Бюджетно-налоговая политика в России и инструменты ее реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 10:53, курсовая работа

Описание работы

Главными средствами перераспределения доходов и наиболее важными орудиями государственного регулирования экономики и экономической политики являются бюджет и налоги. Это тесно связанные категории, поэтому часто говорят о бюджетно-налоговой политике. Иногда вместо термина бюджетно-налоговый используется его синоним фискальный (от лат. fiscus государственная казна и fiscalis относящийся к казне). Фискальная политика государства предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровней деловой активности, решения различный социальных задач. Основными рычагами бюджетно-налоговой политики государства являются изменения налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества, размеров государственных расходов или их направлений в соответствии с конкретными целями общества.

Содержание работы

Основные данные о работе
Содержание
Введение
Основная часть
1. Цели и инструменты бюджетно-налоговой политики.
2. Государственные расходы как элемент бюджетно-налоговой политики.
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложения

Файлы: 1 файл

ilinykh_kursovaia_rabota.doc

— 312.50 Кб (Скачать файл)

Если функция совокупного спроса AD1 = С+ I дает равновесный ЧВП1, то функция совокупного спроса АD2 = С+ I + G дает его более высокий уровень - ЧВП2.

Государственные расходы подобно  инвестициям обладают эффектом мультипликации. Мультипликатор государственных расходов показывает, насколько возрастает равновесный ЧНП в результате роста государственных расходов: k = ?ЧВП/?G .

Иными словами, государственные расходы  в случае своего роста, подобно инвестициям, могут вызывать значительный рост равновесного объема ЧВП. В случае же сокращения государственные расходы приводят к значительному сокращению равновесного ЧВП. Подобный механизм влияния государственных закупок на объем национального производства предполагает, что во время спада государственные закупки могут быть использованы для увеличения выпуска продукции. И наоборот, в период бума правительство может снизить уровень своих расходов, сократив тем самым объем совокупного спроса и выпуска продукции. Наименьшими мультипликативными свойствами обладают закупки продуктов сельского хозяйства, добывающей промышленности и первичной обработки сырья, а наибольшими мультипликативными свойствами - закупки оборудования, машин, техники. В практике промышленно развитых стран макроэкономическое регулирование через государственные закупки чаше всего осуществляется через военные заказы и строительные контракты.

Рассмотрим теперь влияние налогов  на объем национального производства. Налоги выполняют в экономики  три функции: фискальную (основной источник бюджетных доходов), перераспределительную (корректировка неравномерного первичного распределения доходов), регулирующую (средство воздействия государства на экономику). С фискальной точки зрения, повышение налогов приведет к пополнению государственной казны. С перераспределительной точки зрения, имеет смысл высокое налогообложение доходов богатых слоев общества с целью пополнения доходов малообеспеченного населения. С точки зрения регулирования, государство стремится не столько увеличивать налоговые ставки, сколько использовать их для позитивного воздействия на ход экономической деятельности. Все эти функции надо совместить так, чтобы получить наилучший общий результат.

Введение налога приводит к уменьшению располагаемого дохода налогоплательщиков. Сокращение доходов налогоплательщиков, в свою очередь, вызывает снижение объемов потребления и сбережений при каждом уровне ЧВП. Размер этого сокращения определяется величиной Предельной склонности к потреблению (MPC) и предельной склонности к сбережению (MPS). Изменение величины потребительских расходов вследствие роста налоговых ставок определяется по формуле: ?С= ?T x МРС. Аналогично, изменение величины сбережений вследствие роста налоговых ставок определяется по формуле: ?S = ?T x MPS. Воздействие роста налогов на равновесный ЧВП продемонстрировано на рисунке ниже.

При постоянных инвестиционных и государственных расходах введение налога приводит к сокращению совокупного спроса и, следовательно, сокращению равновесного ЧВП. Противоположная картина будет наблюдаться при сокращении налогов.

Налоги, подобно инвестициям и  государственным расходам, обладают мультипликационным эффектом. Однако мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора инвестиций и государственных расходов, так как, например, при сокращении налогов потребление увеличивается лишь частично (часть располагаемого дохода идет на увеличение сбережений), тогда как каждая единица прироста государственных расходов оказывает прямое воздействие на объем ЧВП. Изменение налоговых ставок может использоваться либо для стимулирования экономического роста в фазе спада (кризиса), либо, наоборот, для сдерживания роста производства и предотвращения чрезмерного повышения цен в фазе подъема.

