Бюджетный дефицит и методы его финансирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 16:55, доклад

Описание работы

Работа по составлению бюджета во многом сводится к достижению соответствия
между доходами и расходами. Возможны три результата этой работы:
• сбалансированность — совпадение расходов бюджета и его доходов;
• профицит бюджета — превышение доходов бюджета над его расходами;
• дефицит бюджета — превышение расходов бюджета над его доходами.

Файлы: 1 файл

доклад по макроэкономике.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

юридическими    лицами,    иностранными    государствами,     международными

организациями и другими  субъектами  международного  права.  Государственный

долг  делится на  основной  и  текущий  в  зависимости  от  срока  погашения.

Основным  государственным  долгом   называется   вся   сумма   задолженности

государства, по которой не наступил срок платежа и  которая  не  может  быть

предъявлена к оплате в течение  данного  периода.  Текущим  государственными

долгом  называется задолженность  государства по  обязательствам,  по  которым

наступил  срок платежа.

Долг  может быть оформлен ценными бумагами  или  быть  определен  в  договоре

между   заемщиком   в   лице   соответствующего    исполнительного    органа

государственной власти или  местного  самоуправления,  с  одной  стороны,  и

инвестором, с другой стороны.

В  состав  государственного  долга  РФ  входят  долговые   обязательства   в

следующих формах:

   1) кредитные соглашения  и договоры, заключенные  от имени РФ  с  кредитными

      организациями, иностранными  государствами и  международными финансовыми

      организациями;

   2) государственные  ценные бумаги, выпускаемые от имени РФ;

   3)  договоры  о   предоставлении  государственных   гарантий  РФ,  договоры

      поручительства РФ  по  обеспечению   исполнения  обязательств  третьими

      лицами;

   4) переоформленные  долговые обязательства  третьих лиц   в  государственный

      долг РФ на основе  принятых федеральных  законов;

   5) соглашение и договоры, в том числе  международные, заключенные  от имени

      РФ,  о  пролонгации   и  реструктуризации   (это    погашение   долговых

      обязательств  с    одновременным   осуществлением   заимствований   или

      принятием других  долговых обязательств  с установлением  других  условий

      обслуживания и  сроков погашения)  долговых обязательств  прошлых лет.

Долговые  обязательства  РФ  подразделяются  на  краткосрочные  ( до  одного

года), среднесрочные (от одного года до пяти лет) и  долгосрочные  (от  пяти

до 3 лет).  Они  погашаются  в  сроки,  определяемые  конкретными  условиями

займа, и не могут превышать 30 лет.

      В целях регулирования  размера государственного  долга  устанавливается

его предельный  объем.  Предельные  объемы  государственного  внутреннего  и

внешнего  долга на очередной  финансовый год утверждаются федеральным  законом

о федеральном бюджете  с разбивкой долга  по формам обеспечения  обязательств.

      Причинами возникновения государственного долга обычно являются трудные

периоды для экономики: войны, спады и т.д. Например,  во  время  войны  надо

переориентировать большую часть  ресурсов на производство военной  продукции,

что  требует  значительных  государственных  расходов,  как  требует  их   и

содержание  армии. Имеется три  варианта финансирования:  увеличение  налогов,

выпуск  денег и дефицитное финансирование. Рост  налогообложения  приводит  в

подрыву трудовых  стимулов,  выпуск  денег  создает  инфляционное  давление,

следовательно большая часть  военных расходов финансируется за  счет  продажи

обязательств  населению. Другой источник государственного долга - это  спады.

В  периоды,   когда   национальный   доход   сокращается,   или   не   может

увеличиваться, налоговые поступления автоматически сокращаются и приводят  к

бюджетным дефицитам.

      Еще  один  источник   государственного   долга   -   упомянутые   выше

политические  интересы, приводящие к  увеличению  правительственных  расходов

и, следовательно, увеличению бюджетного дефицита.

      В определении  размеров  государственного  долга  существуют  различные

подходы. Наиболее реалистичным считается определение  доли  государственного

долга к ВНП или к  экспорту.  Голая  констатация  абсолютных  размеров  долга

игнорирует  объем ВНП. Границей опасности считается  превышение  суммы  долга

по  сравнению с экспортом  в 2 раза, повышенной опасности – в 3 раза.

