Бюджетные системы развитых стран мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 21:25, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой была поставлена следующая цель – сравнить бюджетные системы развитых стран с бюджетной системой Российской Федерацией.
В соответствии с поставленной целью были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть бюджетные системы наиболее развитых стран мира, их особенности.
2. Подробно изучить бюджетную систему Российской Федерации.
3. Сравнить бюджетные системы РФ и наиболее развитых стран мира.

Содержание работы

Введение 3
1. Бюджетная система как основа финансовой политики государства 4
2. Бюджетные системы экономически развитых зарубежных стран
2.1. Бюджетная система Франции 8
2.2. Бюджетная система Великобритании 11
2.3. Бюджетная система Германии 14
2.4. Бюджетная система Японии 16
2.5. Бюджетная система США 20
2.6. Бюджетная система Канады 23
3. Бюджетная система Российской федерации, её различия и сходства с развитыми странами мира.
3.1. Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации 25
3.2. Сопоставление бюджетной системы России и зарубежных стран 33
Заключение 35
Список использованных источников 36

Файлы: 1 файл

Курсовая 10.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

     Исполнительные органы субъектов Российской Федерации составляют свои консолидированные бюджеты, представляющие собой свод бюджетов соответствующих территорий.

     Наиболее  сложная проблема в бюджетном  устройстве — бюджетный федерализм, т.е. бюджетные взаимоотношения центра и регионов.

     В соответствии с законодательством  РФ доходная часть территориальных  бюджетов должна состоять из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и субвенций, кредитных ресурсов.

     Закрепленные  доходы — это доходы, поступающие  полностью в соответствующие бюджеты. Например, по действующему законодательству за бюджетами субъектов Федерации закреплен налог на имущество предприятий, за местными бюджетами — налог на имущество физических лиц.

     Регулирующие  доходы — средства, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему сверх закрепленных доходов для покрытия его расходов; зачисляются в соответствующие бюджеты исходя из размеров процентных отчислений, устанавливаемых при утверждении вышестоящего бюджета.

     Основная  часть налоговых доходов субъектов  Федерации и местных бюджетов в настоящее время формируется  за счет регулирующих доходов.

     Дотации — средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой сумме для сбалансирования нижестоящих бюджетов при их дефиците.

     Субвенции — средства, передаваемые из вышестоящего бюджета нижестоящим бюджетам на финансирование строго целевого мероприятия

     Кредитные ресурсы — средства, передаваемые на кредитной основе, т.е. они должны быть возвращены с процентами или без них.

     Методика  формирования Федерального фонда финансовой поддержки регионов постоянно совершенствуется. В 1999 г. внесены принципиальные изменения  в формирование данного фонда. Они состоят в том, что средства территориальным бюджетам выделяются на основе единой для всех бюджетов методологии, учитывающей: 1) собственные среднедушевые доходы территорий; 2) численность населения, проживающего на данной территории.

     В 2001 году Правительство РФ разработало  комплекс мер по реформированию межбюджетных отношений, способствующих повышению  заинтересованности субъектов Российской Федерации в максимальной мобилизации их финансовых ресурсов, оптимизации расходов и снижению дефицитов субъектов Российской Федерации.10

     Формирование  Федерального фонда финансовой поддержки  субъектов РФ осуществляется нарастающим итогом на последнюю отчетную дату, предшествующую планируемому периоду, исходя из фактических поступлений в федеральный бюджет налоговых доходов, за исключением доходов, контроль за поступлением которых, осуществляет Государственный таможенный комитет РФ.

     Средства  Федерального фонда финансовой поддержки  субъектов РФ выделяются только тем субъектам, которые выполняют требования бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации без каких-либо исключений, дополнений и особых условий.

     Суммы, передаваемые из федерального бюджета  в бюджеты субъектов Федерации, называются трансфертами.

     Трансферты  регионам перечисляются ежемесячно исходя из фактических поступлений средств в федеральный бюджет.

     Не  получают трансфертов 9—13 субъектов  Федерации. Эти регионы — доноры не имеют реальных стимулов для принятия мер, направленных на расширение налогооблагаемой базы, поскольку значительная часть собираемых ими средств перераспределяется в пользу не обеспечивающих себя ресурсов субъектов Федерации.

     Наряду  с трансфертами сохранился порядок  выделения регионам бюджетных ассигнований на капитальные строительство для осуществления федеральных целевых программ, а также на иные мероприятия, согласованные на федеральном уровне.

     Однако, несмотря на увеличение средств, поступающих  из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации, проблема расширения собственной доходной базы бюджетов регионов и особенно местных органов самоуправления остается исключительно актуальной.

     За  последние годы на местные бюджеты  были переложены дополнительные расходы по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов. Однако их доходная база не была расширена.

     Доходы  бюджетов субъектов Федерации формируются  за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, за исключением  доходов, передаваемых в порядке  регулирования местным бюджетам.

     Формирование  доходов местных бюджетов осуществляется за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов.

