Бюджетно-налоговая политика в России и инструменты ее реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 10:53, курсовая работа

Описание работы

Главными средствами перераспределения доходов и наиболее важными орудиями государственного регулирования экономики и экономической политики являются бюджет и налоги. Это тесно связанные категории, поэтому часто говорят о бюджетно-налоговой политике. Иногда вместо термина бюджетно-налоговый используется его синоним фискальный (от лат. fiscus государственная казна и fiscalis относящийся к казне). Фискальная политика государства предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровней деловой активности, решения различный социальных задач. Основными рычагами бюджетно-налоговой политики государства являются изменения налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества, размеров государственных расходов или их направлений в соответствии с конкретными целями общества.

Содержание работы

Основные данные о работе
Содержание
Введение
Основная часть
1. Цели и инструменты бюджетно-налоговой политики.
2. Государственные расходы как элемент бюджетно-налоговой политики.
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложения

Файлы: 1 файл

ilinykh_kursovaia_rabota.doc

— 312.50 Кб (Скачать файл)

отчисления составляли в среднем  10  %  ВВП.  В  середине  века  эта  планка

поднялась до 20 %. В 90-х гг. в развитых государствах с уровнем ВВП на  душу

населения в 15-28 тыс. дол. доля  налоговых изъятий и тяжесть налогового

бремени колеблется от 30 до 50 % ВВП. В  России этот уровень  превышается,  в

то время как в странах  с уровнем развития, соответствующим  российскому  (ВВП на душу  населения  около  5  тыс.  дол.),  тяжесть  налогового  бремени не превышает 30%.

    Традиции  экономической   политики  оказывают  существенное  влияние  на

уровень налогового бремени. В странах  социально  ориентированной  экономики (шведская  модель)  этот  уровень  составляет  около  50%  ВВП.  В странах, развивающихся на монетарных принципах, - около 30  %  ВВП.   Более высокий уровень налогов стал платой за социальную стабильность  общества.  Поскольку налоги перекладываются на покупателя (включаются в отпускные цены),  то  в этих странах отмечается и более высокий уровень цен.

    Тяжесть налогообложения  зависит от  циклических  колебаний.  Она  может

быть ниже во время кризиса и  выше при более благоприятной  конъюнктуре.

Налоговый мультипликатор

Фискальная (бюджетно-налоговая политика) государства в коротком периоде может сопровождаться эффектами мультипликаторов государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета. В конечном итоге результат этой политики выражается в приросте дохода, производства продукции. Поэтому мультипликативные эффекты играют важную роль при выборе мероприятий бюджетно-налоговой политики.

Налоговый мультипликатор - отношение  изменения реального национального  дохода к вызвавшему его изменению  налогов.

Если государственные расходы  возрастают (?К) на ту величину, что и прирост налоговых поступлений (?Т), тогда имеем дело со сбалансированным бюджетом, а отношение этих величин есть мультипликатор сбалансированного бюджета:

Мсб =     

где Мсб – мультипликатор.

 

2 Государственные расходы как элемент бюджетно-налоговой политики.

 

Государственные расходы - это непрерывное  использование государством денежных средств из бюджета, внебюджетных фондов и собственных средств государственных  предприятий, объединений и организаций  на цели и объекты, определенные законом  о бюджете, внебюджетных фондах, нормативными актами правительства, министерств и ведомств и уставами предприятий и организаций.

      В зависимости  от того, из какого фонда осуществляются  расходы, они подразделяются на  следующие виды государственных  расходов: 

   1) бюджетное финансирование, так как бюджетная система  является государственным фондом  денежных средств, обеспечивающим  основные затраты всего государства; 

   2)финансирование за счет  государственных внебюджетных фондов, откуда финансируются такие социальные затраты государства, как выплата пенсий, социальное и медицинское страхование; 

   3) расходы за счет кредитования, когда деньги берутся на основании  возвратности, возмездности и на  определенный срок в ЦБ РФ, коммерческих банках и других  финансовых структурах; 

   4) бюджетное кредитование, когда деньги на определенные  расходы выдаются из бюджетов  на определенный срок и На  определенных условиях; 

   5) страховые выплаты по  обязательному и коммерческому  страхованию; 

   6) выплаты по государственному долгу, как по внутреннему, так и по внешнему, которые в основном также производятся из бюджета; 

  7) адресные выплаты при определенных, строго ограниченных условиях  из эмиссионных средств; 

  8) расходы за счет децентрализованных  источников финансирования, т. е. расходы, покрываемые за счет собственных средств предприятий и учреждений, всех юридических лиц, работающих в рыночных условиях.

