Бюджетные системы развитых стран мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 21:25, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой была поставлена следующая цель – сравнить бюджетные системы развитых стран с бюджетной системой Российской Федерацией.
В соответствии с поставленной целью были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть бюджетные системы наиболее развитых стран мира, их особенности.
2. Подробно изучить бюджетную систему Российской Федерации.
3. Сравнить бюджетные системы РФ и наиболее развитых стран мира.

Содержание работы

Введение 3
1. Бюджетная система как основа финансовой политики государства 4
2. Бюджетные системы экономически развитых зарубежных стран
2.1. Бюджетная система Франции 8
2.2. Бюджетная система Великобритании 11
2.3. Бюджетная система Германии 14
2.4. Бюджетная система Японии 16
2.5. Бюджетная система США 20
2.6. Бюджетная система Канады 23
3. Бюджетная система Российской федерации, её различия и сходства с развитыми странами мира.
3.1. Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации 25
3.2. Сопоставление бюджетной системы России и зарубежных стран 33
Заключение 35
Список использованных источников 36

Файлы: 1 файл

Курсовая 10.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

      2.2. Бюджетная система  Великобритании.

         

      Бюджетная система Великобритании – это совокупность всех видов бюджетов. Финансовая система  Великобритании включает в себя 4 традиционных звена:

1) Государственный  бюджет:

- консолидированный  фонд (включает текущие  поступления средств  и их расходование: ежегодно утверждаемые  расходы и фонд  постоянных расходов);

- национальный фонд  займов (входят доходы  и расходы государства, связанные с движением капитала).

2) Местные бюджеты. 

3) Специальные внебюджетные  фонды.

4) Финансы государственных  предприятий. 

          Бюджет Великобритании  формируется на  основе среднесрочных  программ экономического  развития страны (на 3 года) и совокупности отдельных ведомственных программ, которые разрабатываются на год.

          Основная часть  расходов финансируется  из консолидированного  фонда (98%), который  формируется преимущественно  налоговыми поступлениями  (95%). К неналоговым  поступлениям относят доходы от продажи государственной собственности, административные взыскания и др.

          Государственный  бюджет Великобритании  состоит из 2-х  частей:

- консолидированный  фонд (включает текущие  поступления средств  и их расходование: ежегодно утверждаемые расходы и фонд постоянных расходов);

- национальный фонд  займов (входят доходы  и расходы государства,  связанные с движением  капитала).

           Налоги играют  основную роль (около  90%) в формировании  доходной части  английского государственного бюджета. Налоговая система Великобритании двухступенчатая: состоит из общегосударственных и местных налогов.

          Общегосударственные  налоги:

1) Основное место  занимает подоходный  налог с населения  - 28% всех доходов: 

- доходы от недвижимости,

- доходы от продажи государственных ценных бумаг,

- доходы от производственно-коммерческой  деятельности,

- заработная плата  и пенсии,

- другие доходы.

2) Страховые взносы  работающих и работодателей  на социальное  страхование - 20%,

3) НДС - 15% всех доходов бюджета Великобритании.

4) Налог на прибыль  корпораций - 11%   всех доходов.  Ставка 35%.

5) Акцизы, налог с  наследства и дарения,  таможенные пошлины,  при продаже автомашин  - налог на автотранспорт,  налог на газ. 

6) Неналоговые поступления  от государственных предприятий - 7%.

Местные налоги: налог на имущество, муниципальный  налог и налог  на объекты хозяйственной  деятельности.

          Государственная  система включает: государственный  бюджет, государственные  внебюджетные фонды  (83% всех аккумулированных государственной финансовой системой ресурсов), финансы местных органов власти (бюджеты и внебюджетные фонды - 11% всех фондов государственной финансовой системы), финансы корпораций. Государственный бюджет состоит из 2-х частей:

- консолидированный  фонд (включает текущие поступления средств и их расходование: ежегодно утверждаемые расходы и фонд постоянных расходов);

- национальный фонд  займов (входят доходы  и расходы государства,  связанные с движением  капитала)4.

          Бюджетный год  в Англии начинается 1 апреля и заканчивается 31 марта. Он действует не только в отношении бюджета центрального правительства, но и основной части местных бюджетов, а также большинства государственных предприятий.

