Бюджетный дефицит и методы его финансирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 16:55, доклад

Описание работы

Работа по составлению бюджета во многом сводится к достижению соответствия
между доходами и расходами. Возможны три результата этой работы:
• сбалансированность — совпадение расходов бюджета и его доходов;
• профицит бюджета — превышение доходов бюджета над его расходами;
• дефицит бюджета — превышение расходов бюджета над его доходами.

Файлы: 1 файл

доклад по макроэкономике.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

совпадает с технологией  выпуска  ГКО,  поэтому  недостаток,  присущий  учету

расходов  по обслуживанию последних, в полной  мере  относится  и  к  данному

виду  ценных бумаг.

    Первая   попытка    российских   денежных    властей    создать     рынок

государственных ценных бумаг, как  известно, окончилась 17  августа  1998  г.

полным  провалом. Позитивная, по своей  сути,  идея  отхода  от  эмиссионного

финансирования  дефицита федерального бюджета посредством  предоставления  ЦБ

прямых  кредитов  правительству  и   их   замена   выпуском   ценных   бумаг

реализовалась в то, что позднее  было названо "пирамидой ГКО", а  в  конечном

итоге - системным финансовым  кризисом.  Российское  правительство  объявило

дефолт  по государственным  ценным  бумагам,  чем  были  вызваны  валютный  и

банковский  кризисы, а  Россия  фактически  оказалась  исключена  из  мировой

финансовой  системы.

    Существование рынка  внутреннего долга  не является уникальным  случаем  в

мировой практике  -  практически  все  страны  мира,  где  финансовая  сфера

присутствует  в  более  или  менее  оформленном  виде  и  имеются  хотя   бы

приблизительные  очертания  финансовых  рынков,  выпускают   государственные

ценные  бумаги. Практически  же уникальным случаем  является как раз  отказ  от

обслуживания  внутреннего долга, с учетом  возможности  его  монетизации  или

переоформления  во  внешние  ценные  бумаги.   Тем   не   менее   российское

правительство пошло в  августе  1998  г.  именно  на  такой  шаг,  что  было

обусловлено комплексом проблем,  накопившихся  в  результате  стратегических

(например,можно  выделить высокую   реальную  доходность  на  начальном  этапе

развития  рассматриваемого рынка) и тактических  ошибок денежных властей.

      К лету 1998 года  на выплаты по  ГКО/ОФЗ уходило  до 70% доходов бюджета.

Рефинансировать долг на  финансовом  рынке  было  невозможно,  а  на  резкое

снижение расходов бюджета не соглашалась  Гос.Дума.  В  результате  из  трех

известных  способов  решения  долговой  проблемы  –  увеличение   первичного

профицита  бюджета,  эмиссии  и  дефолта  правительство  выбрало  последнее.

Девальвация рубля, с одной  стороны, помогла  еще в  большей  степени  снизить

объемы  рублевых обязательств в долларовом выражении.

В  настоящее время, а также в ближайшие 3-4 года  (2000-2003  гг)  платежный

график  по государственному внутреннему  долгу  будет  во  многом  влиять  на

состояние  денежного  (рублевого)  предложения,   что,   в   свою   очередь,

предполагает  определение  роли  Правительства  в  регулировании   денежного

обращения.

Заявленный  Правительством уровень  сбалансированности  бюджета  на  ближайшие

годы  предполагает  превышение  выплат  по  внутреннему  долгу  над   суммой

средств, привлеченных с  финансового  рынка.  При  рациональном  подходе   к

возможностям  заимствований  с  внутреннего  рынка  по  ставкам,  превышающим

уровень инфляции не более, чем на 30-50%, денежное предложение (по  расчетам

Минфина РФ) с рынка внутреннего  долга составит  в  2000  году  –  около  100

млрд.рублей, в 2002 году – 87 млрд.рублей и в 2003 году – 78 млрд.рублей.  В

текущем году указанный  показатель  составит  около  80  млрд.рублей.  Такой

высокий уровень ожидаемого  поступления  средств  с  рынка  государственного

внутреннего  долга  связан,   прежде   всего,   с   погашением   в   течение

рассматриваемого  периода выпущенных в значительных объемах  в  1997-1998  гг.

с купонными расходами  от 12 до  20%  годовых.  Кроме  того,  это  связано  с

погашением, начиная с 2001 года, ОФЗ, выпущенных в  ходе новации, отказом  от

привлечения длинных,  дорогих  заемных  средств,  а  также  выплатами  через

систему внутреннего  долга  компенсационных  средств  по  долгам  Советского

Правительства, по обесцененным сбережениями в Сбербанке и  т.д.