Недискреционная фискальная политика, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Встроенные (автоматические) стабилизаторы - автоматически действующие нормы, которые вступают в действие без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны правительства. Иными словами, необходимые изменения в относительные уровни государственных расходов и налогов вводятся автоматически. Дело в том, что многие законы по структуре налогообложения и затратных механизмов сформулированы так, что бюджетно-налоговая политика при перемене экономических условий изменяется автоматически. Это так называемая автоматическая, или встроенная, стабильность. Автоматический стабилизатор - любая мера, которая имеет тенденцию увеличивать дефицит государственного бюджета (или сокращать его положительное сальдо) в период спада и увеличивать его положительно сальдо (или уменьшать его дефицит) в период инфляции без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны правительства.

Основными автоматическими стабилизаторами  являются трансфертные платежи и  налоговая система, прежде всего  прогрессивные налоги. Социальные выплаты (трансферты) - платежи, которые осуществляются без соответствующего предоставления их получателям каких-либо товаров или услуг. Трансфертные платежи (выплаты пособий по безработице, пособий по бедности, субсидий фермерам) сокращаются во время экономического подъема и возрастают во время спада производства. Налоговые платежи ведут себя прямо противоположно. Налоги - обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с юридических и физических лиц. Почти все налоги увеличивают налоговые поступления по мере роста ЧВП. Принцип взимания налогов в зависимости от способности налогоплательщика породил систему прогрессивного налогообложения - увеличение налоговой ставки по мере роста дохода. Так, налоги на прибыль корпораций и на личные доходы чаще всего рассчитывается по прогрессивной шкале. И напротив, в случае падения ЧВП налоговые поступления от всех этих источников будут падать.

Тенденция налогов автоматически  изымать часть каждой дополнительной денежной единицы ЧВП означает, что  величина мультипликатора сокращается. Любое падение инвестиций, благодаря автоматическим стабилизаторам, ведет к сокращению выпуска продукции на меньшую величину, т. е. сокращение инвестиций будет оказывать уменьшенное влияние на экономическую систему. Однако не следует преувеличивать роль встроенных стабилизаторов. Они только ограничивают размах или глубину экономических колебаний, но не могут преодолеть эти нарушения на 100 %. Остальная часть нарушений устраняется дискреционной фискальной и кредитно-денежной политикой.

 

Заключение

 

Итоги рассмотрения бюджетно-налоговой  политики, пришли к выводу, что воздействие  на экономику государственных расходов и налогов противоречиво: с одной  стороны, государственные расходы  создают дополнительный платежеспособный спрос и тем самым позволяют стимулировать экономический рост, но с другой стороны, используемое для этой цели налогообложение населения может сокращать его потребительский спрос. Государство пытается вовлечь в оборот временно свободные средства, создать, посредством перераспределения оптимальные условия для воспроизводственного процесса. Как крупнейшая экономическая реальность, охватывающая все сферы жизни страны, государственные расходы играют центральную роль при определении структуры потребления, инвестиций и прибыли в экономике. Изменение государственных расходов и налогов оказывает влияние на величину дохода. Это повышает возможности использования фискальной политики для стабилизации экономики. Когда экономика переживает спад, возможно, для расширения выпуска следует снижать налоги, или увеличивать государственные расходы. А когда экономика на подъеме, следовало бы повышать налоги и сокращать расходы, чтобы вернуть экономику к состоянию полной занятости.

На практике фискальная политика активно  используется в целях стабилизации экономики. Расширение государственных расходов и снижение налогов применятся, когда надо помочь экономике выбраться из кризиса. Снижение расходов и увеличение налогов практикуется, когда надо затормозить чрезмерный подъем. Бюджетно-налоговая политика и бюджет неотделимы друг от друга. Эта политика является важнейшим инструментом формирования государственного бюджета. С другой стороны она включает в себя теоретическую основу и на практике определяет статьи расхода бюджетных средств. Однако не во всех странах бюджетно-налоговая политика способна обеспечить стабильное поступление денежных средств в государственную казну. Ряду стран приходится сталкиваться с таким явлением, как бюджетный дефицит. В настоящее время очень насущной является проблема государственного долга. Меры фискальной политики не всегда успешны. Порой они сопровождаются обременительными проявлениями, могут даже препятствовать стабилизации национальной экономики. Иногда это неизбежные болезни роста, а конечный результат будет благотворным.