          Проект государственного  бюджета составляет  казначейство. Ежегодно 1 октября оно посылает циркуляр министерствам и ведомствам, которые готовят смету своих расходов на следующий финансовый год, а департаменты внутренних доходов, таможенных пошлин и акцизов - сметы доходов. Министерства и ведомства разрабатывают сметы по установленной классификации расходов и передают их казначейству, которое проверяет и уточняет их.

          Прежде чем министр  финансов Великобритании  вынесет на обсуждение  в парламенте проект  бюджета страны  на очередной финансовый  год, представляется предбюджетное послание. Проект государственного бюджета рассматривается кабинетом министров.

          Одобренный правительством  проект бюджета  поступает в парламент,  сначала в палату  общин. Председатель  палаты общин (спикер) делает отчет перед королевой по выступлениям министров.

          В палате общин  бюджет утверждается  голосованием по  главам. Утверждение  бюджета палатой  лордов и подписание  его королевой  имеет чисто формальное  значение. Кассовое  исполнение бюджета  возложено на банк  Англии. Заключительная стадия бюджетного процесса - составление отчета об исполнении бюджета и предоставление его для утверждения в парламент5. 

     2.3. Бюджетная система  Германии. 

          Бюджетная система  Германии – это  совокупность всех  видов бюджетов. Современная финансовая система Германии включает в себя бюджет федерации, бюджеты земель, общин, специальные правительственные и внебюджетные фонды. Сюда же входят бюджеты государственных предприятий.

          Расходные и доходные  части государственного  бюджета предусматривают законодательную процедуру, носящую название бюджетный процесс, включающий в себя следующие стадии: составление проекта, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета.

          Контроль за исполнением  федерального бюджета  осуществляет министр финансов через начальников управлений. Бундестаг и бундесрат могут пойти на превышение запланированных расходов только с разрешения правительства и при условии указания источников покрытия. Кроме того, не предусмотренные ранее расходы подлежат утверждению и министром финансов.

          Федерация не имеет  права контролировать  бюджеты земель; земли,  напротив, обязаны  контролировать бюджеты  общин и следить  за их бездефицитностью. Проекты бюджетов  в землях утверждаются  ландтагами, в общинах  - собранием представителей общин.

          Немаловажное значение  при рассмотрении  функционирования  государственных  финансов имеет  вопрос о координации  деятельности всех  звеньев государственного  бюджета. Достаточно  подчеркнуть, что  в общей сумме  расходов государственного бюджета на долю федерации приходится около 40%, тогда как оставшиеся 60% падают на земли и общины.

          В соответствии  с конституцией  бюджеты земель  и общин имеют  относительную самостоятельность,  и на практике  часто возникают  противоречия в  финансовой политике федерации, земельных и общинных органов власти. Поэтому координация всех звеньев государственного бюджета является одним из важнейших вопросов экономической политики западногерманского государства6. 

     В бюджетах земель Германии главное место принадлежит прямым налогам. Среди них выделяются подоходный налог, налог на прибыль корпораций, на имущество, налог с наследства. Члены федерации прибегают к выпуску займов, что влечет за собой увеличение их задолженности. Во второй половины 60-х годов наблюдается быстрый рост расходов местных бюджетов. Особенно высокими темпами увеличиваются бюджеты городов, удельный вес которых в общей сумме муниципальных расходов составляет 40-60%. При ограниченности собственных доходов рост расходов местных бюджетов вызывает их постоянный дефицит; самые крупные дефициты у бюджетов городов. В этой связи 20-50% расходов местных бюджетов покрываются субсидиями и кредитами из государственного бюджета, что усиливает зависимость местных органов власти от центрального правительства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.4. Бюджетная система  Японии. 

    Япония, являясь унитарным государством, обладает двухуровневой бюджетной  системой, состоящей из государственного бюджета и бюджетов местных органов  власти. Кроме этих звеньев в финансовую систему страны также входят специальные фонды и финансы государственных предприятий. Доходы и расходы бюджета имеют определенную группировку, включающую разделы, статьи и параграфы.