     Основная  их часть расходов отдельных звеньев  бюджетной системы осуществляется из федерального бюджета. Из этого бюджета полностью финансируются расходы на оборону, значительная часть затрат на финансирование государственных программ и инвестиций, предоставляются дотации отдельным отраслям народного хозяйства, крупные средства бюджетам территорий, погашается огромная внутренняя и внешняя задолженность страны.

     В бюджетах территорий основные — расходы  на социальные цели. Расходы бюджетов всех уровней подразделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития.

     Бюджеты всех уровней должны быть сбалансированы. При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов.

     В целях сбалансированности бюджетов соответствующие представительные органы власти могут устанавливать предельные размеры дефицита бюджета. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходов бюджета, то вводится механизм секвестра расходов, заключающегося в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10, 15%) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. Секвестру не подлежат защищенные статьи.

     Покрытие  дефицита бюджета развития происходит также за счет выпуска государственных займов или использования кредитных ресурсов.

     Все доходы и расходы располагаются в бюджетах по единой бюджетной классификации, представляющей собой группировку доходов и расходов бюджета всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов, что обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.

     В соответствии с Федеральным законом  бюджетная классификация включает:

  • классификацию доходов бюджетов РФ;
  • функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
  • экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
  • классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
  • классификацию источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета;
  • классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
  • классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов РФ;
  • ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

     Единая  бюджетная классификация используется при составлении, утверждении и  исполнении бюджетов всех уровней и  составлении консолидированных  бюджетов всех уровней.

     При составлении, утверждении и исполнении только федерального бюджета используются:

  • ведомственная классификация расходов федерального бюджета:
  • классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
  • классификация видов государственного внешнего долга и внешних активов РФ.

     Ведомственная классификация бюджетов субъектов  РФ утверждается законодательными органами субъектов РФ, а ведомственная классификация местных бюджетов решениями соответствующих органов местного самоуправления.

     1) Классификация доходов бюджетов  РФ представляет собой группировку  доходов бюджетов всех уровней и основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.

     2) Функциональная классификация расходов  бюджетов РФ — это группировка  расходов бюджетов всех уровней,  отражающая направление средств  на выполнение основных функций  государства.

     3) Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов — по целевым статьям и видам расходов.

     4) Ведомственная классификация бюджетов субъектов РФ представляет собой группировку расходов бюджетов субъектов РФ, отражающую распределение бюджетных ассигнований по непосредственным получателям средств из бюджетов субъектов Федерации.

     5) Экономическая классификация расходов бюджетов РФ — это группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию.

     Законодательные (представительные) органы субъектов  РФ и органы местного самоуправления могут производить дальнейшую детализацию  объектов бюджетной классификации в части целевых статей и видов расходов, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации.

 

     3.2. Сопоставление бюджетной системы России и зарубежных стран. 

          Бюджетные системы за рубежом строятся примерно по таким же основным принципам, что и в России. Этих принципов шесть:

1) принцип  принятия бюджета представительным  органом власти – в большинстве  стран бюджеты принимаются в  форме закона, а в США и некоторых других странах для утверждения бюджета требуется одобрение парламента;

2) принцип  полноты – все доходы и расходы  правительства отражаются в бюджете  в полном объеме (конечно, это  идеальное требование – на  практике часто есть какие-то  секретные расходы, содержания  которых правительство не детализирует);

3) принцип единства бюджета – единообразия всей бюджетной документации и классификации (в России первая бюджетная классификация введена в 1812);

4) принцип  приоритетности обязательных расходов  – осуществление утвержденных  законодательством государственных расходов не ставится в зависимость от величины получаемых доходов (поэтому-то часто и возникает бюджетный дефицит);

5) принцип  ежегодного утверждения бюджета  – бюджеты, как правило, готовятся  на год;

6) принцип  бюджетного равновесия – сбалансированность (хотя бы приблизительная) расходной и доходной частей бюджета.  

          Начало финансового года различно в разных странах:

  1. 1 января – Россия, Франция;
  2. 1 апреля – Великобритания, Япония, Канада;
  3. 1 октября – США.

          Федеративная бюджетная система США во многом схожа с российской. Она подразделяется на три уровня – федеральный бюджет, бюджеты штатов, местные бюджеты. В свою очередь, последние состоят из на бюджетов графств, муниципалитетов, городских самоуправлений, школьных округов и особых округов. Так же российская бюджетная система во многом схожа с канадской, которая тоже подразделяется на три уровня. Два из них (федеральный и региональный) составляют государственную власть; третий (муниципальный) подчиняется законодательным властям провинций и территорий.

          Бюджетные системы Великобритании, Франции, Японии немного отличаются от бюджетной системы России. Бюджетные системы Великобритании состоит из 4 уровней - государственный бюджет, который в свою очередь делится на консолидированный фонд и национальный фонд займов, местные бюджеты специальные внебюджетные фонды, финансы государственных предприятий.. Бюджетные система Японии состоит из бюджета центрального правительства (общий счет), бюджетов местных властей и специальных счетов, включающих как специальные фонды, так и счета предприятий, служб, корпораций, принадлежащих центральным и местным органам власти.

Информация о работе Бюджетные системы развитых стран мира