Бюджетные системы развитых стран мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 21:25, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой была поставлена следующая цель – сравнить бюджетные системы развитых стран с бюджетной системой Российской Федерацией.
В соответствии с поставленной целью были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть бюджетные системы наиболее развитых стран мира, их особенности.
2. Подробно изучить бюджетную систему Российской Федерации.
3. Сравнить бюджетные системы РФ и наиболее развитых стран мира.

Содержание работы

Введение 3
1. Бюджетная система как основа финансовой политики государства 4
2. Бюджетные системы экономически развитых зарубежных стран
2.1. Бюджетная система Франции 8
2.2. Бюджетная система Великобритании 11
2.3. Бюджетная система Германии 14
2.4. Бюджетная система Японии 16
2.5. Бюджетная система США 20
2.6. Бюджетная система Канады 23
3. Бюджетная система Российской федерации, её различия и сходства с развитыми странами мира.
3.1. Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации 25
3.2. Сопоставление бюджетной системы России и зарубежных стран 33
Заключение 35
Список использованных источников 36

Файлы: 1 файл

Курсовая 10.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление  

Введение                                                                                                                  3    

1.  Бюджетная  система как основа финансовой  политики государства            4

2. Бюджетные  системы экономически развитых зарубежных стран

2.1. Бюджетная  система Франции                                                                         8

2.2. Бюджетная  система Великобритании                                                           11

2.3. Бюджетная  система Германии                                                                      14

2.4. Бюджетная  система Японии                                                                          16

2.5. Бюджетная  система США                                                                             20

2.6. Бюджетная  система Канады                                                                          23

3. Бюджетная  система Российской федерации,  её различия и сходства с  развитыми странами мира.

3.1. Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации    25

3.2. Сопоставление  бюджетной системы России и  зарубежных стран            33 

Заключение                                                                                                             35 

Список использованных источников                                                                   36 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                Введение. 

      Темой данной курсовой работы является характеристика бюджетных систем развитых стран.

      В первой главе рассмотрена теоретическая  основа рассматриваемой темы, т.е. рассмотрение бюджетной системы как центрального звена финансовой системы страны.

      Во  второй главе были изучены бюджетные системы наиболее экономически развитых стран мира: Великобритании, Франции, Германии, Японии, США и Канады.

      В третьей главе была подробно рассмотрена  бюджетная система Российской Федерации  и ее сопоставление с бюджетными системами развитых стран.

      Актуальность  выбранной темы заключается в  необходимости рассмотрения бюджетных систем различных развитых зарубежных стран, изучении сходств и различий между ними и Россией.

      В данной курсовой была поставлена следующая  цель – сравнить бюджетные системы развитых стран с бюджетной системой Российской Федерацией. 

      В соответствии с поставленной целью  были поставлены следующие задачи:

      1. Рассмотреть бюджетные системы  наиболее развитых стран мира, их особенности.

      2. Подробно изучить бюджетную систему  Российской Федерации.

      3. Сравнить бюджетные системы РФ  и наиболее развитых стран  мира. 
 
 

1. Бюджетная система  как основа финансовой  политики государства.

          Центральное место в любой финансовой системе занимает бюджетная система. Госбюджет выступает как ведущее звено. Через государственный бюджет и местные бюджеты распределяется около 70% национального дохода страны. Свыше 80% доходов государственного бюджета составляют обязательные платежи и налоги от предприятий государственной формы собственности.

        Вопрос об определении понятия “государственный бюджет” является дискуссионным, в теории и на практике существуют различные подходы к ответу на него. Под бюджетом может пониматься “система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд”1.

          При этом бюджетный фонд представляет собой централизованный денежный фонд, аккумулируемый государством и используемый в целях финансирования определенных общественных потребностей - обеспечения национальной обороны и безопасности, поддержки отраслей экономики, социальной защиты населения, развития образования, здравоохранения и т.п.

       Бюджетный кодекс дает следующее определение бюджету. Бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления2. У каждого из определений бюджета есть свои преимущества и недостатки. Определение, содержащееся в российском Бюджетном Кодексе, является более функциональным. Оно отражает задачи, решаемые бюджетной системой, ее многоуровневую структуру, а также двойственность структуры бюджета: с одной стороны, в нем выделяется доходная часть, представляющая собой совокупность финансовых ресурсов для осуществления государственной политики, и, с другой стороны - расходная часть, отражающая конкретные направления использования бюджетных средств.