    Постатейно  расходная часть бюджета позволяет  выделить приоритеты государственного финансирования:

    - социальное страхование. Традиционно эта статья составляет главную часть расходов государственного бюджета. Японское правительство обращает большое внимание на создание достойного уровня жизни лицам пожилого возраста. Это связано с тем, что численность данной категории постоянно растет и к 2025 г. может достигнуть 5,2 млн. Кроме того, из-за роста продолжительности жизни и увеличения периода трудовой активности этой категории населения, а также нехватки молодой рабочей силы пожилые люди станут важным компонентом рынка труда. Средствами государственного бюджета обеспечивается 1/3 выплат базовой пенсии. Остальное выплачивается за счет различных пенсионных фондов.

    - субсидии для местного самоуправления представляют собой финансовую помощь второму звену бюджетной системы - бюджетам префектур.

    - общественным работам уделяется большое внимание. Общий объем выделяемых средств сохранен на уровне предыдущего года. Это означает, что правительство по прежнему считает, что с помощью широкой программы общественных работ оно сможет вернуть экономику Японии на путь нормального поступательного развития. В программе общественных работ на первое место выдвинуты сооружение новых линий скоростных железных дорог; работы по развитию авиационного транспорта; проекты, относящиеся к информационным технологиям; меры по улучшению окружающей среды, а также дорожное строительство. 

      - образование и содействие науки. Реализуя программу научно-технического прогресса, правительство Японии увеличивает государственные ассигнования на НИОКР. Особое внимание, уделяемое науке и образованию, объясняется тем, что они превратились в главный структурный фактор экономического роста.  

    Вторым  звеном бюджетной и финансовой системы  Японии являются бюджеты местных  органов власти (префектур). В Японии всего насчитывается бюджеты 47 префектур и 3255 муниципалитетов каждый из которых имеет самостоятельный бюджет7.  
Доходная часть местных бюджетов состоит из налоговых и неналоговых поступлений. В Японии местные налоги не доминируют в местных бюджетах, составляя меньше половины их доходной части, что является принципиальной особенностью бюджетной системы страны. Главной статьей неналоговых доходов префектур являются дотации государства на осуществление общенациональных мероприятий. Остальные неналоговые поступления составляют около 1/3 доходной части местных бюджетов.
 

    За  счет средств местных органов  власти в Японии финансируется развитие производственной инфраструктуры, мероприятия, связанные с ликвидацией последствий  стихийных бедствий. Кроме того, через местные бюджеты проводятся расходы на подготовку рабочей силы, выплату различных пособий, пенсий. Значительная часть бюджетных средств расходуется на содержание местных органов власти, в том числе полиции, органов суда и прокуратуры. 

    Третьим структурным элементом финансовой системы Японии являются специальные фонды. К ним относятся страховые, пенсионные, сберегательные и некоторые другие фонды. 

    Финансы государственных предприятий, как  звено финансовой системы Японии имеют свои специфические особенности. В силу ряда причин в Японии сложилось четкое разграничение сфер приложения капитала: частного - в производственную сферу, государственного - в инфраструктуру. Поэтому в Японии государственный сектор не выступает серьезным конкурентом ни в одной из областей производства, и его функционирование по существу полностью подчинено интересам частных корпораций. 

Среди главных функций государственных  предприятий отсутствует функция  участия в материальном производстве, занимающая важное место в деятельности госсектора ведущих стран Западной Европы. В ряде отраслей существуют государственные и полугосударственные предприятия. Однако основное направление их функционирования - не производственная деятельность, а проведение научных исследований и разработок, оказание финансовой и технической помощи в целях рационализации и ускорения технического прогресса, а также разработка различных организационных вопросов. Главная особенность регулирования государственных предприятий в Японии состоит в том, что за их работу отвечает не какая-то одна регулирующая инстанция, а целая иерархия хозяев. У казенных предприятий есть общий верховный хозяин - парламент. Он принимает решения по планам и исполнению специальных счетов центрального бюджета, в которые оформлены балансы этих предприятий. Парламент утверждает цены, планы развития, объемы и источники финансирования и программы использования прибыли. 

Информация о работе Бюджетные системы развитых стран мира