Таким образом, можно считать, что  необходимо совершенствовать бюджетный  механизм и укреплять его доходную базу для укрепления денежного обращения  и финансового положения. Всестороннее изучение этого вопроса, а также  грамотное использование механизмов бюджетно-налоговой политики позволяет обеспечить стабильные темпы экономического роста, возможность использования государством экономических рычагов регулирования. Концепция ее построения базировалась на отказе от идеи отмены налогов, на формировании целостной системы, охватывающей обложение доходов, имущества и потребления и способствующей становлению рыночных отношений. Вместе с тем она базировалась в основном на зарубежном опыте налогообложения в условиях перехода от государственной экономики к рыночной не было. Поэтому к настоящему времени в Российской Федерации сложилась налоговая система, которая не может считаться окончательной и постоянно находится в процессе развития.

Подводя итоги, можно отметить, что  проблема налогообложения, независимо от места и времени, будет оставаться актуальной. Но грамотно сформированная и последовательно проводимая бюджетно-налоговая политика, как правило, характеризуется достижением макроэкономической стабильности, сбалансированностью государственных финансов и ведет к стабильному, уравновешенному, процветающему образу жизни всех субъектов государства.

 

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Денежная масса

- совокупный объем  покупательных и платежных средств,  обслуживающих хозяйственный оборот  и принадлежащих юридическим  и физическим лицам, а также государству

2

Денежное обращение

- движение денег во  внутреннем экономическом обороте  страны, в системе внешнеэкономических  связей, в наличной и безналичной  форме обслуживающее реализацию  товаров и услуг

3

Денежный оборот

- проявление сущности денег в их движении

4

Деньги

- особый вид универсального  товара, используемого в качестве  всеобщего эквивалента, посредством  которого выражается стоимость  всех других товаров

5

Меновая стоимость

- это способность товара  обмениваться на другие товары в определенных пропорциях

6

Оборот денег

- непрерывно возобновляющийся  кругооборот как акт повторения  процесса обращения денежных  средств и товаров для воспроизводства  и получения прибыли

7

Общий спрос на деньги

- сумма спроса на  деньги со стороны сделок и со стороны активов

8

Платежный оборот

- движение денег, в  процессе которого они выполняют  функцию средств платежа

9

Предложение денег

- денежная масса в  обращении, т.е. совокупность платежных  средств, обращающихся в стране  в данный момент

10

Сущность денег

- это специфический  товар, с натуральной формой  которого срастается общественная  функция всеобщего эквивалента


 

Список использованных источников

1

Бобоев М. Важнейшие вопросы  налоговой реформы в России.// Финансы. 2002. № 7. с. 28-33.

2

Гнеденко В.А. Физические лица могут быть участниками бюджетного процесса.// Российская юстиция. 2008. № 12. с. 29.

3

Еваленко М. Региональное преломление  общих проблем развития малого предпринимательства  в России.// РЭЖ. 2003. № 2. с. 66.

4

Колчин С.П. Налоги в Российской Федерации: Учеб. пособие для экон. вузов. М., Экономика, 2008 г.

5

Конституция Российской Федерации / принята  на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года. М., БЕК, 2009. 61с.

6

Левадная Т.Ю. Налогообложение физических лиц и индивидуальных предпринимателей.// Налоговый вестник. 2010. № 4. с. 59.

7

Муравьев Б.В., Доход как объект налогообложения физического лица // Законодательство. 2010.

8

Т.А. Фролова Экономическая теория: конспект лекций

 Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.

9

Финансовое право: учебник/ Отв. ред. Химичева Н.И. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: Юристъ. - 2009 г.

10

Финансовой право Российской Федерации: учебник/ Отв. ред. М.В. Карасева. - М.: Юристъ. - 2008.


 

Приложения

А

Б

В





Информация о работе Бюджетно-налоговая политика в России и инструменты ее реализации