствами средствами.

В случае, если реально складывающийся в этом году дефицит бюджета меньше расчетного структурного дефицита, тогда  говорят о наличии бюджетного излишка. Если же при формировании бюджета  закладывается превышение доходной части государственного бюджета над расходной, в данном случае речь пойдет об излишке доходов бюджете или профиците государственного бюджета.

Бюджет полной занятости

Бюджетный дефицит может быть вызван сокращением уровня выпуска (Y).

Для того чтобы отделить факторы, связанные  с проведением активной бюджетно-налоговой  политики от других факторов, влияющих на дефицит государственного бюджета, используют концепцию бюджета полной занятости.

Предположим, что фактический уровень  выпуска (доходов) находится на уровне Y1, при котором государственный бюджет сводится с дефицитом (рисунок 10.7). Чтобы выяснить, чем вызван этот дефицит, рассчитаем уровень выпуска при полной занятости (потенциальный уровень выпуска Y*).

T G

Рис. 10.7

 Если в результате расчетов мы получим Y*1, уровень которого значительно выше фактического Y1 и соответствует области бюджетного профицита, значит можно сделать вывод, что дефицит государственного бюджета обусловлен низким уровнем Y, вызванного спадом. Бюджетно-налоговая политика должна быть пересмотрена в сторону усиления фискальной экспансии с целью выведения экономики из спада.

    Налоги, их функции и  виды. Развитие концепции налогообложения

Существует три основных функции  налогов: фискальная, регулирующая и социальная. Фискальная (распределительная) функция обеспечивает поступление налоговых средств в государственный бюджет и во внебюджетные фонды и функционирование государственных расходов в соответствии с утвержденным законодательным органом регламентом. Регулирующая функция осуществляется через систему дифференцированных налоговых льгот. Она направлена либо на стимулирование, либо на сдерживание развития отдельных отраслей и видов деятельности. Таким образом, налоги регулируют предложение товаров и услуг. Социальная функция направлена на сглаживание неравенства между доходами различных социальных групп населения и регулируется посредством дифференцированного налогообложения физических и юридических лиц. Налоги выполняют также контрольную функцию, связанную с порядком их распределения.

Элементами налоговой системы  являются налоговые ставки, налоговая  база и налоговые льготы. Налоговые  ставки - это система показателей  долевого налогового отчисления от доходов  предприятий и организаций в  зависимости от величины этих доходов. По мере возрастания доходов кратность обычно увеличивается более высокими темпами. предельным считается отчисление, когда весь доход в виде налогов перечисляется в распоряжение государственного бюджета. Налоговая база - это размер имущества (доходов), который подлежит налогообложению. Общая величина налоговых поступлений может возрастать либо за счет роста налоговых ставок, либо за счет расширения налоговой базы. Расширенное воспроизводство обеспечивает постоянное расширение налоговой базы. Налоговые льготы могут предоставляться физическим и юридическим лицам в различных формах. Они могут проявляться посредством более низких налоговых ставок, например, для малого и среднего бизнеса; вновь открываемые производства на определенный срок могут освобождаться от уплаты налогов. Пониженные ставки налогов платят предприятия, использующие труд инвалидов и т.д.

В макроэкономике налоги делятся на два вида: автономные и аккордные, которые не зависят от уровня доходности производства, и подоходные налоги, которые находятся в подобной зависимости.

 Налог – это обязательный  платеж, поступающий в бюджетный  фонд в определенных законом  размерах и в установленные  сроки. Совокупность разных видов  налогов, в построении и методах,  исчисления которых реализуются  определенные принципы, образуют налоговую систему страны. Все налоги являются основными источниками доходов государственного бюджета. Сложность понимания природы налога обусловлена тем, что налог – это одновременно экономическое, хозяйственное и правовое явление реальной жизни.

 В налоговом кодексе понятие  налога звучит так – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и  физических лиц в форме отчуждения  принадлежащих им направо собственности,  хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Итак, налог, как финансово-правовую категорию, можно определить как  обязательный и по юридической форме  индивидуально безвозмездный платеж организаций и физических лиц, установленный в пределах своей компетенции представительными органами государственной власти или местного самоуправления для зачисления в бюджетную систему (или в указанных законодательством случаях – внебюджетные государственные и муниципальные целевые фонды) с определением его размера и сроков уплаты.

 Для уяснения понятия налога  больше значение имеет установление  системы элементов налога.

Следует отметить, что в законодательстве и теории налогового права нет  единого подхода к определению структуры модели налога. Согласно ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены:

налогоплательщики;

объект налогообложения,

налоговая база,

налоговый период,

налоговая ставка,

порядок исчисления налога,

порядок и сроки уплаты налога,

 а в необходимых случаях  могут предусматриваться налоговые  льготы, и другие элементы (отчетный  период, ответственность налогоплательщика.)

Учение о правовом государстве  приводит финансовую науку к идее принудительного характера налога и к появлению новых теорий: теории жертвы и теории общественных потребностей. Эти теории трактовали налог как необходимое участие в покрытии государственных расходов, как обязанность.

Для российской науки актуальность и  сложность проблем налогов и налогообложения состояла в том, что советское общество, законодательно провозгласило построение первого в мире государства без налогов. Это значит, что в советский период не было никаких научных разработок в области налогов. Осуществление экономической реформы в России означало необходимость проведения налоговой реформы, связанных с ней теоретических исследований и принятия налогового законодательства. Одной из первых проблем, которую надо было решить, это уточнить содержание категории «налог».

С правовых, юридических позиций налоги это установленные законодательными актами нормы, регулирующие размеры, формы, методы, сроки изъятия государством части доходов предприятий, организаций, населения.

С экономических позиций налоги представляют главный инструмент перераспределения доходов и финансовых ресурсов, осуществляемого финансовыми органами в целях обеспечения средствами тех лиц, предприятий программ, секторов и сфер экономики, которые испытывают потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить ее из собственных ресурсов.

Маневрируя  налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия  для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Указанное разграничение функций налоговой  системы носит условный характер, так как все они переплетаются  и осуществляются одновременно.

Современная налоговая система включает различные  виды налогов. Попытки унифицировать налоги, уменьшить количество их видов пока не имели успеха. Возможно, это происходит потому, что правительствам удобнее вместо одного налога взимать множество не столь больших, в этом случае налоговые поборы становятся менее заметными и менее чувствительными для населения. При таком большом разнообразии налогов важное управленческое значение приобретает приведение их в определенную систему. Речь идет о систематизации, или классификации налогов, которая представляет собой подразделение налогов на группы по определенным критериям, признакам и особым свойствам.

Законом «Об основах налоговой системы  в Российской Федерации», а также  в Налоговом кодексе (глава 2 статья 12) устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

     Тяжесть налогового бремени   измеряется  величиной  налоговых   изъятий,

отнесённых к валовому внутреннему  продукту.

    На неё оказывают влияние  следующие условия:

. величина полученных доходов;

. традиции, сложившиеся в стране;

. фазы промышленного цикла.

    Чем  выше  доходы,  тем  больше  доля  налоговых   отчислений.  Развитие

экономики умножает доходы. Это ведет  к увеличению  доли  налоговых  изъятий. Причиной указанной зависимости  является  использование  прогрессивной  шкалы налогообложения.

    История XX в. четко  прослеживает тенденцию роста   налоговых  изъятий  в

странах  рыночной  экономики.  Так,  до  первой  мировой   войны   налоговые

Информация о работе Бюджетно-налоговая политика в России и инструменты ее реализации