     Содержание и структура  государственных расходов напрямую  зависят от общей финансовой  политики государства, а конкретно определяются программами российского государства и задачами, которые решаются в каждом финансовом году.

     Государственные расходы  осуществляются на основе действующего  законодательства в соответствии  с финансово-плановыми актами, утверждаемыми компетентными органами. Органы федерального казначейства допускают только такие расходы, которые предусмотрены нормативными актами. Также обязательным требованием осуществления государственных расходов является включение их в соответствующий финансовый акт: бюджет, смету или баланс. Программы:

   1. Расходы на обеспечение  материального производства.

   2. Расходы на образование  общественного потребления. 

   3. Расходы на формирование  резервных фондов (отражает экономическую  сущность).

      Расходы осуществляются при ряде принципов.

       Принципы государственных  расходов:

   1. Планированности - расходы  должны планироваться на основе  Государственных и муниципальных  программ (планов). Которые должны  содержать отражение потребностей  в средствах и в источниках их удовлетворения.

   2. Соответствие планируемых  расходов объёма государственных  и муниципальных доходов. 

   3. Целевого направления  средств, предусматривающего помимо  указанных общей суммы средств  выделяемых получателем определение  конкретных мероприятий и целей на которые они должны быть использованы.

   4. Соответствия финансовых  расходов, охраняемых законными  правами и интересами граждан,  юридических лиц, государственных  и муниципальных организаций  (принцип законности).

   5. Соответствия финансовых расходов требованиям экологических и др. установленных норм законодательства РФ.

   6. Безвозвратности/безвозмездности  выделения средств. (Общий порядок;  метод кредитования).

   7. Контроля за использованием  государственных и муниципальных  средств и ответственность за  правонарушения в этой области. 

Государственные расходы и совокупный спрос. Влияние государственных  расходов на совокупный спрос.

Государственные расходы увеличивают величину совокупных расходов на рынке и стимулируют рост совокупного спроса, а следовательно, и производство ВВП. В результате государственных закупок совокупный спрос возрастает на величину государственных расходов. И, наоборот, сокращение государственных расходов означает снижение совокупных расходов и сокращение производства ВВП.

Следовательно, государственные расходы  оказывают непосредственное влияние  на объёмы национального производства и занятость населения. Подобно  инвестициям, они также обладают мультипликацинным эффектом. Мультипликатор государственных расходов (MG) показывает приращение ВВП в результате приращения государственных расходов:

Покажем суть этого мультипликационного  эффекта графически на рис. 6.2.

Рис. 6.2. Мультипликатор государственных расходов

Предположим, что при данном уровне потребления, инвестиций и государственных  расходов равновесное состояние  макроэкономики достигалось в точке  Е при объёме ВВП = 600 млрд. р. Пусть  объём государственных расходов вырос на 100 млрд. р. Следовательно, прямая C + I + G сдвинется вверх на 100 млрд. р. в положение прямой C + I + G1. Теперь состояние равновесия будет достигаться в точке Е1, в которой ВВП составляет уже 800 млрд. р. Таким образом, приращение государственных расходов на 100 млрд. р. привело к увеличению ВВП на 200 млрд. р. Исходя из этого, можно сказать, что MG равен 2. По сути дела, MG по своей модели совпадает с мультипликатором инвестиций. И если исходить из того, что MPC = 1/2, то

Воздействие фискальной политики на уровень ВНП.

      Но более высокий уровень ВНП увеличивает процентную ставку на фондовых рынках, которая, снижая действенность фискальной политики,  снижает уровень инвестиционных расходов. Фискальная политика,  таким образом,  воздействует на товарные рынки, сдвигая кривую IS, которая  демонстрирует  равновесие  на товарных рынках.  При  неизменной  ставке  процента  более  высокий  уровень государственных  расходов  будет  увеличивать  уровень  совокупного  спроса. Покрывая рост спроса, выпуск продукта должен увеличиваться. 

Мультипликатор  государственных  расходов.

Поскольку государственные закупки  товаров и услуг оказывают  прямое непосредственное влияние на величину национального дохода и  так как они являются  величиной  экзогенной и автономной, т.е. не зависящей  от уровня дохода (G=G), то  добавление их к сумме потребительских и инвестиционных расходов на графике отображается параллельным сдвигом вверх кривой совокупных расходов.

Изменение величины государственных  закупок DG так же, как и изменение  других видов автономных расходов (потребительских расходов DC или инвестиционных расходов DI) имеет в кейнсианской модели эффект мультипликатора. Если государство закупает товары или услуги дополнительно на $100 (нанимает чиновника или учителя и выплачивает ему заработную плату, или покупает оборудование для своего предприятия, или начало строить автостраду и т.п.), т.е. ?G = $100, то располагаемый доход продавца этого товара или услуги увеличивается на эту сумму и делится на потребление (С) и сбережения (S). Если предельная склонность к потреблению (mpc) равна 0.8, то в результате мы получим уже знакомую нам пирамиду и эффект мультипликатора.