          Понимание бюджета как системы отношений по поводу формирования и использования бюджетного фонда также имеет ряд преимуществ. Оно подчеркивает важную характеристику бюджета как элемента государственного принуждения. В рамках данного подхода предлагается также уточнить содержание понятий “бюджет”, “бюджетный план” и “бюджетный фонд”, определив их соотношение друг с другом.

      Основное назначение бюджета заключается в том, что он позволяет аккумулировать финансовые средства в руках государства и использовать их для финансирования различных программ. Однако, помимо этой важнейшей задачи, бюджет выполняет и ряд других функций. К их числу относятся3:

1. Контрольная  функция. Бюджет позволяет осуществлять  контроль за действиями исполнительной  власти, который может осуществляться  в различных формах - со стороны  специализированных органов, наделенных  контрольными полномочиями, со стороны  вышестоящей организации и др. Бюджет принимается как закон и тем самым накладывает ограничения на действия правительства. В нем законодательно закреплены лимиты отдельных статей доходов и расходов, которые государство должно четко соблюдать при проведении социально-экономической политики.

2. Информационная  функция. Бюджет - это индикатор  текущего состояния экономики  страны, социальной сферы, политической  ситуации. Структура его доходной  и расходной части позволяет  судить о приоритетах государственной  политики, масштабах влияния на нее отдельных групп интересов. Более того, поскольку закон о бюджете на очередной год составляется как плановый документ, он выступает как прогноз будущей экономической ситуации. Его разработка сопровождается прогнозными расчетами основных показателей развития страны, на которые ориентируются не только государственные учреждения, но и организации негосударственного сектора экономики, а также простые граждане.

3. Институционализация общественных предпочтений. В демократических государствах принятию закона о бюджете обязательно предшествует его рассмотрение в парламенте. На этом этапе в составленный правительством законопроект вносятся корректировки с учетом мнений депутатов, представляющих интересы своих избирателей. Таким образом, структура бюджета отражает общественные предпочтения в отношении государственной политики. Посредством механизмов представительной демократии эти предпочтения воплощаются в конкретных цифрах доходных или расходных статей. Данная функция бюджета в разных странах реализуется по-разному. Она зависит от того, насколько развиты процедуры участия граждан и их представителей в разработке закона о бюджете и контроле за его исполнением.

4. Регулирующая  функция. В условиях рыночной  экономики основным инструментом  государственного регулирования является финансовая система, центральным звеном которой является бюджет. Любые значимые решения в области экономической политики должны иметь финансовое обеспечение, поэтому они подкрепляются соответствующими бюджетными расходами. Осуществляя расходы на здравоохранение, образование, социальное обеспечение, государство регулирует социальное развитие и уровень жизни населения страны. С помощью расходов на поддержку отдельных отраслей экономике обеспечивается производство общественно-значимых товаров и услуг, которое с точки зрения рынка может быть неэффективным. Бюджет является инструментом региональной политики, поскольку за счет средств регионов-доноров осуществляется поддержке депрессивных и кризисных территорий, имеющих недостаточный экономический потенциал или испытывающих последствия чрезвычайных ситуаций.

          Названные функции бюджета носят объективный характер и имеют место в любой стране мира, независимо от уровня развития демократических институтов и характера государственной экономической политики. Некоторые из них могут противоречить друг другу. Например, для успешной реализации контрольной и информационной функции бюджет должен быть стабильным, а регулирующая функция, наоборот, предполагает его изменение в зависимости от текущих условий социально-экономического развития. Выбор между стабильностью или гибкостью бюджета определяется задачами политики государства, сложившимися традициями и общественными предпочтениями, а также рядом других факторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Бюджетные системы экономически развитых зарубежных стран  

2.1. Бюджетная система  Франции. 

    Бюджет  во Франции – важнейший инструмент управления государственными средствами в силу того, что государство через  бюджетную систему формирует  и распределяет более 20% ВВП и 50% Национального дохода.

