Бюджетный дефицит: сущность, причины, методы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2015 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Для каждого человека главное в жизни – обеспечить себя и своих близких всем необходимым для нормального существования. Универсальным средством платежа и всеобщим эквивалентом стоимости являются деньги. Для того чтобы достичь самой главной цели человеку приходится нести денежные траты – одним словом расходы. Безусловно, величина расходов зависит от величины доходов. Поэтому мы и стараемся получать доходы, которые соответствовали бы нашим расходам. Или наоборот, пытаемся тратить меньше. Когда же расходы начинают превышать доходы (а это бывает в каждой семье) появляется дефицит денег. Каждый решает для себя эту проблему по-разному. Либо добивается увеличения доходов, либо снижения расходов, либо берет денег взаймы. Все вышеописанное относится к так называемому микроуровню экономики.

Файлы: 1 файл

Бюджетный дефицит сущность, причины, методы управления.doc

— 1.75 Мб (Скачать файл)

 

1.4. Источники финансирования бюджетного дефицита.

1. В соответствии со статьей 94.1 БК РФ в состав источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

  • разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;
  • разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
  • разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами кредитных организаций;
  • разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами международных финансовых организаций;
  • изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года;
  • иные источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета.
  • В состав иных источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:
  • поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации;
  • поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, уменьшенные на размер выплат на их приобретение;
  • курсовая разница по средствам федерального бюджета;
  • объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;
  • разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации;
  • разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации;
  • разница между суммой средств, полученных от возврата бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), предоставленных внутри страны, и суммой предоставленных внутри страны бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований);
  • разница между суммой средств, полученных от возврата предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов (ссуд), и суммой предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов;
  • прочие источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета.

2. В соответствии со статьей 94.2 БК РФ в состав источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются[2]:

  • разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;
  • разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), с учетом средств, перечисленных из федерального бюджета российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга Российской Федерации, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц;
  • разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами кредитных организаций.
  • В состав иных источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:
  • объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;
  • разница между средствами, поступившими в федеральный бюджет в погашение основного долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, и средствами, направленными на предоставление государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;
  • прочие источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета.

3. В соответствии со статьей 95.1 БК РФ в состав источников внутреннего финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации включаются:

  • разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;
  • разница между полученными и погашенными субъектом Российской Федерации в валюте Российской Федерации кредитами кредитных организаций;
  • разница между полученными и погашенными субъектом Российской Федерации в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными бюджету субъекта Российской Федерации другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
  • разница между полученными и погашенными субъектом Российской Федерации в иностранной валюте бюджетными кредитами, предоставленными Российской Федерацией в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);
  • разница между полученными и погашенными субъектом Российской Федерации в валюте Российской Федерации кредитами международных финансовых организаций;
  • изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации в течение соответствующего финансового года;
  • иные источники внутреннего финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
  • В состав иных источников внутреннего финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации включаются:
  • поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации;
  • курсовая разница по средствам бюджета субъекта Российской Федерации;
  • объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий субъекта Российской Федерации в валюте Российской Федерации, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий субъекта Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;
  • объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий субъекта Российской Федерации в иностранной валюте, предоставленных Российской Федерации в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований), в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий субъекта Российской Федерации ведет к возникновению прав регрессного требования гаранта к принципалу;
  • объем средств, направляемых на погашение иных долговых обязательств субъекта Российской Федерации в валюте Российской Федерации;
  • разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации юридическим лицам бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации юридическим лицам бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации;
  • разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации.

4. В соответствии со статьей 95.2 БК РФ в состав источников внешнего финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации включаются:

  • разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;
  • разница между полученными и погашенными субъектом Российской Федерации кредитами иностранных банков в иностранной валюте;
  • иные источники внешнего финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
  • В состав иных источников внешнего финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации включаются:
  • объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий субъекта Российской Федерации в иностранной валюте, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий субъекта Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;
  • объем средств, направляемых на погашение иных долговых обязательств субъекта Российской Федерации в иностранной валюте.

5. В соответствии со статьей 96.1 БК РФ в состав источников внутреннего финансирования дефицита местного бюджета включаются:

  • В состав источников внутреннего финансирования дефицита местного бюджета включаются:
  • разница между средствами, поступившими от размещения муниципальных ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;
  • разница между полученными и погашенными муниципальным образованием кредитами кредитных организаций в валюте Российской Федерации;
  • разница между полученными и погашенными муниципальным образованием в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными местному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
  • разница между полученными в иностранной валюте от Российской Федерации и погашенными муниципальным образованием бюджетными кредитами, предоставленными в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);
  • изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета в течение соответствующего финансового года;
  • иные источники внутреннего финансирования дефицита местного бюджета.
  • поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципального образования;
  • курсовая разница по средствам местного бюджета;
  • объем средств, направляемых на исполнение гарантий муниципального образования в валюте Российской Федерации, в случае, если исполнение гарантом муниципальных гарантий ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;
  • объем средств, направляемых на исполнение гарантий муниципального образования в иностранной валюте, предоставленных Российской Федерации в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований), в случае, если исполнение гарантом муниципальных гарантий ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу;
  • объем средств, направляемых на погашение иных долговых обязательств муниципального образования в валюте Российской Федерации;
  • разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из местного бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из местного бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации;
  • разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из местного бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из местного бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации[2].

 

ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ДИНАМИКИ И КАЧЕСТВА БЮДЖЕТНЫХ ДЕФИЦИТОВ СУБЪЕКТОВ РФ.