На  1  января  2000  года  структура  внутренних  долговых  обязательств  РФ

выглядет  следующим образом:

|Вид  заимствований                            |Сумма, млн.руб      |

|Рыночные  займы и реструктурированные  ценные |526024,08           |

|бумаги                                      |                    |

|В   том числе:                               |                    |

|облигации федеральных займов с постоянным   |413024,08           |

|купонным  доходом (ОФЗ-ПД)                   |                    |

|облигации  федеральных займов  с фиксированным|108000,00           |

|купонным  доходом (ОФЗ-ФД)                   |                    |

|государственные  сберегательный заем         |5000,00             |

|Нерыночные  и целевые займы                   |45338,00            |

|Задолженность  по централизованным  кредитам, |23725,53            |

|переоформленная  в векселя Минфина            |                    |

|Государственные  гарантии и обязательства  по |53212,39            |

|авалям  векселей                             |                    |

|ИТОГО                                        |648300,00           | 

                               3. Внешний долг

По  показателю  «внешний  долг/ВВП»  Россия  находится  в   числе   наиболее

проблемных  стран, хотя до кризиса  это  соотношение  составляло  всего  30%.

Объем ее внешних обязательств гораздо выше,  чем  аналогичные  показатели  в

таких странах – экспортерах нефти, как  Венесуэла  и  Мексика.   Но  если  в

других  странах   показатель   общей   внешней   задолженности   значительно

превышает государственные  обязательства, то в  России  это  не  так.  Частный

сектор  фактически  не  имеет   внешней   задолженности,   что,   во-первых,

свидетельствует  о  слабой   инвестиционной   привлекательности   российской

промышленности,  а  во-вторых,  о  том,   что   внешний   долг   не   играет

положительную  роль  в  поддержании  экономического  роста,  т.к.  почти  не

используется  для финансирования инвестиций (табл.1)

|Таблица  1. Государственный  внешний долг стран  emerging markets   |

|Страна         |Государственный  внешний долг                    |

|               |млрд.долл.     |% от ВВП       |% от экспорта  |

|Индонезия      |145,0          |91,4           |293,1          |

|Бразилия       |385,6          |75,2           |803,0          |

|Россия         |156,0          |68,5           |160,7          |

|Таиланд         |75,6           |611            |106,8          |

|Аргентина       |121,7          |43,0           |522,0          |

|Венесуэла       |38,1           |37,5           |182,3          |

|Мексика         |107,2          |22,4           |78,5           |

|Источник: МВФ, оценки Альфа-банка                                 | 
 

Несмотря  на увеличение доходов  российского бюджета  в % от ВВП, в  долларовом

выражении они только сейчас выходят на докризисный  уровень.  Таким  образом,

если  объемы выплат по внешним  долгам  в  1998  и  1999  гг.  в  номинальном

выражении почти не отличались, то их доля в бюджетных доходах  составила  31

и  45%.  Кроме  того,  увеличение  бюджетных  доходов  происходит  на   фоне

исключительно благоприятной конъюнктуры, и ее ухудшение  в  дальнейшем  может

привести  к снижению платежеспоспобности правительства (см.график)

            Доходы федерального  бюджета РФ (1998 –  июль 2000 гг)

                            (Источник: МинфинРФ) 

До   кризиса   система   фиксированного   валютного    курса    обеспечивала

относительную  предсказуемость  расходов  по  обслуживанию  внешнего  долга.

Девальвация  и  переход  к  плавающему  курсообразованию  сделали,  с  одной

стороны,  объемы  ежегодных  выплат   менее   прогнозируемыми   в   рублевом

выражении.

После  финансового  кризиса  внешний  долг российского правительства   был

фактически  разделен  на  две  категории.  В   первую,   которая   подлежала

обслуживанию, попали все кредиты, взятые в период  с  1991  года  собственно

Россией: это были обязательства  перед МВФ и  Всемирным Банком,  еврооблигации

и  двусторонние  кредиты  российского  правительства.  Во  вторую  –  долги,

унаследованные  Россией  от  Советского  Союза,  по  которым   правительство

отказалось  платить в полном объеме, это были обязательства  перед  Парижским

(в  котором все вопросы решаются  исходя  из  политической  точки  зрения)  и

Лондонским (куда входят в основном зарубежные банки-кредиторы,  все  вопросы

решаются  исходя из чисто коммерческого  подхода)клубами,  а  также  ОВВЗ  3-й

серии.

По  состоянию  на  сентябрь  2000 года  полностью решен вопрос  только  с

кредиторами  Лондонского  клуба.  В  феврале  2000  года  после   длительных

переговоров  правительству  РФ  удалось  достичь  договоренности,   согласно

которой из 32 млрд.долл.  российского  долга  этой  организации  списывалось

33%, а  оставшаяся  часть  переоформлялась   в  российские  еврооблигации   со

сроками  погашения  10  и  30  лет  соответственно.  Как  ни   странно,   но

Информация о работе Бюджетный дефицит и методы его финансирования