    Расходы центрального бюджета делятся на две части:  
- текущие, которые в свою очередь подразделяются на военные (содержание военнослужащих, их обучение и материально-техническое обеспечение), социальные нужды и др.  
- капитальные, включающие в себя военные (строительство военных объектов, закупка военной техники), расходы на иностранные дела (создание посольств, консульств за границей, а также взносы в международные кредитно-финансовые учреждения) и др.

    Основными статьями затрат бюджета Франции следует признать так статьи, как «Образование», «Оборона», «Социальная политика». Особое место в государственном бюджете занимает финансирование крупных научно-исследовательских и экономических программ, уделяя основное внимание на совершенствование результатов в области развития передовой и перспективной техники и технологий.

    Доходы  государственного бюджета формируются  преимущественно за счет налогов (90%), выручки от продажи оружия, средств  государственных предприятий, займов и других источников.

    Бюджетный (финансовый) год во Франции совпадает  с календарным и начинается с 1 января.

    Вторым  звеном бюджетной системы Франции  являются местные бюджеты. Местные  бюджеты находятся в ведении  местных органов управления. Их деятельность регламентируется Конституцией Франции и текущим законодательством. Каждая административная единица имеет свой бюджет. Административно-территориальная структура Франции включает 22 региона, 95 департаментов и 36000 коммун. Советы (региональные, департаментов, коммун) составляют бюджеты и распоряжаются местными ресурсами. Однако вся полнота власти принадлежит на местах префектам.

    Система местных бюджетов Франции включает в себя несколько звеньев:  
- бюджеты различных местных коллективов;  
- бюджеты территориальных коллективов (бюджеты регионов, департаментов и комунн), а также их объединений: городских сообществ, районов, синдикатов.  
Во Франции более трети всех текущих расходов местных органов власти приходится на административно-полицейский аппарат (полицию, гражданскую оборону, пожарную охрану, управление), одна треть - на образование, просвещение, культуру, остальные - это расходы на экономическую инфраструктуру.

    Доходами  местных органов власти являются собственные (налоги и неналоговые  поступления) и привлеченные (государственные субсидии и займы) средства. Доля налогов в местном бюджете – 40%, дотации государства – 30%, остальные 30% - собственные поступления и займы.  
Местные бюджеты обычно дефицитны и поэтому требуют дополнительных ресурсов для финансирования собственных программ. Государство за эти цели предоставляет местным властям субсидии, составляющие около 20% всех доходов местных бюджетов.

      Наряду  с центральным и местными бюджетами  в финансовую систему Франции  также входят специальные фонды  и финансы государственных предприятий.  
Специальные фонды представляют собой совокупность денежных ресурсов находящихся в распоряжении государства или местных органов власти и имеющих целевое назначение. К ним относятся многочисленные специальные счета казначейства, присоединенные бюджеты, разнообразные фонды финансово-кредитных учреждений и социальный бюджет.  Крупнейшие из них связаны с социальной сферой. Совокупность таких фондов называют социальным бюджетом Франции. Наиболее важные специальные фонды находятся в распоряжении центрального правительства. Счета казначейства открываются государственным организациям, не пользующимся правами юридических лиц и финансовой автономией. Данные счета утверждаются парламентом. Средства спецсчетов проходят по двум разделам бюджета в его доходной и расходной части, (самый крупный Фонд социального и экономического развития, который выдает кредиты от З-5 лет национализированным и частным предприятиям, осуществляющим инвестиции в соответствии с общегосударственной программой развития). Значительная часть счетов казначейства используется на военные цели. Присоединенные бюджеты составляются организациями, пользующимися финансовой автономией. Они включаются в государственный бюджет.  
           Франция занимает одно из первых мест среди развитых капиталистических стран по величине государственного сектора, получившего развитие в послевоенные годы в результате буржуазной национализации. На него приходится около 1/10 ВНП, более четверти всех инвестиций и около 15 % всего занятого населения страны. Государственные предприятия сосредоточены в энергетике, сфере главных потребителей энергии, а также наиболее динамичных и новых отраслях. Эти предприятия, будучи юридическими лицами, имеют определенную финансовую самостоятельность. Они составляют автономные бюджеты или финансовые сметы. Контроль со стороны парламента за ними незначительный.
 
 
 
 
 

Информация о работе Бюджетные системы развитых стран мира