Минрегионразвития отметил рост консолидированного долга субъектов РФ, который на 1 января 2014 года составил 1 738 млрд. руб. Расходы консолидированных бюджетов, по представленным Слюняевым данным, выросли на 6%, а их рост был зафиксирован в 74 субъектах. За январь-декабрь 2013 года был отмечен дефицит бюджета в 77 регионах, тогда как в 2012 году - в 67 регионах. По понятным причинам сумма консолидированного долга субъектов РФ за 2013 год в размере 1,7 трлн. руб. выглядит шокирующе, как и количество регионов с отрицательными балансами – 77 из 83 (93% всех субъектов РФ).

Однако, очевидно, качество долгов регионов страны крайне неоднородно, как и их «вклады» в общий объем сложившегося в 2013 году бюджетного дефицита. Так, например, только дефицит бюджета Москвы составил в 2013 году более 200 млрд. руб.19, однако на фоне кратно более высоких доходов столичного бюджета обслуживание такого долга не является для города неразрешимой проблемой.

Кроме того, основной массив бюджетного дефицита субъектов РФ (даже без учета доминирующей роли Москвы в этом процессе) приходится на сравнительно небольшое количество регионов (см. далее), в то время как большинство добавляют в общую «копилку» подчас значительно менее одного процента.

В контексте озвученных фактов необходимо сразу отметить, что, безусловно, фактор абсолютных и относительных величин и в рассматриваемом вопросе имеет высокое значение.

Роль Москвы и Санкт-Петербурга в определении величин годовых и совокупного дефицитов регионов РФ (и, соответственно, искажение, которое привносит их учет в любые расчеты) хорошо видны из таблицы:

Возвращаясь к другим крупным регионам – наиболее значительным «дольщикам» регионального бюджетного дефицита, отметим, что:

  1. В 2014 году более половины (51,4%) оставшегося после вычета Москвы и Санкт-Петербурга долга придется на 18 регионов;
  2. В 2015 году «концентрация» дефицита усилится – 51,33% на 16 регионов;
  3. В 2016 году, согласно принятым в 2013 году региональным бюджетам, на те же 16 регионов придется уже 51,81%.

Таким образом, если условно определить 20 ведущих «провинциальных» регионов по уровню совокупного дефицита бюджета за 2014-2016 годы, то на их долю придется 57,10% всего генерируемого оставшимися 81 субъектами долга.

Как видно, список комплектуют промышленно развитые регионы либо регионы, в которых есть крупные и крупнейшие города или так называемые «города-миллионники». То есть фактически вопрос можно было бы свести к простому масштабированию региональных бюджетов в зависимости от экономического значения субъекта РФ с пропорциональным ростом дефицита. Последний и мог бы объясняться возросшими социальными обязательствами региональных властей.

Стратегия последовательного сокращения дефицита

Примечание: Здесь и далее приводится анализ динамики дефицитов бюджетов представленных в «Таблице 2» 20 регионов, лидирующих по величине абсолютного дефицита в 2014-2016 годах. Амбициозным планам Москвы по снижению уровня дефицита бюджета статистически следуют семь регионов:

 

Фактически, однако, содержание заявленных цифр от региона к региону крайне неоднородно. Безусловно, выделяются планы Московский области и Республики Башкортостан. Первый из регионов и вовсе планирует за три года более чем в пять раз снизить уровень дефицита бюджета. На динамике дефицита Краснодарского края положительным образом обещает сказаться закрытие олимпийского проекта и, как следствие, - кратное сокращение инвестиционных статей расходной части бюджета.

Финансовые показатели регионов, «окруживших» тройку «лидеров» в таблице, имеют разную природу. Так, несмотря на сдержанную динамику Ленинградской области, регион, в целом, имеет низкую долговую нагрузку, в связи с чем может позволить себе консервативный план по ее снижению. Напротив, в случае с Новосибирской областью речь идет о достаточно «закредитованном» в сравнении с собственной доходной базой регионе24. В связи с этим заявленное снижение дефицита в 2014-2016 годах может носить несколько формальный характер и, вероятно, впоследствии пересмотрено.

2013 год Ямало-Ненецкий автономный  округ закончил с дефицитом  в 20,9 млрд. руб., заняв 11 место по этому  показателю. Однако уже в 2014 году дефицит должен снизиться до 9,6 млрд., на следующий год – до 5,1 млрд., а к 2016 году бюджет ЯНАО и вовсе призван стать бездефицитным. В результате, по совокупным итогам 2014-2016 годов регион может подняться сразу на 25 позиций в списке наиболее финансово устойчивых регионов, а по итогам 2016 года - и вовсе войти в избранный список безубыточных регионов. В дефицитную «двадцатку» в 2013 году с показателем 36,6 млрд. руб. вошла и Тюменская область. Однако плановая динамика ее дефицита в 2014-2016 годах – 4,4 млрд., 1,8 млрд., 0 (бездефицитный бюджет) соответственно. Как следствие – по совокупным показателям 2014-2016 годов скачок сразу на 60 позиций (и также возможный выход в зону безубыточности через три года).

На этом фоне ХМАО с заявленными финансовыми показателями обещает остаться в числе самых «дефицитообразующих» регионов РФ Отметим, что такая ситуация вызывает вопросы не только на фоне резко положительной динамики ЯНАО и Тюменской области (имеющих во многом схожий с ХМАО социально-экономический портрет), но и того, что Югра долгое время оставалась одним из немногих регионов-доноров РФ.

 

Стратегия наращивания дефицита

Информация о работе Бюджетный дефицит: сущность, причины, методы управления