      Многие экономисты  считают,  что   основная  тяжесть   долга  состоит   в

необходимости ежегодно  отчислять процентные  платежи,   возникающие   как

результат  государственного  долга.  При  достижении  определенного   уровня

платежей  по  обслуживанию  государственного  долга  по  отношению   к   ВНП

государство теряет возможность  дальнейшего  экономического  роста.  Особенно

важно   соотношение   между   иностранными   и    внутренними    кредиторами

правительства.  В  зависимости  от  рынка  размещения,   валюты   и   других

характеристик государственный  долг  делится  на  внешний  и  внутренний.  К

первому относятся кредиты  иностранных государств;  международных  финансовых

организаций; государственные  займы, деноминированные в иностранной  валюте  и

размещенные  на  зарубежных  рынках.  Ко  второму   относятся   кредиты   от

национальных банков; государственные займы, деноминированные в национальной

валюте  и размещенные  на национальном  рынке.  Он  состоит  из  задолженности

прошлых лет и вновь  возникшей задолженности.

       Выплата доходов  по займам и  их погашение являются  одной  из  главных

статей  бюджетных расходов. В условиях, когда  государственный  долг  достигает

такого  уровня, при котором  страна не в  состоянии  своевременного  выполнять

свои  долговые  обязательства,  правительство  вынуждено  прибегать   к   их

пролонгации, т.е удлинению  сроков  погашения  или  конверсии  –  уменьшению

размеров  выплачиваемых процентов  по займам.

      Основная цель  выпуска займов  в  сегодняшней   России  –   это  покрытие

дефицита  бюджета и рефинансирование предыдущих займов. Это означает, что  на

ту  сумму  задоженности,  которая  должна  быть  погашена  в  данном   году,

осуществляется  выпуск новых займов. Рост государственных  расходов влечет  за

собой увеличение займов и  долга,  поэтом  государственный  внутренний  долг

тесно связан с государственным бюджетом  как  фактом  своего  происхождения,

так и объемными показателями.

*   Чем обременительнее  для страны накопленный  внешний долг, тем  в  большей

   мере его обслуживание  вовлекается во  взаимодействие  с  функционированием

   всей национальной экономики и ее финансовой сферы.

      Обозначим   характер   взаимодействия    внешних    заимствований     с

соответствующими  сферами экономики  страны.  Прежде  всего,  важен  характер

опасности  чрезмерного  роста  внешнего  долга  с  позиций  государственного

бюджета,   денежно-кредитной   системы,   международной   кредитоспособности

страны.  Для  государственного  бюджета  в  3-х  звенном   кредитном   цикле

(привлечение,   использование,   погашение)   неблагоприятные     последствия

чрезмерного возрастания внешнего долга связаны в  основном  со  стадией  его

погашения; новые же займы  для текущего бюджетного периода,  наоборот,  сулят

возможность  ослабить  нагрузку  на  налоговые  и  другие  обычные  доходные

источники, позволяют более  гибко маневрировать на  всех  стадиях  бюджетного

процесса. В то же время неблагоприятно может  складываться  график  платежей

по  внешнему долгу. В  любом  случае  степень  и  последствия  взаимодействия

зависят главным образом  от  относительной  величины  накопившегося  внешнего

долга.

                             2. Внутренний долг

    Внутренний государственный  долг регулируется  законом “О государственном

долге  Российской  Федерации”  и  обслуживается  ЦБ  РФ.  Он  обеспечивается

активами, находящимися  в  распоряжении  Правительства  РФ  и  находится  на

обслуживании  в ЦБ РФ.  Российская  Федерация  не  несет  ответственности  по

долговым  обязательствам  субъектов  РФ  и  муниципальных  образований,  если

такие обязательства не были гарантированы  РФ .

    Внутренние долговые обязательства можно условно  разбить  на  рыночные,

существующие  в форме эмиссионных  ценных бумаг, и  нерыночные,  возникшие  по

итогам  исполнения федерального бюджета и выпущенные  в  счет  финансирования

образовавшейся  задолженности. Если  выпуск  и  обращение  первых  достаточно

регламентированы  и  включаются  в  программу  внутренних  заимствований  на

очередной финансовый  год,  то  вторые  выпускаются  регулярно  несмотря  на

принятие  соответствующих  законодательных  актов.

    К рыночным инструментам  можно  отнести  государственные  краткосрочные

облигации (ГКО), облигации федерального займа  с  переменным  и  постоянными

купонами  (ОФЗ),  облигации  федерального  государственного  займа   (ОГСЗ),

облигации внутреннего валютного  займа (« вэбовки»), к нерыночным  –  векселя

Минфина,  задолженность  центральному  банку  и  пр.  В  1996г.   внутреннее

финансирование  дефицита  федерального  бюджета  осуществлялось  в  основном

путем выпуска ГКО. В  целях увеличения срока  заимствования  и  уменьшения  %

ставок  в июле 1995г. были введены  в обращение облигации  федерального  займа

(ОФЗ). Технология размещения, обращения и   погашения  этих  бумаг  полностью

Информация о работе Бюджетный дефицит и методы его финансирования