Следует иметь в виду, что мультипликатор действует в обе стороны. При  увеличении расходов совокупный (национальный) доход мультипликативно возрастает, а при сокращении расходов совокупный (национальный) доход мультипликативно уменьшается. Этот принцип применим не только к мультипликатору расходов, но и ко всем другим видам мультипликаторов.

Действие фискальной политики в  экстремальных ситуациях: ликвидная ловушка и классический случай

Если экономика находится в  ликвидной ловушке, при которой  кривая LM горизонтальна, рост государственных  расходов имеет максимальное влияние  на равновесный уровень дохода. Ставка процента не меняется, следовательно, нет тормозящего действия роста госрасходов на национальный доход.

                           Рисунок 5 – Ликвидная ловушка

Классический случай и эффект вытеснения частных инвестиций. Сначала рассмотрим, что собой представляет эффект вытеснения. Эффект вытеснения возникает тогда, когда в результате экспансионистской фискальной политики ставка процента повышается до такого размера, что уменьшаются частные расходы, особенно инвестиции. Если кривая LM проходит вертикально, то рост госрасходов не увеличивает равновесный уровень дохода, а лишь увеличивает ставку процента.

 Рост государственных доходов  сдвигает кривую IS до положения  IS', но не оказывает влияния  на доход. Если спрос на деньги  не восприимчив к изменению  ставки  процента (как подразумевает  вертикальная LM), то существует единственный уровень дохода, при котором денежный рынок находится в равновесии. Та¬ким образом, рост правительственных расходов не изменяет равновесный  уровень дохода, а только увеличивает равновесную ставку процента. Но если госрасходы увеличиваются, а уровень доходов неизменен, то это должно  компенсироваться снижением личных доходов. Рост ставки процента вытесняет частные инвестиции.

Эффект вытеснения, точно определяя  значение этого термина, означает снижение частных расходов (особенно инвестиций), в соответствии с ростом ставки процента в случае фискальной экспансии. Когда  кривая LM вертикальна, эффект вытеснения будет максимальным. График инвестиций показывает это. Если положительный наклон графика кривой сильнее, чем вертикальный, ставка процента при воздействии фискальной политики увеличивается медленно, и как результат, инвестиции снижаются незначительно. Размеры эффекта вытеснения, таким образом, зависят от на¬клона кривой LM и, следовательно, от процентной зависимости спроса на деньги. Если в экономике наблюдается полная занятость, то рост товаров и услуг, закупаемых государством, должен означать, что любые другие сектора покупают меньше товаров и услуг в размере, равном наиболее высокому уровню госрасходов.

В экономике с недоиспользованными ресурсами не может наблюдаться полный эффект вытеснения. Если фискальная экспансия увеличит ставку про¬цента, то и доход также увеличится. Рост совокупного спроса вызывает уве¬личение дохода, а с увеличением дохода увеличивается уровень сбережений. Это расширение сбережений делает возможным финансирование дефицита бюджета без полного вытеснения частных инвестиций [15, с. 174].

При неполной занятости и, следовательно, при возможности увеличения выпуска  продукта, ставка процента может и не расти, т. е. нет и вытеснения (что верно для случая, когда монетаристские авторитеты приспосабливают финансовую экспансию к росту денежного предложения).

Рисунок 6 – Классический случай

Дискреционная и недискреционная  фискальная политика

Существует два типа фискальной политики.:

Дискреционная фискальная политика - сознательное регулирование государством налогообложения и государственных  расходов с целью воздействия  на реальный объем национального  производства, занятость, инфляцию и  экономический рост. Основными механизмами дискреционной фискальной политики являются государственные расходы и налогообложение.

Проиллюстрируем влияние государственных  расходов на совокупный спрос. Поскольку  в данном случае рассматривается  лишь одна составляющая фискальной политики - государственные расходы, будем исходить из того, что налоги равны нулю.

На оси абсцисс отложена величина ЧВП (чистый внутренний продукт), а на оси ординат - совокупные расходы. Состояние, при котором вся величина ЧВП  будет потреблена населением, предприятиями и государством, т. е. будет равна величине суммы расходов, можно изобразить в виде прямой, идущей к оси абсцисс под утлом 45°. Тогда в любой точке этой прямой совокупные расходы равны величине ЧВП в этой точке.

Информация о работе Бюджетно-налоговая политика в России и инструменты ее реализации